Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 12:08, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие сущности и структуры местных финансов в финансовой системе Российской Федерации, а также определение их места и значения в финансовой системе и тенденций развития.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить состав местных финансов;
- изучить бюджетный процесс на муниципальном уровне;
Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Экономическое содержание и состав местных финансов...................4
§1.1. Понятие и структура финансовой системы Российской Федерации..............4
§1.2. Положение и значение местных финансов в финансовой системе РФ..........6
§1.3. Состав и характеристика отдельных звеньев местных финансов..................12
Глава 2. Бюджеты муниципальных образований как основное звено
местных финансов.................................................................................20
§2.1. Понятие местных бюджетов, их структура.....................................................20
§2.2. Особенности местного бюджета на примере муниципального образования г. ............................................................................................................23
§2.3. Проблемы муниципальных бюджетов.............................................................35
Глава 3. Перспективы развития местных бюджетов в Российской Федерации..
§3.1. Направления совершенствования системы местного самоуправления........38
§3.2. Перспективы развития межбюджетных отношений......................................40
Заключение.............................................................................................................45
Список литературы................................................................................................48
Ј =
------------------------------
Общая сумма расходов муниципального бюджета,
рассчитанная по установленным нормам
Чем выше этот коэффициент, тем устойчивее финансовое положение муниципального образования. Необходимо формировать муниципальный бюджет таким образом, чтобы этот коэффициент имел тенденцию к росту. Только в этом случае органы местного самоуправления способны решать возложенные на них задачи по финансированию социально-экономических мероприятий [Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - Изд. 2-е, доп.и перераб. / Под общ. Ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 640 с., с.34].
Таким образом, рассчитаем коэффициент покрытия расходов за анализируемый период в динамике (таблица 4).
Таблица 4
Динамика доходов и расходов бюджета
г. за 2008–2010 гг.
Наименование показателей |
Исполнено за соответствующий период 2008 года |
Исполнено за соответствующий период 2009 года |
Исполнено за отчетный период 2010 года (млн. р) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Доходы бюджета |
3151,9 |
3465,5 |
3120,7 |
в том числе: |
|||
-налоговые и неналоговые |
2430,2 |
1891,4 |
2330,2 |
-безвозмездные поступления |
716,0 |
1574,1 |
790,5 |
-доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
5,7 |
- |
- |
Расходы бюджета |
3161,9 |
3067,6 |
3354,1 |
Дефицит (-), профицит (+) |
-10,0 |
397,9 |
-233,4 |
Коэффициент покрытия расходов (Ј) |
0,77 |
0,62 |
0,69 |
Несмотря на тенденцию к росту (2009-2010гг.), значения данного коэффициента свидетельствуют о довольно высокой зависимости местного бюджета от различного рода безвозмездных поступлений.
При недостатке доходов расходы покрываются дотациями и субвенциями по решению представительного органа следующего уровня. Такая зависимость местных бюджетов от вышестоящих органов подрывает принцип самостоятельности органов местного самоуправления в финансовой сфере.
Проанализировать значение финансовой помощи можно, рассмотрев динамику основных статей бюджета муниципального образования в разрезе безвозмездных перечислений (таблица 5)
Таблица 5
Динамика поступления доходов
в бюджет города , млн. руб.
Год |
Поступило доходов | |||
в том числе: безвозмездные перечисления |
Доля безвозмездных перечислений в структуре доходов, % | |||
из них: субвенции | ||||
2005 |
2648,9 |
1272,3 |
689,8 |
48,0 |
2006 |
3214,0 |
1345,3 |
939,0 |
41,9 |
2007 |
4103,7 |
1374,2 |
568,5 |
33,5 |
2008 |
4213,9 |
867,8 |
620,6 |
20,6 |
2009 |
4636,7 |
1901,0 |
656,2 |
41,0 |
Как видно из таблицы, доля безвозмездных перечислений из вышестоящих органов значительна (лишь в 2008 году этот показатель составлял чуть больше 20%).
Например, безвозмездные поступления (субвенции, субсидии, дотации и иные межбюджетные трансферты) в бюджет города в 2009 году составили 1901,1 млн. рублей (их удельный вес составил 41% от суммы поступлений в бюджет города и в сравнении с 2008 годом увеличился более чем в два раза, на 20,4%), в том числе:
1. Субвенции – 656,2 млн. рублей (34,5% от общего объема безвозмездных поступлений).
2. Субсидии – 1188,8 млн. рублей (62,5% от общего объема безвозмездных поступлений);
3. Иные межбюджетные трансферты – 16,5 млн. рублей (0,9% от общего объема безвозмездных поступлений);
4. Дотации – 39,5 млн. рублей (2,1% от общего объема безвозмездных поступлений).
Уточненный годовой план по безвозмездным поступлениям в 2009 году исполнен на 98,3% .
При этом расходы, осуществляемые за счет безвозмездных перечислений из областного бюджета, исполнены в объеме 1695,9 млн. рублей, что составляет 87,5% к уточненному годовому плану (1938,9 млн. руб.)
