Роль территориальных финансов в финансовой системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Критическое состояние сферы материального производства, в котором занята подавляющая часть населения России, вызвало глубокие социальные деформации в обществе, из которых наиболее существенной является нарушение нормальных пропорций формирования денежных доходов населения, происходящее на фоне все более обостряющейся проблемы невыплаты заработной платы. Финансирование образования, науки, культуры и здравоохранения из всех уровней бюджетной системы не обеспечивают потребностей этих социально значимых областей, в которых из-за этого так же складывается сложная ситуация. Эти и многие другие проблемы, прежде всего, связаны с неудовлетворительным функционированием бюджетно-финансового механизма Российской Федерации

Содержание работы

Введение
1. Территориальные финансы: сущность и состав………………………………..….4
1. 1. Структура бюджетной системы Российской Федерации…………………..…..4
1. 2. Сущность территориальных финансов……………………………………….…6
1. 3. Состав территориальных финансов……………….………………………….…8
1. 4. Расходы территориальных бюджетов………………………………………..…11
2. Региональные бюджеты как центральное звено территориальных бюджетов…14
2. 1. Доходы региональных бюджетов………………………………………………15
2. 2. Расходы региональных бюджетов………………………………………..…….18
2. 3. Доходы местных бюджетов………………………………………………..……21
2. 4. Расходы местных бюджетов…………………………………………………….27
3. Территориальные финансы в условиях бюджетной реформы…………………..32
Список литературы

Файлы: 1 файл

Finansi_36.doc

— 432.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно считать, что территориальные  финансы в целом соответствуют  финансам территориальных органов власти. Это вполне закономерно, т. к. большая часть финансовых потоков, поступающих в регион, находится под контролем территориальных органов власти и органов местного самоуправления. [5]

 

1. 4. Расходы  территориальных бюджетов

 

 В соответствии  с Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ), расходы бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. [1]

Это определение  касается всех уровней бюджетной  системы, его можно конкретизировать относительно бюджета каждого уровня. Так, расходы региональных и местных бюджетов – это средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций органов власти субъектов федерации и органов местного самоуправления соответственно.

В России на территориальные органы власти возложены задачи по обеспечению функционирования социально-бытовой инфраструктуры.

Следовательно, средства территориальных бюджетов расходуются в основном по этому  направлению, а именно на жилищно-коммунальное хозяйство, содержание учреждений социальной сферы, социальную защиту населения и т. п.

Естественно, что  часть средств территориальных  бюджетов направляется на содержание органов управления, правоохранительную деятельность и т. п., однако доля этих статей в территориальных бюджетах меньше, чем в федеральном. Это связано с тем, что расходы, непосредственно обеспечивающие потребности населения, осуществляются в основном через территориальные бюджеты, что облегчает контроль за использованием этих средств. [2]

 БК РФ разграничивает расходы бюджетов разных уровней. Часть расходов, касающихся территориальных образований, осуществляется совместно за счет бюджетов всех уровней. Виды таких расходов перечислены ниже.

- Государственная  поддержка отраслей промышленности.

- Обеспечение правоохранительной деятельности.

- Обеспечение  противопожарной безопасности.

- Научно-исследовательские  работы.

- Социальная  защита населения.

- Охрана окружающей  природной среды.

- Предупреждение  и ликвидация последствий чрезвычайных  ситуаций.

- Развитие рыночной  инфраструктуры.

- Обеспечение  деятельности средств массовой  информации.

- Прочие расходы. [1]

В этот список входят наиболее важные статьи расходов, которые  необходимо профинансировать. Отнесение  этих расходов на бюджеты всех уровней позволяет органам власти выполнить свои функции даже при нехватке средств в регионе.

 Однако некоторые  виды расходов в регионах возлагаются  исключительно на региональные  бюджеты. К ним относятся:

- Обеспечение  функционирования органов власти  субъекта федерации.

- Обслуживание  и погашение государственного  долга субъекта

 федерации.

- Реализация  региональных целевых программ.

- Содержание  и развитие организаций, находящихся  в ведении

 органов  власти субъектов РФ.

- Обеспечение  деятельности средств массовой информации субъектов

 федерации.

- Финансовая  помощь местным бюджетам.

- Прочие расходы. [1]

 Финансирование  этих статей исключительно из  регионального бюджета оставляет  за соответствующими органами  власти право относительно самостоятельно  осуществлять свою бюджетно-финансовую политику.  По этой же причине часть расходов финансируется исключительно из местных бюджетов. Это следующие виды расходов:

- Содержание  органов местного самоуправления.

- Формирование  муниципальной собственности.

- Содержание и развитие организаций, находящихся в ведении органов местного самоуправления.

- Содержание  муниципальных органов охраны  общественного порядка.

- Содержание  муниципального жилищно-коммунального  хозяйства.

- Строительство  и содержание дорог местного значения.

- Благоустройство  и озеленение территорий.

- Транспортное  обслуживание населения и муниципальных  учреждений.

- Охрана окружающей  природной среды.

- Целевое дотирование  населения.

- Прочие расходы. [1]

 

2. Региональные  бюджеты как центральное звено территориальных бюджетов

 

Актуальность  темы вызвана необходимостью исследования роли  территориальных финансов в социально-экономическом развитии региона, обусловлена осуществлением в стране экономической реформы, которая отражается на социальной жизни населения, осуществлением бюджетной реформы и развитием бюджетного федерализма. Продолжение экономических реформ в России предъявляет особые требования к четкости функционирования бюджетных процессов.

