Роль бюджета государства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – показать роль бюджета государства в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность и понятие бюджета и бюджетной системы, принципы и функции бюджета государства,
2. Показать роль бюджета государства в национальной экономике на примере Российской Федерации.
3. Определеить направления совершенствования бюджетных отношений в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Экономическая сущность и функции государственного бюджета…………5
2. Роль бюджета в национальной экономике……………………………….....10
3. Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федера-ции………………………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

khor (1).doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

 

Расходы бюджета – это главный инструмент, стимулирующий развитие экономики.

Государство всё больше начинает вкладывать в социальную сферу  общества – это происходит потому что демографическая ситуация в  стране такова, что ежегодно население  России сокращается в среднем от 200-300 тыс., человек.

Поддержка со стороны государства  семей при рождении второго ребёнка  составляет в 2008 году  267 500 рублей. Правительство в связи со сложившейся экономической ситуацией приняло решение внести изменения в ФЗ-256 о материнском капитале. Дать возможность использовать этот капитал на погашение ипотечных кредитов. Эта норма должна заработать с 1 января 2009 года.  Также с  2007 года государство начало компенсировать родителям часть расходов по оплате детских садов. Компенсация на первого ребенка составляет 20% от оплаты, на второго - 50%, и третьего и последующих - 70%. Общий размер финансирования этой программы в 2009 году должен составить 9,5 млрд. рублей.

Увеличение до 2 млн. рублей налогового вычета для граждан при приобретении жилья.

С 1 апреля 2008 года проведена индексация базовой части трудовой пенсии на 7% и с 1 августа повышение на 14,6%, в 2009 году с 1 апреля также предусмотрена индексация на 6,8% и с 1 октября повышение на 18,2 процента. Указанные меры позволят к 1 апреля 2010 года довести средний размер пенсий до 5 105 рублей, или с увеличением в 1,7 раза к уровню текущего года [7, С. 3].

В 2008-2009 году планируется направить 13 млрд. рублей на оснащение федеральных медицинских учреждений современным высокотехнологичным медицинским оборудованием.

Государство направляет большие ассигнования и в реальный сектор экономики. Расходы федерального бюджета в 2008 году составят 6570,3 млрд. руб., или 18,8% ВВП, что на 0,9 п.п. ВВП больше, чем в текущем году.

Непроцентные расходы федерального бюджета в 2008 году в реальном выражении увеличатся на 12,4% (несмотря на снижение доходов в реальном выражении на 6,1%) и составят 18,2% ВВП, что на 0,4 процентных пункта ВВП выше, чем в 2007 году (закон). В 2008-2010 годах непроцентные расходы составят в среднем 18,0% ВВП против 16,0% в 2005-2007 годах.

  В соответствии с Посланием  Президента Российской Федерации   Федеральному Собранию Российской Федерации в 2007 году предусматривается направить:

  • в специальный фонд для эффективной работы по реформированию ЖКХ средства в объеме 250 миллиардов рублей;
  • 300 миллиардов рублей на капитализацию институтов развития, прежде всего Банка развития, Инвестиционного фонда, Российской венчурной компании и других;
  • 100 миллиардов рублей на развитие улично-дорожной сети, то есть на благоустройство российских городов;
  • 130 миллиардов рублей в управление специально создаваемой Российской корпорации нанотехнологий.

Непроцентные расходы федерального бюджета возрастут в 2008 году на  1075,7 млрд. рублей по сравнению с 2007 годом (закон). Значительная часть прироста государственных непроцентных расходов направлена на повышение жизненного уровня работников организаций бюджетной сферы, федеральных государственных служащих, военнослужащих и приравненных с ним лиц, а также на повышение уровня жизни пенсионеров и других граждан, в отношении которых на федеральном уровне существуют финансовые обязательства. [7, С. 5].


Расходы на национальную экономику в 2008 году по сравнению  с текущим годом возрастут на 221 млрд. рублей, на национальную оборону – 137,6 млрд. рублей, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 108,3 млрд. рублей, на социальную политику – на 57,4 млрд. рублей. При этом расходы на национальную экономику увеличиваются на 44%, на социальную политику – на 27%, на национальную оборону и национальную безопасность – на 17 и 16% соответственно, на культуру, кинематографию и СМИ – на 22%.

