Сбалансированность бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов сбалансированности бюджета, его значение для развития национальной экономики.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты сбалансированности бюджетов;
- раскрыть понятия дефицита и источники его финансирования;
- проанализировать динамику трансформации дефицита федерального бюджета в профицит на примере России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...………...3
1.Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов…………………...5
1.1.Теоретические основы сбалансированности бюджета…………….5
1.2. Сбалансированность бюджетов и методы ее достижения………………………………………………………..………...…..…9
2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования………………….14
2.1 Виды бюджетного дефицита, причины его возникновения, пути сокращения и ликвидации………………………..…………………………….14
2.2 Особенности финансировании бюджетного дефицита в России и других странах……………………………………..…………………...…..……23
3. Бюджетный профицит и направления его использования…………………33
3.1. Теоретические основы бюджетного профицита………………….33
3.2. Раскрытие причин появления бюджетного профицита…….…...…34
Заключение…………………..…………………………………………..………41
Список используемой литературы………………………………………...……43

Файлы: 1 файл

курсовая работа финансы.doc

— 465.50 Кб (Скачать файл)

В других странах  существуют свои особенности финансирования бюджетного дефицита. Так, на основе материалов с сайта www.crisis-huisis.ru, дефицит бюджета США в последнее время стал еще более высоким, такая ситуация в первую очередь связана с просто огромными расходами. На данный момент дефицит бюджета США составляет примерно 135,2 млрд. долл., это намного больше чем в прошлом году. Для того что бы как-то улучшить положение правительство США едет политику по уменьшению расходов и увеличение налогов, которое позволит сократить общую сумму дефицита страны. Президент США рассматривает различные варианты создания проектов по нормализации экономического положения в стране.

 На экономику страны не малое влияние оказывает и затруднительная экономическая ситуация в Европе, которая постепенно приводит многие очень крупные и средние европейские компании к серьезному кризису и даже банкротству. Некоторые корпорации выкупают другие для того что бы спасти их от полного краха и тем самым укрепить свое положение. Не смотря на такую обстановку товары на рынках всего мира становятся более дорогими, особенно это сильно касается промышленность и строительство. Например, шкафы-купе европейского и американского производства стали намного дороже, поэтому все большее количество жителей нашей страны старается приобретать отечественные товары и в особенности мебель, которая в нашей стране не такая качественная и красивая, но зато более дешевая.

По мнению многих современных экспертов в экономике  затруднительное экономическое  положение США и стран Европы в первую очередь связано с поступлением огромного количества товаров во всех отраслях из Китая и других азиатских стран, которые готовы выпускать огромные партии по очень низкой цене. Но в отличие от отечественных товаров они имеют более приятный внешний вид, что очень сильно влияет на потребителей, которые всегда были готовы покупать дешевые красивые товары даже самого низкого качества. Такая политика азиатских стран очень сильно давит и на мировые рынки и переманивает основную массу клиентов на себя. В связи с этим руководители европейских стран и США работают над созданием экономических проектов, которые должны хотя бы на какое-то время стабилизировать ситуацию и вывести Европу из всеобщего кризиса, но пока это двигается слишком медленно. [12].

По материалам «Независимой газеты» от 14.04.2011, президент США Обама предложил сократить бюджетный дефицит за счет богатых: "Мы должны жить по средствам, сократить дефицит и вернуться на путь, который позволит нам расплатиться с долгами. И мы должны проделать это таким образом, чтобы защитить восстановление экономики, защитить инвестиции, необходимые нам для роста, создать рабочие места и обеспечить свое будущее".

С тем чтобы  привлечь на свою сторону электорат  из разных слоев американского общества, Обама предлагает за 12 лет или даже раньше сократить бюджетные дефициты в США на четыре триллиона долларов. Сейчас общий государственный долг США составляет чуть более 14 триллионов долларов.

Примечательно, что президент намерен сократить  расходы на оборону, медицинское страхование, а также средств, выделяемых на ряд внутренних федеральных и так называемых обязательных программ. Однако, по словам Обамы, сокращение государственных расходов не коснется программ соцобеспечения, поддержки неимущих и медицинского обслуживания престарелых. Ну кто из этой категории американцев в следующем году проголосует на президентских выборах против Обамы? Тем более что он, кроме того, не собирается продлевать действие закона, замораживающего повышение налога на богатых. Напомним, что в декабре прошлого года Обама пошел на уступки республиканцам, продлив еще на два года налоговые послабления для не бедствующих американцев, введенные Джорджем Бушем-младшим. Тем самым нынешний президент добился компромисса с республиканским большинством в палате представителей, чтобы сохранить принципиальные для демократов пособия, а также сниженные налоговые ставки для менее состоятельных граждан.

