Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 18:54, лекция

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Финансам и налогообложению"

Файлы: 1 файл

Вопросы к зачету по предмету финансы и налогооблажение ККЛ.docx

— 66.92 Кб (Скачать файл)

В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

  1. Доходы от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
  2. Полученные  в иностранной валюте кредиты от иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц

 

    1. Государственный долг. Структура государственного дола.

 

В результате государственных займов образуется государственный долг.

К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Структура государственного долга РФ  представляет собой группировку долговых обязательств РФ, они могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным  от имени РФ как заемщика  от кредитных организаций, иностранных  государств, в том числе по  целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций,  иных субъектов международного  права, иностранных юридических  лиц;

2) государственным ценным  бумагам, выпущенным от имени  РФ;

3) бюджетным кредитам, привлеченным  в федеральный бюджет из других  бюджетов бюджетной системы РФ;

4) государственным гарантиям  Российской Федерации;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии  с законодательством Российской  Федерации на государственный  долг Российской Федерации.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет  включительно).

 

 

    1. Управление государственным долгом.

 

Государственный долг РФ может  быть внутренним и внешним.

Управление государственным  долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации  либо уполномоченным им Министерством  финансов Российской Федерации.

Управление долгом предполагает определение  верхней границы долга, предельных размеров заимствований, принятие решения  о реструктуризации долга и др.

 

18. Понятие налога и налогообложение

 

Налоги  играют решающую роль в процессе перераспределения  ВВП и национального дохода страны, воздействуют на капитал на всех стадиях  его кругооборота.

Сущность  налогообложения заключается в  прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансов государства.

Налог –  обязательный, индивидуальный, но безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности  хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор  – обязательный взнос, взимаемый  с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении  плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешения (лицензии). Пример: сбор за регистрацию и постановку на налоговый учет, выдача различных  лицензий, сбор в нотариальной конторе.

Налогообложение (обложение налоговым платежом) –  весь процесс взимания налогов и  сборов, осуществление налогового контроля, защиты прав и законных интересов  участников этого процесса.

 

19. Функции налогов и налогообложения

 

Сущность  налогов проявляется через их функции:

Фискальная функция (пополнение бюджета) является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. С помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и создается материальная основа существования государства и его функционирования.

Экономическая функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную подфункции, влияющие на воспроизводственный процесс, неизбежно влияют как на объем производства следующего цикла, так и на темпы экономического роста в целом.

Усиление  налогового бремени ведет к уменьшению совокупного спроса, порождает проблему реализации произведенного ВВП, снижение совокупного предложения. Снижение налогового бремени ведет к росту  части дохода, остающейся в распоряжении физических и юридических лиц, увеличению потребления, сбережений, инвестиций. Уменьшение налоговых изъятий позволяет  стимулировать развитие тех отраслей и регионов, в которых заинтересовано общество.

Распределительная функция налогов выступает в виде использования налогового в качестве инструмента при распределении и перераспределении ВВП. Путем введения новых и отмены старых действующих налогов, изменения ставок, расширения либо сокращения налоговой базы.

Стимулирующая функция проявляется в дифференциации налоговых ставок, введении налоговых льгот, направленных на поддержку малого предпринимательства, производства продукции социального, сельскохозяйственного назначения, капитальных вложений, а также инновационной и внешнеэкономической деятельности.

Социальная функция – применение налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования. Вычеты на благотворительные цели, на содержание детей и иждивенцев, финансирование государственных социальных программ.

Воспроизводственная функция – зачисление налогов на специальные счета бюджетной классификации и использование средств на мероприятия природоохранного назначения и дорожного хозяйства.

Контрольная функция – налоги выступают «зеркалом» экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, происходящих в экономике, об эффективности действующей налоговой системы, о ее влиянии на национальное хозяйство, о достаточности мобилизуемых средств для финансирования бюджетных мероприятий.

 

20. Принципы налогообложения 

Реализация  общественного назначения категории  «налог» происходит посредством  налоговой политики государства, которая  разрабатывается на базе основных положений  теории налогообложения. Эти положения  образуют систему принципов налогообложения:

  • - принцип законности налогообложения (каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы);
  • - принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре (реализуется через конституционный запрет на установление налогов, иначе как законом);
  • - принцип всеобщности и равенства налогообложения (каждый должен платить налоги и все налоги устанавливаются по общему правилу);
  • - принцип экономической обоснованности налогообложения (налоги и сборы не должны быть обременительными для налогоплательщика, иметь под собой экономическое обоснование);
  • - принцип определенности налоговой обязанности (налоги должны быть сформированный так, чтобы они были понятны);
  • - принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (всех неустранимых сомнении, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах);
  • - принцип единства экономического пространства РФ и единой налоговой политики.

