Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:59, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Финансам".
31.Финансовая система России: понятие и состав. Понятие «финансовая система» используется в двух аспектах: 1. во-первых, финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств; 2. во-вторых, финансовая система
- это совокупность органов, I. Централизованные (общегосударственные) финансы(1). 1) Государственные финансы: • государственная бюджетная система (федеральный, региональный и местные бюджеты): • внебюджетные фонды; • государственный кредит. 2) Страхование (социальное, личное, имущественное. страхование ответственности и предпринимательского риска). II. Децентрализованные финансы (финансы хозяйствующих субъектов)(2). - Финансы коммерческих организаций - финансы некоммерческих организаций - финансы общественных объединений Разграничение финансовой системы на определенные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных, фондов, фонд накопления и потребления, используют для этого налоги, расходы государственного бюджета- государственный кредит. Первичным моментом государственных финансов является государственная бюджетная система, состоящая из бюджетов трех уровней: 1. федеральный бюджет. 2. региональные бюджеты (бюджеты субъектов РФ); 3. местные бюджеты. Финансы предприятий и организаций - это главный источник финансовых ресурсов для остальных составляющих финансовой системы. Деление централизованных финансов на госуд-ые и муницип-ые отражает федеративное устройство РФ согласно Конституции РФ. Самой главной составляющей финансовой системы является гос. бюджет, потому что от его состава и объема зависит развитие всего государства. Децентрализованные и централизованные финансы называют сферами финансовой системы. Внутри сфер находятся подсистемы. Рассмотрим финансовую
систему России как совокупность
государственных органов и 1. Государственная Дума, которая,
являясь представительным федеральных налогов и сборов;финансового, валютного, кредитного,таможенного регулирования, денежной эмиссии. Кроме того, в соответствии со ст. 106 Конституции РФ, федеральные представительные органы и представительные органы субъектов федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджет республик, входящих в состав РФ. |
2. Правительство РФ, которое, реализовывая исполнительную власть, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ: разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение единой финансовой кредитной и денежной политики в пределах соответствующей территории. В компетенцию представительных и
исполнительных органов власти, наряду
с другими функциями, входят общие
финансовые вопросы, решение которых
обеспечивает в целом жизнедеятельность
Российской Федерации или ее субъектов,
а также административно- 3. Президент РФ как глава 4. Министерство финансов РФ, которое,
являясь федеральным органом
исполнительной власти, обеспечивает
проведение единой Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. 5. Систему кредитных учреждений
возглавляет Центральный банк
РФ (Банк России), Вместе с Правительством
РФ Банк России определяет
политику государства в 6. Органы, осуществляющие контроль
в области финансовой Федеральное казначейство Российской Федерации взаимодействует с органами государственного управления субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, координирует работу по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации, следит за государственной казной; Счетная палата РФ, подотчетная Федеральному Собранию РФ, осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ. |
33.Финансовый рынок: понятие, состав, значение. Получить необходимые финансовые ресурсы для своей деят-ти субъекты могут на финансовом рынке. На нем предприятия, организации могут предоставить во временное пользование излишние денежные средства. Финансовый рынок - механизм привлечения и перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами. Его цель - накопление временно-свободных денежных средств и их эффективное использование. Финансовый рынок – рынок, на котором продаются и покупаются финансовые инструменты (документы, имеющие денежную стоимость, с помощью которых предоставляются финансовые услуги) и финансовые услуги (операции по купле/продаже финансовых активов и получение/предоставление финансовых ресурсов). Финансовый рынок: 1) Рынок иностранной валюты и золота - рынок, на котором продаются и покупаются ин.валюта и золото. Участники: продавцы ин.валюты и золота и покупатели. Фин.инструменты: ин.валюта и документы, подтверждающие куплю/продажу ин.валюты и золота. 2) Страховой рынок-рынок, на котором продается и покупается страховая защита. Участники: страховщик – юридическое лицо, имеющее лицензию и предоставляющее страховую защиту; страхователь - юридическое или физическое лицо, которое страхует свою жизнь, здоровье, имущество, доходы. Страхование – экономические отношения, связанные с формированием и использованием страхового фонда. Страховой фонд формирует страховщик за счет страховых взносов. Взнос-плата за получение страховой защиты, которую вносит страхователь. При наступлении страхового случая (неблагоприятное событие, в результате которого страхователь получает ущерб) страховщик обязан из страхового фонда компенсировать страхователю ущерб. Страховой полис - договор страхования.
