Сбалансированность бюджета и методы ее обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы бюджетных отношений в Российской Федерации
1.1 Сущность бюджета и его место в финансовой системе Российской Федерации
1.2 Бюджетное устройство и принципы бюджетной системы Российской Федерации
2. Бюджетный дефицит и методы управления им
2.1 Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения
2.2 Виды дефицита
2.3 Источники и методы финансирования бюджетного дефицита
3. Бюджет и его роль в условиях финансового кризиса
3.1 Резервный фонд
3.2 Бюджетная политика в условиях кризиса
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 60.20 Кб (Скачать файл)

Источники финансирования дефицита бюджетов на всех уровнях  утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

Источники финансирования бюджетного дефицита взаимосвязаны  со способами дефицитного финансирования. Способы финансирования дефицита характеризуются  специфическими финансовыми инструментами  и технологиями, посредством которых  финансовые ресурсы из других финансовых сфер и финансовых потоков попадают в бюджетную систему государства. Используются следующие способы  финансирования дефицита государственного бюджета:

1) Дополнительные  налоговые поступления от принятия  новых законодательных решений  и улучшения налогового администрирования;

2) Займы на внутреннем  и внешнем рынках;

3) Долговые обязательства  (кредиты);

4) Кредитно-денежная  эмиссия;

5) Использование переходящих  или временно свободных остатков  бюджетных средств на счете  Федерального казначейства;

6) Привлечение средств  из Резервного фонда и Фонда  национального благосостояния

Реальными источниками  внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в 1999-2001гг. являлись поступления от выпуска и размещения государственных ценных бумаг (государственных  краткосрочных облигаций - ГКО и  облигаций федеральных займов - ОФЗ), поступления от приватизации объектов госсобственности и реализации драгметаллов и драгоценных камней из государственных запасов. Они использовались на обслуживание и погашение госдолга и покрытие кассовых разрывов.

Сальдо по источникам внешнего финансирования дефицита бюджета  было отрицательным: средства федерального бюджета расходовались на обслуживание и погашения внешнего государственного долга, внешние заимствования в  последние годы являются незначительными.

В Российской Федерации  кредитно-денежная эмиссия как способ финансирования бюджетного дефицита не используется и защищена бюджетно-банковским законодательством. Дополнительные налоговые  поступления учитываются при  составлении проектов бюджетов и  Бюджетным кодексом РФ не рассматриваются  как способ финансирования бюджетного дефицита.

Федеральным законом  «О Федеральном бюджете на 2002 год» создан финансовый резерв за счет профицита  бюджета в сумме 109,8 млрд руб. и свободных остатков средств федерального бюджета на счетах Федерального казначейства по состоянию на 1 января 2002 года.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному  учету и управлению в целях  осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения  указанного трансферта.

Фонд национального  благосостояния представляет собой  часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету  и управлению в целях обеспечения  софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период устанавливается объем средств  федерального бюджета, направляемых на цели, указанные в пункте 1 настоящей  статьи.

Фонд национального  благосостояния формируется за счет:

· нефтегазовых доходов  федерального бюджета в объеме, превышающем  утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем  средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;

· доходов от управления средствами Фонда национального  благосостояния.

В российской правительственной  бюджетной политике проблемы бюджетного дефицита увязываются только в плане  подавления инфляции и уплаты внешнего долга.

Различаются два типа бюджетно-налоговой политики, в которой  формируется тот или иной подход к бюджетному дефициту.

Стимулирующая бюджетно-налоговая  политика имеет своей целью преодоление  циклического спада экономики и  предполагает увеличение государственных  расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном подходе  политика снижения налогов может  привести к росту бюджетного потенциала (снижению бюджетного дефицита) за счет расширения производства и накопления капитала.

Сдерживающая бюджетно-налоговая  политика (фискальная рестрикция) ограничивает циклический подъем экономики путем ограничения бюджетных расходов (снижение бюджетного дефицита или его полной нуллификации), увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе такой тип бюджетно-налоговой политики позволяет снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В долгосрочной перспективе, особенно при минимизации государственных инвестиций, сдерживающая бюджетно-налоговая политика при сочетании с жесткой денежно-кредитной политикой и неэффективном управлением экономикой со стороны государства создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко является реальностью в переходной экономике, в том числе и в России.

