Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 12:08, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие сущности и структуры местных финансов в финансовой системе Российской Федерации, а также определение их места и значения в финансовой системе и тенденций развития.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить состав местных финансов;
- изучить бюджетный процесс на муниципальном уровне;
Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Экономическое содержание и состав местных финансов...................4
§1.1. Понятие и структура финансовой системы Российской Федерации..............4
§1.2. Положение и значение местных финансов в финансовой системе РФ..........6
§1.3. Состав и характеристика отдельных звеньев местных финансов..................12
Глава 2. Бюджеты муниципальных образований как основное звено
местных финансов.................................................................................20
§2.1. Понятие местных бюджетов, их структура.....................................................20
§2.2. Особенности местного бюджета на примере муниципального образования г. ............................................................................................................23
§2.3. Проблемы муниципальных бюджетов.............................................................35
Глава 3. Перспективы развития местных бюджетов в Российской Федерации..
§3.1. Направления совершенствования системы местного самоуправления........38
§3.2. Перспективы развития межбюджетных отношений......................................40
Заключение.............................................................................................................45
Список литературы................................................................................................48
Контроль за исполнением соответствующего бюджета и расходованием средств внебюджетных фондов осуществляется городским Советом.
Таким образом, на заседании городского Совета народных депутатов 22 декабря 2010г. был принят бюджет города на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
Основные характеристики проекта бюджета города на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов представлены в таблице 1
Таблица 1
Основные характеристики проекта бюджета г..
Основные характеристики проекта бюджета города |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | ||||
млн. рублей |
млн. рублей |
% к пред. году |
млн. рублей |
% к пред. году |
млн. рублей |
% к пред. году |
в % к 2010 году | |
Доходы |
4721,4 |
4457,3 |
94,4 |
4205,2 |
94,3 |
4384,5 |
104,3 |
92,9 |
Расходы |
5381,6 |
4719,9 |
87,8 |
4415,2 |
93,5 |
4539,3 |
102,8 |
84,3 |
Дефицит |
-663,2 |
-262,6 |
- |
-210,0 |
80,0 |
-154,8 |
73,7 |
- |
Согласно объявленным параметрам доходы города в 2011 году будут равны 4457303,7 тыс. рублей. Городские расходы запланированы в сумме 4719903,7 тыс. рублей, дефицит бюджета на 2011 год составит 262 млн. 600 рублей.
62 % от общего объема
расходов этого бюджета планиру
Значительные средства муниципалитет адресовал отрасли «Образование», сюда направлено 2,3 млрд. рублей — более половины от общего объема бюджетных расходов. На дополнительные выплаты к отпуску работникам бюджетной сферы запланировано почти 26 млн. рублей. Более 1 млрд. рублей предусмотрено в бюджете 2011 года на жилищно-коммунальное хозяйство. Также в будущем году планируется поступление из федерального бюджета 319 млн. рублей на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования.
К особенностям бюджета следующего года следует отнести вывод из общей структуры расходов на здравоохранение. С 1 января 2011 года все муниципальное здравоохранение переводится в государственную собственность, а финансирование больниц и поликлиник будет осуществляться из бюджета субъекта федерации и из фонда обязательного медицинского страхования
Для характеристики особенностей бюджета города проанализируем структуру его доходов и расходов. За анализируемый период примем девять месяцев 2010 года.
Таблица 2
Анализ структуры доходов и расходов бюджета
г. за девять месяцев 2010 года.
Наименование показателя |
Исполнено за соответствующий период 2009 года (млн. р) |
Исполнено за отчетный период | |
сумма (млн. р) |
удельный вес (%) | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
1448,1 |
1738,9 |
55,8 |
Налоги на прибыль, доходы в т.ч.: |
814,1 |
880,5 |
28,3 |
Налог на доходы физических лиц |
814,1 |
880,5 |
28,3 |
Налоги на совокупный доход, в т.ч.: |
406,1 |
489,6 |
15,7 |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
226,3 |
298,5 |
9,6 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
179,8 |
191,1 |
6,2 |
Налоги на имущество, в т.ч.: |
193,8 |
274,2 |
8,8 |
Налог на имущество физических лиц |
27,5 |
26,7 |
0,9 |
Налог на игорный бизнес |
- |
- |
- |
Земельный налог |
166,3 |
247,5 |
8,0 |
Государственная пошлина |
33,8 |
94,3 |
3,1 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
0,3 |
0,3 |
0 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
443,3 |
591,3 |
18,9 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
356,3 |
321,9 |
10,3 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
14,7 |
18,2 |
0,6 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
1,7 |
85,2 |
2,7 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
21,2 |
114,9 |
3,7 |
Административные платежи и сборы |
18,2 |
18,7 |
0,6 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
31,6 |
41,0 |
1,3 |
Прочие неналоговые доходы |
0,2 |
-0,5 |
0 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
1574,1 |
790,5 |
25,3 |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
3465,5 |
3120,7 |
100,0 |
Продолжение таблицы 2
Анализ структуры доходов и расходов бюджета
г. за девять месяцев 2010 года.
1 |
2 |
3 |
4 |
РАСХОДЫ, в т.ч.: |
3067,6 |
3354,1 |
100,0 |
Общегосударственные вопросы |
247,7 |
243,4 |
7,3 |
Национальная оборона |
0,6 |
0,7 |
0,02 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
10,2 |
11,2 |
0,3 |
Национальная экономика |
146,5 |
163,4 |
4,9 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
899,9 |
899,4 |
26,8 |
Охрана окружающей среды |
12,9 |
12,6 |
0,4 |
Образование |
1319,8 |
1464,8 |
43,7 |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
69,4 |
113,0 |
3,4 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
276,7 |
341,7 |
10,2 |
Социальная политика |
83,9 |
91,1 |
2,7 |
Межбюджетные трансферты |
- |
12,8 |
0,4 |
РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ДЕФИЦИТ (-) ПРОФИЦИТ (+) |
397,9 |
-233,4 |
- |
Анализ таблицы 2 свидетельствует о том, что за анализируемый период 2010 года более половины (55,8%) доходной базы местного бюджета составляют налоговые поступления, среди которых преобладают налог на прибыль и налог на доходы физических лиц. Финансовая помощь из вышестоящего бюджета составляет 25,3% (как правило, удельный вес финансовой помощи для местных бюджетов от 30% и выше).
