Рынок муниципальных ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является выявление проблем и перспектив рынка муниципальных ценных бумаг в России.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи, определившие логику исследования и структуру работы:
1. Определить экономическая сущность и способы классификации мцниципальных ценных бумаг.
2. Провести анализ рынка муниципальных ценных бумаг в Российской Федерации.
3. Выявить перспективы развития рынка муниципальных ценных бумаг в России.

Содержание работы

Введение 3
1 Научно-экономические основы функционирования рынка муниципальных ценных бумаг 6
1.1 Понятие, экономическое содержание и классификация муниципальных ценных бумаг и займов 6
1.2 Особенности функционирования российского рынка муниципальных ценных бумаг и займов 10
2 Анализ экономических показателей рынка муниципальных ценных бумаг 16
2.1 Динамика экономических показателей развития рынка муниципальных ценных бумаг 16
2.2 Сравнительный анализ рынка муниципальных ценных бумаг и субфедеральных облигаций 24
3 Перспективы развития рынка муниципальных ценных бумаг в России 26
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

курс раб.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Уральский государственный экономический  университет

Кафедра ценных бумаг, корпоративных  финансов и инвестиций

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Профессиональная  деятельность на рынке ценных бумаг»

Тема: Рынок муниципальных ценных бумаг в России

 

 


 

 

 

Исполнитель:

 

Руководитель:

 

студент (ка) гр.РФК-11

Акулова Л.В.

Решетников А.И.

 


 

 

 

 

Екатеринбург

2013

Содержание

 

Введение

 

Рынок муниципальных ценных бумаг является важным элементом фондового рынка и оказывает существенное влияние на эффективность экономической политики государства в целом. Необходимость развития рынка муниципальных ценных бумаг в современных условиях определяется задачами привлечения инвестиционных ресурсов в регионы для преодоления промышленного спада, сокращения дифференциации российских регионов в уровне социально-экономического развития, повышения жизненного уровня населения. Именно через рынок муниципальных ценных бумаг возможен приток капиталов в регионы, что позволит решить проблемы финансирования целевых инвестиционных программ, покрытия бюджетного дефицита и повышения контроля за местным финансовым рынком.

В условиях повышения финансовой самостоятельности  регионов роль региональных органов власти в создании инфраструктуры и контроле за функционированием рынков муниципальных ценных бумаг достаточно высока. В частности органы власти могут содействовать росту информационной открытости участников фондового рынка, уровню технологического развития торговых и расчетно-депозитарных систем. Одновременно региональные органы власти являются активными участниками фондового рынка, осуществляя эмиссию долговых ценных бумаг.

Под региональными органами власти понимаются субфедеральные и муниципальные (местные) органы власти, а именно - администрации субъектов Российской Федерации и органы исполнительной власти муниципальных образований.

Эмиссия муниципальных ценных бумаг предоставляет возможность снижения стоимости обслуживания внутреннего долга; позволяет эффективно мобилизовать имеющиеся в регионе финансовые ресурсы, а также (при необходимости) привлечь дополнительные средства из других регионов и из-за рубежа; содействует трансформации сбережений населения в инвестиции. Эффективное использование системы муниципальных ценных бумаг позволяет региональным органам власти решать проблемы сбалансированности бюджета, финансировать развитие местной инфраструктуры, добиваться эффективного функционирования финансовой системы региона в целом.

Для России, в силу особенностей ее политического устройства и экономического положения, вопрос построения эффективно функционирующей системы муниципальных ценных бумаг очень важен. Существующая ситуация обостряет необходимость изучения особенностей и тенденций развития данного сектора рынка ценных бумаг, поиска наиболее оптимальной для современной России формы его организации и построения на ее основе эффективно функционирующего механизма муниципальных заимствований.

Среди трудов отечественных авторов, затрагивающих проблематику развития рынка муниципальных ценных бумаг в России и за рубежом следует выделить работы Алехина Б.И., Колесникова В.И., Рубцова В.В., Торкановского B.C., Шенаева В.Н. Задачи государства и инструменты проведения им экономической политики описаны в трудах таких авторов, как Драгилев М.С., Кузнецов В.И., Осадчая И.М., Рымалов В.В., Фаминский И.П. В работах Ауэрбаха А.Дж., Масгрейва Р., Михайлова М.Н., Романовского М.В., Хатунцева В.М., Тер-Минасяна Т., Шишкова Ю.В. анализируются распределение задач государства между уровнями власти в федеративных государствах, особенности региональных органов власти, региональные аспекты государственной экономической политики, ее инструментарий.

