Рынки капитала для проектного финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Учреждения развития создаются с целью содействия экономическому росту. Они отличаются от других институтов аналогичного назначения, например от экспортных агентств по кредитованию, которые служат исключительно для того, чтобы увеличить внешнеторговый оборот. Большинство учреждений развития вовлекаются в проектное финансирование на многосторонней основе. Их помощь направлена на финансирование, консультирование и сопровождение наиболее жизнеспособных государственно-частных коммерческих проектов в общественном секторе.

Файлы: 1 файл

Рынки капитала для проектного финансирования-1.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

- Анализ  имеющейся информации относительно  земельных участков, на которых предполагается будущее строительство;

- Анализ  бюджетных возможностей реализации  Проекта;

- Анализ  предоставленных технических исследований (в случае их наличия);

- Анализ  действующего законодательства  РФ и нормативно-правовых актов субъекта РФ, регулирующих инвестиционные проекты в соответствующей отрасли, в том числе в сфере ГЧП;

- Анализ  проектно-инженерных, технических,  экологических рисков, а также  рисков строительства.

Отчет «Концепция проекта, условия формирования проекта ГЧП»:

- Описание  возможных технических и технологических  решений по реализации проекта  на основании имеющейся информации  и проведенных исследований

- Анализ  возможных юридических схем и  их применимость для реализации  проекта с учетом ограничений,  выявленных в ходе анализа действующего законодательства, а также особенностей объектов в составе проекта.

- Рекомендации  по базовой организационно-правовой  и финансовой схеме реализации  проекта в форме ГЧП.

- Рекомендации  по внесению изменений в нормативную  правовую базу субъекта РФ, необходимых для реализации проекта (в случае необходимости).

- Предварительные  финансовые и экономические показатели  Проекта

II этап «Формирование Инвестиционного  меморандума проекта»

Проработка  концепции проекта (технические  решения, юридическая схема, финансовая модель):

- Описание  архитектурных, технических, технологических,  включая энергоэффективность,  и  ценовых решений строительства  для наиболее эффективной реализации  проекта, а также план-график  проектных и строительных работ;

- Проведение детального финансового анализа, описание рекомендуемой финансово-правовой схемы реализации проекта;

- Детальный  анализ финансовой эффективности  проекта и построение финансовой  модели

- Формирование  окончательной финансовой, технической  и юридической структур проекта

Формирование  Инвестиционного меморандума, включающего  в себя в том числе:

- Описание  проекта, в т.ч. полномочия и  функции основных участников  проекта, описание связанных с  реализацией проекта рисков и  способы их минимизации, описание схемы распределения налоговой нагрузки на участников проекта и т.д.;

- Распределение  финансовых и обеспечительных  обязательств между участниками  проекта;

- Описание  финансовой модели проекта;

- Формирование Data-room проекта;

- Разработка  проектов документов, необходимых для проведения конкурсных процедур.

III этап «Анализ рынка потенциальных инвесторов проекта и условий их привлечения в проект»

Поиск и привлечение потенциальных  инвесторов и финансирующих организаций (маркетинг проекта):

- Проведение  исследований рынка потенциальных инвесторов;

- Подготовка  и проведение мероприятий, направленных  на привлечение потенциальных  инвесторов (road-show, конференции, круглые столы);

- Определение  индикативных условий финансирования  проекта финансирующими организациями для частных инвесторов.

IV этап «Консультационное сопровождение  конкурсных процедур»

- Обеспечение  Внешэкономбанком сопровождения  процесса рассмотрения, согласования  и одобрения проектов юридической  документации в органах государственной  власти путем представления и разъяснения предложений по проекту в составе Инвестиционного меморандума;

- Консультирование  при оценке конкурсных предложений  инвесторов;

- Оценка  финансовой, экономической и бюджетной  эффективности и технических  предложений инвесторов.

