Роль местных финансов в финансовой системе Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры местных финансов в финансовой системе Российской Федерации, а также определение их места и значения в финансовой системе и тенденций развития.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить состав местных финансов;
- изучить бюджетный процесс на муниципальном уровне;

Содержание работы

Введение.................................................................................................................3

Глава 1. Экономическое содержание и состав местных финансов...................4

§1.1. Понятие и структура финансовой системы Российской Федерации..............4

§1.2. Положение и значение местных финансов в финансовой системе РФ..........6

§1.3. Состав и характеристика отдельных звеньев местных финансов..................12

Глава 2. Бюджеты муниципальных образований как основное звено
местных финансов.................................................................................20

§2.1. Понятие местных бюджетов, их структура.....................................................20

§2.2. Особенности местного бюджета на примере муниципального образования г. ............................................................................................................23

§2.3. Проблемы муниципальных бюджетов.............................................................35

Глава 3. Перспективы развития местных бюджетов в Российской Федерации..

§3.1. Направления совершенствования системы местного самоуправления........38

§3.2. Перспективы развития межбюджетных отношений......................................40

Заключение.............................................................................................................45

Список литературы................................................................................................48

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 384.00 Кб (Скачать файл)

   Ј  =          -------------------------------------------------------------------- .

                      Общая   сумма  расходов  муниципального   бюджета, 

             рассчитанная   по  установленным  нормам 

 

Чем выше  этот  коэффициент,  тем  устойчивее  финансовое  положение  муниципального  образования.  Необходимо  формировать муниципальный бюджет таким образом, чтобы этот коэффициент имел тенденцию к росту. Только в этом случае органы  местного самоуправления способны решать возложенные на них  задачи по финансированию социально-экономических мероприятий [Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - Изд. 2-е, доп.и перераб. / Под общ. Ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 640 с., с.34].

Таким образом, рассчитаем коэффициент покрытия расходов за анализируемый период в динамике (таблица 4).

Таблица 4

 Динамика доходов и  расходов бюджета

г.  за 2008–2010 гг.

 

Наименование показателей

Исполнено

за соответствующий

период

2008 года

Исполнено

за соответствующий

период

2009 года

Исполнено

 за отчетный период 2010 года

(млн. р)

1

2

3

4

Доходы бюджета

3151,9

3465,5

3120,7

  в том числе:

     

-налоговые и неналоговые доходы

2430,2

1891,4

2330,2

-безвозмездные поступления

716,0

1574,1

790,5

-доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

5,7

-

-

Расходы бюджета

3161,9

3067,6

3354,1

Дефицит (-), профицит (+)

-10,0

397,9

-233,4

Коэффициент покрытия расходов (Ј)

0,77

0,62

0,69


 

Несмотря на тенденцию к росту (2009-2010гг.), значения данного коэффициента свидетельствуют о довольно высокой зависимости местного бюджета от различного рода безвозмездных поступлений.

При недостатке доходов расходы покрываются дотациями и субвенциями по решению представительного органа следующего уровня. Такая зависимость местных бюджетов от вышестоящих органов подрывает принцип самостоятельности органов местного самоуправления в финансовой сфере.

Проанализировать значение финансовой помощи можно, рассмотрев динамику основных статей бюджета муниципального образования в разрезе  безвозмездных перечислений (таблица 5)

 

 

 

 

Таблица 5

Динамика поступления доходов

в бюджет города , млн. руб.

 

Год

Поступило доходов

 

в том числе: безвозмездные перечисления

Доля безвозмездных перечислений в структуре доходов, %

   

из них: субвенции

2005

2648,9

1272,3

689,8

48,0

2006

3214,0

1345,3

939,0

41,9

2007

4103,7

1374,2

568,5

33,5

2008

4213,9

867,8

620,6

20,6

2009

4636,7

1901,0

656,2

41,0


 

Как видно из таблицы, доля безвозмездных перечислений из вышестоящих органов значительна (лишь в 2008 году этот показатель составлял чуть больше 20%).

Например, безвозмездные поступления (субвенции, субсидии, дотации и  иные межбюджетные трансферты) в бюджет города в 2009 году составили 1901,1 млн. рублей (их удельный вес составил 41% от суммы поступлений в бюджет города и в сравнении с 2008 годом увеличился более чем в два раза, на 20,4%), в том числе:

1. Субвенции – 656,2 млн. рублей (34,5% от  общего объема безвозмездных  поступлений).

2. Субсидии – 1188,8 млн. рублей (62,5% от  общего объема безвозмездных поступлений);

3. Иные межбюджетные трансферты  – 16,5 млн. рублей (0,9% от общего объема  безвозмездных поступлений);

4. Дотации – 39,5 млн. рублей (2,1% от  общего объема безвозмездных  поступлений).

Уточненный годовой план по безвозмездным поступлениям в 2009 году исполнен на 98,3% .

При этом расходы, осуществляемые за счет безвозмездных перечислений из областного бюджета, исполнены в объеме 1695,9 млн. рублей, что составляет  87,5% к уточненному годовому плану (1938,9 млн. руб.)

Расходы бюджета города на обеспечение государственных полномочий области составили 1,6 млн. рублей, в том числе:

- по организации деятельности  административных комиссий - 0,6 млн. рублей,

- по организации и осуществлению  деятельности по опеке и попечительству - 1,0 млн. рублей.

Вместе с тем, Законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов

 

Таким образом, в центре внимания была и остаётся проблема соответствия финансовых ресурсов местного самоуправления тем функциям, которые на него возложены. В результате разграничения полномочий между федеральным, региональным и местным уровнями, многие полномочия были переданы вниз.  Но насколько у местного самоуправления хватает средств для их реализации?