|
3) Рынок ссудных капиталов (кредитный рынок)-рынок, на котором денежные средства предоставляются в долг на условиях возвратности, срочности, платности. Участники: кредиторы и заемщики. Фин.инструменты: документы, оформляемые при предоставлении кредита (кредитный договор, договор залога, поручительства, кредитные деньги-векселя, чеки, платежные карты). Денежный рынок-рынок, где предоставляются краткосрочные кредиты, до 1 года. Рынок капиталов- где предоставляются среднесрочные и долгосрочные кредиты, свыше 5 лет. 4) Рынок ценных бумаг - где покупаются и продаются все виды ценных бумаг. Участники: Эмитент (субъект, выпускающий ценную бумагу) и Инвестор (субъект, приобретающий ценную бумагу). Инструмент: ценная бумага-документ установленной формы с обязательными реквизитами, удостоверяющими имущественные права владельца. Ц.б.: основные (долевые и долговые) и производные. Акция(долевая ц.б.)-ц.б., показывающая участие ее владельца в формировании УК АО и дающая право на получение части прибыли предприятия. Облигация (долговая ц.б.)-ц.б., показывающая отношение займа между эмитентом и инвестором и дает право на получение дохода инвестору. Инвестор получает доход в виде процентов по облигации. Производные ц.б.-ц.б., дающие право на покупку основных ц.б. или имущества на бирже. Первичный рынок- где продаются/покупаются новые, только что выпущенные ц.б.. Вторичный- где продаются/покупаются ц.б., ранее проданные на первичном рынке. Значение финансового рынка: 1. на фин.рынке из различных источников накапливаются крупные денежные средства, нужные для экономики. 2 накопленные
ден.средства распределяются |
34.Понятие кредитоспособности Кредитоспособность - способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам). Оценка кредитоспособности заемщика - изучение кредитной истории потенциального кредитополучателя и анализ кредитного риска банка. При рассмотрении заявки на получение кредита физическим лицом проводится оценка его кредитоспособности, которая осуществляется на основании трех составляющих: величины дохода заемщика, его кредитной истории и построении модели стандартной скоринговой системы. Оценка кредитоспособности заемщика по уровню финансового состояния проводится на основе информации о доходах (заработной плате, прибыли от предпринимательской деятельности и т.п.) и корректируется с учетом обязательных платежей и коэффициентов риска банка. Кредитная история представляет собой информацию о кредитно-финансовом прошлом потенциального клиента банка. Скоринговая модель - это определенный числовой алгоритм, позволяющий банку на основе фактических показателей о потенциальном заемщике оценить его возможность вовремя погасить кредит. Как правило, для подсчета скоринговой величины банки используют следующие основные данные о потенциальном кредитополучателе: уровень среднемесячного дохода; трудовой стаж на последнем месте работы; возраст; семейное положение; число лиц, находящихся на иждивении; образование; должностной статус; наличие в собственности ликвидной недвижимости. Полученный показатель сравнивается с определенным количественным порогом установленным банком, который является линией безубыточности. Соответственно, на получение кредита может рассчитывать тот клиент, у которого интегральная величина данных выше этого порога. |
Оценка кредитоспособности заемщика - юридического лица охватывает два основных этапа: качественный анализ и финансовый анализ. Первый шаг основан на сборе и анализе информации, которая не может быть выражена в количественных показателях. Это, прежде всего, деловая и финансово-экономическая репутация потенциального заемщика. Для сбора и обработки сведений о юридическом лице может использоваться информация, полученная самим банком, а также информация, накопленная другими банками или кредитными бюро. Финансовый анализ заключается в определении ряда количественных показателей, к которым, чаще всего, относятся коэффициенты ликвидности, коэффициенты обеспеченности собственными средствами, показатели финансовой устойчивости, коэффициенты оборачиваемости, рентабельности и др. По итогам анализа качественных
и количественных показателей банк
делает заключение о надежности потенциального
кредитополучателя и дает оценку
кредитоспособности заемщика. При рассмотрении
финансового состояния и Минимизировать потерю кредитных ресурсов банку позволяет тщательный отбор клиентов на основе оценки кредитоспособности заемщика. |