Если бюджетный  дефицит возникает вследствие необходимости  осуществления крупных государственных  вложений в развитие экономики и  ее модернизацию или в результате чрезвычайных обстоятельств (проведение антитеррористических операций, ликвидация стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций, например, энергетического  кризиса в Приморском крае), то этот дефицит является структурным и необходимым для проведения обоснованной государственной политики по стабилизации экономики и защите интересов общества, когда текущих бюджетных расходов становится недостаточно.

Наряду со структурным может иметь место циклический дефицит (излишек), который отражает конъюнктурные явления, неизбежные в капиталистической рыночной экономике. Поэтому одной из основных задач бюджетно-налоговой политики является создание системы встроенных стабилизаторов экономики, которая позволяла бы ослабить эффекты колебательных явлений, как в потреблении, так и в накоплении сектора домашних хозяйств, коммерческих организаций и государства.

При дискреционной  бюджетно-фискальной политике, характеризующейся  целенаправленным изменением величин  государственных расходов, налогов  и бюджетного сальдо (дефицита или  профицита); в период спада создается  дефицит госбюджета для увеличения государственных расходов (например, на производственные инвестиции с целью  создания новых рабочих мест) или  снижения налогов. В период циклического подъема рыночной экономики целенаправленно  создается бюджетный профицит.

3.  
Бюджет и его роль в условиях финансового кризиса

В октябре - декабре 2008 года, когда мировой экономический  кризис начал оказывать серьезное  воздействие на российскую экономику, Правительство начало реализацию антикризисных  мер. Антикризисные меры первого  этапа позволили не допустить  разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики.

В 2009 году и в последующие  годы Правительство Российской Федерации  намерено значительно активизировать использование всех имеющиеся инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых  разрушительных процессов в экономике, подрывающих долгосрочные перспективы  развития страны, обеспечивая при  этом и решение стратегических задач.

3.1 Резервный фонд

Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

- налога на добычу  полезных ископаемых в виде  углеводородного сырья (нефть,  газ горючий природный из всех  видов месторождений углеводородного  сырья, газовый конденсат из  всех видов месторождений углеводородного  сырья);

- вывозных таможенных  пошлин на нефть сырую;

- вывозных таможенных  пошлин на газ природный;

- вывозных таможенных  пошлин на товары, выработанные  из нефти.

Определенная часть  указанных нефтегазовых доходов  в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Объем нефтегазового  трансферта установлен в процентах  от прогнозируемого на соответствующий  год объема валового внутреннего  продукта:

- в 2008 году - 6,1 %;

- в 2009 году - 5,5 %;

- в 2010 году - 4,5 %;

- начиная с 2011 года  и далее - 3,7 %.

После формирования нефтегазового  трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный  фонд.

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений  от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие  от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти  источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого  на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера  нефтегазовые доходы направляются в  Фонд национального благосостояния.

Другим источником формирования Резервного фонда являются доходы от управления его средствами.

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния учитываются на отдельных  счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством  в Центральном банке Российской Федерации.

Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 892 «О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния»

Использование средств  Резервного фонда на формирование нефтегазового  трансферта происходит в случае недостаточности  для этих целей нефтегазовых доходов  федерального бюджета, поступивших  за соответствующий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.8, п.4

Такое использование  средств Резервного фонда в периоды  неблагоприятной конъюнктуры мировых  цен на энергоносители позволит проводить  сбалансированную бюджетную политику, обеспечить стабильное социально-экономическое  развитие страны, снизив его зависимость  от колебаний на мировых товарно-сырьевых рынках.

Министерство финансов Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета вправе использовать без внесения изменений в федеральный  закон о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период средства Резервного фонда на финансовое обеспечение  нефтегазового трансферта в случае недостаточности для его осуществления  фактически поступивших в текущем  финансовом году нефтегазовых доходов.

Предельный объем  использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения  нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Использование средств  Резервного фонда на досрочное погашение  государственного внешнего долга Российской Федерации ориентировано на снижение долговой нагрузки федерального бюджета  за счет незапланированных доходов  федерального бюджета и экономию средств федерального бюджета за счет сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств Российской Федерации.

Информация о работе Сбалансированность бюджета и методы ее обеспечения