Роль финансовой системы в общественном воспроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Содержание работы

Введение
Функции и роль финансов в расширенном воспроизводстве
Финансовая система: понятие и структура
Финансовая система, её сферы. Финансовые потоки
Роль финансовой системы в общественном воспроизводстве.
Структура и типы общественного воспроизводства.
Виды финансовых отношений
Взаимосвязь основных звеньев финансовой системы государства
Основные направления финансовой политики государства
Управление финансами
Финансовая система на современном этапе в РФ.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

РОЛЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

 

В чистом виде интенсивное воспроизводство, как и экстенсивное, не существуют. Они взаимно переплетаются и дополняют друг друга, тем самым образуя третий вид воспроизводства, существующий в реальной жизни, - смешанное воспроизводство.

 

Смешанное воспроизводство - это процесс увеличения масштабов производства за счет одновременного повышения количества экономических ресурсов и совершенствования техники и технологии.

 

2.2. Виды  финансовых отношений

 

Финансовые отношения представляют собой неотъемлемую часть объективно обусловленных рыночных отношений  и важный инструмент реализации финансовой политики государства.

 

Наряду с разнообразием финансовым отношениям присущи некоторые общие  черты, позволяющие объединить их в  относительно обособленные группы в  зависимости от того, участвуют ли финансовые отношения непосредственно  в общественном воспроизводстве, обеспечивают ли страховую его защиту или осуществляют государственное регулирование социальных и экономических процессов.

 

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

 

Определим основные субъектно-объектные связи в рамках выполнения финансами своих основных функций и ролей:

1) отношения между государством, населением и предприятиями различной  формы собственности по поводу  формирования доходной части  государственного бюджета и внебюджетных ", фондов;

 

2)         отношения  между государством и населением  по поводу распределения национального  дохода и создания материальной  базы для обеспечения конституционных  прав граждан на пенсионное  обеспечение, социальную защиту;

 

3)         отношения  в рамках бюджетной системы  между ее отдельными звеньями  по поводу формирования и распределения  централизованных фондов денежных средств.

 

Экономические субъекты, участвующие  в хозяйственной жизни, вступают друг с другом в финансовые отношения, к которым относят их денежные отношения с органами государственного управления по платежам различного рода (государственная пошлина, визовой сбор и др.); органами налоговой службы (при внесении налогов, сборов, других платежей); органами муниципального управления (при приватизации жилья, выплате арендной платы за земельные участки и т. п.); банковской системой (при получении и погашении кредитов, залоге имущества и др. и т.д.).

 

То есть сразу, как я описала  функции и роль таких финансовых взаимоотношений, напрашивается некий вывод -  финансовые отношения граждан возникают при движении денежных средств, в процессе их образования и расходования. Денежные средства гражданина образуются из разных источников. Вот, наверное, самые основные, которые сразу же приходят на ум:

 

  • Доходы граждан

 

  • Источники поступления денежных средств граждан

 

  • Использование чистых доходов

 

  • Налоги, сборы, пошлины

 

  • Текущие расходы

 

  • Заработная плата

 

  • Личное потребление

 

  • Доход от предпринимательской деятельности

 

  • Выигрыши, призы

 

  • Дополнительные пенсии, стипендии, алименты, пособия, субсидии

 

  • Страховое возмещение

 

 

2.3. Взаимосвязь  основных звеньев финансовой  системы государства

 

 

Каждое звено финансовой системы  выполняет свои задачи и ему соответствует  особый аппарат управления движением денег. Вместе они образуют единую финансовую систему государства.

 

Одним из ярких проявлений денежных отношений в финансовой системе  может служить комплекс финансовых потоков, обслуживающих современное  рыночное хозяйство. К числу их специфических черт можно отнести:

 

    • наличие развитой банковской системы, через которую эти потоки осуществляются, ставшей мощным финансовым институтом;

 

    • межнациональный, международный, а в перспективе всемирный характер переплетения, переливания этих финансовых потоков, концентрация финансовых ресурсов в распоряжении ведущих стран мировой экономики;

 

    • переплетение вертикальных финансовых потоков с горизонтальными, причем последние становятся все более мощными, вовлекающими в оборот все большую долю финансовых ресурсов;

 

    • чрезвычайную гибкость и быстроту переливания финансовых потоков с помощью новейших достижений НТР.

 

Финансовые потоки относятся к  числу базисных категорий, выражающих реальные социально-экономические  процессы общественной жизни.

 

Финансовые потоки служат проявлением в стоимостном форме постоянных, устойчивых взаимосвязей хозяйствующих субъектов, государственных органов, домашних хозяйств и общественных организаций по поводу производства, распределения, обмена и потребления ресурсов, товаров и услуг.