В целом за 3 года расходы  на национальную оборону и национальную безопасность увеличатся на 369 и 337 млрд. руб. (45 и 51% соответственно), на социальную политику – на 212 млрд. руб. (98%), на здравоохранение и спорт – на 68 млрд. руб. (33%), на образование – на 63 млрд. руб. (23%).

В 2008-2010 годах продолжится  устойчивый рост заработной платы в бюджетной сфере. К началу 2011 года планируется соответствие МРОТ прожиточному минимуму трудоспособного человека. Изменение методологии МРОТ приводит к необходимости, начиная с конца 2007 года, поэтапного перехода на системы оплаты труда, отличные от применяемой сегодня Единой тарифной сетке.

Продолжится последовательное увеличение денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц.

В 2008-2010 годах  планируется дальнейшее повышение окладов по воинской должности (должности) и воинскому (специальному) званию: с 30 сентября 2008 года - на 15% и с 1 августа 2009 года - на 6,8 процента, с 1 января 2010 года - на 6,5 процента [12, С. 12].

В 2008-2010 годах продолжится  реализация приоритетного национального проекта «Образование».

Целью политики в сфере образования на этот период будет являться ускорение модернизации российского образования, стимулирование повышения доступности качественного образования (повышение качества профессионального образования, обеспечение доступности качественного общего образования; развитие современной системы непрерывного профессионального образования), обеспечение развития его инновационного характера, переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг в целях создания условий для повышения качества «человеческого капитала» и конкурентоспособности страны. Бюджетные ассигнования на данный проект составят в 2008 году 42,8 млрд. руб., в 2009 году – 21,1 млрд. рублей.

В 2008-2009 гг. в его рамках свыше 800 тыс. классных руководителей будут получать доплаты в размере 1000 рублей в месяц, 10 тыс. лучших учителей получат ежегодное поощрение в размере 100 тыс. рублей, 5350 юношей и девушек в возрасте от 14 до 25 лет получат 1250 премий в размере 60 тыс. рублей и 4100 премий в размере 30 тыс. рублей [12, С. 9].

В среднесрочной перспективе  продолжится реализация приоритетного национального проекта «Здоровье». Целью политики в сфере здравоохранения на 2008-2010 годы будет являться повышение доступности и качества медицинской помощи, прежде всего в первичном звене здравоохранения, усиление профилактической направленности здравоохранения. Средства, выделяемые из федерального бюджета, составят в 2008 году 85,9 млрд. руб., в 2009 году – 91,5 млрд. рублей.

В 2007 году высокотехнологичная медицинская помощь будет оказана 170 тыс. человек, в 2008 году - 195 тыс. человек и в 2009 году – 220 тыс. человек. Расходы на эти цели за 3 года увеличатся в 1,5 раза.

В 2007-2009 гг. в рамках проекта продолжат  получать выплаты более 80 тыс. врачей общей практики, участковых терапевтов, педиатров и около 90 тыс. медицинских сестер, 11,2 тыс. врачей, фельдшеров и медицинских сестер фельдшерско-акушерских пунктов и скорой медицинской помощи, пройдут дополнительную профессиональную подготовку 24 тыс. врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров.

Продолжится реализация приоритетного национального  проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России".

Расходы федерального бюджета в рамках проекта увеличатся по сравнению с 2007 годом в 1,3 раза в 2008 году и в 1,4  раза – к 2010 году.

В результате будет обеспечено жильем более 100 тысяч семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих  увольнению, граждан уволенных с военной службы, участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, вынужденных переселенцев, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним  местностей. Предусматриваются бюджетные ассигнования для получения бюджетных субсидий гражданам – инвалидам I, II группы и инвалидам с детства, выезжающим из районов крайнего севера.

В рамках подпрограммы "Обеспечение  жильем молодых семей" будут предоставлены  квартиры более  110  тыс. семей. [13, С. 8].

По заимствованиям ОАО  «Агентство по ипотечному жилищному  кредитованию» будут предоставлены государственные гарантии Российской Федерации в размерах 28,0; 36,0 и 44,0 млрд. рублей в 2008-2010 годах соответственно. В предстоящий трехлетний период усилия Агентства будут направлены на повышение доступности для населения ипотечных кредитов путем снижения процентной ставки.

 Дополнительным параметром, повышающим доступность жилья,  является снижение размера первоначального взноса с 30% до 10%.

