Роль финансовых институтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:34, реферат

Описание работы

Если задачей финансовых институтов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.
Покупателями и продавцами на финансовых рынках выступают три группы экономических субъектов:
- домашние хозяйства;
- фирмы;
- государства.

Содержание работы

1. Значение и роль финансовых институтов страны на примере Японии
2. Значение региональных валютно-финансовых и кредитных организаций
3. Роль международных финансовых институтов
4. Глобальные финансовые институты
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Роль.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

 

3. Роль международных  финансовых институтов

финансовый  рынок

Международные финансовые институты— международные валютно-кредитные и финансовые организации, которые объединяет общая официальная цель— развитие международного сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства.

Возникновение международных финансово-кредитных  институтов обусловлено главным образом развитием процесса глобализации в мировом хозяйстве и усилением нестабильности мировой валютной системы и мировых финансовых рынков. Они были образованы в основном после второй мировой войны и в настоящее время играют значительную роль в развитии сотрудничества стран в области валютно-кредитных и финансовых отношений и в межгосударственном регулировании этих отношений.

К международным  кредитно-финансовым институтам относятся  Международный валютный фонд, Всемирный  банк, Европейский банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов и региональные банки развития Азии, Америки, Африки и др.

Международные валютно-финансовые и банковские организации  занимают важное место в системе  международных экономических отношений.

Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. Необходимость этого объясняется, прежде всего, как значительно возросшими масштабами взаимных связей государств, так и их изменившимся характером.

Во-вторых, они  призваны служить форумом для  налаживания сотрудничества между  странами и государствами. С ослаблением  идеологического противостояния эта  задача становится все более актуальной.

В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки  рекомендаций по важнейшим проблемам  всемирного хозяйства.

В зависимости  от целей и степени универсальности международные валютно-финансовые институты подразделяются на организации, имеющие мировое значение, региональные, а также организации, деятельность которых охватывает какую-либо конкретную сферу всемирного хозяйства.

К организациям первого типа относятся, например. Международный валютный фонд и группа Всемирного банка.

Международные финансовые публичные институты  подразделяют на национальные и наднациональные. Национальные институты делят на институты монетарной власти(центральный банк, федеральное агентство по страхованию депозитов, федеральная комиссия по ценным бумагам) и фискальной власти (министерство финансов, таможенную службу, налоговое министерство).Наднациональные институты представлены глобальными и региональными институтами.

Глобальные  институты— это подразделения ООН, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк. К региональным институтам относят институты типа Европейского банка реконструкции и развития на разных континентах, учреждения типа Европейского фонда валютного сотрудничества, который преобразован сейчас в Европейский центральный банк.

Некоторые специальные  органы ООН также занимаются проблемами международных финансов:

  • конференция ООН по торговле и развитию;
  • комитет по «невидимым» операциям (платежного баланса) и финансированию, связанному с мировой торговлей и официальным финансированием развития;
  • экономический совет, который способствовал созданию международных региональных банков развития.

Своеобразным  клубом развитых стран является Организация экономического сотрудничества и развития— центр координации экономической политики и международных сопоставлений. Урегулированием внешней задолженности занимаются Парижский клуб стран-кредиторов (государственный долг) и Лондонский клуб стран-кредиторов (частная внешняя задолженность). Своеобразный международный форум представляют «Семерка» (США, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Япония), превратившаяся в «Восьмерку)» после присоединения в 1993г. к ней России). Международные финансовые институты возникли в основном после Второй мировой войны 1939—1945гг., за исключением Банка международных расчетов (1930г.). Их создание обусловлено:

  • глобализацией хозяйственных связей;
  • развитием межгосударственного регулирования, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений;
  • необходимостью совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Кроме глобальных и региональных функционируют специализированные мировые финансовые институты, например, Арабский фонд экономического развития Африки, Арабский фонд экономического и социального развития, Карибский банк развития и др. Степень участия и влияния отдельных стран в мировых финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил ведущих мировых финансовых центров (США, Западная Европа, Япония) влияет на деятельность мировых финансовых институтов, в которой проявляются две противоположные тенденции взаимоотношений — разногласие и партнерство по глобальным проблемам международных финансов.

Мировые финансовые центры — это центры сосредоточения крупных международных капиталов и масштабного проведения разнообразных международных финансовых операций. Основу их инфраструктуры составляют национальные и транснациональные банки, как правило, тесно связанные с крупнейшими биржами, оперирующими фондовыми ценностями. Значительную роль играют также крупные брокерские конторы и различные инвестиционные фонды.

Основные структурные  компоненты мировых финансовых центров:

  • валютный рынок;
  • рынок депозитов;
  • рынок международных облигаций;
  • кредитный рынок, структурированный по срочности;
  • рынок золота.

Для всех этих рынков характерна высокая степень унифицированности и взаимозависимости. Наряду с традиционными валютными, кредитными и депозитными операциями широко представлены валютные операции с производными финансовыми инструментами, операции с еврооблигациями, бумагами с переменной процентной ставкой. Современные электронные средства связи обусловливают все большую степень взаимосвязи отдельных финансовых рынков.

Основные операторы  мировых финанcовых центров, крупные многонациональные банки сосредоточены в Лондоне, Токио, Нью-Йорке, Париже, Цюрихе, Франкфурте-на-Майне, Люксембурге, Сингапуре, Сянгане. Токийский и Нью-Йоркский мировые финансовые центры исторически сложились как относительно универсальные рынки, тогда как МФЦ отличаются специализацией. Лондон связан, прежде всего, с рынками евровалютных операций, операций ценных бумаг, золота, фьючерсных сделок. Цюрих предоставляет наиболее надежные варианты инвестиций капитала и является ведущим (после Лондона) рынком золота. Люксембург играет роль фондоаккумулирующего рынка АТР. В Сянгане (КНР) сосредоточен центр международного синдицированного кредитования.