 

Очень хочется охватить большой  спектр, ввести термины, которые я узнала при приготовлении работы, где-то больше разъяснений. Но в своей работе, по каждому меня заинтересовавшему пункту, конечно, относящегося к теме моей курсовой работы, хочется написать, обобщить. В целом, финансовая система охватывает все сферы деятельности, но и в ней есть свои «звенья». В процессе финансового обслуживания потребности народного хозяйства и населения образуются и функционируют устойчивые и вместе с тем динамичные финансовые потоки. С одной стороны, они отражают источники формирования денежных ресурсов государства, хозяйствующих субъектов, граждан, с другой стороны — использование этих ресурсов. Между этими финансовыми потоками существуют неразрывные связи. Существуют неразрывные связи между финансами граждан и хозяйственных структур разного профиля, финансами государственных и негосударственных организаций, федеральными и региональными финансами.

 

2.4. Основные  направления финансовой политики  государства

Государство в любом обществе использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Финансовая политика играет в реализации поставленных целей существенную роль.

 

Финансовая политика представляет собой совокупность государственных  бюджетно-налоговых и иных финансовых механизмов, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.

 

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Поэтому финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности, определить рациональные формы изъятия доходов предприятий в пользу государства и долю участия населения в формировании финансовых ресурсов. Отдельной задачей финансовой политики выделяется повышение эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрация на главных направлениях экономического и социального развития общества. В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить все вышеперечисленные задачи.

 

Следует различать финансовую политику и экономическую политику. Финансовая политика — самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Тем не менее она является формой экономической политики и призвана присущими ей специфическими способами и методами содействовать достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой.

 

При выработке и проведении финансовой политики необходимо соблюдение комплексного подхода, заключающегося в согласовании мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы страны, путем их ориентации на выполнение основной задачи определенного этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между финансовой политикой и остальными составными частями экономической политики — кредитной, в области ценообразования, заработной платы.

 

Финансовая политика включает в  себя следующие звенья:

 

    • выработка научно обоснованной концепции развития финансов;

 

    • определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

 

    • осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

 

Единство этих звеньев определяет содержание финансовой политики.

 

Результативность финансовой политики тем выше, чем более она учитывает  потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества. Приоритетами современной финансовой политики России является обеспечение долгосрочного экономического роста, создание оптимальных пропорций экономики, повышение социальной защищенности населения.

 

Важным компонентом финансовой политики является ее целевая направленность.

 

В разработке финансовой политики государства  участвуют законодательная и  исполнительная ветви власти. По ныне действующему законодательству, в соответствии с Конституцией РФ, приоритет в  разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет ключевые направления финансовой политики на предстоящий год и на перспективу.

 

Если говорить о финансовой политике как о явлении, то ее успехи во многом определяют мощь государства и его способность обеспечивать выполнение своих важнейших функций, реализацию национальных интересов страны, поддерживать баланс между внутренними и внешними интересами, геополитические позиции страны, социальную стабильность. Именно финансовая политика государства и расширение его финансового потенциала определяют роль национальной экономики в мировом экономическом и политическом пространстве. Основными чертами финансовой политики на современном этапе являются следующие:

 

    • возросшая взаимозависимость между денежно-кредитной политикой Центрального банка и бюджетно-налоговой политикой Правительства;

 

    • рост количества используемых в экономике финансовых механизмов и ресурсов;

 

    • бурный рост рынка «фиктивных» капиталов. Финансовая политика в XXI в. определяется следующими стратегическими линиями:

 

    • единство целей, инструментов финансовой политики и целей развития экономики, политической системы в рамках повышения материального благосостояния граждан;

 

    • обеспечение экономического роста при одновременном повышении эффективности финансового регулирования;

 

    • определение новых структурных пропорций экономики и развитие всех секторов экономики;

 

    • создание новых финансовых инструментов и механизмов; обуздание инфляции;

 

    • повышение роли региональных и местных бюджетов.

 

Вот например в «Программе развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 года» важной целью реформирования межбюджетных отношений называется стимулирование регионального развития. Для этого Программой предусмотрено повышение бюджетного статуса и расширение налогово-бюджетных полномочий муниципальных образований, повышение роли собственных доходов региональных и местных бюджетов и переход в долгосрочной перспективе к формированию их в основном за счет собственных налогов, а также расширение полномочий регионов и местных органов власти в планировании бюджетных расходов. 

 

2.5 Управление  финансами

 

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том  числе финансовой, и представляет собой совокупность приемов и  методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

 

Система управления финансами в  современной рыночной экономике  представляет собой взаимоувязанный комплекс мер инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и отдельных ее звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению социальных проблем.

 

В управлении финансами, как в любой управляемой системе, выделяются объекты и субъекты управления. В качестве объектов финансового управления выступают разнообразные виды финансовых отношений. Субъекты управления финансами — это организационные структуры, которые осуществляют управление.

 

Основу информационного обеспечения  системы финансового управления составляет любая информация финансового характера (бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, товарных, фондовых, валютных бирж и др.).

Информация о работе Роль финансовой системы в общественном воспроизводстве