Шпаргалка по дисциплине "Финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Финансы".

Файлы: 1 файл

finansy.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Конкретными методами и формами управления финансами служат: -    финансовое планирование; -    прогнозирование; -    программирование; -    финансовое регулирование; -    оперативное управление; -    финансовый контроль;

Управление финансами  осуществляют высшие органы власти и органы управления финансами

На Мин фин РФ возложены задачи: разработка и реализация единой госуд-ой фин политики; составление проекта и исполнение федер бюджета; осуществление фин контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; обеспечение устойчивости государ финансов и осуществление мер по развитию фин рынка.

Федеральное казначейство явл органом, осуществляющим исполнением бюджета на основе принципа единства кассы.

Центральный банк во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает денежно -кредитную политику, организует наличное денежное обращение, устанавливает правила осуществления безналичных расчетов в РФ, осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций.

Счетная палата РФ явл органом государственного фин контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты явл: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов, финансовая экспертиза проектов федеральных законов, предусматривающих расходование средств федерального бюджета, регулярное предоставление Совету Федерации и Гос Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.

Федеральная налоговая  служба осуществляет контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей.

 

7. Понятие и сущность финансового планирования

Фин планирование - процесс разработки и принятия целевых установок колич и кач характера в области фин отношений и определения путей наиболее эффектив их достижения.

Цель фин планирования состоит в увязке доходов с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами сумма недостатка фин средств восполняется за счёт выпуска ЦБ, получения кредитов, получения благотвори взносов.

Основные задачи финансового планирования:

- обеспечение необходимыми  фин ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой  деятельности.

- определение путей эффективного вложения капитала, оценки степени рационального его использования;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет эконом использования денежных средств. 

- контроль фин состояния, платежеспособности и кредитоспособности предприятия.

В практике фин планирования применяют методы:

  1. Нормативный- явл наиболее простым методом. Зная норматив и объемный пок-ль, можно легко рассчитать плановый показатель.
  2. Расчетно-аналитический- применяют когда нормативы отсутст. В этом случае анализируют достигнутое в базисном периоде значение конкретного фин показателя, определяют индекс его изменений в плановом периоде и рассчитывают плановое его значение. В основе метода лежит экспертная оценка тенденций поведения, динамики и взаимосвязи фин показателей в планир периоде.
  3. Балансовый метод. Построения балансов увязывают потребность в фин ресурсах и источники их формирования. Большинство фин планов составляют в виде различн форм балансов.
  4. Метод оптимизации плановых решений состоит в определении нескольких возможных вариантов плановых расчетов и выборе по определенному критерию оптимального варианта. Применяют при выборе вариантов инвестиций, планировании кап вложений.
  5. Метод экономико-математического моделирования состоит в определении колич выражения взаимосвязи фин показателей и влияющих на него факторов.

Процесс фин планирования состоит из нескольких этапов. На 1 этапе происходит анализ фин показателей за предыд период. На 2 происходит составление основных прогнозных док-тов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств. На 3 происходит уточнение и конкретизация показателей прогнозных фин документов посредством составления текущих фин планов. На 4 осуществ оперативное фин планирование. Завершается 4 этап внедрением планов и контролем за их выполнением.

8. Финансовый контроль, содержание, значение, организация, становление аудиторского контроля

Финансовый  контроль - система наблюдения и проверки фин деятельности управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых решений, выявления отклонений от утвержденных нормативов и принятия мер по их устранению.

Задачи  фин контроля:

  • обеспечение роста эффективности производства и расходования средств;
  • обеспечение соблюдения действующего зак-ва;
  • правильность ведения бухгалтерского учета;
  • правильность составления и исполнения бюджета;
  • проверка состояния и эффективн использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов предприятий и учреждений;
  • выявление резервов роста финансовых ресурсов;

Принципы:

  • Принцип независимости. Органы ФК должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юр или физ лиц, чью деятельность они проверяют.
  • Принцип гласности. Рез-ты фин контроля общедоступны.
  • Принцип законности. Деятельность органов ФК должна соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам страны
  • Принцип объективности. Выводы контролеров должны исключать предвзятость или предрасположенность, а также какие-либо особые мотивы (корысть, политический заказ и т.п.).
  • Принцип ответственности. ответственность контролеров, ответственность контролируемых и ответственность третьих лиц.
  • Принцип сбалансированности. при определении обязанностей субъекта контроля должен быть определен соотв объем прав и возможностей.
  • Принцип системности. Наличие именно системы органов ФК.

