Роль местных финансов в финансовой системе Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры местных финансов в финансовой системе Российской Федерации, а также определение их места и значения в финансовой системе и тенденций развития.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить состав местных финансов;
- изучить бюджетный процесс на муниципальном уровне;

Содержание работы

Введение.................................................................................................................3

Глава 1. Экономическое содержание и состав местных финансов...................4

§1.1. Понятие и структура финансовой системы Российской Федерации..............4

§1.2. Положение и значение местных финансов в финансовой системе РФ..........6

§1.3. Состав и характеристика отдельных звеньев местных финансов..................12

Глава 2. Бюджеты муниципальных образований как основное звено
местных финансов.................................................................................20

§2.1. Понятие местных бюджетов, их структура.....................................................20

§2.2. Особенности местного бюджета на примере муниципального образования г. ............................................................................................................23

§2.3. Проблемы муниципальных бюджетов.............................................................35

Глава 3. Перспективы развития местных бюджетов в Российской Федерации..

§3.1. Направления совершенствования системы местного самоуправления........38

§3.2. Перспективы развития межбюджетных отношений......................................40

Заключение.............................................................................................................45

Список литературы................................................................................................48

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 384.00 Кб (Скачать файл)
    1. Следующее направление - совершенствование политических механизмов муниципального управления. Политическая подсистема, организуемая Главой муниципального образования, задает цели управления, формирует стратегии, координирует финансы, осуществляет управление общественными благами, например, образованием как необходимо гарантированным и доступным для всего населения благом. Повышение уровня и качества народного представительства во власти связано с доверием все большего числа социальных и политических функций непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению.
    2. Одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики.  Одно из направлений совершенствования социального механизма муниципального управления - защита социальных интересов населения, что может быть обеспечено за счет проведения регулярного мониторинга с целью определения качества жизни населения муниципального образования, выявления социальных проблем.
    3. Совершенствование информационных механизмов:

- совершенствование информационной  инфраструктуры системы муниципального  управления;

- развитие системы оказания  публичных услуг на основе  внедрения информационно-коммуникационных технологий.

 

§3.2.  Перспективы развития межбюджетных отношений

 

Перспективы развития межбюджетных отношений на ближайший период будут определяться концепцией развития межбюджетных отношений и повышения качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях.

Исполнение бюджетов  в первую очередь связано с набором налогов, закрепленных за местными бюджетами.

С начала 2009г. снижение налоговых и неналоговых доходов составило 17%. Наибольшее снижение идет по налогу на прибыль: если в январе-апреле наблюдалось падение на 41 %, то уже в мае — на 68 %.

Налог на доходы физических лиц с начала года поступал относительно стабильно: по сравнению с 2008 г. снижения не было, зафиксирован даже прирост на 3 %.

Значительное снижение наблюдается по неналоговым доходам, которые в некоторых муниципальных образованиях являются основным доходным источником. Возможно, причиной тому послужило падение прибыли унитарных предприятий, а также снижения ставок арендной платы, которые были осуществлены в рамках антикризисных мер для поддержки предпринимателей [http://bujet.ru – официальный сайт издательского дома «Бюджет» / Бюджетная политика / Перспективы развития межбюджетных отношений / 15.08.2009г.].

Что касается улучшения качества организации бюджетного процесса и межбюджетных отношений, то оно предполагает введение системы мониторинга качества управления бюджетным процессом. В зависимости от качества управления субъекты Федерации будут выделены в три группы. Если регион попадает в третью группу — с низким качеством управления — то он должен будет разработать план мероприятий по улучшению качества управления. Кроме того, предлагается рассматривать вопрос о соответствии руководителя финансового органа такого субъекта квалификационным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации для лиц, замещающих такие должности.

Отдельный раздел концепции посвящен развитию стимулов к увеличению доходной базы бюджетов. Первоочередные вопросы касаются пересмотра некоторых пропорций распределения налоговых и неналоговых доходов, а также совершенствования администрирования местных налогов.

