Роль контроллинга в деятельности современного предприятия на примере ЗАО «Автотор»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы является изучение теоретических и методологических вопросов системы, контроллинга и какая роль контроллинга в деятельности современного предприятия .

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы контроллинга 6
1.1 История развития контроллинга 6
1.2 Предмет и сущность контроллинга. Цели и задачи контроллинга 9
1.3Роль контроллинга в деятельности современного предприятия 14
2. Роль контроллинга в деятельности современного
предприятия на примере ЗАО «Автотор» 18
2.1 Общая характеристика предприятия 18
2.2 Роль контроллинга на предприятии ЗАО «Автотор» 24
2.3 Рекомендации по внедрению контроллинга 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 129.48 Кб (Скачать файл)

В конце января 2006 года.  Делегация “GM CHEVROLET” подтвердила  качество производства и подписала  протокол о поставках автомобилей  на ближайшие 3 года. Одновременно были согласованы условия поставки со стороны “GM CHEVROLET” нового оборудования цеха сварки кузовов автомобиля “Lacetti”, а также согласованы условия полной модернизации цеха окраски кузовов.

15 сентября 2008 года.    Введены в эксплуатацию новые  сварочные и окрасочные линии,  на которых началось производство  кузовов Chevrolet Lacetti.

09 июля 2009 г.  Запущена  сборка двух новых моделей  BMW,а также минивэна Zafira.

23 сентября 2010 года.  «Автотор»  выпустило 40-тысячный автомобиль BMW – юбилейной стала модель 5-й  серии.

23 декабря 2010 года.  «Автотор»  начал сборку Cadillac CTS 2011 модельного  года, который отличается, начиная  от новых материалов отделки  и заканчивая большим выбором  опций, включенных в базовую  комплектацию. Автомобиль будет  оснащен двигателем рабочим объемом  3.6 л мощностью 304 л.с.

14 июня 2011 года.  Калининградский  завод «Автотор» выпустил 50-тысячный  автомобиль марки BMW. Юбилейным  автомобилем стал белый кроссовер  BMW Х3.

5 сентября 2012 года на  заводе АВТОТОР состоялась презентация  запуска производства коммерческих  автомобилей HYUNDAI, созданного в  рамках проекта АВТОТОР, Россия - группа Hyundai / Kia, Республика Корея.

Подготовка проекта началась в августе 2011 года. Экспертиза проекта, технические требования и задания  на создание технологии, определение  оборудования, оснащение специальной  оснасткой, специальным инструментом, логистика комплектующих и готовой  продукции заняла 10 месяцев.

В июне 2012 года на заводе АВТОТОР  проведен выпуск опытной партии модели HD-78. Обеими сторонами в проект инвестировано  порядка 23 млн. долларов приблизительно в равных пропорциях с каждой стороны.

22 ноября 2012 – российский  автопроизводитель АВТОТОР Холдинг  и мировой поставщик комплектующих  для производства автомобилей  Magna International  объявили о подписании  соглашения о сотрудничестве  с целью создания кластера  автомобильных производств в  Калининграде, Россия. На официальной  церемонии подписания соглашения  присутствовали: руководство Автотор  и Magna, а также представители  Правительства Российской Федерации  и Калининградской области.

       Динамика  объема выпуска автомобилей предприятием  АВТОТОР за период 2000-2012гг.

На сегодняшний день в  АВТОТОР работает 3 300 человек. В их числе специалисты высокого уровня, а также высококвалифицированные  рабочие. В компании реализуется  единая кадровая политика управления персоналом, которая направлена на привлечение, удержание и комплексное  развитие работников всех уровней. Большое  внимание уделяется повышению квалификации среди рабочих. На базе одной из производственных площадок создан специализированный учебный  центр. Кроме того, перед запуском в производство новых моделей автомобилей технические специалисты АВТОТОРа проходят обязательную подготовку на зарубежных заводах, где непосредственно на конвейере изучают технологию производства, что позволяет быстро и эффективно переносить мировой опыт на свое предприятие. Работа с молодыми специалистами и молодыми работниками АВТОТОРа является одним из приоритетных направлений управления персоналом. Ежегодно разрабатывается и утверждается программа по работе с молодыми специалистами и молодыми работниками. В рамках данной программы реализуется целый комплекс мероприятий, направленных на раскрытие профессионального и творческого потенциала молодых работников компании.С 2011 года на постоянной основе внедрена

система обучения специалистов иностранным языкам. При обучении применяются интерактивные методики, привлекается квалифицированный персонал сертифицированных лингвистических  учебных заведений.

