Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 23:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы"
1ВОПРОС. Финансы- экономические отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов, обеспечивающих функционирование государства и МО.
Функции финансов:
1.регулирующая- с помощью финансов гос. во влияет на экономику страны, на уровень занятости, на потребление отдельных товаров, на развитие отдельных отраслей.
2.распределительная- с помощью финансов гос. во распределяет совокупный национальный доход между различными отраслями, между органами власти.
3.контрольная- с помощью финансов гос. во контролирует сроки уплаты, сроки возврата куда расходуются средства, соотношение доходов и расходов.
2ВОПРОС. Финансовая система- совокупность финансовых
институтов, каждый из которых
способствует образованию распределению
и использованию
а) бюджетная система;
б) внебюджетные, целевые, гос. ые и мун.е фонды (пенсионный, ФСС);
в)страхование, кредитование;
г) финансирование физ. и юр. лиц.
Фин. Система- совокупность органов власти осуществляющих фин. деятельность гос. ва:
а) Минфин: фед. налоговая служба, фед. .казначейство, фед. Служба по фин. рынкам, служба фед.- бюджетного надзора, фед. Служба по мониторингу.
б) счетная палата;
в) ЦБ;
г) федеральная таможенная служба.
3ВОПРОС. Финансовая деятельность государства- это деятельность гос. ва по образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов, обеспечивающих функционирование государства и МО.
Методы финансовой деятельности:
1) образование - денежные средства образуются путем обязательных платежей, а также путем добровольных платежей;
2) распределение - при распределении государственных денежных средств применяются два основных метода: финансирование (безвозвратное и безвозмездное предоставление этих средств) и кредитование (выделение средств на началах возмездности и возвратности);
3) использование денежных средств - поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение государства, юридических и физических лиц, а также использование их осуществляется посредством расчетных операций.
Принципы:
1.федерализма- при осуществлении фин. деятельности должны учитываться не только интересы РФ, но и S-тов РФ.
2. единства фин. политики и денежной системы- единая валюта- рубль, единая бюджетная и налоговая политика.
3. равенства S-тов РФ- обладают одинаковыми правами и обязанностями при осуществлении фин. д-ти, не зависимо от того явл. ли они «донорами» или «реципиентами».
4. самостоятельность органов м/с- решают сами откуда взять деньги и куда потратить.
5. гласности- СМИ.
6. плановости.
7. социальной направленности- обеспечить достойную жизнь населения.
4ВОПРОС. Органы осуществляющие финансовую деятельность:
1) органы общей компетенции, осуществляющие общее регулирование и контроль за финансовой деятельностью:
а) Президент РФ - подписывает и обнародует федеральный закон о федеральном бюджете;
б)законодательные (представительные) органы РФ, субъектов РФ и муниципальных образований (например, Федеральное Собрание РФ) -рассматривают и принимают (либо отклоняют) бюджеты соответствующих уровней;
в) исполнительные органы РФ, ее субъектов и муниципальных образований (например, Правительство РФ) - представляют проект бюджета в законодательные (представительные) органы, осуществляют общее управление его исполнением;
2) органы специальной компетенции, созданные специально для осуществления финансовой деятельности:
а) Министерство финансов РФ.
б) Федеральное казначейство РФ.
в)Министерство РФ по налогам и сборам.
г) Банк России.
ВОПРОС 5. Органы специальной компетенции, созданные специально для осуществления финансовой деятельности:
а) Министерство финансов РФ. Основная задача выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики
в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств;
б) Федеральное казначейство РФ. Задачи: - организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ, управление средствами на счетах Казначейства;
- регулирование финансовых
отношений между бюджетом РФ
и государственными
в)Министерство РФ по налогам и сборам. Основные задачи в области осуществления финансовой деятельности: - контроль за правильностью исчисления, пол-
нотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды; - участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды
налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме; - осуществление валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов;
г) Банк России. Основные цели: - разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ; - монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; - является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования; - устанавливает правила осуществления расчетов в РФ; - устанавливает правила проведения банковских операций; - осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.
6ВОПРОС. Финансовое право как отрасль права - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью юридических норм, регулирующих общественно-финансовые отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства, необходимых для осуществления задач социально-экономического развития страны.