К слову, оппозиционные  республиканцы, как и следовало  ожидать, с идеями Обамы не согласились, назвав его выступление "политической бравадой, произнесенной главой избирательной кампании". Сами республиканцы предлагают сократить бюджетный дефицит на 6,2 триллиона долларов в течение десяти лет. Мимо этого предложения хозяин Белого дома не прошел и отметил, что оно в первую очередь ударит по кошелькам бедных и пожилых американцев.[6].

По материалам сайта http://www.banki.ru/news (источник: «Коммерсант» 01.11.2012) Правительство Греции пересмотрело свой официальный прогноз относительно динамики ВВП в 2013 году: теперь ожидается падение на 4,5% против прежнего прогноза в 3,8%.

Власти страны намерены при этом сократить дефицит  бюджета до 5,2% против 6,6% ВВП в  этом году. Для достижения этого  показателя планируется сократить  госрасходы на €9 млрд: секвестру подвергнутся траты на здравоохранение, образование и оборону, будут урезаны зарплаты бюджетников, пенсии и социальные пособия, а пенсионный возраст повышен на два года — до 67 лет.

Тот факт, что  сокращение ВВП все еще опережает  темпы сжатия бюджетного дефицита, приведет к тому, что госдолг Греции, по оценкам правительства, в следующем году вырастет до 189,1% ВВП, или €346,2 млрд. Заметим, что после масштабного списания греческих долгов весной этого года госдолг сократился до 144% ВВП..[13].

Также тяжелая  экономическая ситуация складывается в Германии (источник «Интерфакс-Украина» 17.10.2012). Правительство Германии понизило прогноз роста ВВП на следующий год, отметив неблагоприятные последствия долгового кризиса в еврозоне, а также сокращение объемов экспорта в условиях ослабления темпов экономического подъема в Азии, сообщает агентство Bloomberg.

Экономика ФРГ  увеличится на 1% в 2013 году, ожидают в  правительстве. Предыдущий прогноз, опубликованный в мае, предполагал подъем ВВП  в следующем году на 1,6%.

Министр экономики ФРГ Филипп Реслер повысил прогноз роста германского ВВП на 2012 год до 0,8% с 0,7%, заявив, что осень этого года может оказаться более благоприятной, чем ожидалось.

«Германия пробирается  через штормовые воды в связи  с долговым кризисом в Европе, а также ослаблением роста в развивающихся странах Азии и Латинской Америки», — заявил Реслер.

Министр отметил, что германская экономика способна держаться в условиях глобальной напряженности, однако указал на то, что  кризис, продолжающийся уже три года подряд, подорвал доверие инвесторов к стране.

Ослабление  темпов роста в таких странах, как Китай, будет сказываться  на объемах экспорта, добавил Реслер. В связи с этим прогноз роста  экспорта из ФРГ на следующий год  понижен до 4,4% с 5%.

По его словам, несмотря то что ожидания для второй половины этого года по сравнению с майским прогнозом улучшились, экономика ФРГ почувствует на себе ослабление инвестиций позже — в зимние месяцы. Он ожидает, что мировая экономика «вернется в ритм» в следующем году [13].

Ситуация в странах Европы по вопросу сбалансированности государственного бюджета в целом можно охарактеризовать следующим графиком: (Рис.3). [16].

 

Рис.3.Общий дефицит/профицит государственного бюджета в процентах от ВВП.

Перейдем к  анализу состояния бюджета РФ на период 2012-2015 гг.

По материалам сайта www.council.gov.ru (Совет Федерации Федерального собрания РФ), предоставим следующие выводы: рассматриваемым Федеральным законом в 2012 году прогнозируется объем ВВП в сумме 60 590,9 млрд. рублей, что выше законодательно установленного показателя на 1 907,0 млрд. рублей (или на 3,2%), при этом в 2012 году прогнозируется снижение темпов роста ВВП с 103,7% до 103,4%. Отметим так же что объем ВВП в 2013 году составит 66 515 млрд. рублей при темпе роста 103,7% , в 2014 году – 73 993 млрд. рублей при темпе роста 104,3% и в 2015 году – 82 937 млрд. рублей при темпе роста 104,5%. [22]

Так же Госдума рассмотрит в первом чтении проект федерального бюджета на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг. Дефицит госказны в 2013 г. запланирован в размере 0,8% от ВВП. А к 2015 г. он должен снизиться до 0,01%. Финансировать дефицит будут за счет госзаимствований и средств от приватизации федеральной собственности. Главное нововведение - доходы бюджета будут формироваться исходя из средней цены на нефть за несколько лет.

