Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 18:54, лекция
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Финансам и налогообложению"
Финансы – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств в целях выполнения государством функций и задач. Финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы, с развитием товарно-денежных отношений. Финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Финансы выполняют следующие функции:
Распределительная функция финансов заключается в распределении НД по различным направлениям: по уровням (федеральный, региональный, местный); по отраслям, по субъектам. Распределение НД происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть доходов, полученных в одних сферах экономики и направляет в другие, в том числе социальную сферу.
Контрольная функция проявляется в контроля за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Это позволяет оценить эффективность распределительной функции, определить соблюдение законодательства.
Финансовые отношения многообразны. Они связаны с денежными отношениями, которые возникают:
Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
Система подразделяется на 2 сферы: централизованные финансы и децентрализованные финансы.
Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе.
Децентрализованные финансы – денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий и домохозяйств.
Централизованные финансы
Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.
Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления, а также финансовый механизм.
Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему.
Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.
Финансовый механизм (методы воздействия): финансовая политика, финансовое планирование и прогнозирование, финансовый контроль и др.
Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики и управление финансами отдельных субъектов управления.
Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.
Президент Российской Федерации, как глава государства, обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию.
Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.
Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики. В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т.д.
Представительные и
Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.
Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления:
Министерство финансов Российской Федерации;
Федеральное казначейство Российской Федерации;
Федеральная налоговая служба РФ;
Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства
Федеральное казначейство Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба РФ, как орган государственного управления, осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчетным ему. Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.
Центральный банк РФ (Банк России).— юридическое лицо, одновременно осуществляя функции органа государственного управления, наделено властными полномочиями. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Уставный капитал и иное имущество Банка России — федеральная собственность. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные части: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.
Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Финансовую политику можно рассматривать как часть экономической политики государства, представляющую собой «совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов.
Главная цель государственной финансовой политики – создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Задачи финансовой политики:
В разработке финансовой политики в России участвуют все ветви гос власти. Но приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу. Разрабатывает финансовую политику Правительство РФ.
В качестве важнейших составляющих финансовой политики выступают: бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.
Бюджетная политика – это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом. В качестве критериев эффективности бюджетной политики могут быть использованы следующие показатели: уровень собираемости бюджетных доходов; уровень выполняемых бюджетных обязательств; величина бюджетного дефицита и темпы роста государственного долга.