Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Финансы".
1. Сущность финансов, их необходимость, функции финансов
Финансы - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Финансы являются эконом категорией и имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение - формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости.
Своеобразие эконом отношений, составляющих содержание финансов как экономич категории, заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения.
Денежный характер финансовых отношений - важный признак финансов.
Процесс общественного производства, который является сферой функционирования финансов, состоит из 4 стадий: производство -распределение - обмен - потребление. Реальное движение денежных средств происходит во второй и третьей фазе воспроизводственного процесса – в распределении и обмене.
Областью возникновения финансов является вторая стадия общественного производства, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования.
Финансы выполняют две основные функции:
Распределительная функция финансов проявляется при распределении нац дохода, когда происходит создание так называемых основных или первичных доходов. Состоит в том, что вновь созданная в эконом системе стоимость подлежит распределению в соответствии с потребностями общества и гос-ва.
Контрольная фу-ция-осуществляется на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и нац дохода. Состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.
Кроме распределительной и контрольной функций, финансы выполняют также регулирующую функцию. Она связана с вмешательством государства через финансы (налоги, кредитование) в процесс воспроизводства.
В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.
Стимулирующая функция связана с воздействием фин системы на процессы, протекающие в реальной экономике. Так в ходе формирования доходов бюджетов могут быть предусмотрены налоговые льготы для определенных отраслей.
2. Финансовая система РФ
Финансовая система - это совокуп финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, по субъектам.
Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют гос регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.
Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья. Напр в сфере финансов предприятий выдел такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений.
В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.
В сфере государственных финансов -соответственно, бюджетная система, внебюджетные фонды, государственный кредит.
Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.
Финансовая система РФ — совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает в себя:
Возглавляет систему финансовых органов РФ Мин фин РФ, которое явл исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ.
3. Финансовый рынок, его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов
Финансовый рынок - система отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника. Финансовый рынок предназначен для мобилизации временно свободных денежных средств и эффективной организации их использования. Финансовый рынок способствует движению денежных средств от владельцев (сберегателей) к пользователям (инвесторам).
К субъектам финансового рынка относятся эмитенты: юр лица, являющиеся субъектами хозяйствования и стремящиеся получить дополн финансовые ресурсы для инвестирования их в затраты по расширению производства; органы госуд власти, выпускающие займы для покрытия части гос расходов.
К функциям финансовых рынков относят:
– активную мобилизацию временно свободных средств из многих источников;
– эффективное распределение свободных ресурсов между потребителями ресурсов;
– определение наиболее
эффективных направлений
– формирование рыночных цен на отдельные фин инструменты, что определяет спрос и предложение на финансовом рынке;
Финансовый рынок можно рассматривать как совокупность первичного и вторич рынков. Первич рынок возникает в момент эмиссии ЦБ, на нем мобилизуются финансовые ресурсы. На вторичн рынке эти ресурсы перераспределяются, и даже не один раз.
Виды финансовых рынков:
1. по срокам размещения средств: рынок денег и рынок капиталов. На рынке денег средства размещаются на срок в пределах одного года, на рынке капиталов - на срок свыше одного года;
2. по форме организации движения денежных потоков: рынок кредитов, рынок ценных бумаг, рынок лизинговых услуг, рынок факторинговых услуг, страховой и валютный рынки. Иногда к фин рынку относят и рынок драгоценных металлов
3. по месту нахождения финансовые рынки делятся на: внутренние или национ, основная ресурсная база этих рынков основывается на нац источниках, и мировые рынки, ресурсы которых складываются за счет средств резидентов различных государств;
4. по участию в проведении сделки посредников финансовый рынок делится на рынок без посредников и рынок с участием профессиональных посредников.
5. в зависимости от уровня развития финансовые рынки делятся на развитые и развивающиеся (формирующиеся).
На фин рынке объектом купли-продажи выступают финанс ресурсы. Основным объектом купли-продажи на фин рынках явл цб.
4. Финансовая политика государства
Финансовая политика государства - политика гос-ва по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач.
Взаимодействие государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику и более широкие эконом мероприятия. Государство может поощрять и защищать развитие финансового рынка (так, фондовые биржи в ряде стран являются государственными учреждениями). От состояния фондового рынка в значительной мере зависит устойчивое функционирование национальной экономики. Такая политика проводится через придание рынку и его составляющим организационной завершенности, стандартизации операций и жесткого контроля.
Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развитие экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала
Приоритетные задачи финансовой политики:
-формирование эффективного зак-ва;
-снижение налогового бремени одновременно с повышением эффективности функционирования налоговой системы;
-планирование и прогнозирование развития фин системы;
-достижение макс сбалансированности бюджетов всех уровней;
-создание условий по стимулированию поступлений в бюджеты раз уровней.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач фин политика подразделяется на фин стратегию и фин тактику.
Фин стратегия - долговременный курс фин политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных эконом и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации фин отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в фин политике необходимы для концентрации фин ресурсов на главных направлениях эконом и соц развития.
Фин тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличающийся гибкостью, динамичностью, и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени. Финансовая стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добивается результатов с помощью тактики, приходится вносить коррективы в стратегический курс.
5. Финансовый механизм
Фин механизм - система установленных гос-вом форм, видов и методов организации фин отношений, направленных на реализацию фин политики.
К элементам финансового механизма относят виды, формы, методы организации финансовых отношений и способы их количественного определения, формы финансовых ресурсов, методы их формирования.
Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах.
Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике.
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный фин механизм разрабатывается для фин отношений, в которых непосредственно участвует гос-во. В его сферу вкл налоги, госуд кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса. В этом случае гос-вом детально разрабатывается вся система организации финан отношений, которая явл обязательной для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды фин отношений, в которых государство непосредственно не участвует.
Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила «игры» в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность фин механизма характерна для организации внутрихозяйственных фин отношений на частных предприятиях. В этом случае гос-во устанавливает только общий порядок использования фин ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.
6. Управление финансами, общее понятие, органы управления финансами
Управление финансами - это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на процессы общественного производства для достижения определенного результата.
В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, которые могут возникать на разных уровнях финансовой системы: Государственные финансы, Муниципальные финансы, Финансы хозяйствующих субъектов, Финансы домашних хозяйств
В качестве субъектов управления выступают специальные службы, органы, подразделения различных объектов управления, называемые финансовым аппаратом.