Роль денежно-кредитной политики в стабилизации экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.
В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает центральный эмиссионный банк государства. В некоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США, например - Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, центральный банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...
1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики…………………………….
2 Передаточный механизм и виды денежно-кредитной политики……………….
3 Особенности и эффективность денежно-кредитной политики РБ в условиях реформирования экономики………………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………………...
Список используемой литературы………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсоавая.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

Следует учитывать также тот факт, что центральный банк в странах с рыночной экономикой более независим, чем большинство правительственных учреждений, что позволяет ему проводить политику твердого курса. Он чётко придерживается установленных параметров, не нарушая их при изменении текущей экономической конъюнктуры. Имеющийся опыт свидетельствует о том, что политика твердого курса снижает влияние политических бизнес-циклов на динамику уровней занятости, инфляции, темпов роста валового внутреннего продукта.

Денежно-кредитная политика способна воздействовать на структуру совокупного спроса (соотношение потребления, инвестиций и государственных закупок в общем объеме совокупного спроса). Например, политика «дешевых денег» увеличивает денежную массу в стране, в результате чего предложение денег начинает превышать спрос. Ставка ссудного процента понижается, что вызывает увеличение инвестиционных расходов. В совокупном спросе, а значит и в валовом внутреннем продукте, возрастает доля инвестиций, что позволит в будущем расширить производство и обеспечит более высокий уровень занятости. При проведении политики «дорогих денег» их предложение снижается и процентная ставка возрастает, что приводит к сокращению частных инвестиций. Структура совокупного спроса изменяется: уменьшается доля инвестиций и возрастает доля государственных и потребительских расходов. В результате  сокращается удельный вес инвестиций и валового внутреннего продукта и его рост начинает замедляться.

Вместе с тем при реализации денежно-кредитной политики возникает ряд проблем. Одна из них в том, что на практике центральному банку трудно осуществить контроль над  денежной массой по ряду причин:

а) невозможно точно рассчитать величину денежного мультипликатора, что может привести к непредсказуемым последствиям для денежного предложения;

б) центральный банк в случае необходимости всегда может увеличить денежную базу путем кредитования коммерческих банков и изменить тем самым предложение денег. Контроль над денежной массой особенно усложняется во время инфляции.  Увеличение ее темпов сопровождается, как правило, быстры и неравномерным увеличением скорости обращения денег, что снижает эффективность антиинфляционной политики, направленной на ее снижение.

Политика контроля над денежной массой может привести к значительным колебаниям процентной ставки, что негативно скажется на инвестиционном климате и способно даже повлечь за собой сокращение долгосрочных инвестиций. Проблема обостряется в том случае, если спрос на деньги неэластичен по отношению к процентной ставке. В данной ситуации даже незначительное его изменение приведет к серьезным колебаниям ставки процента.

Определённые проблемы могут возникнуть и при осуществлении операций на открытом рынке. Их масштабное использование порой сопровождается определёнными негативными последствиями. Например, если при проведении жёсткой денежно-кредитной политики центральный банк захочет продать большой пакет государственных ценных бумаг, то ему, скорее всего, придётся резко повысить ставку процента по  облигациям, чтобы найти покупателей. Потенциальные покупатели знают, что при проведении политики «дорогих денег» уровень процентной ставки возрастает, и поэтому будут требовать повышения их доходности. Высокие процентные ставки приведут к росту дефицита государственного бюджета, сокращению частных инвестиций, привлекут иностранный капитал в страну, что обусловит повышение курса национальной валюты и отрицательно скажется на экспорте. В странах с ограниченными финансовыми ресурсами продажа значительного пакета государственных ценных бумаг может отвлечь капитал от реального сектора экономики.

Эффективность денежно-кредитной политики снижает и наличие многоэтапного передаточного механизма. Общий результат влияния изменения в предложении денег на уровень совокупного дохода зависит от того, насколько точно сработает каждое звено передаточного механизма. «Сбой» на одном из этапов может привести к непредсказуемым последствиям. Особенно ненадёжной, по мнению ряда экономистов, является связь между процентной ставкой и инвестициями. Помимо реальной ставки ссудного процента, объём инвестиций определяет и ряд других факторов, влияние которых может оказаться превалирующим. Например, необходимость внедрения новых технологий, ожидания высокой прибыли могут стимулировать предпринимателей к увеличению инвестиций даже в период проведения центральным банком политики «дорогих денег». Наоборот, значительный спад производства может сдерживать процесс инвестирования даже в условиях снижения процентной ставки, т.е. при проведении политики «дешёвых денег».

