Роль коммерческих банков на рынке государственных ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Коммерческие банки производят операции на рынке ценных бумаг для самых различных целей, но в первую очередь, это в целях диверсификации активов, поддержания необходимого уровня ликвидности, и, конечно же ‒ получения дополнительного дохода. Расширение спектра деятельности банков на фондовом рынке всегда за собой влечет возрастание уровня соответствующих рисков. Развитие инвестиционной деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг непременно должно сопровождаться созданием и совершенствованием соответствующего законодательства, которое бы четко регламентировало данную сферу. Кроме того, с учетом нестабильности отечественной экономики, ее значительной восприимчивости к внешним рискам, необходимо постоянное совершенствование системы управления рисками, что далеко не всегда реализуется на практике.

Файлы: 1 файл

Роль коммерческих банков на рынке государственных ценных бумаг.docx

— 69.84 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование РЦБ преследует несколько основных целей:

- защита прав интересов;

- внедрение единых для всех участников рынка правил и контроль над их соблюдением.10

Профессиональные участники рынка играют на РЦБ очень важную роль. Они взаимодействуют с инвесторами и эмитентами (потребителями капитала инвесторов), обеспечивая, в итоге эффективность работы и дальнейшее развитие фондового рынка.

В государственном регулировании РЦБ применяются как прямые, так и косвенные (непрямые) рычаги.

Под прямым регулированием подразумевается нормотворческая, разрешительная и регистрационная деятельности, предъявление требований к участникам РЦБ, а также меры поддержания дисциплины (в том числе ‒ санкции за ее нарушение).

Косвенное влияние на РЦБ государство осуществляет преимущественно посредством проведения денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.

К органам регулирования РЦБ можно отнести такие органы государственной власти:

- Федеральное собрание;

- Правительство;

- Президент;

- министерства и другие центральные органы исполнительной власти.

Стоит отметить, что благодаря внедрению зарубежного опыта регулирования финансовых рынков, в РФ был создан, так называемый Мегарегулятор, заменивший собой такой исполнительный орган государственной власти по регулированию финансовых рынков, как ФСФР России (Федеральную службу по финансовым рынкам). С 1 сентября 2013 года вступил в силу ФЗ от 23.07.2013 г. № 251-ФЗ, благодаря нормам которого был создан финансовый Мегарегулятор на базе ЦБ РФ. 11

Теперь унифицированный орган занимается законодательными инициативами финансового, вопросами его регулирования и развития.

Большинство экспертов, солидарны во мнении, что данная реформа ‒ объективно необходимый процесс, так как практически все секторы финансового рынка между собой тесно связаны и необходимо было устранить дублирования, унифицировав многие процессы и функции под единое начало.

С другой стороны, некоторые эксперты видят в создании Мегарегулятора отрицательные последствия для финансового рынка РФ. Они аргументируют свою критическую оценку тем, что экономика РФ весьма монополизирована, Мегарегулятор, являющийся учредителем Московской биржи и Сбербанка, послужит причиной для еще большей монополизации финансового рынка, а, следовательно, и всей экономической системы страны.

Теперь на плечи Мегарегулятора, ложится весьма широкий круг обязанностей, а именно развитие и обеспечение стабильности финансового рынка РФ, а это значит, что ЦБ РФ, должен будет регулировать не только фондовый рынок, но также страховой, валютный и кредитный рынки, являющиеся неотъемлемыми элементами финансовой системы страны.

В составе ЦБ РФ создана и функционирует Служба Банка России по финансовым рынкам.

Функции Центрального банка Российской Федерации теперь весьма обширные. Перечислять их в рамках данной работы нецелесообразно. Стоит только отметить, что в его структуре отсутствует четкое разделение на РЦБ, рынок страхования, то есть нет четкой специализации по рынкам. Это говорит о том, что все эти сегменты финансового рынка теперь контролируются унифицированными методами, «под одну гребенку», не взирая на то, что сфера их деятельности весьма различна. Деятельность каждого из этих рынков должна регулироваться своей системой отраслевого законодательства, а потому придется разрабатывать различные подзаконные нормативно-правовые акты, которые детализировали бы нормы основного законодательства.

