Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 13:28, курсовая работа
Критическое состояние сферы материального производства, в котором занята подавляющая часть населения России, вызвало глубокие социальные деформации в обществе, из которых наиболее существенной является нарушение нормальных пропорций формирования денежных доходов населения, происходящее на фоне все более обостряющейся проблемы невыплаты заработной платы. Финансирование образования, науки, культуры и здравоохранения из всех уровней бюджетной системы не обеспечивают потребностей этих социально значимых областей, в которых из-за этого так же складывается сложная ситуация. Эти и многие другие проблемы, прежде всего, связаны с неудовлетворительным функционированием бюджетно-финансового механизма Российской Федерации
Введение
1. Территориальные финансы: сущность и состав………………………………..….4
1. 1. Структура бюджетной системы Российской Федерации…………………..…..4
1. 2. Сущность территориальных финансов……………………………………….…6
1. 3. Состав территориальных финансов……………….………………………….…8
1. 4. Расходы территориальных бюджетов………………………………………..…11
2. Региональные бюджеты как центральное звено территориальных бюджетов…14
2. 1. Доходы региональных бюджетов………………………………………………15
2. 2. Расходы региональных бюджетов………………………………………..…….18
2. 3. Доходы местных бюджетов………………………………………………..……21
2. 4. Расходы местных бюджетов…………………………………………………….27
3. Территориальные финансы в условиях бюджетной реформы…………………..32
Список литературы
Таким образом, можно считать, что территориальные финансы в целом соответствуют финансам территориальных органов власти. Это вполне закономерно, т. к. большая часть финансовых потоков, поступающих в регион, находится под контролем территориальных органов власти и органов местного самоуправления. [5]
1. 4. Расходы территориальных бюджетов
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ), расходы бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. [1]
Это определение касается всех уровней бюджетной системы, его можно конкретизировать относительно бюджета каждого уровня. Так, расходы региональных и местных бюджетов – это средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций органов власти субъектов федерации и органов местного самоуправления соответственно.
В России на территориальные органы власти возложены задачи по обеспечению функционирования социально-бытовой инфраструктуры.
Следовательно, средства территориальных бюджетов расходуются в основном по этому направлению, а именно на жилищно-коммунальное хозяйство, содержание учреждений социальной сферы, социальную защиту населения и т. п.
Естественно, что часть средств территориальных бюджетов направляется на содержание органов управления, правоохранительную деятельность и т. п., однако доля этих статей в территориальных бюджетах меньше, чем в федеральном. Это связано с тем, что расходы, непосредственно обеспечивающие потребности населения, осуществляются в основном через территориальные бюджеты, что облегчает контроль за использованием этих средств. [2]
БК РФ разграничивает расходы бюджетов разных уровней. Часть расходов, касающихся территориальных образований, осуществляется совместно за счет бюджетов всех уровней. Виды таких расходов перечислены ниже.
- Государственная
поддержка отраслей
- Обеспечение правоохранительной деятельности.
- Обеспечение противопожарной безопасности.
- Научно-исследовательские работы.
- Социальная защита населения.
- Охрана окружающей природной среды.
- Предупреждение
и ликвидация последствий
- Развитие рыночной инфраструктуры.
- Обеспечение деятельности средств массовой информации.
- Прочие расходы. [1]
В этот список входят наиболее важные статьи расходов, которые необходимо профинансировать. Отнесение этих расходов на бюджеты всех уровней позволяет органам власти выполнить свои функции даже при нехватке средств в регионе.
Однако некоторые
виды расходов в регионах
- Обеспечение
функционирования органов
- Обслуживание и погашение государственного долга субъекта
федерации.
- Реализация региональных целевых программ.
- Содержание
и развитие организаций,
органов власти субъектов РФ.
- Обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов
федерации.
- Финансовая помощь местным бюджетам.
- Прочие расходы. [1]
Финансирование
этих статей исключительно из
регионального бюджета
- Содержание
органов местного
- Формирование муниципальной собственности.
- Содержание и развитие организаций, находящихся в ведении органов местного самоуправления.
- Содержание муниципальных органов охраны общественного порядка.
- Содержание
муниципального жилищно-
- Строительство и содержание дорог местного значения.
- Благоустройство и озеленение территорий.
- Транспортное
обслуживание населения и
- Охрана окружающей природной среды.
- Целевое дотирование населения.
- Прочие расходы. [1]
2. Региональные бюджеты как центральное звено территориальных бюджетов
Актуальность
темы вызвана необходимостью исследования
роли территориальных финансов
в социально-экономическом
В последнее
десятилетие наблюдается регион
В современных условиях
все в большей степени
Центральное звено территориальных бюджетов — региональные бюджеты. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.
С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов. [4]
2. 1. Доходы региональных бюджетов
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов.
В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:
В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
акцизов на автомобильный бензин, включая прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей — по нормативу 60%;
• акцизов на алкогольную продукцию — по нормативу 100%;
• акцизов на пиво — по нормативу 100%;
• налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 5%;
• налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых — по нормативу 100%;
Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:
платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, — по нормативу 100%;
• сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, — по нормативу 100%. В бюджеты субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80% платы за негативное воздействие на окружающую среду. Состав доходов региональных бюджетов характеризует табл. 1.
Таблица 1. Доходы бюджетов субъектов РФ за 2004 г. (млн руб.)
Наименование показателей |
Сумма |
В % к итогу |
I. Налоговые доходы Из них: 1224 143 68,6
10. Местные налоги и сборы 4 613 0,2 II. Неналоговые доходы, Из них: 132 328 7,4
находящегося в собственности 103 452 5,7
бюджетной системы РФ 243 488 13,6 IV. Доходы целевых бюджетных фондов 167 284 9,4 V. Доходы от предпринимательской деятельности 13 111 0,8 Итого доходов без внутренних оборотов |
В доходах региональных бюджетов превалируют отчисления от федеральных налогов, которые составляют более 50%, и поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов — более 10%.
Региональные налоги составляют менее 6%. Из них наиболее весомым является налог на имущество организаций — примерно 4%. Доходы от использования государственного имущества — 5%, поступления от целевых бюджетных фондов — 9%. [4]
2. 2. Расходы региональных бюджетов
Основные направления использования средств региональных бюджетов:
Таблица 2. Расходы региональных бюджетов РФ за 2004 г. (млн. руб.)
Наименование показателей |
Сумма |
В % к итогу |
безопасности государства
научно-техническому прогрессу
гидрометеорология, картография и
геодезия
чрезвычайных ситуаций стихийных
бедствий
Итого
расходов Внутренние обороты В том числе: дотации, передаваемые в местные бюджеты 47879 25,9 субвенции, передаваемые в
местные бюджеты средства, передаваемые в
бюджеты субъектов РФ средства, передаваемые по
взаимным расчетам дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности местных
бюджетов субсидии местным бюджетам Всего расходов Профицит |
Информация о работе Роль территориальных финансов в финансовой системе РФ