Роль коммерческих банков на рынке государственных ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Коммерческие банки производят операции на рынке ценных бумаг для самых различных целей, но в первую очередь, это в целях диверсификации активов, поддержания необходимого уровня ликвидности, и, конечно же ‒ получения дополнительного дохода. Расширение спектра деятельности банков на фондовом рынке всегда за собой влечет возрастание уровня соответствующих рисков. Развитие инвестиционной деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг непременно должно сопровождаться созданием и совершенствованием соответствующего законодательства, которое бы четко регламентировало данную сферу. Кроме того, с учетом нестабильности отечественной экономики, ее значительной восприимчивости к внешним рискам, необходимо постоянное совершенствование системы управления рисками, что далеко не всегда реализуется на практике.

Файлы: 1 файл

Роль коммерческих банков на рынке государственных ценных бумаг.docx

— 69.84 Кб (Скачать файл)

Важнейшие функции коммерческого банка как дилера на рынке ценных бумаг:

· функции, которые свойственны брокеру на РЦБ, в том числе и функции финансового консультанта;

· организация и поддержание ликвидности рынка (маркет-мейкерство).

Как уже говорилось ранее, для дилерской деятельности необходима лицензия. Кроме того, дилер, для того представления гарантий исполнения сделок должен иметь достаточный собственный капитал. Таким образом, законодательством РФ установлены минимальные требования к величине собственного капитала организации, которая планирует осуществлять дилерскую деятельность.

Дилер имеет право совмещать свою деятельность на РЦБ с брокерской, депозитарной, а также с доверительным управлением.

В основном коммерческие банки, получая лицензию на осуществление брокерской деятельности, получаю также лицензию на дилерскую деятельность.

Согласно действующему законодательству, дилер обязан:

· действовать в интересах своих клиентов;

· стремиться обеспечивать клиентов наилучшими условиями исполнения сделок;

· доводить до своих клиентов качественную, полную и релевантную информацию о состоянии интересующих их эмитентов, рынков, ценах, рыночной конъюнктуре, рисках и т. д.;

· дилер у запрещается манипулирование ценами и побуждение клиента к осуществлению сделки посредством предоставления искаженной умышленно информации о ценных бумагах, эмитентах, динамике цен и т. д.;

· дилер обязан предоставлять наиболее высокий приоритет сделкам по покупке и продаже финансовых активов по поручению клиентов, по отношению, скажем, к дилерским операциям.

Таким образом, для того, чтобы осуществлять дилерскую деятельность коммерческий банк должен соответствовать следующим таким требованиям Центрального банка Российской Федерации:

· обладать лицензией профессионального участника РЦБ на осуществление дилерской деятельности;

· должны отсутствовать нарушения налогового законодательства, также задолженность по обязательным платежам в бюджеты, внебюджетные фонды и т. д.;

· Кандидат должен обладать собственными средствами, в объеме, соответствующем требованиям, которые устанавливаются Мегарегулятором для профессиональных участников РЦБ;

· должны отсутствовать санкции в виде аннулирования или приостановления действия лицензии профессионального участника РЦБ;

· не иметь финансовых убытков по итогам отчетного и прошедшего года;

· коммерческий банк должен быть членом саморегулируемой организации профессиональных участников РЦБ и др.

В роли дилера коммерческий банк может производить операции на рынке государственных и корпоративных ЦБ. Банк-дилер, который работает на рынке ГЦБ, свою деятельность осуществляет на основании договора с Центральным банком Российской Федерации на выполнение функций по обслуживанию операций с ГЦБ (рис. 1):

 

Рис. 1 ‒ Схема включения банка в дилерские операции с государственными ценными бумагами6

 

Помимо всего прочего, коммерческий банк, планирующий осуществлять дилерские функции, обязан заключить несколько договоров с ММВБ (с 2012 года — «Московская биржа»):

· об участии в системе электронных торгов «Московской биржи» по сделкам с Государственными казначейскими облигациями (ГКО);

· об участии в электронной системе депозитария «Московской биржи» по хранению и учету Государственных казначейских облигаций;

· об участии в системе электронных межбанковских расчетов с «Московской биржей».

Коммерческий банк при этом осуществляет дилерские операции двух типов:

· покупка ГКО за свой счет и от своего имени (при этом на биржу подается заявка дилера);

· покупка гособлигаций за счет инвесторов и от своего имени (при этом подается заявка инвестора), объединяющая все поручения на покупку, поданные клиентами-инвесторами через банк-дилер.