В последнее  десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное  развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

Центральное звено территориальных  бюджетов — региональные бюджеты. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

Через региональные бюджеты  государство активно проводит экономическую  политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов. [4]

 

2. 1. Доходы  региональных бюджетов

 

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов.

В бюджеты субъектов  РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

  • налога на имущество организаций — по нормативу 100%;
  • налога на игорный бизнес — по нормативу 100%;
  • транспортного налога — по нормативу 100%.

В бюджеты субъектов  РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  • налога на прибыль организации по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ, — по нормативу 100%;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50%;
  • акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50%;

акцизов на автомобильный  бензин, включая прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла  для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей — по нормативу 60%;

• акцизов на алкогольную продукцию — по нормативу 100%;

• акцизов на пиво — по нормативу 100%;

• налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 5%;

• налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых — по нормативу 100%;

  • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 60%;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 30%;
  • сбора за пользование объектами животного мира — по нормативу 100%;
  • государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) — по нормативу 100%.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:

  • части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, — в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ;
  • платы за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 40%;

платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, — по нормативу 100%;

•  сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта,  алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, — по нормативу 100%. В бюджеты субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80% платы за негативное воздействие на окружающую среду. Состав доходов региональных бюджетов характеризует табл. 1.

 

 

 

 

Таблица 1. Доходы бюджетов субъектов РФ за 2004 г. (млн руб.)

Наименование показателей

Сумма

В % к итогу

 

    I. Налоговые доходы

    Из них:         1224 143         68,6

  1. Налог на прибыль организаций       478 203          26,8
  2. Налог на доходы физических лиц        347 712          19,5
  3. Акцизы        117 395           6,6
  4. Налог на игорный бизнес        7 842               0,4
  5. Налоги на совокупный доход        21 960             1,2
  6. Налоги на имущество физических лиц                                                        -
  7. Налоги на имущество организаций        66 312             3,7
  8. Платежи за пользование природных ресурсов                                       111 965           6,3
  9. Налоги и сборы субъектов РФ                                                             23 774             1,3

10. Местные налоги и сборы         4 613               0,2

      II. Неналоговые доходы,

      Из них:         132 328           7,4

  1. Доходы от использования имущества,

находящегося в государственной  и муниципальной

собственности         103 452           5,7

  1. Административные платежи и сборы          5 776                0,3
  2. Штрафные санкции, возмещение ущерба          2 987                0,2
  1. Безвозмездные перечисления от других бюджетов

бюджетной системы РФ          243 488            13,6

    IV. Доходы целевых бюджетных фондов          167 284             9,4

     V. Доходы от предпринимательской деятельности          13 111              0,8

Итого доходов без внутренних оборотов                                                   1 780 357


 

В доходах региональных бюджетов превалируют отчисления от федеральных налогов, которые составляют более 50%, и поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов — более 10%.

Региональные налоги составляют менее 6%. Из них наиболее весомым является налог на имущество  организаций — примерно 4%. Доходы от использования государственного имущества — 5%, поступления от целевых бюджетных фондов — 9%. [4]

 

2. 2. Расходы  региональных бюджетов

 

Основные направления  использования средств региональных бюджетов:

  • обеспечение  функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;
  • обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
  • проведение выборов и референдумов субъектов РФ;
  • обеспечение реализации региональных целевых программ;
  • формирование государственной собственности субъектов РФ;
  • осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
  • содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
  • обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;
  • оказание финансовой помощи местным бюджетам;
  • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
  • компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов. Состав и структуру расходов региональных бюджетов характеризует табл. 2.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Расходы региональных бюджетов РФ за 2004 г. (млн. руб.)

Наименование показателей

Сумма

В % к итогу

  1. Государственное управление и местное самоуправление                    64813                    3,7
  2. Правоохранительная деятельность и обеспечение

безопасности государства                                                                            54037                   3,0

  1. Фундаментальные исследования и содействие

научно-техническому прогрессу                                                                  2576                    0,1

  1. Промышленность, энергетика и строительство                                    227309                   12,9
  2. Сельское хозяйство и рыболовство                                                        34699                    1,9
  3. Охрана окружающей среды и природных ресурсов,

гидрометеорология, картография и  геодезия                                            5450                       0,3

  1. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика                        3648                      0,2
  2. Развитие рыночной инфраструктуры                                                      1829                     0,1
  3. Жилищно-коммунальное хозяйство                                                        91428                   5,1
  4. Предупреждение и ликвидация последствий

чрезвычайных ситуаций стихийных  бедствий                                          19799                    1,1

  1. Образование                                                                                             123856                  7,0
  2. Культура, искусство и кинематография                                                 24234                   1,3
  3. Средства массовой информации                                                             9227                     0,5
  4. Здравоохранение и физическая культура                                              167701                 9,5
  5. Социальная политика                                                                              165511                  9,4
  6. Целевые бюджетные фонды                                                                   167208                 9,5

     Итого  расходов                                                                                       1300608

     Внутренние обороты                                                                              455275                 25,9

     В том числе:

дотации, передаваемые в местные  бюджеты                                              47879                  25,9

субвенции, передаваемые в  местные бюджеты                                         179611                 10,2

средства, передаваемые в  бюджеты субъектов РФ                                         -                          -

средства, передаваемые по взаимным расчетам                                         32353                   1,8

дотации на выравнивание уровня бюджетной

обеспеченности местных  бюджетов                                                           125717                 7,1

субсидии местным бюджетам                                                                      60989                   3,5

     Всего расходов                                                                                        1755 884

     Профицит                                                                                                    27 973

Информация о работе Роль территориальных финансов в финансовой системе РФ