Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 12:08, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие сущности и структуры местных финансов в финансовой системе Российской Федерации, а также определение их места и значения в финансовой системе и тенденций развития.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить состав местных финансов;
- изучить бюджетный процесс на муниципальном уровне;
Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Экономическое содержание и состав местных финансов...................4
§1.1. Понятие и структура финансовой системы Российской Федерации..............4
§1.2. Положение и значение местных финансов в финансовой системе РФ..........6
§1.3. Состав и характеристика отдельных звеньев местных финансов..................12
Глава 2. Бюджеты муниципальных образований как основное звено
местных финансов.................................................................................20
§2.1. Понятие местных бюджетов, их структура.....................................................20
§2.2. Особенности местного бюджета на примере муниципального образования г. ............................................................................................................23
§2.3. Проблемы муниципальных бюджетов.............................................................35
Глава 3. Перспективы развития местных бюджетов в Российской Федерации..
§3.1. Направления совершенствования системы местного самоуправления........38
§3.2. Перспективы развития межбюджетных отношений......................................40
Заключение.............................................................................................................45
Список литературы................................................................................................48
- совершенствование
- развитие системы оказания
публичных услуг на основе
внедрения информационно-
§3.2. Перспективы развития межбюджетных отношений
Перспективы развития межбюджетных отношений на ближайший период будут определяться концепцией развития межбюджетных отношений и повышения качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях.
Исполнение бюджетов в первую очередь связано с набором налогов, закрепленных за местными бюджетами.
С начала 2009г. снижение налоговых и неналоговых доходов составило 17%. Наибольшее снижение идет по налогу на прибыль: если в январе-апреле наблюдалось падение на 41 %, то уже в мае — на 68 %.
Налог на доходы физических лиц с начала года поступал относительно стабильно: по сравнению с 2008 г. снижения не было, зафиксирован даже прирост на 3 %.
Значительное снижение наблюдается по неналоговым доходам, которые в некоторых муниципальных образованиях являются основным доходным источником. Возможно, причиной тому послужило падение прибыли унитарных предприятий, а также снижения ставок арендной платы, которые были осуществлены в рамках антикризисных мер для поддержки предпринимателей [http://bujet.ru – официальный сайт издательского дома «Бюджет» / Бюджетная политика / Перспективы развития межбюджетных отношений / 15.08.2009г.].
Что касается улучшения качества организации бюджетного процесса и межбюджетных отношений, то оно предполагает введение системы мониторинга качества управления бюджетным процессом. В зависимости от качества управления субъекты Федерации будут выделены в три группы. Если регион попадает в третью группу — с низким качеством управления — то он должен будет разработать план мероприятий по улучшению качества управления. Кроме того, предлагается рассматривать вопрос о соответствии руководителя финансового органа такого субъекта квалификационным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации для лиц, замещающих такие должности.
Отдельный раздел концепции посвящен развитию стимулов к увеличению доходной базы бюджетов. Первоочередные вопросы касаются пересмотра некоторых пропорций распределения налоговых и неналоговых доходов, а также совершенствования администрирования местных налогов.
Все вышеперечисленное позволит создать стабильную систему межбюджетных отношений, а следовательно, и стабильную основу формирования местных бюджетов [http://bujet.ru – официальный сайт издательского дома «Бюджет» / Бюджетная политика / Перспективы развития межбюджетных отношений / 15.08.2009г.].
Подводя итоги уходящего десятилетия, член комитета Госдумы по бюджету и налогам, председатель Совета Сообщества финансистов России Надежда Сергеевна Максимова рассказала об инициативах, направленных на увеличение доходов муниципальных образований, которые в настоящее время обсуждаются в Государственной Думе. Она подчеркнула, что даже в «тучные» годы муниципальные бюджеты не удавалось наполнить доходами в достаточной мере. Что касается предлагаемых изменений, то они, прежде всего, касаются специальных налоговых режимов. Так, часть доходов от применения упрощенной системы налогообложения предлагается передать муниципалитетам. Сейчас эта инициатива проходит согласование с субъектами РФ, однако, отчисления в пользу местных бюджетов должны быть закреплены на уровне не менее 30 % [http://bujet.ru – официальный сайт издательского дома «Бюджет» / Бюджетная политика / “Наполнить доходами муниципальные бюджеты помогут специальные налоговые режимы” / 08.06.2010г.].
С 14 по 17 октября 2010г. в г.Анапе Краснодарского края состоялось Совместное заседание секций «Финансисты субъектов РФ» и «Финансисты муниципальных образований».
На заседании был представлен доклад начальника отдела методологии межбюджетных отношений Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации на тему «Особенности межбюджетных отношений на 2011-2013 годы».
Одним из вопросов, освященных в докладе, был вопрос формирования устойчивой собственной доходной базы региональных и местных бюджетов, создание стимулов по ее наращиванию.