35.Финансовая политика России: стратегия
и тактика. Финансовая Финансовая политика- В зависимости от длительности
периода и характера задач
фин. политику делят на финансовую стратегию
и тактику. Стратегия- долговременный
курс финанс. политики, направленный на
перспективу и Финансовая политика получает оформление в виде финансового права. Фин. право-совокупность юридических норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие при образовании и использовании финансовых ресурсов гос-ва и органов местного самоуправления. Фин. политика характеризуется с 3 точек зрения: 1)главная цель (наиболее полное накопление денежных средств и эффективное их использование для удовлетворения общественных интересов). В зависимости от целей фин.политика: фискальная (имеет цель достижения баланса между государственными доходами и расходами, поэтому она стремится собрать столько доходов, чтобы покрыть все гос. расходы) и регулирующая (цель-регулирование экономич. процессов, направлено на увеличение экономич. роста и занятости, при этом допускается превышение гос-ых расходов над доходами).
|
2) качество –оценивается с точки зрения соответствия ее интересам общества. 3) результат-это экономическое развитие гос-ва. Любая фин.политика направлена на то,чтобы не допустить экономический кризис в гос-ве. Субъектами финансовой политики являются органы законодательной и исполнительной власти, которая определяет и утверждает основные направления развития финансовых отношений. Разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования населения и государства в целом. Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и фин. ресурсов образующих сферы и звенья финансовой системы государства. Современная финансовая политика нацелена на формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом экономического роста и благосостояния населения. Основное место в ее составе отводится бюджетной политике. Финансовая политика включает бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику. Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами. Задачи: поддержание финансовой стабильности в стране; обеспечение финансовой целостности федеративного государства; создание условий для социально-экономического развития. задачи налоговой политики: значительное снижение и выравнивание налогового бремени; упрощение налоговой системы;минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства;снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;уменьшение налогообложения внешнеторговых операций;создание условий для легализации прибылей предприятий.В области таможенной политики будут осуществляться изменения с учетом вступления России во Всемирную Торговую Организацию и с учетом стимулирования интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей и ее структурной перестройки. Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком РФ и ставит в ближайшие годы следующие приоритетные основные задачи: сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия для экономического роста, включая снижение процентных ставок с учетом изменения внешних и внутренних факторов развития экономики; продолжение работы по совершенствованию платежной системы, включая развитие безналичных расчетов;контроль над денежным предложением посредством установления целевых объемов денежной массы, а также режима плавающего валютного курса. |
36.Сущность государственного Государство для выполнения своих функций использует определенную материальную базу. Эта база формируется ежегодно за счет части национального дохода и национального богатства. Материальная база формируется в виде бюджетного фонда. Бюджетный фонд – основной госуд-ый централизованный денежный фонд. Его размер зависит от развития экономики в госуд-ве, политического устройства, направлений финансовой политики. Госуд-ый бюджет – экономические отношения, связанные с образованием и использованием денежных средств в распоряжении госуд-ва (бюджетного фонда). Гос. бюджет является главным финансовым планом страны. Он имеет силу закона и составляется на текущий год. Период, на который составляется гос.бюджет называется бюджетный год или финансовый год (с 1 января). 2 функции: распределительная(зак Бюджетный процесс – регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального, регионального и местных бюджетов – это долговременная деятельность, длится приблизительно 3 года. |
