Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:33, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов сбалансированности бюджета, его значение для развития национальной экономики.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты сбалансированности бюджетов;
- раскрыть понятия дефицита и источники его финансирования;
- проанализировать динамику трансформации дефицита федерального бюджета в профицит на примере России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...………...3
1.Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов…………………...5
1.1.Теоретические основы сбалансированности бюджета…………….5
1.2. Сбалансированность бюджетов и методы ее достижения………………………………………………………..………...…..…9
2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования………………….14
2.1 Виды бюджетного дефицита, причины его возникновения, пути сокращения и ликвидации………………………..…………………………….14
2.2 Особенности финансировании бюджетного дефицита в России и других странах……………………………………..…………………...…..……23
3. Бюджетный профицит и направления его использования…………………33
3.1. Теоретические основы бюджетного профицита………………….33
3.2. Раскрытие причин появления бюджетного профицита…….…...…34
Заключение…………………..…………………………………………..………41
Список используемой литературы………………………………………...……43
В других странах существуют свои особенности финансирования бюджетного дефицита. Так, на основе материалов с сайта www.crisis-huisis.ru, дефицит бюджета США в последнее время стал еще более высоким, такая ситуация в первую очередь связана с просто огромными расходами. На данный момент дефицит бюджета США составляет примерно 135,2 млрд. долл., это намного больше чем в прошлом году. Для того что бы как-то улучшить положение правительство США едет политику по уменьшению расходов и увеличение налогов, которое позволит сократить общую сумму дефицита страны. Президент США рассматривает различные варианты создания проектов по нормализации экономического положения в стране.
На экономику страны не малое влияние оказывает и затруднительная экономическая ситуация в Европе, которая постепенно приводит многие очень крупные и средние европейские компании к серьезному кризису и даже банкротству. Некоторые корпорации выкупают другие для того что бы спасти их от полного краха и тем самым укрепить свое положение. Не смотря на такую обстановку товары на рынках всего мира становятся более дорогими, особенно это сильно касается промышленность и строительство. Например, шкафы-купе европейского и американского производства стали намного дороже, поэтому все большее количество жителей нашей страны старается приобретать отечественные товары и в особенности мебель, которая в нашей стране не такая качественная и красивая, но зато более дешевая.
По мнению многих
современных экспертов в
По материалам «Независимой газеты» от 14.04.2011, президент США Обама предложил сократить бюджетный дефицит за счет богатых: "Мы должны жить по средствам, сократить дефицит и вернуться на путь, который позволит нам расплатиться с долгами. И мы должны проделать это таким образом, чтобы защитить восстановление экономики, защитить инвестиции, необходимые нам для роста, создать рабочие места и обеспечить свое будущее".
С тем чтобы привлечь на свою сторону электорат из разных слоев американского общества, Обама предлагает за 12 лет или даже раньше сократить бюджетные дефициты в США на четыре триллиона долларов. Сейчас общий государственный долг США составляет чуть более 14 триллионов долларов.
Примечательно,
что президент намерен
К слову, оппозиционные республиканцы, как и следовало ожидать, с идеями Обамы не согласились, назвав его выступление "политической бравадой, произнесенной главой избирательной кампании". Сами республиканцы предлагают сократить бюджетный дефицит на 6,2 триллиона долларов в течение десяти лет. Мимо этого предложения хозяин Белого дома не прошел и отметил, что оно в первую очередь ударит по кошелькам бедных и пожилых американцев.[6].
По материалам сайта http://www.banki.ru/news (источник: «Коммерсант» 01.11.2012) Правительство Греции пересмотрело свой официальный прогноз относительно динамики ВВП в 2013 году: теперь ожидается падение на 4,5% против прежнего прогноза в 3,8%.
Власти страны намерены при этом сократить дефицит бюджета до 5,2% против 6,6% ВВП в этом году. Для достижения этого показателя планируется сократить госрасходы на €9 млрд: секвестру подвергнутся траты на здравоохранение, образование и оборону, будут урезаны зарплаты бюджетников, пенсии и социальные пособия, а пенсионный возраст повышен на два года — до 67 лет.
Тот факт, что сокращение ВВП все еще опережает темпы сжатия бюджетного дефицита, приведет к тому, что госдолг Греции, по оценкам правительства, в следующем году вырастет до 189,1% ВВП, или €346,2 млрд. Заметим, что после масштабного списания греческих долгов весной этого года госдолг сократился до 144% ВВП..[13].
Также тяжелая экономическая ситуация складывается в Германии (источник «Интерфакс-Украина» 17.10.2012). Правительство Германии понизило прогноз роста ВВП на следующий год, отметив неблагоприятные последствия долгового кризиса в еврозоне, а также сокращение объемов экспорта в условиях ослабления темпов экономического подъема в Азии, сообщает агентство Bloomberg.
Экономика ФРГ увеличится на 1% в 2013 году, ожидают в правительстве. Предыдущий прогноз, опубликованный в мае, предполагал подъем ВВП в следующем году на 1,6%.
Министр экономики ФРГ Филипп Реслер повысил прогноз роста германского ВВП на 2012 год до 0,8% с 0,7%, заявив, что осень этого года может оказаться более благоприятной, чем ожидалось.
«Германия пробирается через штормовые воды в связи с долговым кризисом в Европе, а также ослаблением роста в развивающихся странах Азии и Латинской Америки», — заявил Реслер.
Министр отметил, что германская экономика способна держаться в условиях глобальной напряженности, однако указал на то, что кризис, продолжающийся уже три года подряд, подорвал доверие инвесторов к стране.
