Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 20:06, курсовая работа
Цель работы – исследование теоретических и практических аспектов предоставляемых банковских услуг на современном этапе, а также определение проблем и выявление перспектив банковского розничного рынка Республики Беларусь.
В процессе написания работы, автором ставились следующие задачи:
- изучить сущность розничных банковских услуг;
- дать характеристику отдельным видам розничных банковских услуг;
- охарактеризовать текущее состояние рынка розничных банковских услуг;
- определить проблемы и перспективы развития рынка банковских услуг.
Введение……………………………………………………………………....... 4
1 Теоретические аспекты розничных банковских услуг ……………………. 6
2 Состояние рынка банковских розничных услуг в Республики Беларусь… 11
2.1 Развитие розничных депозитных операций……………………………… 11
2.2 Основные тенденции в розничном кредитовании……………………….. 14
2.3 Развитие безналичных платежей населения и других розничных услуг. 16
3 Проблемы и перспективы развития рынка розничных банковских услуг. 19
3.1 Проблемы развития рынка банковских услуг……………………………. 19
3.2 Перспективы развития рынка банковских услуг………………………… 21
Заключение……………………………………………………………………... 27
Список использованных источников………………………………………..... 29
Объем средств населения в
В разрезе банков, по–прежнему, ведущим банком на рынке депозитов населения является ОАО "АСБ Беларусбанк", удельный вес которого в общем объеме по республике составляет 56% на 01.01.2010. На долю ОАО "Белагропромбанк" приходится 11.2% от общего объема депозитов населения, ОАО "БПС–Банк" – 8.1%, ОАО "Белинвестбанк" – 6.6%, "Приорбанк" ОАО – 6.4%. На долю прочих банков приходится 11.7%.
Следует отметить, что банки достаточно быстро и гибко реагируют на изменения на рынке депозитов. В текущем году особенностью предлагаемых банками вкладов (депозитов) стала дифференциация процентной ставки по вкладу (депозиту) в зависимости от фактического срока хранения денежных средств, то есть размер процентной ставки повышается с увеличением срока хранения вклада, что способствует привлечению депозитов на более длительные сроки хранения.
Системы привлечения банками денежных средств населения включают виды вкладов, ориентированные на разные группы граждан, предусматривающие дополнительные механизмы заинтересованности вкладчиков: возможность частичного снятия и пополнения вклада, досрочное расторжение договора, в том числе без потери доходности до истечения срока договора, капитализация процентов либо возможность получения их ежемесячно. Клиентам предлагается возможность получения доходов по вкладу посредством банковских пластиковых карточек, что позволяет вкладчику не зависеть от операционного времени работы банка. С целью обеспечения привлечения средств населения и сохранения своих клиентов постоянно проводится мониторинг условий привлечения банковских вкладов (депозитов). Это позволяет сохранить конкурентоспособность и востребованность разработанных в банках вкладных (депозитных) продуктов.
Для предоставления клиентам полного спектра инструментов сбережений банки осуществляли выпуск облигаций для физических лиц. Объем выпущенных облигаций для физических лиц за 2009 год увеличился на 214.9 млрд.руб. или в 2.3 раза [18].
2.3 Развитие
безналичных платежей
Опыт экономически развитых стран в создании и совершенствовании систем расчетов по розничным платежам свидетельствует о следующих тенденциях в данной сфере:
во-первых, системы расчетов по розничным платежам в значительной степени подверглись изменениям в результате совершенствования платежных инструментов и изменения среды осуществления безналичных операций.
во-вторых, следует отметить расширение роли специализированных организаций, главная задача которых состоит в создании соответствующей инфраструктуры систем расчетов по розничным платежам, обеспечении клиринга и расчетов. К числу таких организаций относятся платежные ассоциации и автоматизированные клиринговые палаты, функционирующие при активном участии банковского сообщества.
в-третьих, все возрастающая роль в оказании розничных платежных услуг принадлежит телекоммуникационным провайдерам мобильной связи и услуг сети Интернет, которые в сотрудничестве с банками расширяют сферу применения систем электронных платежей.
Существующая в Республике Беларусь система безналичных расчетов по розничным платежам на основе применения электронных платежных инструментов представлена в основном системами расчетов с использованием банковских пластиковых карточек и электронных денег [3].
