Роль и место финансов предприятий в общей системе финансов и в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Основой всей финансовой системы страны являются финансы организаций. Они занимают определяющее положение в этой системе, поскольку охватывают важнейшую часть всех денежных отношений в стране, а именно - финансовые отношения в той сфере общественного воспроизводства, где создается общественный продукт, национальное богатство и национальный доход - основные источники финансовых ресурсов страны. Поэтому от состояния финансов организаций зависит возможность удовлетворения общественных потребностей общества, улучшения финансового положения страны. Вследствие всего этого тему данной курсовой работы можно считать актуальной.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 40.63 Кб (Скачать файл)

пополнение норматива  собственных оборотных средств  предприятий из централизованных источников;

образование резервов и централизованных фондов для оказания финансовой помощи, регулирование платежей в бюджет;

покрытие убытков за счет централизованной прибыли;

привлечение кредита путем  заключения кредитных договоров  с банками.

Ведущей финансовой концепцией в этот период стала концепция, основанная на полном хозрасчете и самофинансировании. Полный хозрасчет имел следующие  основные признаки:

обеспечение полной окупаемости  затрат;

осуществление хозрасчетного  финансирования за счет прибыли и  амортизационных отчислений;

повышение роли хозяйственных  договоров и усиление экономической  ответственности за их выполнение.

Эта финансовая концепция  требовала законодательного оформления прав и обязанностей объектов и субъектов  управления. Значительным этапом в  развитии управления предприятиями  стало принятие Закона СССР «О государственном  предприятии (объединении)» 30 июня 1987 г. Этот закон определил правовой статус государственных предприятий и  объединений, порядок и формы  управления их деятельностью. Основными  принципами деятельности признавались полный хозрасчет и самофинансирование. В практику прочно вошли две модели хозрасчета: основанная на нормативном  распределении прибыли и на нормативном  распределении дохода. Нормативы  обеспечили установление пропорций  распределения прибыли (дохода) между  предприятием и бюджетом, хотя и  имели тот недостаток, что могли  ежегодно корректироваться, и были дифференцированными. Решение о  величине нормативов отчислений от прибыли (дохода) в бюджет принимал вышестоящий  орган управления. Таким образом, полный хозрасчет продолжал действовать  на отраслевом уровне.

По первой модели хозрасчета (нормативное распределение прибыли) гарантировался в определенном размере  фонд заработной платы, который образовывался  по нормативу чистой продукции или  другим измерителям продукции. За счет остаточной или чистой прибыли также  по централизованно устанавливаемым  нормативам формировались следующие  фонды денежных средств: развития производства, науки и техники; социального  развития; материального поощрения. Главная цель нормирования фондов денежных средств заключалась в установлении пропорций между потреблением и  накоплением.

По второй модели хозрасчета (нормативное распределение дохода) фонд заработной платы образовывался  по остаточному принципу после расчетов с бюджетом, вышестоящей организацией, уплаты процентов за кредит, а также  формирования по нормативам фондов денежных средств. Фонды денежных средств  включали: фонд развития производства, науки и техники; фонд социального  развития. В торговле, общественном питании, сфере бытового обслуживания создавался фонд производственного  и социального развития. Большое  значение в этот период приобрел централизованный фонд производственного и социального  развития. Отчисления в этот фонд не были значительными, но в силу роста  прибыли (дохода) предприятий их размеры  в органах управления достигали  значительных размеров. Централизованные фонды служили целевым источником финансирования общеотраслевых программ и мероприятий, включаемых в централизованный план.

В целом концепция полного  хозрасчета и самофинансирования себя оправдала и дала ощутимый положительный  эффект, признаваемый и учеными, и  практиками.

Тем не менее, проблема накопления средств и инвестиций оставалась попрежнему нерешенной. Основная причина  состояла в недостаточности финансовых ресурсов. Предприятия направляли основную долю средств на потребление, не закладывая финансовой базы долгосрочного развития. Эта проблема могла быть решена только через изменение отношений собственности.

Нормативный метод распределения  прибыли сыграл положительную роль, которая выразилась в следующем. Заранее устанавливая нормативы, субъекты управления не только обеспечивали соответствие объема и структуры финансовых ресурсов реальной потребности в них, но и  задавали минимальную границу эффективности  их использования. Создание научной  нормативной базы финансового планирования было связано с учетом конкретных условий работы предприятий, который  обеспечивался через дифференциацию нормативов. Проблема экономических  нормативов решалась в комплексе  с перспективным планированием  и установлением научно обоснованных цен, торговых и оптово-сбытовых скидок и наценок.

