Роль бюджета государства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – показать роль бюджета государства в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность и понятие бюджета и бюджетной системы, принципы и функции бюджета государства,
2. Показать роль бюджета государства в национальной экономике на примере Российской Федерации.
3. Определеить направления совершенствования бюджетных отношений в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Экономическая сущность и функции государственного бюджета…………5
2. Роль бюджета в национальной экономике……………………………….....10
3. Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федера-ции………………………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

khor (1).doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

Главной проблемой  российского бюджетного федерализма  является его низкая эффективность. Одной из основных причин этого является очень значительная дифференциация регионов по уровню доходов. Так по оценке Министерства финансов, 66% всего налогового потенциала страны сосредоточено в 12 субъектах РФ. Получается, что эти 12 субъектов получают на своей территории две трети всех налогов страны, а 76 субъектов – одну треть [13, С. 33].

Углубление  горизонтальной дифференциации по доходам  способствует увеличению объема средств, необходимых для подтягивания регионов до среднероссийского уровня. Так как межрегиональная дифференциация усиливается, то всё больший объем ресурсов будет уходить в бедные регионы. Существующая методика выделения трансфертов приводит к тому, что при сокращении собственных бюджетных доходов субъект Федерации имеет больше прав на получение средств из федерального бюджета.

Существующий механизм выделения трансфертов поощряет регионы к уменьшению их доходной базы. Принцип выравнивания расходов при отсутствии стимулов к увеличению собственных доходов обусловливает усиление иждивенческих настроений в регионах.

В таких условиях необходимы коренные изменения трансфертной политики, направленные на повышение финансовой самостоятельности и ответственности регионов, поощрение их собственных усилий в преодолении бюджетного кризиса, наращивании доходной базы как регионального, так и федерального бюджета, ускорении социально-экономических реформ [12, 64].

Для повышения  заинтересованности регионов в наполнении федерального бюджета доходами должна быть установлена прямая зависимость получения из федерального центра финансовой помощи от степени выполнения задания по мобилизации доходов в федеральный бюджет.

Федеральный центр должен разработать и довести до регионов рекомендации по программам бюджетного оздоровления, следование которым будет важнейшим условием выделения финансовой помощи. Основными параметрами при этом должны стать:

- доля приоритетных расходов (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и пр.) в расходах регионального бюджета;

- доля населения в оплате жилищно-коммунальных услуг и общественного транспорта;

- наличие административного контроля цен;

- предельные  бюджетные заимствования и объем  налоговых освобождений и льгот. [17, 52]

Оздоровлению  региональных бюджетов должно способствовать упорядочение бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета, их соответствие федеральному классификатору, консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов, казначейское исполнение бюджетов.

Важным условием нормального функционирования межбюджетных отношений является финансовый контроль со стороны федерального центра за правильным и целесообразным расходованием средств региональных бюджетов. Логическим развитием вышесказанного может стать требование обязательного подтверждения соответствующими органами власти фактической результативности использования ранее выделенных средств. Такие официальные подтверждения могли бы быть дополнительными основаниями для получения очередной порции средств поддержки. При этом важно не полное расходование полученных средств, а именно результативность их использования для улучшения или стабилизации в регионе по конкретным параметрам (снижение уровня бедности, рост числа рабочих мест и т.д.).

Большое значение для модернизации межбюджетных отношений  имеет изменение предмета государственной финансовой поддержки. Им должно стать не расплывчатое «социально-экономическое развитие региона», а конкретные задачи, которые можно решить с осязаемыми результатами в установленные сроки и за счет выделенных средств федерального бюджета, консолидированных с ресурсами региона.

Инициатива  по решению таких задач, равно  как и готовность взять на себя всю ответственность за целевое  использование бюджетных средств  и за достижение заявленных результатов, должна исходить от потенциальных получателей поддержки – руководства субъектов Федерации и муниципальных образований [14, С. 3].

Для совершенствования межбюджетных отношений  можно выделить следующее:

1. Не предоставлять финансовую помощь субъектам РФ, имеющим профицит собственного бюджета.

2. Оказывать поддержку субъектам РФ таким образом, чтобы не лишать их стимулов к развитию собственных доходных  источников.

3. Упорядочить  схему группировки территорий  по экономическим районам с учётом их экономического потенциала и природных условий.

4. Создать эффективный механизм предоставления инвестиций для выравнивания уровней социально-экономического развития регионов.

Согласно концепции  о повышении эффективности межбюджетных отношений  в 2009-2010 гг., можно выделить следующее:

1.Приведение расходных  обязательств в соответствии с разграничением полномочий. Т.к., ежегодное число передаваемых полномочий РФ субъектам РФ увеличивается. Такая передача полномочий подкрепляется необходимыми финансовыми ресурсами. Но, существует проблема в том, что региональные власти не заинтересованы в исполнении обязательств бюджета другого уровня.

Существует необходимость  пересмотра сложившейся системы  разграничения полномочий с целью уменьшения числа делегируемых полномочий, а также закрепить за каждым уровнем власти те полномочия, которые могут быть наиболее эффективно выполнены данным уровнем власти.