 

 

21. Элементы налогообложения 

Первая  группа (всегда должны быть указаны  в законодательном акте):

  • - налогоплательщики (субъекты налогообложения);
  • - предмет и объект налогообложения;
  • - налоговая база;
  • - налоговый период;
  • - налоговая ставка;
  • - порядок исчисления налога;
  • - порядок и сроки уплаты налога.

Вторая  группа: факультативные элементы, которые  необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогу – порядок удержания и возврата неправильно изъятых налогов, ответственность за неправильное налогообложение, налоговые льготы.

Субъект налогообложения (налогоплательщик) - лицо, на которое в соответствии с налоговым кодексом РФ возложена юридическая обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств: организации, физические лица.

Предмет налогообложения – это признаки фактического характера, обосновывающие взимание соответствующего налога. Пример: предмет – земельный участок, объект – право собственности на землю.

Объект налогообложения – это юридический факт (действие, событие, состояние), которое обуславливает субъекта платить налог:

  • - совершение оборота по реализации товара;
  • - владение имуществом;
  • - получение дохода и др.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения

Налоговый период – период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может составлять календарный месяц, квартал, календарный год или иной период времени. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчётных периодов, по окончании которых уплачиваются авансовые платежи.

 Налоговая ставка – размер налога на единицу налогообложения.

Налоговая льгота – представленная налоговым  законодательством исключительная возможность смягчения налогового бремени для налогоплательщика.

 

22. Налоговая система РФ и ее составные элементы 

Налоговая система РФ – основанная на определенных принципах система урегулированных  нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Элементы  налоговой системы РФ:

  • - система налогов и сборов РФ (совокупность взимаемых в нашей стране налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней, взимание предусмотрено российским налоговым законодательством.);
  • - система налоговых отношений (совокупность властных отношений по установлению, введению, взиманию налогов, отношений. Возникающих в процессе налогового контроля и др. отношений);
  • - система участников налоговых отношений (налогооблагающие субъекты (субъекты РФ, муниципальных образований, налоговые органы, действующие от налогооблагающих субъектов, налогоплательщики));
  • - нормативно-правовая база сферы налогообложения (конституция, НК, ГК, ФЗ, указы президента, постановления правительства);
  • - система информационного обеспечения налогообложения.

 

23. Система налогов и сборов Российской Федерации. Классификация налогов 

Система налогов и сборов РФ – совокупность взимаемых в нашей стране налогов  и сборов федерального, регионального  и местного уровней, взимание предусмотрено  российским налоговым законодательством.

Виды  налогов:

Федеральные налоги и сборы устанавливаются  налоговым кодексом РФ и обязательны  к уплате на территории всей страны:

  • - НДС;
  • - акцизы;
  • - НДФЛ;
  • - налог на прибыль организаций;
  • - налог на добычу полезных ископаемых;
  • - водный налог;
  • - государственная пошлина;
  • - сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Региональные  налоги и сборы – вводятся законодательными органами власти субъекта РФ и взимаются  на территории соответствующего субъекта РФ:

  • - налог на имущество организаций;
  • - налог на игорный бизнес;
  • - транспортный налог.

Местные налоги и сборы – устанавливаются  и вводятся на соответствующей территории представительным органом местного самоуправления и обязательны к  уплате на территории местного субъекта.

  • - земельный налог;
  • - налог на имущество физических лиц.

 

 

24. Специальные налоговые режимы 

Специальные налоговые режимы устанавливаются  НК и применяются в случаях  и порядке, которые предусмотрены  НК и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать  особый порядок определения элементов  налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных  налогов и сборов

К специальным  налоговым режимам относятся:

1) система  налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система  налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система  налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная  система налогообложения.

1. Система налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Право перейти на этот налог  имеют те сельхоз товаропроизводители  у которых за календарный год  доля дохода от реализации  произведенной продукции ими  самими, включая первичную переработку  своей продукции составляет не менее 70%. Освобождаются от: - налога на прибыль;- налога на имущество организации;- налог на добавленную стоимость.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"