Порядок определения размера  нормативов в 80-х годах характеризовался тем, что весь расчет производился на базе утвержденного пятилетнего  финансового плана, т. е. нормирование осуществлялось от достигнутого уровня. Это приводило к тому, что нормативы  не способствовали более полному  использованию внутренних резервов, принятию напряженных плановых заданий. Нормативы регулировали следующие  пропорции:

платежи в бюджет;

отчисления в фонд производственного  и социального развития и фонд оплаты труда предприятия;

отчисления в централизованные фонды производственного и социального  развития и резервы органов управления;

отчисления в фонды  оплаты труда подразделений предприятий.

В то же время отсутствие стратегии развития, направленной на стимулирование воспроизводственных  процессов в предприятиях, по сути, не позволило реализовать принцип  самофинансирования в полной мере. Нормативный метод распределения  прибыли (дохода) был переходным звеном от остаточного принципа формирования финансовых ресурсов к жесткой системе  налогов.

Налоговый принцип платежей и расчетов с бюджетом имеет ряд  существенных преимуществ по сравнению  с нормативным. На размер ставок налога на прибыль и доходы не оказывают  влияния планируемые показатели и результаты хозяйственной деятельности. Налоги не дифференцируются субъектами управления в лице вышестоящих организаций  и не корректируются в течение  года. Они удобны и выгодны предприятиям с устойчивой финансовой базой и  ускоряют процесс банкротства низкорентабельных  предприятий. Благодаря стабильному  характеру действия налоги обеспечивают материальную заинтересованность предприятий  в увеличении прибыли и ее использовании  на цели производственного и социального  развития. Налоги усиливают правовую защищенность предприятий и гарантируют  полную самостоятельность в использовании  прибыли, остающейся после расчетов с бюджетом.

Введение налогов одновременно повысило роль местных Советов и  ликвидировало централизованный директивный  порядок формирования централизованных фондов отраслевых органов управления. Таким образом, принятие и введение в действие с 1 января 1991 г. Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений  и организаций» по сути, ликвидировало  финансовую базу полного хозрасчета отрасли.

Повышение роли местных Советов  было связано с тем, что им дано право предоставлять льготы по налогообложению  предприятиям в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с  общесоюзным законодательством  в их бюджеты, устанавливать конкретные ставки местных налогов, создавать  местные внебюджетные фонды для  финансирования территориальных программ развития экономики.

Введение налоговой системы  потребовало децентрализации расчетов и платежей в бюджет, предоставления предприятиям прав юридического лица с открытием расчетных счетов. На первом этапе налоговому регулированию  подвергался фонд потребления предприятий, включавший фонд оплаты труда, относимый  на издержки производства и обращения  или на себестоимость, денежные выплаты, производимые из прибыли после уплаты налогов, а также доходы, выплачиваемые  по акциям и вкладам трудовых коллективов  в имущество предприятий в  виде дивидендов или процентов. Регулирующий налог начинал действовать лишь при определенных обстоятельствах, когда сумма средств, направляемых на потребление, превышала необлагаемый размер. При исчислении необлагаемого  размера фонда потребления определяющую роль играла базовая величина фонда  оплаты труда и темп роста хозрасчетного  дохода. Кроме того, необлагаемый размер средств корректировался коэффициентом, обеспечивавшим опережающий рост, хозрасчетного  дохода по сравнению с оплатой  труда. Это стимулировало экономию средств, исправляемых на потребление, которая зачислялась в резервный  фонд для последующей выплаты  работникам без дополнительного  налогообложения.

Рассмотренный исторический этап характеризовался жесткой финансово-кредитной  политикой в области регулирования  финансов предприятий, обеспечивающей контроль за бюджетным дефицитом  и денежной эмиссией, соблюдение твердой  зависимости между результатом  работы и объемом средств, направляемых на оплату труда, производственное и  социальное развитие. Налоговая система  позволила предприятиям накапливать  финансовые ресурсы, но не решила главной  проблемы - проблемы собственности. Имущество  предприятий по-прежнему принадлежало государству. Относительная экономическая  обособленность денежного оборота  предприятий не устраняла обезличивания  финансовых ресурсов.

