Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:34, реферат
Если задачей финансовых институтов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.
Покупателями и продавцами на финансовых рынках выступают три группы экономических субъектов:
- домашние хозяйства;
- фирмы;
- государства.
1. Значение и роль финансовых институтов страны на примере Японии
2. Значение региональных валютно-финансовых и кредитных организаций
3. Роль международных финансовых институтов
4. Глобальные финансовые институты
Заключение
Список литературы
Отток денежно-кредитных ресурсов из банковской системы явился следствием влияния не только определенных рыночных сил, но и собственной политики банков США, которые установили правила по увеличению расходов на страхование депозитов и более жестким требованиям к размерам собственного капитала.
В последнее время законодательство стало перманентно пересматривать и повышать планку требований к системе корпоративного управления финансовых организаций. Об этом свидетельствует и ряд изменений в законодательство о банках и банковской деятельности, о рынке ценных бумаг и в другие акты, принимаемые в последние годы. В отличие от обычных производственных компаний, которые исходя из собственного понимания своих потребностей в улучшении системы корпоративного управления, могут еще раздумывать над вопросом о том, внедрять или не внедрять рекомендации наилучшей практики корпоративного управления, банки и иные финансовые институты вынуждены делать это в силу требований законодательства и предписаний регулятора.
В этой связи не вызывает удивления тот факт, что сегодня финансовые организации имеют наиболее продвинутые системы корпоративного управления. Действительно, если подобные требования предъявляются к финансовым организациям нормами действующего законодательства, то деваться-то, собственно, и некуда. Нужно выполнять требования законодательства. Так, например, именно в отношении банков и финансовых организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, законодатель предусмотрел необходимость создания службы внутреннего аудита. В отношении обычных производственных компаний таких требований на уровне законодательства нет, есть лишь рекомендации наилучшей практики корпоративного управления, которые не являются обязательными.
Другой пример.
Банки и профессиональные участники
рынка ценных бумаг для назначения
своих членов советов директоров
должны соблюдать определенные процедуры,
установленные для этого
К компаниям, осуществляющим свою деятельность в иных отраслях экономики, подобные требования на законодательном уровне не предъявляется. Однако перечисленные выше требования - это всего лишь малая часть из всех требований, предъявляемых к финансовым организациям непосредственно законодательством в связи с необходимостью совершенствования их систем корпоративного управления. К таким можно отнести и необходимость создания систем управления рисками, систем внутреннего контроля, создание комитетов в совете директоров, особые требования к внешним аудиторам и многое другое.
Наша отечественная корпоративная практика сегодня явно показывает на то, что с точки зрения корпоративного управления все субъекты рынка, представленные акционерными обществами, условно распались на две большие категории: первые - это те, кто уже далеко продвинулся в вопросах совершенствования своей системы корпоративного управления и внедрения рекомендованных международной практикой институтов, тогда как другие - это те, кто только сейчас приступает к изучению и внедрению институтов наилучшей практики.
В числе первых, нетрудно догадаться, в основном банки, которые совершенно вынужденно и только в связи с необходимостью выполнения предписаний законодательства внедрили в свою практику многие институты наилучшей практики корпоративного управления. И совершенно очевидно, что многие финансовые институты сделали это незаметно для самих себя. Фактически все они выполняли требования законодательства и в тот момент даже не задавались целью совершенствовать систему корпоративного управления.
Выполняя ужесточающиеся требования законодательства по отношению к банкам и иным финансовым организациям, последние одновременно улучшали свою систему корпоративного управления. Иными словами, корпоративное управление фактически совершенствовалось, но цели были другими - в основном это выполнение требований законодательства и предписаний уполномоченного органа.
В числе вторых - в основном компании реального сектора. Конечно, здесь могут быть и некоторые исключения, например, в первую группу попадают и некоторые, очень редкие производственные компании, но такое явление не является распространенным и представляет собой, повторяем, скорее исключение, нежели правило. Поэтому в целом данные исключения не меняют самого факта: сегодня компании финансового сектора оказались впереди по многим параметрам корпоративного управления.
Для тех, кто вырвался вперед, проблемы в построении системы управления связаны сейчас в основном с поиском наиболее оптимального варианта соотношения и взаимодействия внедряемых институтов.
