Роль денежно-кредитной политики в стабилизации экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.
В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает центральный эмиссионный банк государства. В некоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США, например - Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, центральный банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...
1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики…………………………….
2 Передаточный механизм и виды денежно-кредитной политики……………….
3 Особенности и эффективность денежно-кредитной политики РБ в условиях реформирования экономики………………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………………...
Список используемой литературы………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсоавая.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

Существенно ускорившиеся инфляционные процессы находились под сильным влиянием негативных тенденций развития платежного баланса и неопределенностью на валютном рынке в условиях высокой степени монополизации производства и рынков.

Динамика показателей сектора нефинансовых организаций характеризовалась ростом продаж, прибыли и рентабельности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время сохраняется значительное число нерентабельных и низкорентабельных предприятий, наблюдался рост чистого убытка. Ухудшились расчеты по внешним обязательствам и по банковским кредитам.

Одновременно в экономике остаются неизменными факторы риска, делающие ее уязвимой к внешним и внутренним шокам: высокая материалоемкость и импортоемкость, недостаточная степень конкуренции, зависимость от внешних заимствований, незначительный уровень прямых иностранных инвестиций.

Объем валового внутреннего продукта в январе-августе 2011 г. составил

155 трлн. рублей и увеличился  в сопоставимых ценах к уровню января-августа 2010 г. на 9,1 процента (прогноз на год - рост на 9 - 10 процентов).

Сохраняется тенденция повышения инфляционной составляющей в росте номинального валового внутреннего продукта.

Объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах в январе-августе 2011г. по сравнению с январем-августом 2010 г. увеличился на 13,5 процента. Реализация платных услуг населению в январе-июле 2011 г. по сравнению с январем-июлем 2010 г. увеличилась на 8,6 процента. При этом реальная заработная плата и реальные располагаемые денежные доходы населения в январе-июле 2011 г. по сравнению с январем-июлем 2010 г. увеличились на 12,7 и 8,3 процента соответственно.

Инвестиции в основной капитал в январе-августе 2011 г. увеличились на

18,9 процента (в январе-августе 2010 г. - на 6,7 процента).

Объем промышленного производства в январе-августе 2011 г. увеличился по равнению с январем-августом 2010 г. на 11 процентов.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Денежно-кредитная политика – это особая деятельность государства. Она заключается в разработке и осуществлении системы мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики страны.

Денежно-кредитная политика является составной частью всей экономической политики государства. Эта часть государственной политики играет стабилизирующую роль в макроэкономике и является инструментом антициклического регулирования. Сущность денежно-кредитной политики заключается в том, чтобы добиться максимально возможного равновесия денежного рынка.

Осуществляется денежно-кредитное регулирование центральным банком страны.

Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, влияет на процесс воспроизводства общественного продукта, занятость, уровень доходов, цен и т.д.

 Государство  осуществляет контроль над банковской системой. Целью государственного контроля над банковской системой является укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов.

Общие цели денежно-кредитной политики определяются центральным банком с учетом особенностей текущего состояния денежного обращения и банковской системы в целом.

Регулирующая деятельность центрального банка основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового внутреннего продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля за состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.

Денежно-кредитная политика на макроуровне - это совокупность мер, проводимых центральным банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития.

Механизм регулирования включает методы, инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро-микроуровне.     

Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом.  Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. В большинстве стран мира для денежно-кредитного регулирования используются общие  и селективные инструменты.

Общие инструменты влияют на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся:

- учетная ставка процента,

- нормы обязательных  резервов

- операции на открытом рынке.

Селективные же используются для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм и т.д.

Некоторые ученые-экономисты делят инструменты денежно-кредитной политики на прямые (административные) и косвенные (экономические).

Косвенные инструменты воздействуют на спрос, на кредит и на его предложение. Эти инструменты используются в виде операций на открытом рынке (первичном или вторичном), ограничения доступа к ломбардному механизму, проведения аукционов кредитов центрального банка, а также в виде норм обязательны резервов.

И все же  основными инструментами денежно-кредитной политики являются: изменение учетной ставки, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке.

Учётная ставка (процентная ставка, или ставка рефинансирования) – это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам.

Еще один не менее важный инструмент денежно-кредитной политики – норма обязательных резервов (резервная норма). По существу, обязательные резервы представляют собой часть кассовых (денежных) резервов,  которые коммерческие банки должны постоянно хранить в налично-денежной форме, в виде вкладов в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным депозитам, полученным займам и кредитам.