Предмет финансового права как отрасли права-отношения, возникающие:
1) в процессе распределения государственного бюджета РФ между ее S, которое осуществляется ФОВ и управленческими органами S;
2) между финансовыми органами РФ и отдельными предприятиями в связи с выполнением ими финансовых обязательств перед государством;
3) между финансово-кредитными органами (между Центральным банком России и коммерческими банками) в связи с образованием и распределением средств соответствующих фондов (бюджетных, кредитных, страховых);
4) между внебюджетными фондами (Пенсионным фондом, Фондом технологического развития, Фондом обязательного медицинского страхования и др.), предприятиями (организациями), гражданами в связи с распределением денежных средств на предусмотренные цели (например, выплату пенсий);
5) между государственными (муниципальными) предприятиями (организациями, учреждениями) в связи с образованием соответствующих государственных
(муниципальных) денежных фондов, распределением и использованием ресурсов.
Система финансового права - совокупность финансово-правовых норм, внутри которой финансово-правовые нормы расположены в определенной последовательности и взаимосвязаны настолько, насколько это обусловлено соответствующей системой общественных финансовых отношений.
Метод- императивный.
7ВОПРОС. Финансово-правовая норма – установленное гос. вом, обеспеченное возможностью применения принуждения и закрепленное в источниках финансового права правило поведения, регулирующее отношения в сфере государственного управления. Финансово-правовые нормы могут быть следующих видов: запрещающие нормы - запрет на совершение каких-либо действий (запрет открывать
обменные пункты по обмену иностранной валюты без получения лицензии ЦБ РФ и т.п.); обязывающие нормы - обязанность совершить какие-либо действия (выдавать кредиты коммерческие банки не имеют права без наличия лицензии ЦБ РФ и т. п.); уполномочивающие нормы - определяют полномочия участников финансового правоотношения в совершении определенных действий (определяют круг полномочий ЦБ РФ, Счетной палаты и т. д). Главная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно- властный, императивный характер. Государство
предписывает правила поведения субъектам финансового права. Участники финансовых отношений не вправе изменить предписания нормы и условия ее
применения. Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за невыполнение предписаний
государства.
8ВОПРОС. Субъекты финансовых отношений.
1. Российская Федерация, к ведению которой относятся:
1) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития Российской Федерации; 2) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование;
3)денежная эмиссия; 4) основы ценовой политики; 5) федеральные экономические службы, включая федеральные банки; 6) федеральный бюджет; 7)федеральные налоги и сборы; 8) федеральные фонды регионального развития.
Полномочия Российской Федерации в сфере финансового регулирования осуществляются государственными федеральными органами власти:
1) Правительством РФ; 2) Министерством финансов РФ; 3) Министерством по налогам и сборам РФ; 4)Федеральным казначейством; 5) Центральным банком и т. д.
2. Субъекты РФ - в совместном ведении РФ и ее субъектов в области финансовых правоотношений находятся следующие сферы:
1) установление общих принципов налогообложения
и сборов в РФ; 2) вне пределов ведения РФ и совместного ведения России и ее субъектов, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
3. Муниципальные образования, в пределы ведения которых входят:
1)местные финансы; 2) формирование, утверждение и исполнение местного
бюджета; 3)установление местных налогов и сборов; 4) решение других финансовых вопросов местного значения.
4. Юридические и физические лица. Классификация субъектов финансово-правовых отношений:1)в зависимости от обязательности участия субъектов в финансовых правоотношениях: а)обязательные субъекты - Российская Федерация, ее субъекты или муниципальное образование в лице своих органов; б)факультативные - юридические или физические лица (финансовые правоотношения могут возникать и действовать, например, между Российской Федерацией и ее субъектом); 2) по количеству участников: а)публичные субъекты - органы государственной власти и органы местного самоуправления; б) частные субъекты - физические и юридические лица.
9ВОПРОС. Финансовые правоотношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.
Структура финансовых правоотношений:
1) субъект - физические, юридические лица, государственные (Российская Федерация и ее субъекты) и муниципальные образования;
2) объект - денежные фонды государственных, муниципальных образований, а также юридических и физических лиц;
3) содержание - совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов финансовых правоотношений;
4) основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений – юридические факты (события и действия: правомерные либо неправомерные) и юридические составы;
5) метод финансово-правового регулирования – чаще всего императивный;
6) способ защиты финансовых правоотношений - выделяют 3 способа: самозащиту, защиту прав и интересов в административном и судебном порядке.
Классификации финансовых правоотношений:
1) в зависимости от институтов и подотраслей финансового права:
а) правоотношения, возникающие в сфере государственного страхования;