Одним из самых популярных платежных инструментов в системе электронных банковских услуг является банковская пластиковая карточка.
Набор фактически предоставляемых тем или иным банком держателям пластиковых карт услуг зависит от степени технической оснащенности и проводимой банком политики на этом сегменте рынка. В настоящее время банками обеспечен прием платежей за коммунальные услуги, услуги мобильной и электрической связи, услуги Интернет–провайдеров, телевизионных каналов и другие услуги через банкоматы, инфокиоски, платежные терминалы, мобильные телефоны и др.
Продолжается развитие банковских
продуктов и услуг с
В 2009 году банками продолжается активный переход с микропроцессорных карточек БелКарт, национальной платёжной системы, на новый тип карточек с магнитной полосой – БелКарт–М.
На постоянной основе банками проводится работа по расширению для клиентов перечня услуг, которые можно оплатить с использованием банковских пластиковых карточек. К примеру, это можно сделать посредством SMS–сообщений с мобильного телефона. Также развивается дистанционное обслуживание физических лиц с помощью системы.
В 2009 г. были проведены работы по развитию мультивалютных банкоматов, предоставляющих возможность выдачи наличных долларов США и евро по карточкам международных платежных систем.
Активно развиваются системы платежей с использованием электронных денег "Easy Pay", "WebMoney", "Берлио". Число держателей электронных денег превысило 83 тысячи человек (на начало 2009 года – 49 тысяч человек)
Востребованной является услуга по осуществлению срочных переводов через международные частные платежные системы: Western Union, Money Gram, Migom, PrivatMoney, "BLIZKO", БЛИЦ, Золотая Корона, Сontact, Анелик, Юнистрим.
Наряду с международными банковскими переводами банками осуществляются внутриреспубликанские переводы через такие платежные системы, как "Хуткiе грошы", "Мигом Беларусь", Contact, "Стриж" и т.п., внутрибанковские системы мгновенных переводов. Участниками той или иной платежной системы становится все большее количество банков, расширяется сеть пунктов платежей по таким системам.
Развитие комплексного обслуживания населения в 2009 году банками осуществлялось посредством реализации принципа "одного окна", чтобы клиент, обратившись в одно учреждение банка, имел бы возможность по максимуму удовлетворить свои потребности в банковских услугах с минимальными затратами времени.
В 2009 году отмечено дальнейшее развитие такого направления розничного банковского бизнеса, как операции купли–продажи мерных слитков золота, серебра и платины, памятных и юбилейных монет Национального банка. По состоянию на 01.01.2010 право на совершение операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями имело десять банков: ОАО "Белагропромбанк", ОАО "Белинвестбанк", ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "Белвнешэкономбанк", ОАО "БПС–Банк", ОАО "Белгазпромбанк", ЗАО "Трастбанк", "Приорбанк" ОАО, ОАО "Белорусский Индустриальный Банк", ЗАО "БелСвиссБанк".
В 2009 году ОАО "АСБ Беларусбанк" разработал и внeдpил новый для отечественного рынка банковский продукт – продажа драгоценных камней. Осуществление операции внедрено в 33 филиалах банка. В 2009 г. банком реализовано 7.12 карат (69 шт.) аттестованных бриллиантов, доход от операций составил 5 млн. рублей.
Банки совершают валютно–обменные операции с участием физических лиц, предлагают услуги депозитарного обслуживания по учету ценных бумаг, хранению документов и ценностей в индивидуальных сейфовых ячейках.
В дополнение к вышеуказанным услугам банки предлагают ряд других услуг. В частности, посреднические услуги по реализации билетов различных видов лотерей, различных страховых продуктов [18]. На фоне возрастающей конкуренции и идентичности банковских продуктов всё большее внимание уделяется качеству банковской услуги как инструменту борьбы банков за клиентов. Качество розничной банковской услуги - это совокупность свойств розничной банковской услуги обеспечивающих удовлетворение сформировавшихся и ожидаемых потребностей клиентов. Так для достижения максимального удобства клиентов многие банковские подразделения изменили свои графики, организованно продлённое обслуживание клиентов, во избежание очередей и оптимизации потока клиентов внедряется электронная система управления очередью, совершенствуется консультационное обслуживание населения, во многих банках организована работа контакт-центров [4].