В силу рассмотренных выше причин для разработки денежно-кредитной политики и оценки её последствий центральному банку необходима исчерпывающая информация о факторах, влияющих на каждый из этапов передаточного механизма, их взаимосвязи. Получить такие сведения в полном объёме практически невозможно, что в свою очередь может привести к непредсказуемым конечным результатам.

Самостоятельную денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения независимости. В 1992г. были приняты законы «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», « О Национальном банке республики Беларусь», которые определили экономические и правовые основы деятельности Национального банка как органа, разрабатывающего и реализующего денежно-кредитную политику. В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в  области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие в 2001 г. Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования.

В реализации денежно-кредитной политики в республике выделить несколько временных этапов. Политика, проводимая в 1992-1994 гг., имела серьёзные просчёты, которые объяснялись прежде всего нестабильностью экономики и недостатком опыта денежно-кредитного регулирования. В этот период прирост совокупной денежной массы значительно обгонял темпы роста валового внутреннего продукта; ресурсы банков направлялись в основном на кредитование коммерческих фирм и были весьма дешёвы; была осуществлена либерализация цен, валютного регулирования и политики установления обменных  курсов. Указанные факторы, а так же ряд других обусловили высокую инфляцию. Индекс потребительских цен в 1993 г. составил 2096,5%, а в 1994 г. - 2059,9%.

В целях снижения инфляции Национальный банк с конца 1994 г. начал проводить жёсткую денежно-кредитную политику, направленную на ограничение монетарных факторов инфляции путём неуклонного сокращения темпов роста денежной массы в обращении, стабилизации белорусского рубля. Устанавливались предельные размеры кредитной эмиссии Национальным банком, осуществлялся постепенный переход от централизованного распределения кредитов к рефинансированию коммерческих банков через кредитные аукционы и другие рыночные механизмы, сокращались льготные кредиты промышленности и аграрному сектору, была повышена учётная ставка, осуществлён переход на регулирование процентных ставок коммерческих банков в зависимости от уровня инфляции. В первой половине 1995 г. и ноябре 1996 г. удалось добиться установления положительной процентной ставки по кредитам и срочным депозитам, что сделало более выгодным хранение сбережений в национальной валюте и способствовало некоторой стабилизации курса белорусского рубля. В результате уровень инфляции снизился. В 1995 г. индекс потребительских цен составил 344,0%, в 1996 г.-139,3%. Вместе с тем проводимая политика «дорогих денег» имела и негативные последствия, проявившиеся в продолжающемся спаде производства, снижении эффективности экономики, прежде всего экспортных отраслей.

С конца 1996 г. Национальный банк перешёл к довольно мягкой денежно-кредитной политике, направленной на стимулирование экономического роста. Уже в 1997 г. был удешевлён курс национальной валюты, резко возросла кредитная эмиссия Национального банка. В результате только за 1997 г. денежная масса в национальной валюте выросла почти в 2 раза, а темп её прироста практически трёхкратно превышал установленные параметры. В 1998-1999 гг. продолжилась масштабная кредитная поддержка жилищного строительства и агро-промышленного комплекса, которая в основном обеспечивалась за счёт эмиссионных кредитов Национального банка. В 1998 г. объём этих кредитов в 3,7 раза превысил планируемый. В  таких условиях стало невозможным удерживать единый обменный курс белорусского рубля, и в 1998 г. был введён режим множественности его обменного курса. Несмотря на определённые попытки стабилизации денежно-кредитной сферы, предпринимаемые Национальным банком в 1999 г., денежная масса продолжала возрастать быстрыми темпами (объём денежной эмиссии превысил установленные параметры в 2,5 раза), что привело к росту цен. В 1997 г. индекс потребительских цен составил 163,1%, в 1998 г. - 281,75, а в 1999 г. достиг 351,2%.

Вместе с тем произошли положительные сдвиги в структуре денежной массы: увеличилась доля срочных депозитов. В 1999 г. была ликвидирована множественность валютных курсов. Кроме того, политика «дешёвых денег» обеспечила стимулирование деловой активности субъектов хозяйствования и способствовала тем самым экономическому росту. С 1996 г. в республике наблюдаются положительные темпы роста реального валового внутреннего продукта.