Как известно российский рынок ценных бумаг по сравнению с аналогичными рынками развитых стран развит очень слабо. С одной стороны, он характеризуется, довольно высокими темпами положительных качественных, но чаще, все-таки, количественных изменений. С другой стороны, ему имманентны многочисленные проблемы, системного характера, которые служат значительным препятствием его эффективному долгосрочному развитию, нанося вред его международной конкурентоспособности. Из этого следует, что государству необходим более четко и быстро реагировать на возрастающие потребности финансового рынка.

Налицо проблемы правого обеспечения, низкий уровень финансовой грамотности основных масс населения, недоверие к государству и финансовой системе страны, недостатки рейтинговой оценки и многое другое.

Как известно, лицензия ‒ это допуск к осуществлению профессиональной деятельности на РЦБ. Сама же процедура лицензирования должна объективно определять, готова ли компания выйти на данный рынок, а, следовательно, данная процедура должна быть довольно жесткой. Это необходимо для того, что предотвратить появление недобросовестных участников РЦБ.

С появлением Мегарегулятора, перечень требований, которые предъявлялись к компаниям, желающих выйти на РЦБ, в значительной мере сократился. Это может послужить причиной появления ряда негативных факторов, которые в конечном итоге, подорвут доверие широкого круга потенциальных и действующих инвесторов.

Помимо всего прочего на имеет место, значительная ограниченность инструментария РЦБ. Наиболее ликвидными и надежными можно назвать считанные финансовые инструменты. Таким образом, необходимо увеличение обращающихся инструментов.

Положительным, на мой взгляд, эффектом будет ввод дифференцированных требований к структуре и размеру собственного капитала финансовых институтов в зависимости от циклов экономической активности. Так, в период подъема ‒ можно немного повышать требования, а во время периода спада ‒ несколько понижать.

Необходимо преодолеть кризис недоверия широких масс населения к финансовому рынку страны. Так, к примеру, если в развитых странах значительная часть инвесторов ‒ физические лица, которые девствуют через широкую сеть самых различных фондов, банков, брокерских фирм, то в Российской Федерации данная категория людей представлена несколькими десятками тысяч человек. Немаловажную роль может сыграть повышение финансовой грамотности населения и популяризация знаний о финансовых рынках и институтах.

Положительным моментом могло бы стать создание унифицированной системы показателей для оценки РЦБ, а также внедрение компетентной рейтинговой оценки эмитентов, учреждение специализированных изданий и интернет порталов и т. д.

Можно выделить ряд основных проблем регулирования и их возможные пути решения (таблица 2.1):

Таблица 2.1 ‒ Основные направления совершенствования государственного регулирования профессиональной деятельности на РЦБ

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

Законодательная база

- усиление контроля над соблюдением лицензирования; 
- ужесточение ответственности за правонарушения.

Система мер по защите вложений в ЦБ

- создание системы обеспечения защиты вложений в ЦБ;

- создание эффективной системы защиты интересов инвесторов.

Информированность рынка

- создание эффективной и надежной системы рейтинговой оценки ЦБ;

- публикация характеристик отдельных отраслей как объектов инвестирования;

- ужесточение требований к достоверности информации.

Инструменты на рынке ценных бумаг

- расширение операций кредитования;

- снижение затрат, связанных с эмиссией ценных бумаг

Меры по снижению риска от вложений в ЦБ

- создание системы взаимных гарантий страхования на РЦБ;

Система налогообложения

- создание системы льгот

Компьютерные технологии

- развитие автоматизированных систем фондовой торговли, реализуемой посредством сети Internet


 

 

Рынок ценных бумаг в РФ должен стать отражением мирового прогресса IТ-технологий, глобализации, основным индикатором экономики страны. РЦБ России обладает огромным потенциалом развития, поскольку он еще только начинает набирать популярность у широкого круга мелких инвесторов ‒ физических лиц.

Дальнейшее развитие РЦБ не должно стоять на месте. Фондовый рынок предоставляет уникальные услуги. Ему принадлежит важнейшая роль в экономике страны, поскольку он способствует переливу финансовых ресурсов в наиболее перспективные отрасли, динамично развивающиеся фирмы и секторы. Рынок ценных бумаг должен стать катализатором экономического роста, основой финансовой стабильности, устойчивости денежной единиц и улучшения благосостояния широких масс населения.

 

 

Заключение

 

Российский РЦБ переживает довольно бурное развитие. Коммерческие банки на данном рынке играют немаловажную роль, поскольку они аккумулируют значительные объемы средств, а банковский сектор в РФ довольно неплохо развит. Кроме того, эти кредитные организации, будучи юридическими лицами, могут выступать на РЦБ как в качестве финансовых посредников, так и в роли профессиональных участников.

