Шпаргалка по дисциплине "Финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Финансы".

Файлы: 1 файл

finansy.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Предпочтительными явл налоговые  методы формирования госуд доходов. В случае их недостаточности государство прибегает к заимствованиям на финансовом рынке. Если же налоговые и займовые поступления не покрывают госуд расходов,  то и используется денежно – кредитная эмиссия,  ведущая к усилению инфляционных процессов в экономике.

 

11. Бюджетная система РФ и ее структура

Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

Бюджетное устройство- это организация, принципы постороения и функционирования бюдж системы страны.

Бюджетная система  РФ состоит из 3х уровней:

    1. федеральный бюджет и бюджеты госуд внебюдж фондов. -Бюджеты субъектов РФ(региональный)- Местные бюджеты.

Бюдж система РФ вкл: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, бюджеты Москвы и СПБ, 1 областной бюджет-автономный округ; 10 окружных бюджетов автономных округов; около 29 тыс местных бюджетов.

Свод федерального бюджета и бюджетов РФ, т.е. бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований образует «консолидированный бюджет» России.

Принципы бюджетной системы в РФ:

  1. Единства- означает единство правовой базы, денежной системы, формы бюджетной документации.
  2. Разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы- закрепление соответственных видов доходов и полномочий по осущ расходов за органами власти различных уровней.
  3. Самостоятельности: право законодательных органов госуд власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; - наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ, определяемых в соответствии с законодательством РФ;
  4. Полноты - все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательствомРФ,
  5. Сбалансированности - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
  6. Эффективности и экономности использ бюджетных средств - при составлении и исполнении бюджетов уполномоч органы должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использ наименьшего объема средств.
  7. Общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
  8. Принцип гласности
  9. Принцип достоверности бюджета
  10. Адресность и целевого характера бюджетных средств закрепляет требование о том, чтобы бюджетные средства выделялись в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

12. Бюджетный процесс. Понятие бюджетного процесса, его принципы и стадии

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс России, является Бюджетный кодекс РФ.

Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии:

Первый этап бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-эконом развития РФ, субъектов РФ, муницип образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных фин балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществ разработку проектов бюджетов.

Второй этап - рассмотрение и утверждение федерального бюджета. Проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вносится на рассмотрение Госуд Думы РФ не позднее 15 августа текущего года. Комитет ГД по бюджету готовит заключение о формальном соответствии представленных документов требованиям закона.

Третий этап - исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке. В РФ устанавливается казначейское исполнение бюджетов. Федеральное казначейство Мин фин РФ обеспечивает соблюдение принципа единства кассы - зачисление всех поступающих доходов и поступлений на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета.

Четвертый этап - рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными органами власти

(последующий контроль).

К принципам  бюджетного процесса относятся:  
1) принцип разграничения бюджетных полномочий участников бюджетного процесса; (состоит в четком определении их прав и обязанностей. распределение функций и полномочий)

2) принцип специализации бюджетных показателей; (применяется на всех стадиях бюджетного процесса.)

3) принцип гласности обсуждения бюджета; (прогнозируемые показатели освещаются в различных средствах массовой инф-ии) 
4) принцип иммунитета бюджета; (заключается в обеспечении защиты бюджетных средств.)

5) принцип ответственности за нарушение бюджетного процесса. (вкл ответственность органов госуд власти и персональную ответственность должностных лиц — участников бюджет процесса.)

 

13. Полномочия участников бюджетного процесса

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент РФ;

- органы законодательной власти (Федеральное Собрание);

- органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

- органы денежно-кредитного регулирования (ЦБ);

- органы государственного и муниципального финансового контроля (Счетная палата, контрольно-ревизионные органы);

- государственные внебюджетные фонды;

- главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

- бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств.

Законодательные органы:

  • рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении;
  • осущест последующий контроль за исполнением бюджетов;
  • формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы;

Органы исполнительной власти:

  • составление проекта бюджета;
  • исполнение бюджета, в том числе сбор доходов, управление государственным, муниципальным долгом;
  • ведомственный контроль за исполнением бюджета;
  • составление отчета об исполнении бюджета для утверждения законодательными органами;

Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному фин году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику на очередной финансовый год.

ЦБ совместно с Правительством РФ он разрабатывает и представляет на рассмотрение Гос Думы основные направления денежно*кредитной политики. ЦБ РФ обслуживает счета бюджетов, а также осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Мин финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Органы государственного, муниципального финансового контроля, осуществляют контроль за исполнением  соответствующих бюджетов

14. Внебюджетные фонды, понятия, значение

Внебюджетные фонды - денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Это самостоятельные финансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом юр лица.

 

Внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов государственной власти и имеющих строго целевое назначение. Государство мобилизует в эти фонды часть доходов юр лиц и населения для социальной защиты населения, финансирования приоритетных промышленных проектов и расширения социальных услуг населению.

Главной причиной возникновения внебюджетных фондов стала необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов в специальную группу и обеспечения их самостоятельными источниками доходов.

Преимущества и особенности:

- у органов госуд власти появляются дополнительные средства для реализации социальных и экономических программ;

- строго целевое назначение использования средств этих фондов обеспечивает более эффектив контроль со стороны гос-ва;

- при наличии активного сальдо появляется возможность использования средств этих фондов для покрытия бюджет дефицита.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями:

- путем выделения из бюджета определенных расходов;

- за счет собственных источников предприятия и организации различных форм собственности и физических лиц.

Основная часть внебюджетных фондов создается в процессе перераспределения национального дохода путем введения специальных налогов и сборов, средств из бюджета и займов.

По функциональному назначению: общегосударственные, т. е. образованные для решения важных общеэкономических проблем, имеющих программный характер (дорожное строительство и дорожное хозяйство; борьба с преступностью; экология; развитие таможенной системы; воспроизводство минерально-сырьевой базы и т. п.) и целевые, которые создаются для финансирования социальных нужд, образования, науки, медицины, снижения безработицы(ПФ РФ, обяз мед стр-ние).

Средства всех внебюджетных фондов находятся на специальных  счетах. Все внебюджетные фонды подразделяются на общегосударственные, федеральные и местные. Финансирование из фондов выполняется по строго целевому признаку. Причем, социальные потребности гораздо шире финансируются из внебюджетных фондов, чем из соответствующих целевых бюджетных фондов. 

15. Фонды государственного социального страхования, пенсионный фонд, другие внебюджетные фонды. Их доходы и расходы

Пенсионный фонд РФ —  фонд денежных средств, образуемый вне  федерального бюджета, предназначенный  для фин обеспечения защиты граждан  от— утраты постоянного дохода вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи — смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся - длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.

ПФ России обеспечивает: целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансир расходов на выплату пенсий; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств; организацию и ведение индивид учета застрахованных лиц.

Расходы ПФ РФ можно разделить на следующие группы:

  • по обязательному пенсионному страхованию; по государственному пенсионному обеспечению; на дополнительное пенсионное обеспечение; на фин и материально-техническое обеспечение деят-ти фонда;

Расходы по обязательному  пенсионному обеспечению сост более 6%

Доходы ПФ РФ формируются за счет:

  • отчислений от единого социального налога; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; доходов от размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;
  • средств федерального бюджета; добровольных взносов физ лиц и организаций;

Фонд социального страхования специализированное кредитно-финансовое учреждение, назначение которого управление финансами социального страхования. Фонды соц страхования носят государственный характер.

Основные задачи фонда  социального страхования:

  • обеспечение гражданам государственных пособий на лечение, реабилитацию, оздоровление; участие в системе разработки и реализации госх программ охраны здоровья населения; организ<span clas

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Финансы"