Коммерческий банк, осуществляющий на РЦБ функции дилера, от инвесторов принимает поручения на покупку или продажу государственных казначейских облигаций посредством заключения с последним договора комиссии. Банк-дилер, выполняет поручения инвестора лишь после депонирования соответствующих средств.

Организация дилерской деятельности в коммерческом банке подразумевает следующие необходимые моменты:

· формирование общей политики коммерческого банка по операциям с ЦБ, а также порядок принятия решений об инвестировании;

· создание специализированных подразделений, а также подготовка соответствующих специалистов для осуществления операций с ЦБ;

· наличие внутриорганизационных положений, которые регламентировали бы осуществление операций, их документирование и соответствие всего этого действующему законодательству;

· организация внутреннего контроля над осуществляемыми операциями, в том числе:

- отслеживание рискованности операций;

- контроль финансового состояния эмитентов;

- объем позиций дилеров;

- наличие лимитов для вложений в отдельные виды ЦБ;

- мониторинг рыночных цен.

 

  1. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА  
    ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В РФ
    1. Особенности развития рынка государственных ценных бумаг в РФ

В современных рыночных экономических системах государство, как известно, также является одним из главных эмитентов ценных бумаг.

Такой централизованный (через государство) выпуск ценных бумаг во всем мире представлен для следующих целей:

- как эффективный инструмент государственного регулирования экономики (в, частности для поддержания валютного курса посредством проведения операций на открытом рынке, что оказывает влияние на объем денежного предложения в экономике, кредитный спрос, ставку процента и как следствие ‒ уровень деловой активности и т. д.);

- государство, выпуская ценные бумаги может покрывать дефицит бюджет не эмиссионным способом (не вызывая ускорение инфляции вследствие «включения печатного станка»);

- как мощный источник привлечения ресурсом фирм и домохозяйств для решения конкретных задач (например, строительства крупных инфраструктурных проектов и т. д).7

В наши дни в развитых странах рынок государственных ценных бумаг (ГЦБ) является основным источником реализации долга перед внутренними кредиторами. Кроме того, рынок ГЦБ ‒ важнейший источник финансирования социальных проектов и программ. Держатели ГЦБ, являются никем другим, как кредиторами государства, поскольку, покупая эти финансовые инструменты, они финансируют страну, получая при этом, небольшой, но наиболее надежный и стабильный фиксированный доход, на протяжении всего времени владения этими активами.

Международный опыт свидетельствует о том, что выпуск эмиссия Минфином ГЦБ в целях покрытия бюджетного дефицита ‒ это наиболее оптимальный вариант, поскольку при этом не ускоряется инфляция. Кроме того, при использовании таких операций растут текущие резервы Центрального банка, при помощи которых можно эффективно регулировать денежно-кредитную сферу и финансовый рынок, а также финансировать перспективные отрасли экономики, совершая тем самым, структурные преобразования.

На рынке государственных ценных бумаг РФ обращаются следующие финансовые активы:

- государственные долгосрочные облигации (ГДО);

- облигации ЦБ РФ (ОБР);

- государственные краткосрочные облигации (ГКО), которые используются преимущественно для краткосрочного финансирования текущего бюджетного дефицита;

- облигации федерального займа (ОФЗ);

- облигации государственного сберегательного  займа (ОГСЗ);

- казначейские облигации (КО);

- облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ);

- муниципальные ценные бумаги.8

За период с 2007 по 2012 гг. объем внутреннего рынка ЦБ в РФ фактически утроился. Так, в 2007 г. он составлял 1,1 трлн. руб., и достиг 3,1 трлн руб. уже в 2012 году. За последние несколько лет рынок государственных ценных бумаг рос значительно живее, нежели рынок корпоративных облигаций или рынок муниципальных ценных бумаг.

В 2012 году рынок государственных ценных бумаг возрос на 6,3%, рынок корпоративных обязательств вырос на 10,6%, в то время, как объем рынка муниципального и регионального долга снизился на 6,0%.

Сегодня рынок ГЦБ является уже ключевым сегмент российского финансового рынка. Более 40% облигационного рынка РФ составляют облигации федерального займа.

Наращивание объемов государственных облигаций в обращении, а также размещение довольно крупных выпусков с индикативными сроками погашения (3, 5, 7, 10 и 15 лет) способствовали тому, что к 2012 году обороты ежедневных торгов облигациями федерального займа возросли. Это, безусловно оказало положительное влияние на ликвидности рынка государственных ценных бумаг РФ.

Как результат такой взвешенной финансовой политики, кривая доходности облигаций федерального займа стала служить полноценным ориентиром для ценообразования по другим долговым инструментам (муниципальным и корпоративным).