Международное финансовое регулирование можно подразделить на регулирование иностранных (национальных) рынков и регулирование евровалютных, форексных операций. К межнациональному (наднациональному) регулированию относят координирование валютных интервенций, денежной политики, унификацию финансового законодательства. Тем самым власти пытаются уменьшить волатильность финансовой среды, в которой работают экономические субъекты и проводится экономическая политика. Введение «плавающих» курсов в марте 1973г., обострившее проблему покрытия финансовых рисков, привело к созданию ценных бумаг с «плавающим» процентом, финансовых деривативов.

К инновациям, связанным  с предложением финансовых продуктов, относят банковские кредитные карты, «бросовые» облигации, корпоративные коммерческие бумаги, компьютеризованную торговлю фьючерсами на индексы акций, глобализацию финансовых рынков, секьюритизацию активов. Инновациями для обхода банковского регулирования в США стали привлечение банками евродолларовых депозитов, эмиссия коммерческих бумаг банковскими холдингами, открытие банками ряда «квазитекущих» счетов, создание банками дочерних фирм в форме взаимных фондов денежного рынка.

На международных  капитальных рынках торгуют долгосрочными активами (со сроком погашения более одного года). Они представлены секторами обращаемых долгосрочных бумаг (облигаций, акций) и необращаемых среднесрочных клиентских кредитов от банков. Международная диверсификация акций и облигаций может предоставить существенно более высокие доходы с меньшим риском, чем инвестирование на единственном рынке.

 

4. Глобальные финансовые институты

 

Международный валютный фонд (МВФ)— международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Имеет статус специализированного учреждения ООН. МВФ был учрежден на Международной валютно-финансовой конференции ООН (1944г.) в Бреттон-Вуде(США), начал функционировать в мае 1946г., к финансовым операциям приступил с 1 марта 1947г. Место пребывания руководящих органов— Вашингтон(США). На начало 2001г. в МВФ входили 182 страны. Россия стала членом МВФ в 1992г. Его высшим руководящим органом является Совет управляющих, в котором каждая страна представлена управляющим центрального банка и его заместителем. Исполнительный совет несет ответственность за широкий круг вопросов, в частности, за предоставление кредитов странам-членам. С 1992г. в его состав входят 24 исполнительных директора (включая представителя России)

Капитал МВФ  складывается из взносов государств-членов. Каждая страна имеет выраженную в специальных правах заимствования (СДР)квоту, определяющую сумму подписки (взноса) на капитал МВФ. Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике. Не реже 1 раза в 5 лет производится пересмотр квот. Суммарная доля 25 развитых стран составляет 62,8% общей суммы квот в МВФ, в том числе:

  • США— 17,5%;
  • Япония— 6,3%;
  • Германия— 6,1%;
  • ФРГ— 5,1%;
  • Италия— 3,3%;
  • Канада— 3,0%;
  • ЕС— 30,3%.

Россия по величине квоты (5,9 млрд СДР, или 8,1 млрд долларов) занимает 10-е место.

Поскольку принятие решений по наиболее важным вопросам требует квалифицированного большинства  голосов (85%), США и страны-члены ЕС могут практически всегда контролировать (вплоть до вето) процесс принятия решений. МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов стран-членов, а также для поддержки макроэкономических стабилизационных программ и структурной перестройки экономики этих стран. По форме кредиты представляют собой «покупку» («заимствование») страной-членом иностранной валюты или СДР в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте.

Общая сумма  выделенных МВФ России с 1992г. валютных средств составляет 25,8 млрд. СДР или 35,3 млрд. долларов. Предоставление МВФ средств связано с выполнением странами-заемщицами определенных условий (принцип «обусловленности кредитов»). Выдвигаемые МВФ требования, которые, как правило, имеют жесткую направленность, призваны устранить разбалансированность экономики страны, обеспечить восстановление равновесия ее платежного баланса и тем самым гарантировать погашение ею долга Фонду.

МВФ постоянно  добивается от стран-членов устранения валютных ограничений на осуществление платежей и переводов по текущим международным операциям, а также на область валютных операций, связанных с движением капиталов.

С 1 января 1999г. 11 стран ЕС ввели единую валюту—евро. Введение евро существенным образом меняет ситуацию в мировой финансовой системе. Позиции американского доллара от этого не укрепляются, так как доллар встречает небывалого прежде конкурента. В этих условиях перед Россией встает проблема создания условий для гибкой привязки национальной валюты к иностранным аналогам. В бюджете ЕС выделены следующие структурные фонды:

  • европейский фонд ориентации и гарантии сельского хозяйства (6 млрд. евро);
  • европейский фонд регионального развития (15,8 млрд. евро);
  • европейский социальный фонд (9,2 млрд. евро).

Величина квоты страны в формировании уставного капитала Европейского центрального банка зависит от объема ВВП и численности населения. Величина бюджета ЕС законодательно ограничена, и в процентах от совокупного ВВП стран-участниц равна 1,27.

Крупнейшей  международной финансово-экономической организацией является Группа Всемирного банка. Миссия Группы Всемирного банка заключается в сокращении бедности и содействии экономическому росту. Различные подразделения Группы Всемирного банка участвуют практически во всех областях развития, работая по самым разным направлениям— от проведения экономических и аналитических исследований до оказания финансовой и технической помощи правительствам и частным предприятиям. Им принадлежит важная поддерживающая роль в содействии развивающимся странам.

Информация о работе Роль финансовых институтов