Сбалансированность бюджета и методы ее обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы бюджетных отношений в Российской Федерации
1.1 Сущность бюджета и его место в финансовой системе Российской Федерации
1.2 Бюджетное устройство и принципы бюджетной системы Российской Федерации
2. Бюджетный дефицит и методы управления им
2.1 Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения
2.2 Виды дефицита
2.3 Источники и методы финансирования бюджетного дефицита
3. Бюджет и его роль в условиях финансового кризиса
3.1 Резервный фонд
3.2 Бюджетная политика в условиях кризиса
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 60.20 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине «Финансы»

Тема: Сбалансированность бюджета и методы ее обеспечения

 

Содержание

    Введение

    1. Теоретические основы бюджетных отношений в Российской Федерации

      1.1 Сущность бюджета и его место в финансовой системе Российской Федерации

      1.2 Бюджетное устройство  и принципы бюджетной системы Российской Федерации

    2. Бюджетный дефицит и методы управления им

      2.1 Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения

      2.2 Виды дефицита

      2.3 Источники и  методы финансирования бюджетного  дефицита

    3. Бюджет и его роль в условиях финансового кризиса

      3.1 Резервный фонд

      3.2 Бюджетная политика в условиях кризиса

    Заключение

    Список использованной литературы

 

Введение

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и  расходов государства, в большей  или меньшей степени волнующей  каждого гражданина, оказывающей  влияние на благосостояние каждого. бюджетный дефицит финансовый кризис

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании  государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики  посредством инвестирования, дотаций  и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный  дефицит, государственный долг побуждает  государство усилить налоговое  бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода  на медицину, образование и т.д. С  другой стороны достаток бюджетных  средств (бюджетный профицит) позволяет  увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Современная экономика  уделяет большое внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому, является стремительный  рост государств с огромным дефицитом  бюджета.

На современном  этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого  с этими явлениями. В мире действуют  общие для всех экономические  законы и принципы, что позволяет  прогнозировать дальнейшую экономическую  ситуацию стран, находящихся на той  или иной стадии развития.

В связи с этим одной  из важных задач экономической политики государства является поиск оптимального решения проблем дефицитного  бюджета и его сбалансированности.

Проведение экономических  реформ в РФ изменило основы функционирования бюджетной системы страны и отношения  между органами государственной  власти различных уровней, что потребовало  разработки методологии формирования нового бюджетного механизма.

Сокращение нерациональных затрат государства привело к  позитивным сдвигам в структуре  бюджетных расходов, бездефицитному федеральному бюджету, отказу от его  эмиссионного финансирования.

Рассмотрим в этой работе вопросы бюджетного дефицита и профицита, а также проблему сбалансированности бюджета.

1. Теоретические основы бюджетных отношений в Российской Федерации

1.1 Сущность бюджета и его место в финансовой системе Российской Федерации

В формировании и развитии экономической и социальной структуры  общества большую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе  политики. Одним из механизмов, позволяющих  государству проводить экономическую  и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в  ее состав -- государственный бюджет.

Государственный бюджет -- основной финансовый план государства, имеющий силу закона; утверждается законодательными органами власти -- парламентами. В России утверждается Государственной Думой и Советом Федерации, подписывается Президентом РФ. Выражает экономические денежные отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Именно через государственный  бюджет производится направленное воздействие  на образование и использование  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет -- это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для  содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных  на него функций.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления  властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и определяет тем  самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления  расходования средств, перераспределение  национального дохода и внутреннего  валового продукта, что позволяет  ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую  категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Бюджет -- категория свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

Как экономическая  категория бюджетные отношения  являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща  денежная форма и основные функции  финансов.

Бюджет выполняет  следующие задачи: Бюджетный процесс  в Российской Федерации: Учебное  пособие / Л.Г.Баранова, О.В.Врублевская и др. - М.: «Перспектива»: ИНФРА-М, 2001. - 389 с.

* перераспределение  ВВП;

* государственное  регулирование и стимулирование  экономики;

* финансовое обеспечение  бюджетной сферы и осуществления  социальной политики государства;

* контроль над образованием  и использованием централизованных  фондов денежных средств.

Распределительная функция  бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням  государственной и территориальной  власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство  регулирует хозяйственную жизнь  страны, экономические отношения, направляя  бюджетные средства на поддержку  или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение ВВП  через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1) образование доходов  бюджета;

2) использование бюджетных  средств (расходы бюджета).

Доходы бюджета - поступающие  в бюджет денежные средства, за исключением  средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками  финансирования дефицита бюджета. Бюджетный  кодекс Российской Федерации, глава 1, статья 6

В процессе образования  доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства  части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения  государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета  имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам  изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель -- формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.

Доходы бюджета  могут носить налоговый и неналоговый  характер. Основным источником налоговых  доходов являются вновь созданная  стоимость и доходы, полученные в  результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная  стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т. д.), а также накопления.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической  деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной  системы.

Структура бюджетных  доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким  уровнем жизни основой налоговых  доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем  жизни -- косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

Расходы бюджета - выплачиваемые  из бюджета денежные средства, за исключением  средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками  финансирования дефицита бюджета.

Через бюджетные расходы  финансируются бюджетополучатели -- организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды.

Бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы  Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Бюджетная ссуда - это  бюджетные средства, предоставляемые  другому бюджету на возвратной, безвозмездной  или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Структура бюджетных  расходов ежегодно устанавливается  непосредственно в бюджетном  плане и зависит, как и бюджетные  доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

1.2 Бюджетное устройство и принципы бюджетной системы Российской Федерации

Финансовая система  РФ в качестве основного звена  включает государственный бюджет.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти.

Бюджетное устройство Российской Федерации - это организация  бюджетной системы, принципы ее построения.

В бюджетную систему  Российской Федерации как самостоятельные  части включаются республиканские (федеральные) бюджеты: республиканские  бюджеты республик в составе  Российской Федерации, краевые, областные  бюджеты краев и областей, городские  бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, районные бюджеты районов, городские  бюджеты городов, районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Школяр Н.А. Бюджетная политика и практика. М., 2003. - 256 с., c.87

Бюджетный Кодекс РФ дает следующее определение бюджетной  системы: “основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством  Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов ” Федеральный закон от 31.07.1998г. № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (редакция от 09.04.2009г.)..

Бюджетная система  РФ состоит из бюджетов трех уровней:

- первый уровень  - федеральный бюджет Российской  Федерации и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

- второй уровень  - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых  и областных бюджетов, 10 окружных  бюджетов автономных округов,  бюджет автономной Еврейской  области, городские бюджеты Москвы  и Санкт-Петербурга) и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов;

Информация о работе Сбалансированность бюджета и методы ее обеспечения