Существенно возрастут расходы на науку. В проекте федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года расходы на науку гражданского назначения определены в следующих объемах: 2008 год – 119,3 млрд. рублей, 2009 год – 139,8 млрд. рублей и 2010 год – 173,7 млрд. рублей.

Приоритетным направлением бюджетных расходов остается развитие транспортной  инфраструктуры.

Расходы федерального бюджета на дорожное хозяйство по оценке составят в 2008 г. более 249,0 млрд. рублей, а  в 2009 г. - более 260 млрд. рублей.

В соответствии с федеральной  целевой программой  "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 г.)" в 2008-2009 гг. будет построено 9,3 тыс. км. автодорог, проведена реконструкция и ремонт 45,5 тыс. км. автодорог [13, С. 10].

С учетом положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года расходы на развитие транспорта возрастут.

В полном объеме будет  обеспечена реализация федеральных  целевых программ и непрограммной  части ФАИП.

Бюджетные ассигнования (без учета расходов по национальным проектам), направляемые на реализацию федеральных целевых программ, непрограммную часть федеральной адресной инвестиционной программы, на государственную поддержку малого предпринимательства предусмотрены в объеме: 2008 год – 869,4 млрд. рублей, 2009 год – 923,8 млрд. рублей, 2010 год – 682,4 млрд. рублей.

Объем ассигнований на реализацию федеральных целевых программ составляет: в 2008 году – 671,4 млрд. рублей, в 2009 году -   724,0 млрд. рублей, в 2010 году – 499,1 млрд. рублей.

Предусмотрены средства для повышения устойчивости обеспечения населения и экономики электроэнергией. В 2008-2009 гг. из федерального бюджета в уставные капиталы системообразующих организаций электроэнергетики ("Федеральная сетевая компании Единой энергетической системы", "Федеральная гидрогенерирующая компания", "Системный оператор – Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы") будет направлено 30,0 млрд. рублей в 2008 году и 60,0 млрд. рублей в 2009 году.

Предусмотрено финансирование мер по поддержке авиастроения. В целом на поддержку авиационной сферы в 2008-2010 годах будет направлено 21,3 28,4 и 34,1 млрд. руб. соответственно. На поддержку судостроения в 2008-2010 годах будет направлено 2,1 2,9 и 4,4 млрд. руб. соответственно.

В полном объеме будет  финансироваться демографическая программа. Общие расходы на реализацию основных мероприятий по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации, изложенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, составят: 43,9 млрд. рублей - в 2008 году; 47,6 млрд. рублей - в 2009 году; более 90 млрд. рублей - в 2010 году (с учетом расходов на предоставление материнского (семейного) капитала).

Трансферты внебюджетным фондам возрастут с 3,5% ВВП в 2007 году до 4,1% ВВП в 2010 году, расходы на общегосударственные  вопросы сократятся с 2,1% до 1,8%, на национальную экономику – с 1,6% до 1,2%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Совершенствование  бюджетных отношений в Российской  федерации

 

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимодействуют в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

 Межбюджетные  отношения основываются на следующих  принципах:

- распределения  и закрепления расходов бюджетов  по определенным

уровням бюджетной  системы РФ;

- разграничения  регулирующих доходов по уровням  бюджетной системы Российской Федерации;

- равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

- выравнивания  уровней минимальной бюджетной  обеспеченности

субъектов РФ, муниципальных  образований;

- равенства  всех бюджетов РФ во взаимоотношениях  с федеральным

бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с

бюджетами субъектов  федерации. [1, ст. 224]

Исходя из этих принципов, можно сказать, что в  основе межбюджетных отношений в России лежит бюджетный федерализм, т.е., бюджетные взаимоотношения центра и регионов. В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закреплённых и регулирующих доходов, дотаций, субвенций и кредитных ресурсов.

Закреплённые  доходы – это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты.

Регулирующие  доходы – средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закреплённых доходов для покрытия его расходов.

Дотации – средства, передаваемы из вышестоящего бюджета в твёрдой сумме для балансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.

Субвенции – средства, передаваемы из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия.

Кредитные ресурсы – средства, передаваемые на кредитной основе, должны быть возвращены с процентами и без них.

Информация о работе Роль бюджета государства в Российской Федерации