Примеры участия Внешэкономбанка в проектах на принципах ГЧП

Западный скоростной диаметр

Западный  скоростной диаметр (ЗСД) – один из крупнейших в стране проектов строительства  транспортной инфраструктуры, а также  первая в России  внутригородская  сквозная платная автомагистраль. Общая протяженность трассы – 46,6 км.

ЗСД свяжет Большой морской порт Санкт-Петербурга и его основные транспортные комплексы  с Кольцевой автодорогой (КАД) и  другими федеральными трассами, включая  международные транспортные коридоры.

Прогнозируемая  среднесуточная интенсивность после  ввода в эксплуатацию всей трассы – 70-80 тысяч автомобилей. Общий объем  инвестиций в строительство составляет 212,7 млрд. руб.:

    • средства инвесторов – 108 млрд. руб.;
    • средства федерального бюджета – 50,7 млрд. руб.;
    • средства городского бюджета – 54,1 млрд. руб.

Трасса  состоит из трех участков: Южного, Центрального и Северного.

В первую очередь построен Южный участок  протяженностью 8,7 км, а в 2013 году завершается  строительство Северного участка  протяженностью 26 км и начинается строительство самого сложного, Центрального участка дороги (самый капиталоемкий – 123 млрд. руб.)

Проект  был инициирован мэрией Санкт-Петербурга в 1997 г. и реализуется при участии  учрежденной властями компании ОАО  «Западный скоростной диаметр» (ОАО «ЗСД»), основными функциями которой являются проектирование, строительство, эксплуатация построенных участков магистрали.

На  первом этапе реализации проекта (2005-2012 гг.) для строительства Южного и  Северного участков мэрия привлекла  строительных подрядчиков через классические госконтракты, обеспечив их финансирование за счет федерального и городского бюджетов, а также средств, привлеченных от размещения инфраструктурных облигаций ОАО «ЗСД» на сумму 25 млрд. руб. Федеральным правительством предоставлена госгарантия по выплате номинальной стоимости облигаций, Санкт-Петербург осуществляет субсидирование купонных платежей.

Построенные участки автодороги передаются в  уставный капитал ОАО «ЗСД». За счет доходов ОАО «ЗСД» от оказания услуг платного проезда по первому участку ЗСД осуществляется содержание участка автомобильной дороги и обслуживание облигационных займов.

Применение концессионной модели при строительстве ЗСД

Концессионная модель использована при строительстве  Центрального участка ЗСД. Объявленный мэрией конкурс, структурированный по региональному закону о ГЧП в 2011 году выиграл консорциум «Магистраль Северной Столицы» (МСС», объединивший «Группу ВТБ», Газпромбанк, Astaldi (Италия», GPB Infrastructure, а также турецкие строительные компании Mega Yapi и IC.

Соглашение  о ГЧП, заключенное на 30 лет, вступило в силу в декабре 2012 г. Согласно нему МСС обязуется привлечь в проект более 80 млрд. собственных и заемных  средств, в 2013-2016 гг. построить Центральный  участок, а затем (до 2042 г.) эксплуатировать дорогу в платном режиме, осуществляя капитальный и текущий ремонт, содержание и техническое обслуживание автомагистрали, а затем вернуть ее в надлежащем состоянии городу в лице ОАО «ЗСД».

Долговое  финансирование обеспечит синдикат коммерческих банков (ВТБ Капитал, Газпромбанк – 28%»), международные финансовые организации (ЕБРР, Евразийский банк развития – 30%) и Внешэкономбанк (42%).

В свою очередь город и ОАО «ЗСД»  обязались предоставить партнеру земельные  участки и выполнить подготовительные работы, обеспечить софинансирование капитальных затрат (50,7 млрд. руб. или 42,5%), передать МСС в долгосрочную аренду созданный имущественный комплекс автодороги, гарантировать минимальную выручку от эксплуатации дороги через механизм компенсационных платежей и компенсацию в случае досрочного расторжения соглашения. Кроме того, город обязался завершить Северный и Южный участки и осуществлять их гарантийный ремонт.