Операции на открытом рынке служат основным инструментом регулирования денежной массы, используемым в большинстве стран мира. Операции проводятся центральным банком страны совместно с группой крупных банков. Они заключаются в покупке и продаже центральным банком ценных бумаг (преимущественно государственных). Объектом покупки-продажи могут быть все виды ценных бумаг, но главную роль играют краткосрочные государственные бумаги.

Говоря о каждом методе денежно-кредитной политики в отдельности, обращая внимание на его преимущества перед другими и подчеркивая недостатки, необходимо все же помнить, что только одновременное использование всех перечисленных инструментов может привести к выработке правильной и грамотной денежно-кредитной политики.

В нашей стране на современном этапе развития рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы.

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

1 Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: учебник / под общей ред. д. э. н., проф. А. В. Сидоровича; МГУ им. М. В. Ломоносова. — 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007. - 496 с.

2 Аналитическое обозрение. Основные  тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь. Минск: выпуск подготовлен Главным управлением монетарной политики и экономического анализа Национального банка Республики Беларусь, 2010. – 132 с.

3 Аналитическое обозрение. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь. Минск: выпуск подготовлен Главным управлением монетарной политики и экономического анализа Национального банка Республики Беларусь, 2011. – 98 с.

4 Банковский кодекс Республики Беларусь: текст кодекса по состоянию на  15 января 2011г. – Минск: Амалфея, 2011. – 216 с.

5 Бондарь А.В. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В.  Бондарь,  В.А. Воробьёв, Л. Н. Новикова [и др.]. - Минск: БГЭУ, 2007. - 415 с.

6 Бриштелев А.С. «Теоретические аспекты применения Центральными банками фонда обязательных резервов» // Белорусский экономический журнал, 2003 №3. – с. 1-12.

7 Гальперин В.И. Макроэкономика: Учебник / В. И. Гальперин,  П.И. Гребенников, А. И. Леусский, Л. С. Тарасевич; под общ. ред. Л. С. Тарасевича. СПб.: Экономическая школа, 1994. – 400 с.

8 Головачев А.С., Раковец, A.А. «Денежно-кредитный механизм регулирования экономики» // Белорусский экономический журнал, 2000 №2. – с.12-24.

9 Долан Э. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Э. Дж. Долан, К. Д. Кэмпбелл, Р. Д. Кэмпбелл. – М.: Издательство АНК, 1996.–448 с.

10 Кравцова Г. И. Деньги, кредит, банки: учебник / Г. И. Кравцова, Г. С. Кузьменко, О. И. Румянцева [и др.]; под ред. проф. Г. И. Кравцовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 207. - 444 с.

11 Лаврушина О. И. Деньги, кредит, банки: учебник для студентов вузов / под ред. О. И. Лаврушина. – 7-е изд., - М.: КНОРУС, 2008. – 559с.

12 Лемешевский И. М. Макроэкономика: соц.-экон. аспект: курс лекций / И. М. Лемешевский. – 2-е изд. перераб. и доп. – Минск: ФУА Аинформ, 2007. –576 с.

13 Макконнелл К. Р., Брю, С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд.- М.: ИНФРА-М, 2001. - 974 с.

14 Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики. 4-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.: ил. – (Серия «Классический зарубежный учебник»).

15 Национальный Банк Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный банк Республики Беларусь, 2000. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://www.nbrb.by. – Дата доступа: 06.11.2011.

15 Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учеб. пособие / А. А. Никифоров, О. Н. Антипина, Н. А. Миклашевская ; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Сидоровича. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. - 534 с. — (Учебники Московского государственног университета им. М. В. Ломоносова).

16 Плотницкий М. И. Макроэкономика: Учеб. пособие / М. И. Плотницкий, Э. И. Лобкович [и др]; под. ред. М. И. Плотницкого. – 2-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2004. – 462 с. – (Экономическое образование).

17 Станковская И. К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник / И. К. Станковская, И. А. Стрелец. – 3-е изд., испр. – М.: Эксмо, 2008. – 448 с. – (Полный курс МВА).

18 Тарасевич Л. С. Макроэкономика: Учеб. пособие / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский; под общ.ред. Л.С. Тарасевича. М.: Юрайт-Издат,2003. – 474 с.

19 Указ Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009г. №591 Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год.

20 Указ Президента Республики Беларусь  от 19 ноября 2010 № 597 Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль денежно-кредитной политики в стабилизации экономики