Ведь структуры и процессы корпоративного управления не имеют универсального характера, и для каждой компании подбирается собственный баланс этих институтов, разрабатывается свой индивидуальный механизм взаимодействия между ними. И это огромная работа. Практика показывает, что может потребоваться два-три года для того, чтобы привести систему корпоративного управления компании в близкое к идеалу состояние.
Это процесс, который представляет собой уже самостоятельную стадию. Он может закончиться построением эффективной модели корпоративного управления, а может вообще ни к чему не привести в итоге, если не проявлено должной последовательности со стороны акционеров, директоров и менеджеров. В любом случае тот факт, что отдельная категория отечественных компаний, представленная в большей мере компаниями финансового сектора, преимущественно банками, уже ступила на этот путь, радует. Хотелось бы надеяться, что развитое корпоративное управление станет нормой для всех финансовых организаций в недалеком будущем и все, кто сегодня взял хороший старт в этом непростом деле, придут к финишу с отличными результатами.
Банк Японии и государственные финансовые институты. Банк Японии был образован в 1882 г. по образцу Банка Бельгии, а его современная структура сформировалась в 1949 г. Эмиссионное право было закреплено за ним в 1884 г. Наряду с кредитно-денежной и валютной политикой он ответствен за осуществление оперативного банковского надзора и функционирует в качестве эмиссионного байка страны. Интерес представляет состав Совета Банка — высшего его органа, в который наряду с управляющими, представителями министерства финансов и плановых органов входят также представители крупных и региональных банков, а также из отраслей торговли, промышленности и сельского хозяйства.
Государственные финансовые институты принимают участие в реализации государственных инвестиционных программ и программ кредитования. Почтовый банк в правовом отношении не считается банком. Его функции были расширены в 1988 г. в процессе смягчения налогообложения определенных видов вкладов (maruyu). Он принимает денежные взносы по депозитным ставкам, превышающим уровень регулировавшихся прежде минимальных уровнен ставок, и в основном предоставляет эти средства другим финансовым институтам, государственным предприятиям через Бюро трастового фонда (Trust Fund Bureau).
Помимо Банка Японии и государственных финансовых институтов в банковскую систему Японии входят коммерческие банки, банки долгосрочного кредитования, инвестиционные банки, трастовые банки и кооперативные банки. Наряду с названными институтами и группами институтов к японской финансовой системе причисляют, при более широком определении, общества страхования жизни, общества мелкого кредита, общества финансирования ценных бумаг, а также общества финансирования жилищного строительства и некоторые другие.
Характерные особенности современной финансовой и банковской системы Японии заключаются в следующем:
2. Значение региональных валютно-финансовых и кредитных организаций
В последние годы заметными стали усилия региональных банков развития, которые стали оказывать более серьезную конкуренцию группе Всемирного банка.
Азиатский банк развития предоставляет примерно одну треть кредитов на льготных условиях. Приоритетными для банка являются отрасли инфраструктуры. Африканский банк развития выделяет ресурсы на цели развития ресурсы африканским странам, оказывая им также содействие в виде экспертных услуг и обучения кадров. Оба банка управляют фондами развития - соответственно - Азиатским и Африканским со льготным режимом кредитования.
Межамериканский банк развития направляет инвестиции в энергетику, сельское хозяйство и рыболовство. Для этого банка характерна высокая концентрация в предоставлении кредитов (больше всего ресурсов к началу 90-годов было предоставлено трем странам - Аргентине, Бразилии и Мексике, которые являются более развитыми по сравнению с другими латиноамериканскими странами.
Начавший свою деятельность с апреля 1991 г. Европейский банк реконструкции и развития смог преодолеть трудности становления и стать крупным инвестором в странах Восточной Европы. К середине 1995г. он предоставил государствам региона кредитов на сумму более 4,5 млрд ЭКЮ. Доля банка в прямых капиталовложениях достигла почти 15%. Примерно 70% инвестиций предназначены для частного сектора. ЕБРР предоставляет ресурсы на более выгодных условиях по сравнению с обычными частными банками. Поскольку ЕБРР не имеет права выдавать кредиты, превышающие 35% объема, необходимого для осуществления проекта капитала, то он широко использует синдицированные кредиты.