Все вышеперечисленное позволит создать стабильную систему межбюджетных отношений, а следовательно, и стабильную основу формирования местных бюджетов [http://bujet.ru – официальный сайт издательского дома «Бюджет» / Бюджетная политика / Перспективы развития межбюджетных отношений / 15.08.2009г.].

Подводя итоги уходящего десятилетия, член комитета Госдумы по бюджету и налогам, председатель Совета Сообщества финансистов России Надежда Сергеевна Максимова рассказала об инициативах, направленных на увеличение доходов муниципальных образований, которые в настоящее время обсуждаются в Государственной Думе.  Она подчеркнула, что  даже в «тучные» годы муниципальные бюджеты не удавалось наполнить доходами в достаточной мере. Что касается предлагаемых изменений, то они, прежде всего, касаются специальных налоговых режимов. Так, часть доходов от применения упрощенной системы налогообложения предлагается передать муниципалитетам. Сейчас эта инициатива проходит согласование с субъектами РФ, однако, отчисления в пользу местных бюджетов должны быть закреплены на уровне не менее 30 %  [http://bujet.ru – официальный сайт издательского дома «Бюджет» / Бюджетная политика / “Наполнить доходами муниципальные бюджеты помогут специальные налоговые режимы” / 08.06.2010г.].

С 14 по 17 октября 2010г. в г.Анапе Краснодарского края состоялось Совместное заседание секций «Финансисты субъектов РФ» и «Финансисты муниципальных образований».

На заседании был представлен доклад начальника отдела методологии межбюджетных отношений Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации на тему «Особенности межбюджетных отношений на 2011-2013 годы».

Одним из вопросов, освященных в докладе, был вопрос формирования устойчивой собственной доходной базы региональных и местных бюджетов, создание стимулов по ее наращиванию.

Были внесены следующие предложения:

  • поэтапная отмена федеральных льгот по региональным и местным налогам;
  • реформирование специальных налоговых режимов:

- уточнение перечня видов предпринимательской деятельности,в отношении которых возможно применение патентной системы;

- поэтапное сокращение  с 1 января 2011года сферы применения  системы налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

- расширение сферы применения  патентной системы налогообложения  с 69 до 92 видов деятельности;

  • предоставление регионам права установления единых нормативов по типам муниципальных образований;
  • исключение налоговых доходов по дифференцированным нормативам при расчете уровня  дотационности муниципальных образований;
  • обеспечение предпосылок для введения налога на недвижимость:

- проведение анализа налогового  и бюджетного законодательства в целях улучшения администрирования доходов, в том числе в части вопросов передачи объектов недвижимости в собственность, оформления собственности на земельные участки и недвижимое имущество, кадастровой оценки земель.

 

Предлагаемый комплекс мероприятий, как представляется, способен повысить уровень фискальной автономии муниципальных образований, укрепить их доходную базу и обеспечить рост эффективности бюджетных расходов.

 

Подводя итог, хотелось бы добавить еще некоторые аспекты касаемо решения насущных проблем российских муниципалитетов.

К сожалению, постоянно говорят, что денег у муниципальных образований "хватает" только для выполнения текущих задач. В таких условиях ни о каком перспективном развитии территорий в большинстве случаев не может быть и речи.

Мировая практика показывает, что всегда более результативным является частное инвестирование средств в развитие производственного потенциала территорий. Негосударственный инвестор, работающий по законам рынка, всегда стремится к максимально эффективному использованию своих капиталов, достижению максимального результата. При этом если муниципальное образование или регион предоставляют инвестору возможности для работы на своей территории и доступ к соответствующим ресурсам и инфраструктуре, в проект могут включаться дополнительные, социально ориентированные задачи, направленные, например, на создание рабочих мест (а это увеличение поступлений по НДФЛ), улучшение инфраструктуры, повышение качества жизни людей, оздоровление экологической обстановки.