На этом завершился важный этап развития финансов предприятий, основанный на общегосударственной собственности. Следующий этап базируется на новом  экономическом фундаменте - альтернативных формах собственности. Он знаменует  собой переход к экономике  рыночного типа /15/.

Глава 2. Государственное  регулирование финансов организаций (предприятий)

финансы предприятие государственный  регулирование

Государственное регулирование  в рыночных условиях представляет собой  законодательно оформленную систему  внешнего воздействия на финансы  предприятий. Государство формирует  финансовую политику на макроуровне  и осуществляет законодательное  регулирование финансов микроуровня. Оно определяет порядок образования, распределения и использования  централизованных фондов финансовых ресурсов, которые служат одним из источников финансирования предприятий /14/.

Функционирование любой  системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы  и распоряжения министерств и  ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др. /13/.

Основными направлениями  государственного регулирования финансовой деятельности предприятий являются:

налоговая система;

ценообразование;

внешнеэкономическая деятельность;

денежное обращение;

кредитование;

формы платежей и расчетов;

организация обращения ценных бумаг;

бюджетное финансирование;

состав и компетенция  органов государственного управления в решении финансовых вопросов;

государственные гарантии;

лицензирование отдельных  видов деятельности.

Механизмом государственного воздействия на предпринимательскую  деятельность являются экономические (косвенные) и административные (прямые) методы. Они должны использоваться в комплексе при проведении фискальной, инвестиционной, ценовой, амортизационной, денежно-кредитной и другой политики таким образом, чтобы не разрушить  рыночные основы, не допустить кризисных  явлений /14/.

К косвенным методам государственного регулирования финансов относятся:

формирование и поддержание  конкурентной среды в экономике  и ограничение монополизации  рынка;

государственное регулирование  цен естественных монополистов;

защита контрактных отношений  между субъектами рынка, обеспечивающая стабильное функционирование расчетно-платежных  отношений в финансовой сфере;

проведение эффективной  таможенной политики;

содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательских  рисков;

содействие развитию рынка  капитала.

Наряду с косвенными методами регулирования финансов государство  использует методы и прямого административного  воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:

предпринимательской деятельности, установления квот на производство некоторых  товаров, установления предельных цен  по ограниченной номенклатуре товаров  и услуг;

финансового дотирования  и субсидирования производства и  реализации отдельных видов товаров  и услуг;

государственной монополии  и акцизного налогообложения  на отдельные виды товаров;

мер социальных гарантий и  финансовой защиты, прежде всего, в  отношении малообеспеченных слоев  населения;

установления льгот по налогам и различным платежам в бюджет и внебюджетные фонды  для конкретных налогоплательщиков;

применения финансовых санкций  в отношении нарушителей финансовой дисциплины /13/.

Административные методы (ограничения, запреты, лимиты, квотирование) должны использоваться, если экономические  методы неприемлемы или недостаточно эффективны.

Их целесообразно использовать в следующих областях:

охране окружающей среды;

сертификации, стандартизации, метрологии;

социальной политике;

внешнеэкономической деятельности;

деятельности естественных государственных монополий /14/.

Суть налогового регулирования  состоит в том, что государство  через законодательство о налогах  ограничивает право собственности  налогоплательщика на свободное  распоряжение им своим имуществом, обеспечивая тем самым пополнение бюджетов; в то же время с позиций  субъекта предпринимательской деятельности налоговое регулирование может  быть рассмотрено как система  перераспределения доходов. Данное утверждение основано на судебной практике: согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. «налогоплательщик  не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и  обязан регулярно перечислять эту  сумму в пользу государства». Следовательно, право собственности налогоплательщика  на прибыль и доход, полученный в  результате предпринимательской деятельности, может быть ограничено в целях  удовлетворения публичного интереса. Исполнив обязанности налогоплательщика, субъект предпринимательской деятельности по своему усмотрению расходует оставшуюся часть имущества на удовлетворение своих частных потребностей.

Таким образом, государственное  регулирование предпринимательской  деятельности с помощью налогов  ограничено рамками исполнения налоговой  обязанности налогоплательщиком.

Информация о работе Роль и место финансов предприятий в общей системе финансов и в экономике страны