Роль коммерческих банков как участников российского РЦБ заключается в следующем:

- банки в значительной мере могут активизировать участников рынка, оказывать влияние на их профессиональный уровень, а также выступать в роли маркет-мейкеров;

- коммерческие банки стимулируют процесс создания новых для финансовой системы РФ инструментов (ими, в частности являются: фьючерсы, опционы и другие деривативы);

- банки способствуют развитию финансовой инфраструктуры РЦБ, выступая в роли депозитариев, клиринговых центров, осуществляя информационные функции и оказывая консультативные услуги и т. п.);

- коммерческие банки создают благоприятные условия для притока в отечественную экономику значительных объемом зарубежных прямых и портфельных инвестиций.

Необходимо привести в порядок законодательство, регламентирующее деятельность рынка государственных ценных бумаг, адаптировав его к международным стандартам, что даст возможность добиться не только эффективного функционирования РЦБ, но также открыть доступ к широким рынкам капитала.

Рынок ценных бумаг должен стать важным инструментом государственного регулирования экономики, а также решения важнейших социально-экономических задач, реализации крупных инфраструктурных проектов и т. д.

Эффективное функционирование РЦБ в России станет обоюдовыгодным для:

-предприятий;

- страховых компаний;

- внебюджетных фондов, которые получат дополнительные возможности для эффективного инвестирования средств;

- правительство сможет эффективно финансировать расходы бюджета, покрывать его дефицит, осуществлять государственное регулирование экономики и, в частности поддержание стабильности национальной денежной единицы благодаря эффективному осуществлению операций на открытом рынке и т. д.;

- повышению ликвидности банковской системы страны благодаря интенсификации сделок РЕПО и т. д.

 

Список использованных источников

 

Нормативные правовые акты и иные документы органов власти

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 06.12.2011)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011)
  3. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №395-I «О банках и банковской деятельности» (с изменениями от 11 июля 2011).
  4. Федеральный закон от10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федеральных законов от 07.02.2011 №10-ФЗ).
  5. Федеральный закон от22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О Рынке ценных бумаг» (в ред. Федеральных законов от 11 июля 2011 г. №200-ФЗ).
  6. Федеральный закон от 11 марта 1997 г. №48-ФЗ «О переводном и простом векселе».
  7. Федеральный закон от 05.03.1999 г. №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
  8. Федеральный закон от 18.07.2009 г. №181-ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков».
  9. Инструкция Банка России от 10 марта 2006 г. №128-И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» (в ред. Указаний ЦБ РФ от 02.06.2010 г. №2457-У).
  10. Положение Банка России от 10 февраля 1992 г. №143-П «О сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций» (в ред. от 29.11.2000 г. №857-У).
  11. Инструкция Банка России от 16 января 2004 г. №110-И «Об обязательных нормативах банков» (с изменениями от 20 апреля 2011 г.).
  12. Положение Банка России от 26 марта 2007 г. №302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».
  13. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013-2015 гг. М.: Министерство финансов РФ, 2012. С. 17.

 

Книги (монографии, учебники, учебные пособия, сборники и др.) и диссертации

 

  1. Банковское дело: Учебник для вузов. / Г. Белоглазова [и др.] - 2¬е изд. - СПб.: Питер, 2013. - 400 с. - ISBN 978-5-91180-733-7
  2. Банковское дело: Учебник. - 2-е изд., перераб. И доп. / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2012 - 672 с. - КБК 5-279¬02102-4
  3. Банковское дело: Учебник/Лаврушин [и др.]. - 8-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013. - 768 с. - ВБК 978-5-390-00452-4
  4. Жуков Е.Ф. Банковское дело: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и специальности «Финансы и кредит» / Е.Ф. Жуков, Н.Д. Эриашвили. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 687 с. - 18БК 978-5-238-01979-6
  5. Кроливецкая Л.П. Банковское дело: кредитная деятельность коммерческих банков: учебное пособие / Л.П. Кроливецкая, Е.В. Тихомирова. - М.: КНОРУС, 2012. - 280 с. - ВБК 978-5-390-00158-5
  6. Семенкова Е.В. Операции с ценными бумагами: учебник / Е.В. Семенкова. - М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009. - 488 с. - ISBN 978-5¬7749-0536-2

Информация о работе Роль коммерческих банков на рынке государственных ценных бумаг