Значительное внимание АВТОТОР  уделяет переобучению и трудоустройству  военнослужащих, уволенных в запас. Такие люди составляют более 15% сотрудников  предприятия. Дефицит рабочих специальностей на рынке 

труда региона укрепляет  уверенность в необходимости  сотрудничества с учебными заведениями. В 2011 году АВТОТОР предоставил места  прохождения практики более 100 учащимся высших, а также начально-профессиональных и средне-специальных учебных  заведений. После защиты диплома  молодые специалисты могут быть трудоустроены на предприятия 

компании. Кроме того, располагая современным оснащенным профессиональным учебным центром, АВТОТОР проводит подготовку

кадров по специальностям, востребованным предприятиями, а также  рынком труда Калининградской области. Большое внимание уделяется формированию качественного кадрового резерва, который позволит минимизировать кадровые риски и одновременно способствует дополнительной мотивации работающих.

АВТОТОР ежегодно увеличивает  налоговые отчисления в бюджеты всех уровней. Так, общий объем налоговых отчислений АВТОТОРа в 2011 году составил 23,0 млрд руб., что на 7,8 млрд руб., или 51,3%, выше уровня 2010 года. Прогнозный план по этому показателю на 2012 год - 33,2 ±10% млрд. руб.Доля АВТОТОРа в общих налоговых отчислениях региона динамично возрастает. Данный показатель составил 22,1% в 2009 году, 30,6% – в 2010 году и 34,8% – в 2011 году , что определяет статус компании как одного из основных налогоплательщиков Калининградской области.

       Динамика  налоговых отчислений в бюджет  Калининградской области.

Объем налоговых отчислений АВТОТОР в консолидированный бюджет области увеличился с 2009 года в 3,5 раза и составил в 2011 году около 700 млн.руб.Величина федеральных отчислений в бюджет Калининградской области зависит от объема собранных на территории региона налогов. Ситуация на сегодняшний день такова, что налоговые поступления АВТОТОР(22,3 млрд руб.) в федеральный бюджет превышают общий объем трансфертов, возвращающихся в Калининградскую область (18,9 млрд. руб., по данным Министерства финансов области).Значительная часть налоговых отчислений региона ежегодно направляется на строительство и ремонт инфраструктуры, школ, детских садов и другие жизненно важные для населения области цели. Как и в предыдущие периоды, в 2011 году предприятия АВТОТОР сохранили ведущее положение в социально-экономическом развитии города Калининграда и Калининградской области в целом. Поэтому АВТОТОР, являясь социально ответственной компанией, определяет для себя в этой сфере еще более значимые цели на 2013 год и на перспективу.

2.2 Роль контроллинга на  предприятии ЗАО «Автотор»  

В настоящее время на предприятии  ЗАО «Автотор»   руководители не используют систему контроллинг, но эффективное управление предприятием невозможно без надежного информационного  обеспечения. Таким образом, система  контроллинга на предприятии  является  необходимой для анализа информации, и ее переработки. В системе управления на предприятии  контроллинг позволит менеджерам предприятия обладать всей необходимой информацией для  выбора наилучшего управленческого  действия:

. наиболее четкая координация  управленческой деятельности;

. современная информационная  и консультационная поддержка  принятия эффективных управленческих  решений на всех уровнях;

.создание и обеспечение  функционирования корпоративной  информационной системы на предприятии;

. эффективность финансового  учёта и планирования потоков  денежных средств, и, как следствие,  обеспечение рациональности их  использования; 

. стратегическое и оперативное  планирование рентабельности и  финансовой оценки результатов  деятельности предприятия; 

.усиление контроля и  регулирования исполнения управленческих  решений;

.эффективность принимаемых  руководством решений. 

 Контроллинг обеспечит  систематический и квалифицированный  контроль за функционированием  всех звеньев предприятия в  их взаимодействии и взаимозависимости,  относительно реализации мероприятий,  намеченных планом, позволяет вскрывать  недостатки самой практики планирования, содействовать их устранению  посредством своевременного внесения  необходимых коррективов. Также,  контроллинг служит действенным  инструментом повышения ответственности  руководителей и персонала служб  и подразделений предприятия  за результативность их деятельности, реализацию в установленные планом  сроки всего в нем намеченного.  Он – важный фактор, стимулирующий  постоянное повышение квалификации  работников, систематическое приобретение  необходимых новых познаний, развитие  способностей работы с информацией,  что является объективно необходимым  в обществе знаний.

 Использование потенциала  контроллинга помогает руководителям и персоналу предприятия ЗАО «Автотор» в максимальной мере рациональнее использовать свои возможности, прежде всего в информационной сфере. Решение и текущих, и стратегических задач представляется возможным только при регулярном поступлении полной и достоверной информации о финансовой ситуации и результатах в разрезе всех процессов деятельности предприятия. Поэтому контроллинг на предприятии ЗАО «Автотор»   нужен для информационной, аналитической, инструментальной и методической поддержке руководства для обеспечения долгосрочного существования и развития предприятия.