В решении задачи перехода муниципалитетов от выживания к системному, сбалансированному, устойчивому развитию важную роль может сыграть системное привлечение инвестиций в развитие конкретных муниципальных образований. В настоящее время существует ряд источников привлечения указанных инвестиций. Наиболее известным из них являются государственные целевые программы. В ближайшее время к числу государственных источников инвестирования также прибавится грантовое финансирование под конкретные проекты.

Необходимо отметить помимо российских также и международные источники инвестирования в региональное и муниципальное развитие, которые остаются мало задействованными, несмотря на их большой инвестиционный и инновационный потенциал.

Использование ресурсов международных организаций в контексте регионального и муниципального развития позволило бы Российской Федерации:

- облегчить нагрузку на  федеральный бюджет, бюджеты субъектов  РФ, местные бюджеты;

- расширить финансовые  возможности реализации программ  и планов развития территорий;

- создать механизмы долгосрочного  партнерства с международными  организациями в интересах системного  привлечения инвестиций;

- расширить возможности  внешнеэкономических связей муниципалитетов;

- повысить качество управления  территориями за счет внедрения стандартов работы на международном уровне;

- привлечь международные  инновации, расширить доступ к  передовым современным технологиям;

  • расширить кадровый потенциал муниципалитетов за счет привлечения к работе экспертов, имеющих соответствующую квалификацию [http://www.mcfr.ru — Международный центр финансово-экономического развития / Журнал «Практика муниципального управления» / №5, 2010 / «Инвестиции для устойчивого развития территорий»].

 

 

Заключение

 

 Для эффективного функционирования государства необходим баланс интересов государственных и интересов местных, то есть общих интересов жителей каждого отдельно взятого городского, сельского поселения, иного муниципального образования. Роль выразителя местных интересов и призвано играть местное самоуправление.

Государство предоставляет органам местного самоуправления определенные финансовые гарантии, необходимые для обеспечения эффективной деятельности.

Гарантия финансовой самостоятельности включает в себя наличие собственных источников доходов и независимое ведение бюджета под правовым контролем вышестоящих уровней власти.

От того, насколько эффективно финансовое управление на уровне местного самоуправления, во многом зависит своевременность выплаты заработной платы, наличие электричества, воды и тепла в домах, т.е., фактически, все вопросы жизнеобеспечения населения, и  в конечном итоге — социальная стабильность.

Важнейшим элементом финансового управления органов местного самоуправления является бюджет. Необходимость составления местных бюджетов обусловлена наличием собственных предметов ведения, требующих осуществления хозяйственной деятельности.

Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

Местные органы власти имеют право осуществлять бюджетный процесс, который представляет собой планирование, утверждение, исполнение и оценку результатов исполнения бюджета.

Конституционное закрепление финансовых основ местного самоуправления подчеркивает важность рассматриваемой темы.

Конституцией Российской Федерации названы важнейшие вопросы местного значения: управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка.

В РФ в процессе становления и развития местного самоуправления есть множество проблем, в том числе и проблем финансирования, замедляющих и не способствующих развитию местного самоуправления в РФ.

В данной работе освещены вопросы развития местного самоуправления, особое место уделено определению понятия финансовых основ местного самоуправления, процессу формирования и утверждения местного бюджета.

Перед муниципалитетами остро встает проблема финансирования полномочий, переданных на местный уровень, повышения качества управления, сбалансированности социально-экономического развития, эффективного использования муниципальной собственности. Рациональное использование финансов муниципальных образований имеет приоритетное значение для дальнейшего развития территорий и включает комплекс вопросов по совершенствованию управления на местном уровне.

При возникновении бюджетного дефицита муниципальные органы власти могут воспользоваться не только муниципальным кредитом, но и  субвенциями из фондов компенсаций. Субвенции стали наиболее распространенной формой выделения денежных средств. Это связано с тем, что в отличие от субсидий, дотаций и трансфертов они выделяются на определенные цели, и, следовательно, их использование легче контролировать.

Информация о работе Роль местных финансов в финансовой системе Российской Федерации