Госдума рассматривает  в первом чтении проект федерального бюджета на 2013 -2015 годы. Среди приоритетных задач - снижение зависимости бюджет от нефти и газа.

 Сам по  себе законопроект "О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов" является знаковым для российской экономики, так как бюджет был сверстан с применением бюджетного правила. Правило учитывает десятилетний период формирования цены на нефть, но с 2013 г. учитывается средняя цена на нефть за последние 5 лет, а затем период формирования средней цены ежегодно будет увеличиваться на 1 год. Таким образом, бюджетное правило предполагает расчет бюджета на 2013 г. исходя из цены на нефть в $91 за баррель, в 2014 г. - в $92 за баррель, а в 2015 г. - в $93 за баррель. Если фактическая цена на нефть будет превышать базовую, то дополнительные доходы, в соответствии с текущими правилами, будут направляться в Резервный фонд до того момента, как его объем составит 7% ВВП, хотя сейчас и ведутся споры о возможном сокращении предельного объема Резервного фонда.

Судя по параметрам бюджета, основной целью введения жестких  правил было сведение бюджетного дефицита к минимуму.

 

 

Таблица 1. Основные показатели бюджета РФ на 2013-2015гг.

Год

Объем ВВП, млрд руб.

Доходы, млрд руб.

Расходы, млрд руб.

Дефицит, млрд руб.

Дефицит, % к ВВП

Верхний предел внешнего госдолга, млрд $

Верхний предел внутреннего  госдолга, млрд руб.

2013

66515

12866

13387

521,4

0,8

66,2

6601

2014

73933

14063

14207

143,6

0,19

75,8

7590

2015

82937

15615

15626

10,8

0,01

83,8

8314


 

Большая часть  доходной части будет сформирована за счет поступлений от налога на добавленную  стоимость и поступлений по таможенным пошлинам. Перечисления в Резервный  фонд будут увеличиваться ежегодно. Если в 2013 г. перечислить планируется 373 млрд руб., то уже в 2014 г. показатель составит 596 млрд руб., а в 2015 г. достигнет 818 млрд руб. МЭР считает, что нормативной величины в 7% ВВП Резервный фонд достигнет к 2017 г., то есть сокращенные расходы, которые должны были пойти на финансирование энергетической и транспортной инфраструктуры, будут компенсированы только через 4-5 лет.

Таблица 2. Основные статьи расходов бюджета РФ на 2013-2015гг.

Статья расходов

Расходы-2013, млрд руб.

Расходы-2014, млрд руб.

Расходы-2015, млрд руб.

Социальная политика

3 963,20

4 116,80

4 563,40

Национальная оборона

2 141,20

2 501,40

3 078

Национальная безопасность

2 029,80

2 110,50

2 129,20

Национальная экономика

1 740,80

1 751,80

1 767,20

Общегосударственные вопросы

914,7

880,9

907,8

Обслуживание долга

425,3

476

508

Образование

627,1

569,3

591,9

Здравоохранение

506,5

457,4

373,1

Межбюджетные трансферты

634,1

624,3

598,8

ЖКХ

157,6

145,1

118

Культура, кинематография

97,4

95,6

99,3

СМИ

72,5

65,6

50,9

Физкультура и спорт

52,3

30,9

33

Охрана окружающей среды

24,9

26,2

26,4


 

 Хотя сильное  сокращение расходов и увеличивает  риски замедления экономического  роста, но перед правительством  стояла другая задача, а именно: минимальный бюджетный дефицит без роста налогов. В комитете Государственной думы по бюджету и налогам считают, что необходимы дополнительные средства для модернизации сельского хозяйства, поддержки высокотехнологичного экспорта и компенсации регионам, пострадавшим от засухи. Кроме этого, дополнительные средства должны быть выделены на оборудование для физкультурно-оздоровительных комплексов и на финансовое обеспечение культуры. Члены комитета предлагают выделить дополнительные средства на компенсацию потерь при выравнивании тарифов на перевозки, а также увеличить размер денежного содержания сотрудников Генпрокуратуры и Следственного комитета.

Информация о работе Сбалансированность бюджетов