Рост активности участников внутреннего рынка в значительной мере вызван курсом на либерализацию рынка государственных ценных бумаг, а также на повышение его ликвидности. Значительно увеличился объем операций с государственными облигациями на вторичном рынке, возрос спрос со стороны нерезидентов на эти финансовые активы.

Изучив данные Министерства финансов Российской Федерации о структуре рынка облигаций федерального займа, можно прийти к выводу, что среди участников данного рынка чрезвычайно низка доля консервативных институциональных инвесторов, который инвестируют значительные средства на продолжительный срок. Это, безусловно, отрицательная тенденция, которая идет вразрез с передовым зарубежным опытом. Таким образом, имеет место значительное число портфельных инвесторов, которые предпочитают осуществление краткосрочных спекулятивных операций на данном рынке.

Ранок ГЦБ в РФ характеризуется следующими характерными особенностями, препятствующими долгосрочному его развитию:

- невысокий удельный вес крупных  частных инвесторов;

- преобладание краткосрочных ГЦБ, со сроком погашения не более года;

- преобладают спекулятивные операции;

- низка финансовая поддержка реального сектора;

- чрезвычайно низкая финансовая  грамотность (особенно по сравнению  с развитыми странами) большей  части населения, предпочитающей  в лучшем случае хранить сбережения  на банковском депозите;

- очень низкий уровень доверия  населения к государству и  к частным финансовым институтам;

- невысокий уровень доходности  государственных ценных бумаг;

- значительная часть мелких инвесторов отдают предпочтение паевым инвестиционным фондам, а также преуспевающим акционерным обществам, у которых высокая доходность (свыше 20% годовых);

- дефицит финансовых инструментов, которые были бы ориентированных на частных инвесторов. Так, и по сей день на рынке ценных бумаг РФ нет такого финансового инструмента, который был бы действительно доступен для широких слоев населения. Во все еще зачаточном состоянии (по сравнению с развитыми зарубежными странами) схемы коллективного инвестирования (негосударственные пенсионные фонды, страховые организации и инвестиционные фонды). Доходность, которую предлагают большинство имеющихся организаций коллективного инвестирования, совершенно невысока, непривлекательна, редко покрывает даже инфляцию, а потому не способствует сохранению и, тем более, приумножению сбережений населения.9

Все эти факторы, безусловно, свидетельствуют о наличии многих проблем на рынке государственных ценных бумаг, которые могут послужить причиной дальнейшей его стагнации, и еще большего отставании от динамично развивающихся рынков развитых стран.

Так, к примеру, в США или Японии, на рынке государственных ценных бумаг преобладают главным образом стратегические инвесторы, осуществляющие крупные инвестиционные вливания в реальный сектор экономики.

Благодаря выпуску ГЦБ в развитых странах успешно реализуются следующие проекты и программы:

  • расширение сети железных дорог и строительство автострад;

  • инвестиции в перспективные инновационные отрасли, в том числе энергосберегающие технологии, IT-сектор, телекоммуникации, биотехнологии и т. д.;

  • решаются многие социальные проблемы, в том числе поддерживается строительство жилья;

  • укрепляется и развивается инфраструктура рынка финансовых услуг.

Российский рынок ГЦБ организован плохо. В первую очередь, это касается, инфраструктуры финансового рынка и самих механизмов торговли. Необходимо использовать передовой зарубежный опыт размещения ценных бумаг, а также расширения прозрачности информации.

Наиболее перспективные направления развития рынка государственных ценных бумаг в РФ, на мой взгляд, следующие:

- внедрение мировых стандартов организации финансового рынка;

- улучшение информационной обеспеченности инвесторов и повышение требований эмитентам и профессиональным участникам рынка к раскрытию информации;

- совершенствование правовых основ  в сфере государственных ценных бумаг, устранение коллизий и усиление контроля за соблюдением законодательства;

- создание инфраструктурных систем финансового рынка, ориентированных на широкие массы населения;

- повышение эффективности государственного  регулирования рынка ГЦБ.

Таким образом, государственная финансовая политика должна обеспечивать способность РФ осуществлять заимствования в объемах, которые необходимы для полноценного решения важнейших социальных и экономических задач. Этому должно способствовать либерализация финансового рынка, которая позволит расширить доступ к рынкам капитала. Чрезвычайно важным является последовательное расширение круга инвесторов, заинтересованных во вложении своих средств в ГЦБ, а также развитие инфраструктуры финансового рынка на основе новых технологий и передового зарубежного опыта.

 

 

    1. Проблемы и пути совершенствования государственного  
      регулирования рынка ценных бумаг

Информация о работе Роль коммерческих банков на рынке государственных ценных бумаг