Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 17:57, курсовая работа
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.
Введение
1. Теоретические основы бюджетных отношений в Российской Федерации
1.1 Сущность бюджета и его место в финансовой системе Российской Федерации
1.2 Бюджетное устройство и принципы бюджетной системы Российской Федерации
2. Бюджетный дефицит и методы управления им
2.1 Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения
2.2 Виды дефицита
2.3 Источники и методы финансирования бюджетного дефицита
3. Бюджет и его роль в условиях финансового кризиса
3.1 Резервный фонд
3.2 Бюджетная политика в условиях кризиса
Заключение
Список использованной литературы
Источники финансирования дефицита бюджетов на всех уровнях утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.
Источники финансирования
бюджетного дефицита взаимосвязаны
со способами дефицитного
1) Дополнительные
налоговые поступления от
2) Займы на внутреннем и внешнем рынках;
3) Долговые обязательства (кредиты);
4) Кредитно-денежная эмиссия;
5) Использование переходящих
или временно свободных
6) Привлечение средств из Резервного фонда и Фонда национального благосостояния
Реальными источниками внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в 1999-2001гг. являлись поступления от выпуска и размещения государственных ценных бумаг (государственных краткосрочных облигаций - ГКО и облигаций федеральных займов - ОФЗ), поступления от приватизации объектов госсобственности и реализации драгметаллов и драгоценных камней из государственных запасов. Они использовались на обслуживание и погашение госдолга и покрытие кассовых разрывов.
Сальдо по источникам внешнего финансирования дефицита бюджета было отрицательным: средства федерального бюджета расходовались на обслуживание и погашения внешнего государственного долга, внешние заимствования в последние годы являются незначительными.
В Российской Федерации кредитно-денежная эмиссия как способ финансирования бюджетного дефицита не используется и защищена бюджетно-банковским законодательством. Дополнительные налоговые поступления учитываются при составлении проектов бюджетов и Бюджетным кодексом РФ не рассматриваются как способ финансирования бюджетного дефицита.
Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2002 год» создан финансовый резерв за счет профицита бюджета в сумме 109,8 млрд руб. и свободных остатков средств федерального бюджета на счетах Федерального казначейства по состоянию на 1 января 2002 года.
Резервный фонд представляет
собой часть средств
Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается объем средств федерального бюджета, направляемых на цели, указанные в пункте 1 настоящей статьи.
Фонд национального благосостояния формируется за счет:
· нефтегазовых доходов
федерального бюджета в объеме, превышающем
утвержденный на соответствующий финансовый
год объем нефтегазового
· доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.
В российской правительственной бюджетной политике проблемы бюджетного дефицита увязываются только в плане подавления инфляции и уплаты внешнего долга.
Различаются два типа бюджетно-налоговой политики, в которой формируется тот или иной подход к бюджетному дефициту.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном подходе политика снижения налогов может привести к росту бюджетного потенциала (снижению бюджетного дефицита) за счет расширения производства и накопления капитала.
Сдерживающая бюджетно-
Если бюджетный
дефицит возникает вследствие необходимости
осуществления крупных
Наряду со структурным может иметь место циклический дефицит (излишек), который отражает конъюнктурные явления, неизбежные в капиталистической рыночной экономике. Поэтому одной из основных задач бюджетно-налоговой политики является создание системы встроенных стабилизаторов экономики, которая позволяла бы ослабить эффекты колебательных явлений, как в потреблении, так и в накоплении сектора домашних хозяйств, коммерческих организаций и государства.
При дискреционной бюджетно-фискальной политике, характеризующейся целенаправленным изменением величин государственных расходов, налогов и бюджетного сальдо (дефицита или профицита); в период спада создается дефицит госбюджета для увеличения государственных расходов (например, на производственные инвестиции с целью создания новых рабочих мест) или снижения налогов. В период циклического подъема рыночной экономики целенаправленно создается бюджетный профицит.
3.
Бюджет и его роль
в условиях финансового
кризиса
В октябре - декабре 2008 года, когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство начало реализацию антикризисных мер. Антикризисные меры первого этапа позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики.
В 2009 году и в последующие
годы Правительство Российской Федерации
намерено значительно активизировать
использование всех имеющиеся инструментов
экономической и социальной политики
в целях недопущения
3.1 Резервный фонд
Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:
- налога на добычу
полезных ископаемых в виде
углеводородного сырья (нефть,
газ горючий природный из всех
видов месторождений
- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
- вывозных таможенных пошлин на газ природный;
- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.
Определенная часть
указанных нефтегазовых доходов
в виде нефтегазового трансферта
ежегодно направляется на финансирование
расходов федерального бюджета. Величина
нефтегазового трансферта утверждается
федеральным законом о
Объем нефтегазового трансферта установлен в процентах от прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта:
- в 2008 году - 6,1 %;
- в 2009 году - 5,5 %;
- в 2010 году - 4,5 %;
- начиная с 2011 года и далее - 3,7 %.
После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.
Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.
Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.
Резервный фонд фактически
заменил собой Стабилизационный
фонд Российской Федерации. В отличие
от Стабилизационного фонда
Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.
Другим источником формирования Резервного фонда являются доходы от управления его средствами.
Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.
Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 892 «О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния»
Использование средств Резервного фонда на формирование нефтегазового трансферта происходит в случае недостаточности для этих целей нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших за соответствующий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.8, п.4
Такое использование
средств Резервного фонда в периоды
неблагоприятной конъюнктуры
Министерство финансов
Российской Федерации в ходе исполнения
федерального бюджета вправе использовать
без внесения изменений в федеральный
закон о федеральном бюджете
на очередной финансовый год и
плановый период средства Резервного
фонда на финансовое обеспечение
нефтегазового трансферта в случае
недостаточности для его
Предельный объем
использования средств
Использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации ориентировано на снижение долговой нагрузки федерального бюджета за счет незапланированных доходов федерального бюджета и экономию средств федерального бюджета за счет сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств Российской Федерации.
Информация о работе Сбалансированность бюджета и методы ее обеспечения