ФК осущ законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями, наблюдающими за фин деятельностью всех эконом субъектов.

По времени  проведения:

- Предварительный ФК проводится до совершения фин операций, способствует предотвращению неправильного, неэффект расходования фин ресурсов, выявлению резервов роста доходов.

-Текущий ФК производится в момент совершения денежных сделок, фин операций, предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению фин дисциплины и своевременности осущ денежных расчетов.

-Последующий ФК осущ после завершения отчетного периода, проводится путем анализа и ревизии фин и бухгалтерской документации.

По  субъектам контроля: контроль представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, аудиторский.

По  сфере финансовой деятельности: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

По форме  проведения: обязательный (внешний), инициативный (внутренний).

Обязательный финансовый контроль – финансовый контроль, который проводится: – либо в силу требований законодательства; – либо по решению компетентных государственных органов.

Аудиторский контроль- независимый  вневедомственный финансовый контроль, проводимый аудиторской фирмой, имеющей лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Основная задача установление достоверности, полноты и реальности бухгалтерской и финансовой отчетности и соблюдение финансового законодательства.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности финансовой отчетности экономических субъектов, подлежащих аудиту, и соответствие совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ.

 

9. Государственные финансы, общая характеристика, содержание

Государственные финансы - сфера денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части нац богатства, связанная с формированием госуд средств на затраты по расширению производства, удовлетворению соц-культурных потребностей членов общества, нужды обороны страны и госуд управления.

Главное назначение госуд финансов - обеспечить формирование и использование фин ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций, для проведения госуд внутренней и внешней политики.

Государственным финансам, присущи функции: распредел, контрольная, регулирующая.

Структура и содержание госуда финансов зависит от системы  государственного устройства. В РФ к госуд финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

  • Федеральный бюджет;
  • Бюджеты субъектов РФ;
  • Внебюджетные фонды РФ (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды)
  • Внебюджетные фонды субъектов РФ.

К категории "госуд  финансы" отнесятся такие понятия как:

  • государственный кредит- совокупность эконом отношений, складывающихся между государством и юр и физ лицами, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных фин ресурсов участников этих отношений.
  • налоговая система, формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;
  • неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды
  • бюджетная система- совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов), местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджет — эконом категория, представленная денежными отношениями, возникающими у государства с юр и физ лицами по поводу перераспределения нац дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного на финансирование народного хозяйства, соц культурных нужд, нужд обороны и госуд управления.

Внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, соц страхование, охрану здоровья и медиц помощь.

Территориальные финансы — это система эконом отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется нац доход, фонд ден средств, используемых на экономический: и социальное развитие территорий.

10. Государственные доходы, методы их мобилизации.

 

Государственные доходы - это часть финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и государственных предприятий.

Доходы носят: налоговый хар-р(внозь созданная ст-ть и доходы полученные в р-те ее первичного распределения(прибыль, рента, з/п, дивидент)); неналоговые: образуются в р-те эконом д-ти либо в р-те перераспредения уже получ доходов по уровням системы.

Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход(показателей эконом развития страны, вновь созданная в материальном производстве стоимость[)

В составе государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества.

Централизация значительной части государственных доходов в бюджетах разного уровня дает возможность проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение средств в пользу прогрессивных отраслей народного хозяйства, удовлетворять в примерно одинаковых пределах потребности непроизводственной сферы, на какой бы территории ни функционировали ее учреждения.

К госуд доходам помимо бюджетных относятся доходы государственных внебюджетных фондов - социального страхования, пенсионного, фонда обязательного медицинского страхования.

Совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, их взаимоувязанное применение составляют систему государственных доходов.

Основными методами мобилизации госуд доходов являются :

-Центральное место в системе госуд доходов занимают налоги. В условиях рыночной экономики налоговая форма становится преобладающей в общей системе государственных доходов.

-Государственные займы. Они используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в госуд сектор экономики.

Эмиссия(кредитная и денежная). К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Финансы"