3 Проблемы и перспективы развития рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь
3.1 Проблемы развития рынка розничных банковских услуг
Анализ рынка розничных
банковских услуг свидетельствует,
что банки значительно
1) Недостаточная эффективность
общественного производства
оказала негативное
2) Одной из главных причин, сдерживающих процессы накопления и препятствующих более широкому привлечению сбережений населения в белорусских рублях в долгосрочные вклады, является все еще сохраняющийся высокий уровень инфляции. Это, в свою очередь, обусловливает высокую стоимость предоставляемых кредитов и других видов банковских услуг, что является фактором сдерживания спроса на них. Так в 2009 году уровень инфляции составил 10,1 %, а в 2008 14,5%, что заставило НБ РБ увеличить ставку рефинансирования с 8 января 2009 года до 14% годовых.
3) Уровень совокупных доходов физических лиц и их распределение по группам населения также влияет на состояние рынка розничных банковских услуг. Рост доходов населения определяет рост платежеспособного спроса на кредиты, обеспечивает приток средств во вклады [20, c. 253]. В 2009 г. расходы населения значительно превышали его доходы, что сказалось на склонности населения к сбережению. Так, если за январь – ноябрь 2008 г. (по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь) имело место превышение доходов населения над расходами в размере 405.0 млрд. рублей или 0.6% от общей суммы баланса денежных доходов и расходов населения, то за аналогичный период 2009 г. ситуация изменилась и расходы населения превысили денежные доходы на 667.9 млрд. рублей или 0.8% от общей суммы баланса. Склонность населения к сбережению по срочным депозитам в белорусских рублях за январь – ноябрь 2008 г. составляла 2.2%, а за январь – ноябрь 2009 г. сложилась на уровне 0.01% с отрицательным значением [18].
4) По сравнению с европейскими странами, в том числе постсоциалистическими, в Беларуси недостаточно развита институциональная структура рынка розничных банковских услуг. Институциональная структура представлена практически одними универсальными банками и не включает небанковские кредитно-финансовые институты, ориентированные на оказание услуг населению (инвестиционные фонды, кредитные кооперативы, кредитно-сберегательные ассоциации и т.п.), а также организации, обслуживающие деятельность основных участников рынка. Специфика деятельности таких небанковских кредитно-финансовых организаций, как правило, позволяет им оказывать розничные банковские услуги, которые банки не стремятся предоставлять вследствие недостаточной рентабельности (или убыточности) этих услуг. Неразвитость институциональной структуры рынка розничных банковских услуг сдерживает развитие конкуренции, негативно влияет на увеличении объемов и расширение спектра розничных банковских услуг, улучшение качества обслуживания населения [1].
5) За счет расширения спектра услуг, освоения новых сегментов рынка розничных банковских услуг происходит оптимизация использования текущих возможностей и, следовательно, повышается рентабельность деятельности банка, растет отдача от вложенного капитала. Внедрение новых розничных банковских услуг предполагает изучение передового зарубежного опыта, развитие банковских технологий, дальнейшее совершенствование менеджмента и маркетинга в данной сфере, создание системы подготовки и переподготовки персонала (по обучению технике предоставления новых услуг).
Однако в связи с тем, что процесс внедрения новых технологий и услуг характеризуется высокими рисками (в первую очередь, риском экономического освоения), банковский менеджмент и маркетинг должны быть направлены на оптимизацию инновационного портфеля банка, его постоянный пересмотр с позиций соответствия меняющемуся спросу на новые услуги и поддержания доходности портфеля на достаточном уровне [20, c. 264].
6) Правовое обеспечение банковской деятельности - один из важнейших факторов, определяющих развитие рынка розничных банковских услуг. Законодательство Республики Беларусь позволяет банкам оказывать услуги по кредитованию, привлечению средств во вклады, расчетному и кассовому обслуживанию, обмену валюты, доверительному управлению, а также услуги при проведении операций с ценными бумагами, драгоценными металлами, с использованием банковских пластиковых карточек, чеков, электронных денег. Основным нормативным правовым актом, регулирующим сферу банковской деятельности, является Банковский кодекс