Анализ научной и научно-методической литературы по проблемам муниципальных ценных бумаг указывает на дефицит исследований, системно и комплексно увязывающих особенности деятельности региональных органов власти в процессе формирования заемных отношений с учетом специфических российских условий.

Эти обстоятельства подтверждают целесообразность и актуальность углубленных исследований в данной области.

Целью настоящей работы является выявление  проблем и перспектив рынка муниципальных ценных бумаг в России.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи, определившие логику исследования и структуру работы:

1. Определить экономическая сущность и способы классификации мцниципальных ценных бумаг.

2. Провести анализ рынка муниципальных ценных бумаг в Российской Федерации.

3. Выявить перспективы развития рынка муниципальных ценных бумаг в России.

Объектом исследования выступает  экономический механизм функционирования рынка муниципальных ценных бумаг в Российской Федерации.

Предметом исследования являются экономические  и организационно-правовые отношения, связанные с функционированием рынка муниципальных ценных бумаг.

Теоретической, методологической и  информационной базой исследования послужили теоретические труды и прикладные разработки российских и зарубежных ученых, статистические материалы Госкомстата, Министерства финансов, кредитно-финансовых институтов и ряда информационно-аналитических служб; законодательные и нормативные документы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1 Научно-экономические основы функционирования рынка муниципальных ценных бумаг

1.1 Понятие, экономическое содержание и классификация муниципальных ценных бумаг и займов

 

Муниципальные ценные бумаги - способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг. В то же время муниципальные ценные бумаги в зависимости от эмитента могут подразделяться на субфедеральные ценные бумаги (эмитентом является орган исполнительной власти субъектов РФ) и местные ценные бумаги (эмитентом являются местные органы власти).

Таким образом, под займами органов  власти субъектов РФ мы будем понимать ценные бумаги, выпускаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, имеющие доступ на внешние финансовые рынки.

Эффективность управления любым территориальным  образованием определяется прежде всего  имеющимися в распоряжении региональных и местных органов власти материальными  ресурсами, и совокупностью правовых норм, регулирующих процесс формирования и использования этих ресурсов.

Трудности управления финансово-хозяйственной  сферой побуждают региональные власти и местные органы самоуправления самостоятельно изыскивать дополнительные источники финансирования. Одним  из таких способов является выпуск облигационных займов, возможность которого закреплена в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ [2], а также в Бюджетном Кодексе РФ [1]. Эффективность заимствований обеспечивается контролем со стороны администрации, правильным выбором размеров, сроков и объектов инвестирования, согласованностью действий всех участников процессов эмиссии и управления займом. В самом общем виде выпуск и размещение облигационных займов позволяет решить следующие задачи на уровне субъектов федерации и местных органов власти [9, c. 23]:

а) политические:

- ослабление зависимости региона  от дотаций федерального бюджета;

- повышение авторитета местной  администрации, а, следовательно,  и социальной стабильности в регионе в случае успешного проведения займа;

б) бюджетные:

- покрытие дефицита бюджета  субъекта федерации или местного  образования;

- смягчение последствий неравномерного  поступления платежей в бюджет;

- частичное решение проблемы  взаиморасчетов;

- привлечение дополнительных финансовых  ресурсов без увеличения налогового  бремени на предприятия и население  местной территории;

- диверсификация источников и  удлинение сроков заимствования;

в) инвестиционные:

- финансирование инвестиционных  проектов;

- финансирование объектов социальной  инфраструктуры;

- активизация местного фондового  рынка и стимулирование его  интеграции в страновой и международный  финансовые рынки;

г) социальные:

- финансирование социальных программ;

- создание новых рабочих мест;

- создание эффективного инструмента  для защиты денежных средств  населения от обесценения.

По типу муниципальные ценные бумаги не отличаются от федеральных займов: все они делятся на кратко-, средне- и долгосрочные и продаются на аукционах на основе конкурентных торгов. По видам обеспечения они подразделяются на [11, c. 14]:

- облигации под общее обязательство. По сути это необеспеченные облигации: никакого залога нет. Косвенным обеспечением следует считать налоговые доходы эмитентов. Обычно подобные бумаги выпускаются для финансирования проектов, не приносящих дохода;

- облигации под доход от проекта (например, промышленного предприятия);

- облигации под специальный налог (строительство дорог, например, покрывается налогами на бензин).