2.Формирование стимулов  к увеличению доходной базы  бюджетов субъектов РФ и муниципальных  образований. Разграничение налоговых источников между Федерацией и регионами в настоящее время нецелесообразно, оно соответствует текущему развитию России. Перспективным источником формирования доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов является налог на недвижимость.

Необходимо создать  на федеральном уровне законодательные  условия, позволяющие региональным властям разрабатывать и применять собственные механизмы повышения стабильности бюджетной системы и проводить антициклическую финансовую политику.

Предполагается создание специальных Фондов на региональном уровне  при поддержки Федерации в плане организации таких фондов, но финансовая составляющая пополнения этих фондов будет возложена на регионы, использование которых будет возможным только при наступлении неблагоприятных периодов, с перебоями в финансировании, при неблагоприятной коньюктуре.

Важным шагом стало  также закрепление доходных источников за бюджетами различных уровней. Также в целях сокращения бюджетной асимметрии положениями переходного периода за субъектами РФ закреплено право устанавливать в пределах 30% отчислений от налога на доходы физических лиц. Соответственно – это приведёт к сокращению расходов вышестоящих бюджетов на выравнивание бюджетной обеспеченности местных бюджетов, а также снизится уровень бюджетной асимметрии.

3. Совершенствование  механизмов предоставления межбюджетных трансфертов региональным и местным бюджетам.

Т.е., консолидация отдельных  узконаправленных каналов предоставления средств Федерального бюджета с  целью стимулирования модернизации соответствующих отраслей социальной сферы.

Объединение ряда субсидий, администратором которых является Федеральный центр, преимущественно в одну. Внесение в законодательство изменений, направленных на увеличение прозрачности и предсказуемости межбюджетных трансфертов между Федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации.

4.Повышение качества  финансового менеджмента региональных  и муниципальных финансов.

Условием, обеспечивающим надлежащее качество финансового менеджмента, может быть расширение бюджетных возможностей для субъектов Федерации и муниципалитетов. По завершении года должен быть составлен рейтинг качества финансового менеджмента, в котором субъекты РФ подразделяются на три группы: с высоким, надлежащим, требующим санации финансового менеджмента. Все эти данные должны предоставляться в соответствии с правовым актом Правительства РФ не менее чем за полугодие до начала очередного финансового года, с целью возможности их учёта на стадии бюджетного планирования.

Для муниципальных образований  в субъектах РФ должны быть установлены  стимулы к повышению эффективности использования бюджетных средств и формированию заинтересованности органов местного самоуправления в повышении доходов местных бюджетов. В этих целях Минфином предполагается проведение конкурсов в сфере реформирования муниципальных финансов. Качество финансового менеджмента будет учитываться Минфином РФ при формировании рейтинга субъектов РФ.

 Представляется возможным с 2009г., законодательно закрепить дополнительные возможности и ограничения для субъектов РФ не только в зависимости от дотационности, но и от качества управления региональными финансами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, как  экономическая  категория, государственный бюджет отражает сложные процессы по поводу движения централизованных денежных средств, направляемых для удовлетворения общественных потребностей.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя  в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Реализация основных идей, заложенных в проекте бюджета  на следующий год, позволит существенно укрепить всю государственную вертикаль власти, которая очень пострадала за годы хронического недофинансирования. Если государство начнет выполнять свои обязательства, станет платить по долгам, это будет убедительным примером для всего общества.

Процесс преобразования бюджетной системы – сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее, начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит ни много, ни мало – будущее всей российской экономики, будущее России.

В первом разделе «Экономическая сущность и функции бюджета государства» курсовой работы выделили, что, сущность и значение бюджета характеризуется экономическими отношениями в обществе, а финансовые ресурсы нужны органам власти для выполнения своих функций. Бюджет государства, является главным источником исполнения расходных обязательств государства, воздействует на экономику, финансирует её, стимулирует посредством государственных инвестиций развитие приоритетных национальных проектов имеющих высокое значение для государства и экономики, обеспечивает социальную поддержку наименее защищённым слоям населения.

Второй раздел « Роль бюджета государства в национальной экономике», посвящён формированию доходной части бюджета, а также исполнения функций государства посредством расходования финансовых ресурсов их эффективному использования в интересах общества. Основной задачей бюджета государства является характеристика его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики, анализируя действующую практику бюджетных отношений.

 

 

В третьем разделе « Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации» рассмотрев, проанализировали  предложения по дальнейшему развитию бюджетных отношений в РФ на среднесрочную перспективу и обосновали направленность их дальнейшего совершенствования. Бюджет позволяет государству точечно воздействовать на проблему, в частности создавать условия для повышения качества жизни Россиян за счёт повышения расходов на социальную сферу, развития экономики и обеспечения национальной безопасности за счёт инвестиций государства, адресной помощи некоторым экономическим субъектам.

Вывод: Благодаря бюджету государство сосредотачивает огромное количество финансовых ресурсов в своих руках, в дальнейшем направляя эти финансовые ресурсы в различные отрасли экономики. Соответственно посредством этого государство может воздействовать на экономические процессы в стране

С его помощью государство  в процессе перераспределения национального дохода может изменить структуру производства, влиять на результаты хозяйственной деятельности, осуществлять социальные преобразования и т.д.

Информация о работе Роль бюджета государства в Российской Федерации