Опыт деятельности ЕБРР используется при создании других подобных банков развития, в частности в Средиземноморском бассейне. В ноябре 1995г. были подписаны Статьи соглашения о создании Ближневосточного банка развития, который, как ожидается, начнет операции в 1997г.
В октябре 1996г. 11 стран членов организации Черноморского экономического сотрудничества, в которую входит и Россия, договорились об учреждении Черноморского банка развития. Одним из первоочередных проектов станет создание в регионе сети волоконно-оптической связи, что значительно улучшит связь между причерноморскими государствами.
Важную роль
в процессах экономической
Подготовкой перехода к этапу создания экономического и валютного союза занимается Европейский валютный институт (ЕВИ, местоположение Франкфурт-на-Майне), на который возложена задача раработки правил и процедур, принятие которых потребуется в связи с ожидаемым введением единой валюты. В компетенции ЕВИ также контроль за эмиссией банкнот в ЭКЮ.
Европейский инвестиционный банк предоставляет долгосрочные кредиты и гарантии компаниям, государственным органам и финансовым институтам для финансирования преимущественно инфраструктурных объектов в менее развитых регионах Европейского экономического сообщества (Европейского союза).
Деятельность этого банка, первоначально охватывающая только участников ЕЭС, в последующем распространилась и на другие европейские государства, а также развивающиеся, в частности, на страны, подписавшие Ломейские конвенции.
В рамках Европейского союза созданы и действуют также фонды развития и структурные фонды. Европейский фонд развития (с 1958г.) предоставляет в основном субсидии и льготные долгосрочные кредиты под низкие проценты развивающимся странам, ассоциированным с ЕС. Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства был учрежден в 1962г. в целях улучшения условий для развития сельского хозяйства в странах ЕЭС. Программы, осуществляемые фондом, направлены на модернизацию сельского хозяйства. Из этого фонда фермерам выплачиваются различные компенсации и субсидии, в частности экспортные. С 1975г. осуществляется деятельность Европейского фонда регионального развития, созданного для кредитования программ, целью которых является постепенное уменьшение региональных диспропорций. С 1960г. приступил к операциям Европейский социальный фонд, образованный для улучшения возможностей занятости населения.
С 1 января 1989 г. вступили в силу реформы структурных фондов ЕС, проведенные в соответствии с Единым Европейским актом (1987г.), которые предусматривают более четкие критерии отбора проектов и усиление внимания к менее развитым регионам ЕЭС (ЕС).
При распределении ресурсов наблюдаются острые разногласия, вызываемые, в частности, стремлением каждой страны, имеющей отсталые регионы, получить больше ресурсов из структурных фондов. В 1994г. из бюджета ЕС Греции, Испании, Португалии и Ирландии были предоставлены ресурсы на сумму более 10 млрд. ЭКЮ. Эти противоречия могут обостриться в случае принятия в ЕС ряда восточноевропейских стран, а также Мальты и Кипра, изъявивших такое желание. Расширение ЕС привело бы к резкому росту числа регионов, имеющих право на субсидии, поскольку, по существующим правилам, регионы с уровнем ВВП на одного жителя менее 75% среднего уровня ВВП на душу населения по ЕС в целом, вправе обращаться за такими субсидиями. По некоторым оценкам, большинству из стран, изъявивших желание вступить в ЕС, потребуется не менее 20 лет, чтобы достичь среднего уровня ВВП на душу населения в целом по ЕС.
Международные валютно-финансовые и банковские организации, являясь важной частью институциональной структуры мировой экономики, взаимодействуют с организациями, созданными в других ее сферах, в частности с Всемирной торговой организацией. Нарастание тенденций к глобализации, углублению интеграционных тенденций в ряде регионов мира, большей либерализации торговых режимов, существенные изменения в оценке места и роли иностранных инвестиций в экономике страны - все это создает объективную потребность дальнейшего совершенствования деятельности международных валютно-финансовых и банковских институтов. Однако осознание этой потребности, само по себе являющееся противоречивым процессом, еще не означает, что усилия по реформированию будут бесконфликтными и быстрыми. Появление в начале следующего века новых стран с мощным экономическим потенциалом (например, Китая, Бразилии и т.д.) приведет к изменению баланса сил и в международных валютно-финансовых и банковских институтах.