Ослабление темпов роста в таких странах, как Китай, будет сказываться на объемах экспорта, добавил Реслер. В связи с этим прогноз роста экспорта из ФРГ на следующий год понижен до 4,4% с 5%.
По его словам, несмотря то что ожидания для второй половины этого года по сравнению с майским прогнозом улучшились, экономика ФРГ почувствует на себе ослабление инвестиций позже — в зимние месяцы. Он ожидает, что мировая экономика «вернется в ритм» в следующем году [13].
Ситуация в странах Европы по вопросу сбалансированности государственного бюджета в целом можно охарактеризовать следующим графиком: (Рис.3). [16].
Рис.3.Общий дефицит/профицит государственного бюджета в процентах от ВВП.
Перейдем к анализу состояния бюджета РФ на период 2012-2015 гг.
По материалам сайта www.council.gov.ru (Совет Федерации Федерального собрания РФ), предоставим следующие выводы: рассматриваемым Федеральным законом в 2012 году прогнозируется объем ВВП в сумме 60 590,9 млрд. рублей, что выше законодательно установленного показателя на 1 907,0 млрд. рублей (или на 3,2%), при этом в 2012 году прогнозируется снижение темпов роста ВВП с 103,7% до 103,4%. Отметим так же что объем ВВП в 2013 году составит 66 515 млрд. рублей при темпе роста 103,7% , в 2014 году – 73 993 млрд. рублей при темпе роста 104,3% и в 2015 году – 82 937 млрд. рублей при темпе роста 104,5%. [22]
Так же Госдума рассмотрит в первом чтении проект федерального бюджета на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг. Дефицит госказны в 2013 г. запланирован в размере 0,8% от ВВП. А к 2015 г. он должен снизиться до 0,01%. Финансировать дефицит будут за счет госзаимствований и средств от приватизации федеральной собственности. Главное нововведение - доходы бюджета будут формироваться исходя из средней цены на нефть за несколько лет.
Госдума рассматривает в первом чтении проект федерального бюджета на 2013 -2015 годы. Среди приоритетных задач - снижение зависимости бюджет от нефти и газа.
Сам по себе законопроект "О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов" является знаковым для российской экономики, так как бюджет был сверстан с применением бюджетного правила. Правило учитывает десятилетний период формирования цены на нефть, но с 2013 г. учитывается средняя цена на нефть за последние 5 лет, а затем период формирования средней цены ежегодно будет увеличиваться на 1 год. Таким образом, бюджетное правило предполагает расчет бюджета на 2013 г. исходя из цены на нефть в $91 за баррель, в 2014 г. - в $92 за баррель, а в 2015 г. - в $93 за баррель. Если фактическая цена на нефть будет превышать базовую, то дополнительные доходы, в соответствии с текущими правилами, будут направляться в Резервный фонд до того момента, как его объем составит 7% ВВП, хотя сейчас и ведутся споры о возможном сокращении предельного объема Резервного фонда.
Судя по параметрам бюджета, основной целью введения жестких правил было сведение бюджетного дефицита к минимуму.
Таблица 1. Основные показатели бюджета РФ на 2013-2015гг.
Год |
Объем ВВП, млрд руб. |
Доходы, млрд руб. |
Расходы, млрд руб. |
Дефицит, млрд руб. |
Дефицит, % к ВВП |
Верхний предел внешнего госдолга, млрд $ |
Верхний предел внутреннего госдолга, млрд руб. |
2013 |
66515 |
12866 |
13387 |
521,4 |
0,8 |
66,2 |
6601 |
2014 |
73933 |
14063 |
14207 |
143,6 |
0,19 |
75,8 |
7590 |
2015 |
82937 |
15615 |
15626 |
10,8 |
0,01 |
83,8 |
8314 |
Большая часть доходной части будет сформирована за счет поступлений от налога на добавленную стоимость и поступлений по таможенным пошлинам. Перечисления в Резервный фонд будут увеличиваться ежегодно. Если в 2013 г. перечислить планируется 373 млрд руб., то уже в 2014 г. показатель составит 596 млрд руб., а в 2015 г. достигнет 818 млрд руб. МЭР считает, что нормативной величины в 7% ВВП Резервный фонд достигнет к 2017 г., то есть сокращенные расходы, которые должны были пойти на финансирование энергетической и транспортной инфраструктуры, будут компенсированы только через 4-5 лет.
Таблица 2. Основные статьи расходов бюджета РФ на 2013-2015гг.
Статья расходов |
Расходы-2013, млрд руб. |
Расходы-2014, млрд руб. |
Расходы-2015, млрд руб. |
Социальная политика |
3 963,20 |
4 116,80 |
4 563,40 |
Национальная оборона |
2 141,20 |
2 501,40 |
3 078 |
Национальная безопасность |
2 029,80 |
2 110,50 |
2 129,20 |
Национальная экономика |
1 740,80 |
1 751,80 |
1 767,20 |
Общегосударственные вопросы |
914,7 |
880,9 |
907,8 |
Обслуживание долга |
425,3 |
476 |
508 |
Образование |
627,1 |
569,3 |
591,9 |
Здравоохранение |
506,5 |
457,4 |
373,1 |
Межбюджетные трансферты |
634,1 |
624,3 |
598,8 |
ЖКХ |
157,6 |
145,1 |
118 |
Культура, кинематография |
97,4 |
95,6 |
99,3 |
СМИ |
72,5 |
65,6 |
50,9 |
Физкультура и спорт |
52,3 |
30,9 |
33 |
Охрана окружающей среды |
24,9 |
26,2 |
26,4 |
Хотя сильное
сокращение расходов и