Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:33, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов сбалансированности бюджета, его значение для развития национальной экономики.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты сбалансированности бюджетов;
- раскрыть понятия дефицита и источники его финансирования;
- проанализировать динамику трансформации дефицита федерального бюджета в профицит на примере России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...………...3
1.Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов…………………...5
1.1.Теоретические основы сбалансированности бюджета…………….5
1.2. Сбалансированность бюджетов и методы ее достижения………………………………………………………..………...…..…9
2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования………………….14
2.1 Виды бюджетного дефицита, причины его возникновения, пути сокращения и ликвидации………………………..…………………………….14
2.2 Особенности финансировании бюджетного дефицита в России и других странах……………………………………..…………………...…..……23
3. Бюджетный профицит и направления его использования…………………33
3.1. Теоретические основы бюджетного профицита………………….33
3.2. Раскрытие причин появления бюджетного профицита…….…...…34
Заключение…………………..…………………………………………..………41
Список используемой литературы………………………………………...……43
ФГОБУ ВПО
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
ЗФЭИ
Воронежский филиал Финуниверситета
Кафедра финансов, бюджета и страхования
Курсовая работа
по дисциплине «Финансы»
на тему «Сбалансированность бюджетов»
Вариант 19
Исполнитель: студентка 4 курса
Кретова Екатерина Сергеевна
Факультет: Финансово-кредитный
Специальность: Финансы и кредит
№ зачетной книжки: 10ффд41378
Руководитель:
Спесивцев Валерий Анатольевич
Воронеж 2012
СОЖЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.Теоретические
аспекты сбалансированности
1.1.Теоретические основы сбалансированности бюджета…………….5
1.2. Сбалансированность
бюджетов и методы ее
2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования………………….14
2.1 Виды бюджетного дефицита, причины
его возникновения, пути сокращения и
ликвидации………………………..………………………
2.2 Особенности финансировании
бюджетного дефицита в России и других
странах……………………………………..…………………
3. Бюджетный профицит и направления его использования…………………33
3.1. Теоретические
основы бюджетного профицита………
3.2. Раскрытие причин появления бюджетного профицита…….…...…34
Заключение…………………..……………………………
Список используемой
литературы………………………………………...……
Введение
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.
С помощью бюджета регулируются социальные программы, обеспечение сохранности окружающей среды, происходит стимуляция научно-технического прогресса, поддержания обороноспособности, и др. государственные функции.
Государство формирует бюджет для того, чтобы иметь возможность предоставлять особые блага, общественные товары, которые удовлетворяют совместные потребности.
Сбалансированность бюджетов является одним из основных принципов составления бюджета и построения бюджетной системы любого государства. Она может быть достигнута разными методами. Сбалансированность бюджета, составленного путем достижения равенства доходов и расходов, обеспечивается автоматически. Сбалансированность бюджета с дефицитом, достигается путем изыскания источников финансирования дефицита. В этом случае сбалансированность бюджета предполагает равенство планируемых расходов объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета. Составление бюджета с профицитом формально допустимо, однако оно является скорее исключением, чем правилом, поскольку имеет ряд негативных последствий для развития экономики. В этом случае происходит завышение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, что приводит к изъятию из их оборота денежных средств и снижению эффективности функционирования экономики в целом.
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов сбалансированности бюджета, его значение для развития национальной экономики.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты сбалансированности бюджетов;
- раскрыть понятия дефицита и источники его финансирования;
- проанализировать
динамику трансформации
Поставленные задачи анализа предопределили структуру курсовой работы, состоящей из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассмотрено устройство бюджетной системы государства, его формирование и значение сбалансированности бюджетов. Во второй главе раскрывается проблема бюджетного дефицита и источники его финансирования. На основе практических материалов проводится анализ регулирования и финансирования бюджетного дефицита на различных этапах развития бюджетных отношений в России. Третья глава посвящена изучению бюджетного профицита. На основе материалов федерального бюджета Российской Федерации раскрываются причины трансформации в начале 2000-х гг. дефицита бюджета в профицит.
Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативные акты, Законы о Бюджете, публикации экономических газет, статистические данные Российского статистического ежегодника «Госкомстат России».
Предметом исследования является осуществление деятельности государства, кругооборота финансовых ресурсов, построение его финансовой системы на основе управления основным финансовым планом государства – бюджетной системой.
Объектом исследования является бюджет Российской федерации, а также бюджеты некоторых других зарубежных стран со времени окончания второй мировой войны и по наши дни.
1. Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов
1.1. Теоретические основы сбалансированности бюджета
Слово «бюджет» означает «денежная сумма». Бюджет определяет финансовое состояние, соответствие доходов и расходов, избыточность или дефицитность денежных средств определенного субъекта. Бюджет — это роспись доходов и расходов в денежной форме на определенный срок, чаще всего на год, или, иначе говоря, баланс денежных доходов и расходов.