Для более наглядного понимания представим расходную часть бюджета в виде диаграммы (диаграмма 1).
В расходной части следует выделить: образование — 43,7%, жилищно-коммунальное хозяйство — 26,8%, здравоохранение и физическую культуру — 10,2%,что по совокупности составляет 80,7%. Как видно, основная доля расходов местного бюджета связана с обеспечением социальных задач.
Бюджет города за девять месяцев 2010 года исполнен с дефицитом в сумме 233,4 млн. рублей.
Диаграмма 1. Структура текущих расходов в бюджете г..
При сравнении анализируемого периода с соответствующим периодом 2009 года, можно отметить следующее: поступления доходов за девять месяцев 2010 года уменьшились на 344,8 млн. рублей или на 9,9% (9 месяцев 2009 года – 3465,5 млн. рублей), хотя поступления налоговых доходов увеличились на 290,8 млн. рублей (на 20,1%), поступления неналоговых доходов увеличились на 148,0 млн. рублей (на 33,4%). Уменьшение доходной части бюджета связано с уменьшением финансовой помощи (безвозмездные поступления за аналогичный период 2009 года составили 1574,1 млн. рублей, что составляет почти половину (45,4%) доходной части бюджета).
Исполнение расходной части бюджета увеличилось на 286,5 млн. рублей, или на 9,3% (9 месяцев 2009 года – 3067,6 млн. рублей).
Картину фактического использования средств городского бюджета дают отчеты об исполнении бюджета.
В течение девяти месяцев 2009 года и 2010 года в бюджет города были внесены изменения Решениями городского Совета народных депутатов.
Таблица 3
Структура доходов бюджета г. за 2009–2010 гг.
(отчеты об исполнении, млн руб.)
Данные таблицы 3 характеризуют следующее исполнение плановых и фактических показателей: бюджет города за девять месяцев 2010 года исполнен по доходам на 68,4% к утвержденным назначениям с учетом изменений; по расходам – на 65,2%.
Исполнение по налоговым и неналоговым доходам составило 76,0%, в том числе:
- по налоговым доходам – 1738,9 млн. рублей, или 78,3% к уточненному годовому плану (2220,8 млн. рублей);
- по неналоговым доходам – 591,3 млн. рублей, или 70,0% к уточненному годовому плану (845,3 млн. рублей).
В сравнении с аналогичным периодом 2009 года поступления налоговых доходов за девять месяцев 2010 года увеличились на 290,8 млн. рублей (на 20,1%), поступления неналоговых доходов увеличились на 148,0 млн. рублей (на 33,4)
Исполнение бюджета города по разделам классификации расходов бюджетов в среднем сложилось на 65,2% к уточненному годовому плану.
Самое низкое исполнение 52,9% сложилось по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство»
Бюджет города за девять месяцев 2009 года исполнен по доходам в сумме 3465,5 млн. рублей, или на 68,6% к утвержденным назначениям с учетом изменений; по расходам – 3067,6 млн. рублей, или на 58,9% к утвержденным назначениям с учетом изменений; с профицитом – 397,9 млн. рублей.
Исполнение по налоговым и неналоговым доходам составило 1891,4 млн. рублей, или 60,9% к уточненному годовому плану (уточненный годовой план – 3106,0 млн. рублей), в том числе:
- по налоговым доходам – 1448,1 млн. рублей, или 60,5% к уточненному годовому плану (2391,7 млн. рублей);
- по неналоговым доходам – 443,3 млн. рублей, или 62,1% к уточненному годовому плану (714,3 млн. рублей).
При этом расходная часть бюджета города исполнена лишь на 59,0% . Ниже 59,0% сложилось исполнение по следующим разделам:
«Национальная оборона» - 0,6 млн. рублей, или 50,0% от уточненного годового плана (уточненный годовой план – 1,2 млн. рублей);
«Национальная экономика» - 146,5 млн. рублей, или 51,4% от уточненного годового плана (уточненный годовой план – 285,1 млн. рублей)
Сбалансированность бюджетов муниципальных образований обеспечивается органами местного самоуправления как за счет собственных доходов, так и за счет поступлений из источников финансирования дефицита местных бюджетов в случае принятия дефицитного бюджета.
Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений [Бюджетный кодекс РФ, ст. 92].
За анализируемый период данные показатели установились в пределах нормы.
Согласно отчету финансового управления городской администрации, источниками финансирования дефицита бюджета города являлись:
- разница между полученными
и погашенными кредитами в
кредитных организациях и от
бюджетных кредитов от других
бюджетов бюджетной системы
- бюджетные кредиты от других
бюджетов бюджетной системы
- средства от продажи акций
и иных форм участия в капитале
- изменение (уменьшение) остатков средств бюджета города в сумме 75,2 млн. рублей
Общепризнанным критерием автономии местного самоуправления и мерой его реальной финансовой самостоятельности служит показатель, характеризующий соотношение собственных доходов местных бюджетов в общей сумме осуществляемых ими расходов. Эту зависимость можно выразить коэффициентом покрытия расходов собственными доходами:
Собственные доходы муниципального бюджета
Информация о работе Роль местных финансов в финансовой системе Российской Федерации