Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:56, курсовая работа
Основой всей финансовой системы страны являются финансы организаций. Они занимают определяющее положение в этой системе, поскольку охватывают важнейшую часть всех денежных отношений в стране, а именно - финансовые отношения в той сфере общественного воспроизводства, где создается общественный продукт, национальное богатство и национальный доход - основные источники финансовых ресурсов страны. Поэтому от состояния финансов организаций зависит возможность удовлетворения общественных потребностей общества, улучшения финансового положения страны. Вследствие всего этого тему данной курсовой работы можно считать актуальной.
пополнение норматива собственных оборотных средств предприятий из централизованных источников;
образование резервов и централизованных фондов для оказания финансовой помощи, регулирование платежей в бюджет;
покрытие убытков за счет централизованной прибыли;
привлечение кредита путем заключения кредитных договоров с банками.
Ведущей финансовой концепцией в этот период стала концепция, основанная на полном хозрасчете и самофинансировании. Полный хозрасчет имел следующие основные признаки:
обеспечение полной окупаемости затрат;
осуществление хозрасчетного финансирования за счет прибыли и амортизационных отчислений;
повышение роли хозяйственных договоров и усиление экономической ответственности за их выполнение.
Эта финансовая концепция
требовала законодательного оформления
прав и обязанностей объектов и субъектов
управления. Значительным этапом в
развитии управления предприятиями
стало принятие Закона СССР «О государственном
предприятии (объединении)» 30 июня 1987 г.
Этот закон определил правовой статус
государственных предприятий и
объединений, порядок и формы
управления их деятельностью. Основными
принципами деятельности признавались
полный хозрасчет и
По первой модели хозрасчета
(нормативное распределение
По второй модели хозрасчета
(нормативное распределение
В целом концепция полного хозрасчета и самофинансирования себя оправдала и дала ощутимый положительный эффект, признаваемый и учеными, и практиками.
Тем не менее, проблема накопления
средств и инвестиций оставалась
попрежнему нерешенной. Основная причина
состояла в недостаточности финансовых
ресурсов. Предприятия направляли основную
долю средств на потребление, не закладывая
финансовой базы долгосрочного развития.
Эта проблема могла быть решена только
через изменение отношений
Нормативный метод распределения
прибыли сыграл положительную роль,
которая выразилась в следующем.
Заранее устанавливая нормативы, субъекты
управления не только обеспечивали соответствие
объема и структуры финансовых ресурсов
реальной потребности в них, но и
задавали минимальную границу
Порядок определения размера нормативов в 80-х годах характеризовался тем, что весь расчет производился на базе утвержденного пятилетнего финансового плана, т. е. нормирование осуществлялось от достигнутого уровня. Это приводило к тому, что нормативы не способствовали более полному использованию внутренних резервов, принятию напряженных плановых заданий. Нормативы регулировали следующие пропорции:
платежи в бюджет;
отчисления в фонд производственного и социального развития и фонд оплаты труда предприятия;
отчисления в централизованные
фонды производственного и
отчисления в фонды
оплаты труда подразделений
В то же время отсутствие
стратегии развития, направленной на
стимулирование воспроизводственных
процессов в предприятиях, по сути,
не позволило реализовать принцип
самофинансирования в полной мере.
Нормативный метод
Налоговый принцип платежей
и расчетов с бюджетом имеет ряд
существенных преимуществ по сравнению
с нормативным. На размер ставок налога
на прибыль и доходы не оказывают
влияния планируемые показатели
и результаты хозяйственной деятельности.
Налоги не дифференцируются субъектами
управления в лице вышестоящих организаций
и не корректируются в течение
года. Они удобны и выгодны предприятиям
с устойчивой финансовой базой и
ускоряют процесс банкротства
Введение налогов одновременно повысило роль местных Советов и ликвидировало централизованный директивный порядок формирования централизованных фондов отраслевых органов управления. Таким образом, принятие и введение в действие с 1 января 1991 г. Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» по сути, ликвидировало финансовую базу полного хозрасчета отрасли.
Повышение роли местных Советов было связано с тем, что им дано право предоставлять льготы по налогообложению предприятиям в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с общесоюзным законодательством в их бюджеты, устанавливать конкретные ставки местных налогов, создавать местные внебюджетные фонды для финансирования территориальных программ развития экономики.
Введение налоговой системы
потребовало децентрализации
Рассмотренный исторический
этап характеризовался жесткой финансово-кредитной
политикой в области
На этом завершился важный
этап развития финансов предприятий, основанный
на общегосударственной
Глава 2. Государственное регулирование финансов организаций (предприятий)
финансы предприятие государственный регулирование
Государственное регулирование в рыночных условиях представляет собой законодательно оформленную систему внешнего воздействия на финансы предприятий. Государство формирует финансовую политику на макроуровне и осуществляет законодательное регулирование финансов микроуровня. Оно определяет порядок образования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов, которые служат одним из источников финансирования предприятий /14/.
Функционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др. /13/.
Основными направлениями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий являются:
налоговая система;
ценообразование;
внешнеэкономическая деятельность;
денежное обращение;
кредитование;
формы платежей и расчетов;
организация обращения ценных бумаг;
бюджетное финансирование;
состав и компетенция органов государственного управления в решении финансовых вопросов;
государственные гарантии;
лицензирование отдельных видов деятельности.
Механизмом государственного воздействия на предпринимательскую деятельность являются экономические (косвенные) и административные (прямые) методы. Они должны использоваться в комплексе при проведении фискальной, инвестиционной, ценовой, амортизационной, денежно-кредитной и другой политики таким образом, чтобы не разрушить рыночные основы, не допустить кризисных явлений /14/.
К косвенным методам
формирование и поддержание конкурентной среды в экономике и ограничение монополизации рынка;
государственное регулирование цен естественных монополистов;
защита контрактных отношений между субъектами рынка, обеспечивающая стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в финансовой сфере;
проведение эффективной таможенной политики;
содействие развитию страхового
дела и страхования
содействие развитию рынка капитала.
Наряду с косвенными методами
регулирования финансов государство
использует методы и прямого административного
воздействия на финансовую деятельность
хозяйствующих субъектов
предпринимательской деятельности, установления квот на производство некоторых товаров, установления предельных цен по ограниченной номенклатуре товаров и услуг;
финансового дотирования и субсидирования производства и реализации отдельных видов товаров и услуг;
государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;
мер социальных гарантий и финансовой защиты, прежде всего, в отношении малообеспеченных слоев населения;
установления льгот по налогам и различным платежам в бюджет и внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков;
применения финансовых санкций
в отношении нарушителей
Административные методы (ограничения, запреты, лимиты, квотирование) должны использоваться, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны.
Их целесообразно использовать в следующих областях:
охране окружающей среды;
сертификации, стандартизации, метрологии;
социальной политике;
внешнеэкономической деятельности;
деятельности естественных государственных монополий /14/.
Суть налогового регулирования
состоит в том, что государство
через законодательство о налогах
ограничивает право собственности
налогоплательщика на свободное
распоряжение им своим имуществом,
обеспечивая тем самым
Таким образом, государственное
регулирование
Информация о работе Роль и место финансов предприятий в общей системе финансов и в экономике страны