Как экономическая категория, бюджет представляет собой систему финансовых отношений между государством и другими субъектами экономики по поводу образования, распределения и расходования денежных ресурсов, необходимых для обеспечения функций органов государственной власти по предоставлению ими государственных услуг населению страны. Бюджет, понимаемый по-современному, как совокупность всех элементов бюджетной системы страны, по существу, основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики. Сущность бюджета как экономической категории реализуется через перераспределительную, воспроизводственную, регулирующую, стимулирующую, плановую, контрольную, фискальную и социальную функции. [3, с. 216]
Бюджетная система играет важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок, исходя из спроса на них и их предложения. Поэтому государственное финансовое регулирование рыночных отношений должно усиливаться через налоговую систему, а также системы финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами. [3, с. 218]
В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий. Определяется также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы и, прежде всего, федерального бюджета Российской Федерации. Бюджетное планирование служит также средством контроля над всей финансово-хозяйственной деятельностью в рамках народного хозяйства. [3, с. 219].
Перейдем к рассмотрению важных в данном вопросе понятий «сбалансированности бюджета» (Рис.1), «бюджетного дефицита» и «бюджетного профицита».
Сбалансированность бюджета предполагает, что объем предусмотренных по бюджету расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников покрытия его дефицита, определяемых в точном соответствии с действующим налоговым и бюджетным законодательством. Принятие несбалансированного бюджета запрещается. При этом при составлении, утверждении и исполнении бюджета все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета и внешних заимствований. [3, с. 587]
Рис.1. Сбалансированность бюджета [21]
Если доходов бюджета недостаточно, чтобы покрыть его расходы, то возникает проблема бюджетного дефицита (превышение расходов над доходами), которую в принципе можно решить лишь двумя путями (или их комбинацией): а) увеличить доходы; б) уменьшить расходы.
Если говорить
о соотношении доходов и
Согласно первому принципу государственные расходы рассматриваются как нечто равносильное неизбежным общественным потребностям, которые необходимо удовлетворить любой ценой. Сторонники такого подхода полагают, что «в системе отношений по формированию доходов и осуществлению расходов, ведущую роль имеют отношения по расходам. От показателей расходов зависят показатели по доходам. Функция бюджета реализуется таким образом, что если государство ограничено в доходных источниках бюджетов, то оно изыщет источник в режиме заимствований, осуществит эмиссию денег, но, в любом случае, наиболее значимые расходы оно обязано осуществить. Процесс бюджетных расходов никогда не должен прерываться. В этом плане он настолько важен, как и сама жизнедеятельность общества.
Такой подход к обеспечению сбалансированности бюджетов означает, что если имеющихся доходов не хватает для покрытия имеющихся расходов, то целесообразно увеличить доходы путем повышения ставок налогов и введения новых. Используются также и такие методы «увеличения» государственных доходов, как эмиссия, а также государственные займы. В результате цель «доходы обеспечивают расходы» вроде бы достигается, но это мнимое финансовое благополучие, поскольку деньги, взятые в долг, не являются полноценным доходом. Рано или поздно долг придется возвращать, и этот доход превращается в расход, да еще в повышенном размере, так как кредиторам надо будет выплатить вознаграждение в размере определенного процента от суммы займа.
Для такого подхода характерно мнение, что чем богаче государство (т. е. чем больше у него доходов), тем лучше, поскольку богатое государство сможет осуществить больше расходов (то есть дать больше обществу). Поэтому следует исходить из максимально возможного сбора государственных доходов.
В некоторых странах принцип «приоритета доходов» закреплен в законодательных актах и подкреплен процедурой прохождения финансового плана (бюджета) через парламент. Например, во Франции при утверждении бюджета в парламенте сначала голосуются доходы бюджета, а лишь потом его расходы. Предполагается, что такой порядок препятствует, во-первых, возникновению бюджетного дефицита, во-вторых, способствует сокращению государственных расходов.
Существует и третья точка зрения, именуемая «теорией минимальной достаточности государства».
Данная теория исходит из следующих положений.
Во-первых, государство получает доходы за счет общества, то есть увеличение денежных средств у государства означает уменьшение этих средств у общества. Между тем использование денежных средств непосредственно обществом (например, предпринимателями) осуществляется гораздо эффективней, чем это делает государство, финансирующее те или иные общественные потребности. К тому же при движении денег по цепочке «общество – государство – обратно общество» происходит неизбежная и непродуктивная трата этих средств, связанная с содержанием государственного аппарата и реализацией за счет государственного финансирования неэффективных и расточительных экономических и социальных программ.
Во-вторых, государство является субъектом, имеющим самостоятельные интересы, которые далеко не всегда совпадают с интересами общества. И формируя свои доходы (например, путем установления налогов), государство руководствуется в первую очередь своими собственными интересами.
Руководствоваться интересами общества его заставляет давлении самого общество или инстинкт самосохранения, когда оно осознает необходимость пересмотра своей финансовой политики, убедившись в том, что поборы с общества (путем, например, повышенного налогообложения), становятся неподъемными для него, оказывают разрушающее воздействие на экономику, чреваты социальным взрывом.
В-третьих, расходы государства фактически финансируются обществом.
При этом многие государственные расходы не вызваны общественной необходимостью и потребностями самого общества. И сколько бы государство не получило посредством налогов и других обязательных платежей денег, оно все равно найдет, куда их истратить, даже если в этих тратах не будет никакой общественной необходимости.