Европейский банк реконструкции и  развития (ЕБРР)

Европейский банк реконструкции и развития является международной финансовой организацией, которая финансирует проекты в 29 странах от Центральной Европы до Центральной Азии. Вкладывая капитал прежде всего в те предприятия частного сектора, потребности которых не могут быть в полной мере удовлетворены за счет рынка, Банк содействует развитию предпринимательства и переходу к демократии и рыночной экономике.

Основные факты (на ноябрь 2012 г. нарастающим  итогом)

Количество  проектов

3 510

Чистый  объем операций

76,6 млрд. евро

Общая стоимость проектов

231,8 млрд. евро


Инвестиционная  деятельность ЕБРР должна иметь следующую направленность:

• способствовать становлению в стране полноценной рыночной экономики, т.е. обеспечивать эффект воздействия на процесс перехода;

• брать на себя риски в целях оказания содействия частным инвесторам, но при этом не вытесняя их с рынка;

• применять рациональные принципы ведения банковской деятельности.

Финансирование проектов Банком

Требования  ЕБРР к финансированию проектов

ЕБРР  финансирует проекты частного сектора, как правило, в диапазоне от 5 до 250 млн. евро в виде кредитов или вложений в акции. Для получения финансирования от ЕБРР проект должен отвечать следующим критериям:

    • осуществляться в стране операций ЕБРР;
    • иметь хорошие экономические перспективы;
    • предполагать внесение его спонсором крупного взноса в уставный капитал в денежной или натуральной форме;
    • служить интересам отечественной экономики и содействовать развитию частного сектора;
    • отвечать банковским и экологическим стандартам.

ЕБРР  разрабатывает каждый проект с учетом потребностей клиента и специфики страны, региона или отрасли. Как правило, ЕБРР финансирует до 35% общей стоимости проекта, если он реализуется “с нуля”, или 35% в случае долгосрочной капитализации проектной компании. ЕБРР требует от спонсоров внесения крупных взносов в уставный капитал в объеме, равном инвестициям ЕБРР или выше. От спонсоров, других софинансирующих организаций или по линии программ синдицирования под эгидой ЕБРР требуется привлечение дополнительного финансирования.

Секторы экономики, финансируемые ЕБРР:

    • агропромышленный комплекс;
    • энергоэффективность;
    • финансовые учреждения;
    • обрабатывающая промышленность;
    • муниципальная и экологическая инфраструктура;
    • природные ресурсы;
    • энергетика;
    • недвижимость и туризм;
    • малые и средние предприятия;
    • связь, информационные технологии и СМИ;
    • транспорт.

ЕБРР не финансирует:

    • оборонную промышленность;
    • производство табачных изделий;
    • производство некоторых алкогольных напитков;
    • производство веществ, запрещенных международно-правовыми актами;
    • игорные заведения, имеющие самостоятельный баланс.

Характеристики кредитов

Кредиты ЕБРР имеют следующие характеристики:

  • минимальная сумма составляет 5 млн. евро, хотя для некоторых стран может устанавливаться в меньшем размере;
  • фиксированная или плавающая процентная ставка;
  • старший, субординированный, промежуточный или конвертируемый кредит;
  • номинирован в основных иностранных или некоторых национальных валютах;
  • сроки погашения от коротких до длительных – от 1 года до 15 лет;
  • при необходимости для отдельных проектов предоставляются льготные периоды.

ЕБРР  не субсидирует проекты, не предоставляет  льготные кредиты и не вступает в  конкуренцию с частными банками.

Вложения в акционерный капитал 

ЕБРР  может осуществлять вложения в диапазоне  от 2 млн. до 100 млн. евро в акции предприятий  промышленности, инфраструктуры и финансового сектора, если имеется перспектива получения достаточной прибыли от таких инвестиций. Банк может выступать только миноритарным акционером, имея при этом четкий план выхода из капитала.

Информация о работе Рынки капитала для проектного финансирования