 

§2.3. Проблемы муниципальных бюджетов

 

В муниципальных образованиях на финансирование вопросов местного значения средств обычно недостаточно. Это требует проведения жесткого контроля обоснованности финансирования мероприятий, определения приоритетов в муниципальной деятельности и в формировании расходной части бюджета. Цели деятельности должен определить представительный орган в рамках выбранной стратегии муниципального образования. Также представительный орган обязан осуществлять определение приоритетов как при разработке стратегии и программ развития, так и при ежегодном рассмотрении документов и материалов, необходимых для формирования бюджета очередного года.

В настоящее время, финансовое обеспечение расходных обязательств местных бюджетов в основном обеспечивается за счёт финансовой помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации. Только 16% муниципальных образований, которые формировали бюджет в 2009 году, имели менее 10% в нём от межбюджетных трансфертов и дополнительных нормативов отчисления дифференцированных нормативов. Более 50% таких поступлений было в бюджетах 64% муниципальных образований. И 47% имели более 70 данных типов доходов в своих бюджетах [http://www.msu-press.ru/ - Журнал «Местное самоуправление в Российской Федерации» / №3, 2010].

В связи с этим существенную роль играет и будет играть межбюджетное выравнивание из региональных бюджетов. В структуре межбюджетных трансфертов на сегодняшний момент практически 50% составляет субвенция, что свидетельствует о широкой практике в субъектах Федерации передачи осуществления государственных полномочий с уровня субъекта на муниципальный уровень. Дотации и субсидии занимают примерно одинаковые проценты – 24% и 23,5%. При этом существенно вырос объём субсидий, которые предоставляются из региональных бюджетов бюджетам субъектов. Они распределяются в основном между городскими округами и муниципальными районами, поскольку основные жизненно важные и социально значимые вопросы: образование, здравоохранение, культура – сосредоточены как раз на уровне городских округов и муниципальных районов.

Что касается дотаций, то наименее дотационными являются городские округа (9%), 30% составляют дотации в бюджетах муниципальных районов, и 47-48% – дотации в бюджетах поселений. В связи с этим следует отметить, что проблемы финансового обеспечения местного самоуправления не потеряли свою актуальность и их надо решать в ближайшее время [http://www.msu-press.ru/ - Журнал «Местное самоуправление в Российской Федерации» / №3, 2010].

 

Важной проблемой бюджетного федерализма является поиск оптимального соотношения доходов, поступающих в местные бюджеты в виде налогов и в виде финансовой помощи.

С одной стороны, в пользу увеличения доли налоговых доходов в доходной части местных бюджетов говорит то обстоятельство, что в отличие от финансовой помощи, размер которой от местных властей не зависит, налоговые поступления зависят от размера налоговой базы на территории муниципального образования. Сторонники такого подхода в настоящее время предлагают ликвидировать регулирующие налоги и повысить роль собственных налоговых доходов в доходной базе местных бюджетов.

Органы местного самоуправления своими скудными бюджетами решать стратегические, государственные задачи (газификация, оперативное оборудование территории, в том числе и строительство дорог, освещение, связь, радио и т.д.), а также местные не способны.

 

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что на современном этапе развития общественного и государственного устройства в Российской Федерации органы местного самоуправления, несмотря на наличие ряда проблем и противоречий, объективно сохранили основополагающую составляющую своего статуса – невхождение в систему органов государственной власти и как следствие самостоятельность в решении вопросов местного значения и осуществлении собственных полномочий [http://www.msu-press.ru/ - Журнал «Местное самоуправление в Российской Федерации» / №8, 2009].

 

Глава 3. Перспективы развития местных бюджетов в Российской                Федерации

 

§3.1.  Направления совершенствования системы местного самоуправления

 

Решение вопросов совершенствования организации муниципального управления в своей основе должно ориентироваться на формирование научно обоснованной стратегии социально-экономического развития муниципального образования и представлять собой комплексную стратегическую программу, реализация которой обеспечит получение наибольшего экономического эффекта при использовании механизмов муниципального управления.

Основными составляющими структуры механизма муниципального управления являются экономические, организационно-правовые, политические, социальные и информационные механизмы. Все они должны быть ориентированы на увеличение самостоятельности местных бюджетов и обеспечение стабильного роста собственных доходов муниципальных образований [http://www.naukom.ru — Издательский дом «Науком» / Направления совершенствования механизмов муниципального управления в условиях современной экономики].

Учитывая изложенные выше проблемы развития, можно обозначить следующие основные направления возможного совершенствования системы местного самоуправления:

    1. Первое направление – совершенствование экономических механизмов муниципального управления. Данное направление включает в себя целый ряд задач, в первую очередь, оптимизация налоговой и бюджетной политики.

   Следующее направление  совершенствования экономических  механизмов муниципального управления  состоит в достижении финансовой самодостаточности муниципального управления. Стратегическим ориентиром здесь должно стать замещение в бюджетах муниципальных образований с относительно высоким уровнем социально-экономического развития финансовой помощи федерального и регионального бюджетов поступлениями от собственных доходных источников.

    1. Совершенствование организационно-правовых механизмов муниципального управления следует вести в контексте того, что местное самоуправление в силу специфики своего формирования оказывается выведенным как из-под гражданского контроля снизу, так и из-под политического контроля сверху. Основные элементы, обеспечивающие функционирование правового механизма ответственности органов власти муниципальных образований:

- механизм ответственности  перед местным населением;

- механизм ответственности  перед государством.

Информация о работе Роль местных финансов в финансовой системе Российской Федерации