Были внесены следующие предложения:
- уточнение перечня видов предпринимательской деятельности,в отношении которых возможно применение патентной системы;
- поэтапное сокращение с 1 января 2011года сферы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- расширение сферы применения
патентной системы
- проведение анализа налогового и бюджетного законодательства в целях улучшения администрирования доходов, в том числе в части вопросов передачи объектов недвижимости в собственность, оформления собственности на земельные участки и недвижимое имущество, кадастровой оценки земель.
Предлагаемый комплекс мероприятий, как представляется, способен повысить уровень фискальной автономии муниципальных образований, укрепить их доходную базу и обеспечить рост эффективности бюджетных расходов.
Подводя итог, хотелось бы добавить еще некоторые аспекты касаемо решения насущных проблем российских муниципалитетов.
К сожалению, постоянно говорят, что денег у муниципальных образований "хватает" только для выполнения текущих задач. В таких условиях ни о каком перспективном развитии территорий в большинстве случаев не может быть и речи.
Мировая практика показывает, что всегда более результативным является частное инвестирование средств в развитие производственного потенциала территорий. Негосударственный инвестор, работающий по законам рынка, всегда стремится к максимально эффективному использованию своих капиталов, достижению максимального результата. При этом если муниципальное образование или регион предоставляют инвестору возможности для работы на своей территории и доступ к соответствующим ресурсам и инфраструктуре, в проект могут включаться дополнительные, социально ориентированные задачи, направленные, например, на создание рабочих мест (а это увеличение поступлений по НДФЛ), улучшение инфраструктуры, повышение качества жизни людей, оздоровление экологической обстановки.
В решении задачи перехода муниципалитетов от выживания к системному, сбалансированному, устойчивому развитию важную роль может сыграть системное привлечение инвестиций в развитие конкретных муниципальных образований. В настоящее время существует ряд источников привлечения указанных инвестиций. Наиболее известным из них являются государственные целевые программы. В ближайшее время к числу государственных источников инвестирования также прибавится грантовое финансирование под конкретные проекты.
Необходимо отметить помимо российских также и международные источники инвестирования в региональное и муниципальное развитие, которые остаются мало задействованными, несмотря на их большой инвестиционный и инновационный потенциал.
Использование ресурсов международных организаций в контексте регионального и муниципального развития позволило бы Российской Федерации:
- облегчить нагрузку на федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;
- расширить финансовые
возможности реализации
- создать механизмы
- расширить возможности
внешнеэкономических связей
- повысить качество управления территориями за счет внедрения стандартов работы на международном уровне;
- привлечь международные
инновации, расширить доступ к
передовым современным
Заключение
Для эффективного функционирования государства необходим баланс интересов государственных и интересов местных, то есть общих интересов жителей каждого отдельно взятого городского, сельского поселения, иного муниципального образования. Роль выразителя местных интересов и призвано играть местное самоуправление.
Государство предоставляет органам местного самоуправления определенные финансовые гарантии, необходимые для обеспечения эффективной деятельности.
Гарантия финансовой самостоятельности включает в себя наличие собственных источников доходов и независимое ведение бюджета под правовым контролем вышестоящих уровней власти.
От того, насколько эффективно финансовое управление на уровне местного самоуправления, во многом зависит своевременность выплаты заработной платы, наличие электричества, воды и тепла в домах, т.е., фактически, все вопросы жизнеобеспечения населения, и в конечном итоге — социальная стабильность.
Важнейшим элементом финансового управления органов местного самоуправления является бюджет. Необходимость составления местных бюджетов обусловлена наличием собственных предметов ведения, требующих осуществления хозяйственной деятельности.
Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
Местные органы власти имеют право осуществлять бюджетный процесс, который представляет собой планирование, утверждение, исполнение и оценку результатов исполнения бюджета.
Конституционное закрепление финансовых основ местного самоуправления подчеркивает важность рассматриваемой темы.
Конституцией Российской Федерации названы важнейшие вопросы местного значения: управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка.
В РФ в процессе становления и развития местного самоуправления есть множество проблем, в том числе и проблем финансирования, замедляющих и не способствующих развитию местного самоуправления в РФ.
В данной работе освещены вопросы развития местного самоуправления, особое место уделено определению понятия финансовых основ местного самоуправления, процессу формирования и утверждения местного бюджета.
Перед муниципалитетами остро встает проблема финансирования полномочий, переданных на местный уровень, повышения качества управления, сбалансированности социально-экономического развития, эффективного использования муниципальной собственности. Рациональное использование финансов муниципальных образований имеет приоритетное значение для дальнейшего развития территорий и включает комплекс вопросов по совершенствованию управления на местном уровне.
При возникновении бюджетного дефицита муниципальные органы власти могут воспользоваться не только муниципальным кредитом, но и субвенциями из фондов компенсаций. Субвенции стали наиболее распространенной формой выделения денежных средств. Это связано с тем, что в отличие от субсидий, дотаций и трансфертов они выделяются на определенные цели, и, следовательно, их использование легче контролировать.
Информация о работе Роль местных финансов в финансовой системе Российской Федерации