Включает 4 стадии: 1-составление бюджета(президент решает о начале работ над проектом, всю работу по составлению организует правительство, потом президент выступает с бюджетным посланием перед федер.собранием, на основе послания правит-во дает распоряжение мин.фин-сов о составлении проекта бюджета, мин.фин собирает информацию и на ее основе составляет проект бюджета.на период составления бюджета создается межведомственная комиссия,которая контролирует своевременное составление проекта бюджета, далее мин.фин передает проект бюджета правительству ), -18 мес. 2-рассмотрение и утверждение-( правительство проект бюджета передает на рассмотрение в парламент. Сначала рассматривает гос.дума и в течении 3-х чтений принимает его, далее проект передается совету федерации, после на утверждение президенту, он подписывает в течении 5 дней и обнародует, после публикации в СМИ бюджет считается вступившим в силу)-10 мес. 3-исполнение( исполнение происходит по доходам и расходам, ответственность за исполнение несет правительство РФ) -с 1 января по 31 декабря. 4-составление, рассмотрение
и утверждение отчета об В бюджетном процессе принимают
участие все органы гос.власти. они
обладают бюджетными полномочиями и
ответственностью. Исполняет гос.бюджет- |
37.Бюджетная система РФ: понятие, состав. Бюджетное устройство. Принципы построения бюджетной системы РФ. Бюджетная система Российской Федерации — это, согласно российскому законодательству, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов), местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В зависимости от государственного устройства существуют следующие схемы организации бюджетной системы: в государствах с унитарной формой правления бюджетная система состоит из двух звеньев - центрального и местных бюджетов; в государствах с федеративной формой правления - из трех - федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В состав бюджетной системы РФ включаются: первый уровень - федеральный
бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов Российской Федерации;
второй уровень - бюджеты субъектов
Российской Федерации и бюджеты
территориальных Все бюджеты бюджетной
системы Российской Федерации являются
автономными и самостоятельными
(каждый бюджет имеет свои источники
доходов и расходов). Однако при
необходимости в Бюджетном Консолидированный бюджет - это свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами (ст. 6 БК РФ). Составляется на год региональными и федеральными органами власти. Цель составления – использование для статистического анализа. |
|
38.Межбюджетные отношения и Межбюджетные отношения – финансовые отношения между бюджетами различных уровней. Они выражаются в вертикальном и горизонтальном перемещении денежных средств. Реально такие связи выступают в виде денежно-финансовых потоков функционирующих между бюджетами в БС. В области построения межбюджетных отношений действует система межбюджетного федерализма. Бюджетный федерализм означает самостоятельность каждого бюджета в ряде вопросов, а также разделение и закрепление бюджетных полномочий и бюджетной ответственности между субъектами бюджетных отношений. Принципы межбюджетных отношений:
1) распределение и закрепление
расходов бюджетной системы по бюджетам
разных уровней,2)распределение и
закрепление на постоянной основе доходов
по уровням бюджетной системы,3) Существует 2 подхода
к распределению доходов порядок закрепления – это такие доходы, которые в полном объеме или твердо-фиксированном размере(в %) на постоянной или долговременной основе поступают в соответ-щий бюджет.пример-доходы от передачи муниципал.собстенности в аренду. порядок регулирования – дополнительный. Т.к. неравные природные условия, неравномерность эк-го развития территории. К ним относят распределение некоторых видов налогов между бюджетами разных уровней. Регулирующие доходы – это отчисления из вышестоящих бюджетов в бюджеты нижестоящих уровней. Они распределяются ежегодно. Условия их исчисления и уплаты рассматриваются при утверждении бюджетов на соотв.год. Формы регулирующих доходов: трансферты – безвозмездные и бессрочные поступления ср-в из вышестоящих бюджетов в нижестоящие. Их размер опр-ся нормативами ежегодно при утв.бюджетов, дотации, бубсибии, субвенции,бюджетные ссуды. |