Займы по целям заимствования делятся на [14, c. 116]:

- целевые, ориентированные на инвестиционный сектор экономики;

- нецелевые, ориентированные на финансовый (фиктивный) сектор;

По характеру решаемых задач  эмитируемые в России займы подразделяются на три группы, и при принятии решения о выпуске ценных бумаг эмитенты ставят соответствующие следующие задачи [18, c. 402]:

- инвестиционные - для финансирования инвестиционных проектов: жилищного строительства и развития местной промышленности, производства, транспортной и социальной сферы;

- социальные - для финансирования мероприятий и программ в социальной сфере: защита сбережений населения от инфляции; финансирование социальных программ; создание новых рабочих мест; решение экологических проблем;

- бюджетные - для текущего обслуживания местного бюджета: финансирование текущих расходов бюджета; сглаживание неравномерности поступления налоговых платежей в бюджет; погашение задолженности местного бюджета перед предприятиями; решение проблемы взаимозачетов; снижение задолженности перед бюджетом по налогам.

По сроку обращения субфедеральные займы представлены [15, c. 314]:

- краткосрочными выпусками (до 1 года);

- среднесрочными выпусками (1-5 лет);

- долгосрочными выпусками (5-30 лет), которые не получили широкого распространения из-за высокого уровня инфляции.

В зависимости от модели займа выделяют [16, c. 229]:

- жилищные займы;

- телефонные займы;

- арбитражные займы;

- ГКО-подобные займы;

- «сельские» облигации или агрооблигации;

- инвестиционно-промышленные займы;

- социально-экономические займы.

В зависимости от характера обеспечения  займы делятся на следующие виды [20, c. 47]:

- облигации общего покрытия (общего займа) - обеспечиваются средствами бюджета/отдельными его статьями и имуществом/частью имущества, находящегося в собственности эмитента;

- доходные облигации - обеспечиваются доходами/имуществом от реализации конкретных инвестиционных проектов, профинансированных за счет средств от выпуска облигаций;

- обеспечением по облигациям смешанного («двойного») покрытия выступают смешанные активы в комбинации с гарантиями третьих лиц.

По источникам получения доходов  и обслуживания долга займы подразделяются на [20, c. 48]:

- имущественно-доходные, выпускаемые под конкретный самоокупаемый доходный проект и погашаемые доходами от его реализации;

- финансовые (депозитно-арбитражные), основным источником дохода в этом случае являются доходы от размещения средств займа на банковских депозитах и от операций с другими высокодоходными финансовыми инструментами (арбитражные операции);

- бюджетные (бюджетно-налоговые), обслуживаемые за счет налоговых поступлений в бюджет. Часто в стремлении расширить доходную базу займов эмитенты прибегают к комбинированию различных источников получения доходов - комбинированным займам.

По форме выплате дохода (погашение облигации) выделяют [20, c. 51]:

- займы с денежной формой погашения;

- займы с натуральной (неденежной) формой погашения.

1.2 Особенности функционирования  российского рынка муниципальных  ценных бумаг и займов

 

Становление российского рынка  субфедеральных и муниципальных ценных бумаг происходило в условиях слабой законодательной отрегулированности этого сегмента фондового рынка.

Возникновение рынка субфедеральных ценных бумаг было связано с тем, что администрация субъектов  Федерации, лишившись поддержки из федерального центра, стала оформлять свои долги в виде облигаций нецелевого назначения, то есть, предусмотренных для покрытия дефицита регионального бюджета, а также для финансирования программ жилищного строительства, развития телефонной сети и др. Контроль за выпуском субфедеральных и муниципальных облигаций осуществляли Минфин РФ, местные законодательные и исполнительные власти.

В России в 90-е гг. многие муниципалитеты стали выпускать свои облигации [7, c. 119]. Они характеризовались заметным разнообразием. Как и в других странах, они подразделялись на две основные категории: общего покрытия и доходные (целевые) облигации. Первые обеспечивались всем бюджетом (или его отдельными статьями) и имуществом эмитента. Они не носили целевого инвестиционного характера, а предназначались для покрытия бюджетного дефицита и финансирования текущих расходов. Такие бумаги были аналогичны ГКО и размещались подобным же образом. Они пользовались определенным успехом на фондовом рынке, хотя и таили в себе потенциальную угрозу возникновения финансовых пирамид.

Информация о работе Рынок муниципальных ценных бумаг в России