Сбалансированность бюджета и методы ее обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы бюджетных отношений в Российской Федерации
1.1 Сущность бюджета и его место в финансовой системе Российской Федерации
1.2 Бюджетное устройство и принципы бюджетной системы Российской Федерации
2. Бюджетный дефицит и методы управления им
2.1 Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения
2.2 Виды дефицита
2.3 Источники и методы финансирования бюджетного дефицита
3. Бюджет и его роль в условиях финансового кризиса
3.1 Резервный фонд
3.2 Бюджетная политика в условиях кризиса
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 60.20 Кб (Скачать файл)

Совокупный объем  средств Резервного фонда

 
Дата в млрд. долларов США в млрд. рублей  
01.04.2009 121,06 4 117,67  
01.03.2009 136,33 4 869,74  
01.02.2009 137,34 4 863,80  
01.01.2009 137,09 4 027,64  
01.12.2008 132,63 3 661,37  
01.11.2008 134,60 3 572,78  
01.10.2008 140,98 3 559,19  
01.09.2008 142,60 3 504,62  
01.08.2008 129,68 3 040,37  
01.07.2008 130,30 3 056,52  
01.06.2008 129,32 3 069,94  
01.05.2008 129,80 3 069,47  
01.04.2008 130,48 3 068,43  
01.03.2008 127,81 3 082,28  
01.02.2008 125,19 3 057,85www.minfin.ru  
       

*Совокупный объем  средств Резервного фонда, выраженный  в российских рублях и долларах  США, соответствует сумме остатков  на счетах Федерального казначейства  в Центральном банке Российской  Федерации по учету средств  Резервного фонда и средств  Резервного фонда, размещенных  в резервную позицию Российской  Федерации в Международном валютном  фонде, пересчитанных по официальным  курсам иностранных валют, установленным  Центральным банком Российской  Федерации на дату, предшествующую  отчетной, и кросс-курсам, рассчитанным на основе указанных курсов.

3.2 Бюджетная политика в условиях кризиса

Резкое снижение цен  на нефть и газ, а также экономический  спад приведут к тому, что федеральный  бюджет недополучит в 2009 году 4,2 трлн.рублей. Принятые правительством решения по облегчению налоговой нагрузки снизят поступления в бюджетную систему на 420 млрд.рублей. Тем самым правительство увеличивает остающиеся в распоряжении предприятий средства, которые могут использоваться на выплату заработной платы либо инвестиции.

Снижение доходов  коснется и территориальных бюджетов, и социальных фондов. Правительство  приняло решение, несмотря на это, не сократить, а увеличить государственные  расходы, существенно изменив их направленность. Сокращаются или  отодвигаются на более поздние сроки  неприоритетные расходы бюджета. «Высвободившиеся»  средства будут направлены на увеличение пенсий, помощь потерявшим работу гражданам  и их переобучение, укрепление банковской системы, стабилизацию состояния ипотечного рынка и поддержку попавших под  удар секторов экономики.

Увеличение государственных  расходов, несмотря на сокращение доходов, будет обеспечено за счет средств, накопленных  в Резервном фонде в период высоких цен на нефть. В 2009 году из Резервного фонда на расходы будет  направлено примерно 2751,5 млрд.рублей. Даже в случае, если усиление кризиса приведет к дальнейшему снижению цен на товары российского экспорта, использование Резервного фонда гарантирует полное и безусловное исполнение увеличенных расходных обязательств федерального бюджета.

Важным направлением в решении задач повышения  сбалансированности бюджетной системы  станет реализация мер, направленных на повышение эффективности бюджетных  расходов.

В этой связи будет  ускорена реализация решений, направленных на модернизацию бюджетного сектора  экономики, включая развитие института  автономных учреждений, механизмов финансирования социальных услуг из бюджетных источников, осуществляемого на конкурсной основе. Программа антикризисных мер  Правительства Российской Федерации  на 2009 год (С учетом мнений экспертов, граждан РФ, представителей партий, общественных и политических организаций, проект по состоянию на 6 апреля 2009 года)

Заключение

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность  осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую  и политическую власть. С одной  стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых  одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную  функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической  политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Дефицит может возникнуть в результате серьезного спада производства и экономического кризиса. Здесь  дефицит представляет собой неспособность  правительства профинансировать собственные  расходы. Но дефицит может явиться  и результатом экономической  политики государства: снижение налогов  с целью стимулирования производства. Как показывает история, в этом случае государство может позволить  себе достаточно большой и даже увеличивающийся  дефицит бюджета в течение  длительного периода времени  при условии, что экономика страны развивается еще более бурными  темпами.

Сбалансированность  бюджета -- один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие -- при его исполнений.

Формирование расходной  части бюджета, адекватной доходной, грамотное проведение инвестирования на развитие экономики, использование  современных экономических инструментов для покрытия бюджетного дефицита, вот основные направления для  его сбалансированности.

В бюджетной политике Российской Федерации на ближайшее  время делается упор на повышение  государственных расходов, обеспеченное за счет средств Резервного фонда.

Важным направлением в решении задач повышения  сбалансированности бюджетной системы  станет реализация мер, направленных на повышение эффективности бюджетных  расходов.

 

Список использованной литературы

Бюджетная система  России. Учебник. / Под ред.Г.Б. Поляка. М.: 2008. - 703 с.

Абалкин Л.И. Еще раз  о бегстве капитала из России // Деньги и кредит. 2006. № 2.

Гвоздева Е. и др. Международный подход к анализу  вывоза капитала из России // Вопросы  экономики. 2006. № 2.

Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под  ред. проф. Л.А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 2007.

Горегляд В., Подпорина И. Бюджетный кризис и пути его преодоления // Российский экономический журнал, № 10, 2006.

Федеральный закон  от 31.07.1998г. № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (редакция от 09.04.2009г.).

Бюджетная система  Российской Федерации: Учебник / под  ред. Врублевской О.В. и Романовского М.В. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 838 с.

Школяр Н.А. Бюджетная  политика и практика. М., 2003. - 256 с.

Бирюков А.Г. О роли бюджетных ограничений в бюджетном  процессе // Финансы. - 2005. - № 5. - С. 3-6.

Петров В. Проблемы привлечения и размещения финансовых средств в России // РЦБ - 2007. - № 9 - с. 29.

Постановление Правительства  Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 892 «О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния»

Программа антикризисных  мер Правительства Российской Федерации  на 2009 год (С учетом мнений экспертов, граждан РФ, представителей партий, общественных и политических организаций, проект по состоянию на 6 апреля 2009 года)

Кудрин А.Л. Россия и мировой финансовый кризис//Вопросы  экономики №1, 2009

Бюджетная система  Российской Федерации. Учебник / Под ред. И.М. Александрова. М.:Дашков и К*, 2006. - 486с.

Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 240с.

Официальный сайт Федерального казначейства (Казначейства России): www.roskazna.ru

Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации: www.minfin.ru

 

Приложение 1

Таблица № 1. Профицит /дефицит федерального бюджета РФ, в % к ВВП.*

 
Годы Про Профицит (+) /дефицит(-)  
1992 -3,2  
1993 -5,8  
1994 -19,0  
1995 -2,8  
1996 -3,7  
1997 -3,8  
1998 -5,4  
1999 -1,1  
2000 2,3  
2001 3,0  
2002 1,4  
2003 1,7  
2004 4,4  
2005 7,5  
2006 5,5  
2007 2,0  
     

Примечание: "-" -- дефицит, "+" -- профицит 


Информация о работе Сбалансированность бюджета и методы ее обеспечения