Из фед-го бюджета финансируются расходы национального уровня: деятельность президента и, фед.собрания, прав-ва, фед.судеб.системы, обороны и безопасности гос-ва, по научному прогрессу, Пополнение гос.запасов драг.мет и драг.камней. Из субфед-го бюджета: Погашение гос.долга субьекта РФ, Внешнеэкон.связи субъектов, Фин.помощь местным бюджетам.Из регионального: органы законод. и исполнит. власти регионов,обслуж-ие гос-го регион-го долга,содеражание предприятий и орган-ий,находящихся в ведении региона, реализация региональн.программ Из местных бюджетов: Органы охраны и общ-го порядка, органы местного самоуправления и здравоохр-я, ЖКХ, Транспортное обслуж-е населения. Совместно из всех бюджетов фин-ся: Гос.поддержка отраслей промышленности, Обеспечение правоохранительной деятельности, НИОКР, Соц.защита населения, Охрана окр.среды,Обеспечение СМИ, Фин.помощь др.бюджетам. Расходы бюджета группируются по 3 структурам: 1.Функциональная – отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций гос-ва: расходы бюджетных средств на оборону страны, государственное управление, международная деятельность, участие государства в развитии нации и техники, с/х, энергетики, социально-культурной деятельности 2.Экономическая – определяет направление расходов бюджетов, в зависимости от содержания оперций. 4 группы:расходы;поступление нефинансовых активов; поступление финансовых активов; выбытие финанс.активов. 3.Ведомственная – показывает адресное выделение финансовых ресурсов и отображает распределение средств по конкретным распорядителям. 138 федеральных министерств и ведомств. Реформы: В 2001 году правительством утверждена концепция реформы межбюджетных отношений — Программа развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года. Согласно концепции,и муниципалитеты должны стать более самостоятельными: получить ограниченную самостоятельность в налоговой политике, в управлении расходами своих бюджетов, реализовывать закрепленные за ними расходные полномочия за счет собственных доходов. В основу реформы положен принцип разграничения полномочий между разными уровнями власти. В 2006 году принята Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ. В 2007 году утверждена методика оценки «эффективности работы региональных властей», расходования региональных бюджетов — перечень из 43 параметров, по которым должна оцениваться работа губернаторов за истекший год и их планы на три будущих года. |
39.Нормативно-правовое Правовое регулирование налоговой системы — это форма регулирования налоговых отношений, посредством которой поведение участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах налогового права . При этом предполагается выполнение субъектами налогового права своих прав и обязанностей, в которых содержится государственная воля, выступающая в виде требований — обязанностей и дозволений — прав. Правовое регулирование налоговых отношений включает такие составные элементы, как нормы права, правовые отношения, юридическая ответственность, правовое сознание и т.д. Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Классификация: 1) в зависимости от плательщика: – налоги с организаций – обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплательщиков-организаций (налог на прибыль, налог на игорный бизнес и др.). – налоги с физических лиц – обязательные платежи, взимаемые с граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в определенных законом случаях (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц); – общие налоги для физических лиц и организаций – обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от их организационно-правового статуса, и определяется наличием какого-либо объекта в собственности лица (земельный налог, водный налог); 2) в зависимости от формы обложения: а) прямые (подоходно-имущественные) – налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником: – личные – налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учитывающие финансовую состоятельность плательщика (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) организаций); – реальные – налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается (налог на доходы по операциям с ценными бумагами, земельный налог); б) косвенные (на потребление) – налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ потребления (акцизы, налог на добавленную стоимость). |
|