2.3 Рекомендации по внедрению  контроллинга

Если совет директоров или акционеров приняли решение  о создании на предприятии службы контроллинга, то необходимо правильно  ее позиционировать. Контроллинг затрат на качество является главной задачей  предприятия. Внедрение и успешное функционирование системы управления затратами на качество наиболее эффективны при задействовании контроллинга - сравнительно нового для России научного понятия и области практической деятельности. Однако на большинстве  российских предприятий управление затратами на качество отсутствует  или сводится к тому, чтобы по возможности максимально отклонять  рекламации, а потери от них относить на счет конкретных исполнителей. Данное обстоятельство в значительной степени  объясняется отсутствием необходимых  методических рекомендаций и теоретических  разработок, их обосновывающих.

Если следовать такому представлению применительно к  управлению затратами на качество, менеджеры предприятия должны получать от службы контроллинга аналитическую  информацию, позволяющую принимать  управленческие решения стратегического, тактического и оперативного характера, отслеживать процесс их реализации, осуществлять корректирующие воздействия  по мере появления тех или иных отклонений и, наконец, периодически оценивать  результативность исполнения этих решений.

При этом контроллинг должен уделять особое внимание вопросам обоснования  рациональной стратегии взаимоотношений  с поставщиками и мониторингу  этих взаимоотношений с целью  максимально возможного обеспечения  требуемого качества поставляемых материалов и полуфабрикатов, что необходимо для поддержания высокого уровня конкурентоспособности продукции предприятия и недопущения случаев брака. Нет нужды доказывать, что потери предприятия из-за дефектов в поставляемых ей комплектующих могут быть весьма значительными.

Необходимо обратить внимание на случаи так называемого скрытого брака, когда ни поставщик, ни предприятие, которое подвергает деталь или сборочную  единицу дальнейшей обработке, до определенного  момента не могут выявить дефект без специальных исследований. Например, в машиностроении в литых заготовках уже затрачены значительные средства. Ситуация существенно обостряется, если этот брак выявится у потребителя  в виде поломок, полного выхода изделия  из строя и даже последствия опасных  аварий на дорогах.

Служба контроллинга должна собирать и анализировать информацию подобного рода в разрезе отдельных  поставщиков, оценивать реальные потери за несколько лет, экстраполировать возможный ущерб на перспективу  и тем самым способствовать формированию у менеджеров иного видения бизнеса, показав, например, экономическую целесообразность приобретения и установки у поставщика соответствующей диагностической  аппаратуры.

Основные четыре фактора  затрат на качество товара:

·  затраты на предупреждение низкого качетсва;

·  затраты на контроль (мониторинг) уровня качества;

·  затраты на исправление низкого качества, выявленного на предприятии – изготовителе продукции;

·  затраты на устранение негативных последствий, вызванных низким качеством изделий, попавших к потребителям.

К первой категории относятся  затраты, связанные с действиями, направленными на предупреждение дефектов, например проектирование нового производственного  процесса, усовершенствование конструкции  изделия и технологических процессов, обучение и повышение квалификации работников, и конечно же устранение проблем с качеством поставляемой продукции поставщиков.

Ко второй категории связаны  с определением и подтверждением достигнутого уровня качества. Например, проверка и тестирование опытного образца, входной контроль и тестирование , контроль в ходе выполнения работ  и контроль качества готовой продукции.

Затраты третьей категории  – это затраты на внутренний брак, исправление бракованной продукции  до того, как она попала к заказчику. Например, выбраковка, повторная обработка, ремонт, проверка после повторной  обработки, простои из-за дефектов и  возможные потери из-за упущенных  продаж, связанные с тем, что для  продажи готово меньшее количество товарной продукции.

К четвертой категории  относятся затраты на брак, выявленные потребителями, представляют собой  затраты на выполнение гарантийных  обязательств, возврат продукции, судебные иски и т.д.

Далее отметим, что современный  контроллинг базируется на информационных технологиях. Это позволяет значительно  сократить затраты времени на обмен данными, снизить трудоемкость учетно-аналитических процедур, увеличить  объемы перерабатываемой информации. Наличие такого структурного звена, как бюро информационных технологий в службе контроллинга просто необходимо.

 

 

 

 

Заключение

В России контроллинг практикуется более 15 лет. С тех пор, как специалисты  в области экономики начали активно  обсуждать проблематику контроллинга, с тех пор контроллинг начинал  внедряться и развиваться. За это  время был пройден путь от недопонимания  к преувеличению возможностей и  естественных возврат к стационарному  состоянию его развития и внедрения. Утвердилось понимание контроллинга не только как философии и образа мышления руководителей, но и как  плодотворный практической деятельности, направленной на эффективное использование  ресурсов и развитие организации  с акцентом на долгосрочную перспективу.

Информация о работе Роль контроллинга в деятельности современного предприятия на примере ЗАО «Автотор»