Уже в 2000 г. были установлены более жёсткие пределы прироста рублёвой денежной массы, чистого внутреннего кредита  Национального банка. Благодаря проводимой процентной политике впервые с 1996 г. установились положительные процентные ставки, что позволило белорусскому рублю выполнять функцию средства сбережения, привело к уменьшению спроса на иностранную валюту и сделало национальную валюту более устойчивой. В результате проводимых мер индекс потребительских цен в 2000 г. упал до 207,5 %

В 2001-2004 гг. Национальный банк, сохраняя преемственность целей денежно-кредитного регулирования, продолжал последовательно снижать устанавливаемые ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Учётная политика по-прежнему ориентирована на обеспечение положительных реальных процентных ставок. При этом величина номинальных ставок постепенно уменьшалась (ставка рефинансирования упала со 175 % в феврале 2000 г. до 17 % на начало 2005 г.), что объяснялось неуклонным снижением инфляции в эти годы. В 2001 г. индекс потребительских цен составлял 146,3%, в 2002 г.-134,8, 2003 г.-125,4, в 2004 г.-118,1 %.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2005 г. была направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране. Её контрольным  показателем по-прежнему остался официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, который согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики, мог снизиться за год не более чем на 2,4 %. Прирост рублёвой денежной массы не должен превысить 17-21%. В качестве индикативных показателей выступали обменный курс белорусского рубля и доллара США, темпы роста активной рублёвой денежной базы, величина международных резервных активов. Предварительная оценка результатов реализации денежно-кредитной политики показывает, что поставленные цели достигнуты (индекс потребительских цен за год составил 110,3 %). Об этом можно судить и по итогам её проведения за январь-сентябрь 2005 г. Этот период  характеризовался замедлением инфляционных процессов: индекс потребительских цен в сентябре 2005 г. по отношению к декабрю 2004 г. составил 104,6 % (за год планировалось повышение цен на 105-110 %). Официальный обменный курс белорусского рубля к российскому вырос на 3,1 %, а по отношению к доллару США – всего на 0,9, что свидетельствует о замедлении девальвационных процессов.

Макроэкономическая ситуация в 2010 году по сравнению с 2009 годом, как свидетельствуют данные официальной статистики и результаты опроса предприятий, проводимого Национальным банком, характеризовалась ускорением темпов роста объемов производства, доходов населения, потребления и инвестиций.

В 2010 году по сравнению с 2009 годом предприятиями-участниками мониторинга отмечены позитивные изменения по большинству показателей их финансово-хозяйственной деятельности, в том числе в части фактических и ожидаемых объемов производства и реализации, заказов на внешнем и внутреннем рынках, загрузки производственных мощностей, экономической конъюнктуры и положения субъектов хозяйствования. Снизилась степень влияния на хозяйственную деятельность рисков предприятий (прежде всего, экономических), изменения обменного курса белорусского рубля, условий кредитования.

Вместе с тем большинство уровней важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь находились ниже установленных параметров на 2010 год, что в значительной мере обусловлено сохранением негативного воздействия внешних шоков, связанных с повышением цен на энергоносители, и мирового финансово-экономического кризиса на экономику страны.

Объем валового внутреннего продукта в 2010 году составил 163 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых ценах к уровню 2009 года на 7,6 процента (прогноз на год - рост на 11 - 13 процентов).

Увеличение темпов роста валового внутреннего продукта было обусловлено повышением внешнего и внутреннего спроса.

Объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 17,1 процента. Реализация платных услуг населению в январе-ноябре 2010 г. по сравнению с январем-ноябрем 2009 г. увеличилась на 10,6 процента. При этом реальная заработная плата и реальные денежные доходы населения в январе-ноябре 2010 г. по сравнению с январем-ноябрем 2009 г. увеличились на 13,2 и 13,7 процента соответственно.

Инвестиции в основной капитал в 2010 году увеличились на 16,6 процента (в 2009 году - на 4,7 процента).

Объем промышленного производства в 2010 году увеличился по сравнению с 2009 годом на 11,3 процента.

Макроэкономическая ситуация в январе-августе 2011 г. характеризовалась сохранением достаточно высоких темпов экономического роста на фоне внешнеэкономической несбалансированности и нарастающей инфляции.

При этом в последних месяцах происходит замедление темпов экономического роста, доходов населения, инвестиционной и потребительской активности. Практически не наблюдается роста в секторе сельского хозяйства.

В тоже время в последние месяцы наметилось некоторое улучшение показателей платежного баланса после их значимого ухудшения в начале года.

Информация о работе Роль денежно-кредитной политики в стабилизации экономики