Расходы бюджета города на обеспечение государственных полномочий области составили 1,6 млн. рублей, в том числе:
- по организации деятельности административных комиссий - 0,6 млн. рублей,
- по организации и
Вместе с тем, Законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов
Таким образом, в центре внимания была и остаётся проблема соответствия финансовых ресурсов местного самоуправления тем функциям, которые на него возложены. В результате разграничения полномочий между федеральным, региональным и местным уровнями, многие полномочия были переданы вниз. Но насколько у местного самоуправления хватает средств для их реализации?
§2.3. Проблемы муниципальных бюджетов
В муниципальных образованиях на финансирование вопросов местного значения средств обычно недостаточно. Это требует проведения жесткого контроля обоснованности финансирования мероприятий, определения приоритетов в муниципальной деятельности и в формировании расходной части бюджета. Цели деятельности должен определить представительный орган в рамках выбранной стратегии муниципального образования. Также представительный орган обязан осуществлять определение приоритетов как при разработке стратегии и программ развития, так и при ежегодном рассмотрении документов и материалов, необходимых для формирования бюджета очередного года.
В настоящее время, финансовое обеспечение расходных обязательств местных бюджетов в основном обеспечивается за счёт финансовой помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации. Только 16% муниципальных образований, которые формировали бюджет в 2009 году, имели менее 10% в нём от межбюджетных трансфертов и дополнительных нормативов отчисления дифференцированных нормативов. Более 50% таких поступлений было в бюджетах 64% муниципальных образований. И 47% имели более 70 данных типов доходов в своих бюджетах [http://www.msu-press.ru/ - Журнал «Местное самоуправление в Российской Федерации» / №3, 2010].
В связи с этим существенную роль играет и будет играть межбюджетное выравнивание из региональных бюджетов. В структуре межбюджетных трансфертов на сегодняшний момент практически 50% составляет субвенция, что свидетельствует о широкой практике в субъектах Федерации передачи осуществления государственных полномочий с уровня субъекта на муниципальный уровень. Дотации и субсидии занимают примерно одинаковые проценты – 24% и 23,5%. При этом существенно вырос объём субсидий, которые предоставляются из региональных бюджетов бюджетам субъектов. Они распределяются в основном между городскими округами и муниципальными районами, поскольку основные жизненно важные и социально значимые вопросы: образование, здравоохранение, культура – сосредоточены как раз на уровне городских округов и муниципальных районов.
Что касается дотаций, то наименее дотационными являются городские округа (9%), 30% составляют дотации в бюджетах муниципальных районов, и 47-48% – дотации в бюджетах поселений. В связи с этим следует отметить, что проблемы финансового обеспечения местного самоуправления не потеряли свою актуальность и их надо решать в ближайшее время [http://www.msu-press.ru/ - Журнал «Местное самоуправление в Российской Федерации» / №3, 2010].
Важной проблемой бюджетного федерализма является поиск оптимального соотношения доходов, поступающих в местные бюджеты в виде налогов и в виде финансовой помощи.
С одной стороны, в пользу увеличения доли налоговых доходов в доходной части местных бюджетов говорит то обстоятельство, что в отличие от финансовой помощи, размер которой от местных властей не зависит, налоговые поступления зависят от размера налоговой базы на территории муниципального образования. Сторонники такого подхода в настоящее время предлагают ликвидировать регулирующие налоги и повысить роль собственных налоговых доходов в доходной базе местных бюджетов.
Органы местного самоуправления своими скудными бюджетами решать стратегические, государственные задачи (газификация, оперативное оборудование территории, в том числе и строительство дорог, освещение, связь, радио и т.д.), а также местные не способны.
Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что на современном этапе развития общественного и государственного устройства в Российской Федерации органы местного самоуправления, несмотря на наличие ряда проблем и противоречий, объективно сохранили основополагающую составляющую своего статуса – невхождение в систему органов государственной власти и как следствие самостоятельность в решении вопросов местного значения и осуществлении собственных полномочий [http://www.msu-press.ru/ - Журнал «Местное самоуправление в Российской Федерации» / №8, 2009].
Глава 3. Перспективы развития местных бюджетов в Российской Федерации
§3.1. Направления совершенствования системы местного самоуправления
Решение вопросов совершенствования организации муниципального управления в своей основе должно ориентироваться на формирование научно обоснованной стратегии социально-экономического развития муниципального образования и представлять собой комплексную стратегическую программу, реализация которой обеспечит получение наибольшего экономического эффекта при использовании механизмов муниципального управления.
Основными составляющими структуры механизма муниципального управления являются экономические, организационно-правовые, политические, социальные и информационные механизмы. Все они должны быть ориентированы на увеличение самостоятельности местных бюджетов и обеспечение стабильного роста собственных доходов муниципальных образований [http://www.naukom.ru — Издательский дом «Науком» / Направления совершенствования механизмов муниципального управления в условиях современной экономики].
Учитывая изложенные выше проблемы развития, можно обозначить следующие основные направления возможного совершенствования системы местного самоуправления:
Следующее направление
совершенствования
- механизм ответственности перед местным населением;
- механизм ответственности перед государством.
Информация о работе Роль местных финансов в финансовой системе Российской Федерации