Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:56, курсовая работа
Основой всей финансовой системы страны являются финансы организаций. Они занимают определяющее положение в этой системе, поскольку охватывают важнейшую часть всех денежных отношений в стране, а именно - финансовые отношения в той сфере общественного воспроизводства, где создается общественный продукт, национальное богатство и национальный доход - основные источники финансовых ресурсов страны. Поэтому от состояния финансов организаций зависит возможность удовлетворения общественных потребностей общества, улучшения финансового положения страны. Вследствие всего этого тему данной курсовой работы можно считать актуальной.
Введение
Основой всей финансовой системы
страны являются финансы организаций.
Они занимают определяющее положение
в этой системе, поскольку охватывают
важнейшую часть всех денежных отношений
в стране, а именно - финансовые отношения
в той сфере общественного
воспроизводства, где создается
общественный продукт, национальное богатство
и национальный доход - основные источники
финансовых ресурсов страны. Поэтому
от состояния финансов организаций
зависит возможность
Целью данной курсовой работы является определение роли финансов организаций в общей системе финансов и в экономике страны.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть развитие финансов предприятий
в историческом аспекте, определить
способы и направления
В качестве теоретической и методологической основы исследования были использованы труды отечественных и зарубежных ученых и практиков в области теории финансов, финансового менеджмента, предпринимательства, связанные с различными аспектами исследуемой проблемы, законодательные и нормативные акты РФ, статистические данные в области финансов организаций.
Для более наглядного отображения современного состояния и проблем финансов организаций на примере малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае были использованы материалы аналитического отчета, подготовленного Министерством экономического развития и внешних связей Хабаровского края.
Глава 1. Этапы развития финансов организаций (предприятий)
Финансы способствуют решению
общеэкономических задач, и поэтому
финансовая система государства
функционирует как совокупность
взаимодействующих звеньев на каждом
конкретном историческом этапе. В первые
годы социалистического
НЭП и реформация 30-х годов. Широко распространенным в первые годы НЭПа был взгляд на финансовую науку Ф.А. Менькова, заключавшийся в том, что «ни свободная конкуренция, ни закон спроса и предложения не имеют места, наоборот, здесь господствует: принудительная власть, монопольный принцип, политические и социальные мотивы».
Считалось недопустимым применение форм и методов управления финансовой деятельностью, заимствованных от капиталистической системы. В качестве приоритета выдвигались интересы «народной казны», «укрепления финансовой мощи Советского государства».
Серьезные коррективы финансовая
система претерпела в процессе реформы
1930 г. Она ставила целью изменение
системы распределения и
Реформа отменила принцип
твердого процента. Размер отчислений
в бюджет стал устанавливаться
Отношение к прибыли в
этот период было весьма осторожным, поскольку
применялся жесткий контроль за ценами,
ассортиментом выпускаемых
В тот же период происходило становление другой финансовой концепции, согласно которой финансовые отношения возникают в производственной сфере. То есть реформа 1930 г. закрепила права на существование наряду с общегосударственными финансами и финансов предприятий, что и явилось причиной дуалистичности финансовых концепций.
Само по себе появление
финансов предприятий как
Характерным для концепции
финансов в этот период было рассмотрение
процесса создания доходов у государства
в целом и государственных
предприятий как единого
Реформа 60-х годов. Значительным
шагом в развитии финансов стала
реформа 60-х гг., направленная на дальнейшее
развитие хозрасчета, которое включало
реализацию крупных мер в сфере
управления, планирования, экономического
стимулирования. Большие изменения
произошли в механизме
созданием трех фондов экономического стимулирования в предприятиях: фонда развития производства, фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий;
использованием прибыли в качестве источника финансирования капитальных вложений, прироста оборотных средств и других затрат;
введением нормативных первоочередных платежей в бюджет: платы за производственные фонды, фиксированных платежей, взносов свободного остатка прибыли.
Применялся так называемый остаточный принцип распределения прибыли, который был основан на жесткой системе финансового планирования.
Планирование рассматривалось как основа управления социалистической экономикой, неразрывно связанная с системой стимулирования.
В этот период ученые-экономисты активно исследовали категорию экономического механизма, состоящую из следующих основных элементов:
системы планирования и прогнозирования;
организации общественного производства;
системы экономического стимулирования;
системы ценообразования;
финансово-кредитного механизма.
Финансово-кредитный механизм основывался на признании общности денежного оборота предприятий и государства. Понятие финансово-кредитного механизма означало взаимосвязь и взаимовлияние всех составляющих его элементов, которые определяли возможность эффективного функционирования для достижения поставленных целей. При этом большое внимание уделялось системности и комплексности финансового управления.
Действие финансово-кредитного
механизма было направлено, прежде
всего, на управление финансами предприятий,
в частности, выявление дополнительных
резервов развития и расширения производства.
Конечная цель такого воздействия - обеспечение
нормальных условий функционирования
финансов и кредита в
Финансово-кредитный механизм
отличался непрерывным
Финансово-кредитный механизм - это форма организации денежных от ношений в области финансов, кредита, денежного обращения в условиях социалистической экономики. Его основу составляет централизованная система планирования, форм, методов и условий финансирования и кредитования общественного производства.
Реформа 70-80-х годов. В 1975-1980 гг. совершенствование управления, планирования и экономического стимулирования осуществлялось на базе изменения субъектов и объектов путем создания производственных объединений как первичного звена общественного производства, а также всесоюзных и республиканских объединений в среднем звене управления, распространения хозрасчета на отрасль в лице министерства, усиления концентрации и специализации производства. В области финансово-кредитного механизма преобразования осуществлялись по следующим направлениям:
совершенствование финансового планирования путем усиления роли перспективных финансовых планов;
совершенствование системы платежей в бюджет, формирование фондов экономического стимулирования путем применения нормативов распределения прибыли;
совершенствование порядка финансирования затрат;
стимулирование внедрения достижений научно-технического прогресса;
концентрация финансовых
ресурсов на приоритетных объектах с
целью осуществления
Ведущий советский финансист
А.М. Бирман справедливо указывал на
то, что «беда последних
Предложения А.М. Бирмана
по совершенствованию управления финансовой
деятельностью предприятий
Отсутствие единого
Важным этапом развития финансов
предприятий стало
расширение прав министерств в планировании и управлении;
отказ от бюджетных ассигнований;
финансирование капитальных вложений и погашение долгосрочных ссуд за счет централизованной прибыли;
финансирование научно-
образование централизованных фондов экономического стимулирования;
Информация о работе Роль и место финансов предприятий в общей системе финансов и в экономике страны