Каждое звено финансовой системы
выполняет свои конкретные задачи и обслуживает
определенную группу фин. Отношений. Задачей
общегосударственных финансов является:
концентрация финансовых ресурсов в распоряжении
государства и направление их на финансирование
общегосударственных нужд, они формируются
за счет налогов, сборов, гос. Пошлин, доходов
от предприятий и т. д.
Территориальные финансы выполняют
ту же задачу, что и общегосударственные,
но применительно к административно-территориальному
образованию, находящемуся на самоуправлении.
Государственные финансы находятся
на высшем уровне иерархии финансов –
это централизованные финансы, в их состав
включают:
Бюджеты всех уровней иерархии гос. Управления
гос.кредит
гос.страхование
внебюджетные федеральные фонды
финансы гос.предприятий.
Существует несколько трактовок
понятия «гос.финансы»:
совокупность финансовых отношений,
обеспечивающая достижения целей внешней
и внутренней гос.политики, и тогда по экономической сущности гос.финансы – это денежные отношения, а также конвертационные отношения: «деньги – собственность», «заем – траст» по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и собственности. Эти отношения связаны с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, в т. ч. за счет предприятий и приватизации гос.собственности. Полученные финансовые ресурсы используются на расширение производства, удовлетворение потребностей граждан, для управления государством, для поддержания отечественных монополий в конкурентной борьбе на внешних рынках.
инструмент проведения социальной политики
государства и они не могут быть самоцелью.
Они имеют цель, которая лежит всегда вне
их самих. Целями гос.финансов может быть решение проблем:
а) низкого уровня удовлетворения
граждан
б) погашение внутренних и внешних
долгов
в) решение проблем излишней
социальной напряженности
совокупность элементов, т.е. финансовых
институтов, их связей, схем взаимодействия.
При построении гос.финансов на всех уровнях учитывают:
а) текущее социальное положение
б) состояние экономики и отраслей
народного хозяйства
в) участие в международных,
межрегиональном и межотраслевом разделении
и специализации труда
г) прогнозы изменения текущих
социальных и экономических положений
д) социальные и экономические
прогнозы
е) социальные и экономические
возможности государства
ж) наличие или отсутствие необходимой
инфраструктуры и др.
Методической основой построения
государственных финансов служит системный
подход прогнозирования и планирования
показателей. Субъектами государственных
финансов являются органы государственной
власти различных уровней. Бюджеты разных
уровней, т.е. федеральный, региональный
и местный являются материальной базой
финансовой деятельности органов управления.
Установление состава бюджетных
доходов и расходов каждого уровня зависит
от разграничения функций и между федеральными,региональными
и местными органами государственной
власти и управления.
В качестве методической основы
разграничения функций между федеральными,
региональными и местными органами государственной
власти может служить теория социальных
услуг государства, в рамках этой теории
обосновывается:
состав и качественный уровень социальных
услуг, которые оказывает государство
гражданам
ценность и стоимость каждой из услуг
для различных категорий граждан
Для избежания конфликтов устанавливаются
границы обслуживания при исполнении
определенных функций. Доходная часть
всех бюджетов формируется в рамках налоговой
политики государства и территорий, а
также взаимоотношения всех бюджетов.
Состав государственных
финансов:
Государственный бюджет – это подсистема
государственных финансов – это главный
финансовый план страны, он выражает экономические
отношения, которые опосредуют процесс
образования и использования централизованного
фонда денежных средств государства. Через
него мобилизуют средства предприятий
всех форм собственности, а также физических
лиц для выполнения общегосударственных
задач. Бюджет – это директивное решение
относительно целей, источников, объемов
финансовых ресурсов.
Существует 2 подхода к разработке
государственного бюджета:
идет от доходов и состоит в том, что определяют
реальный объем доходной части, а исходя из этих доходов планируют расходы.
Он идет от расходов и состоит в том, что
определяют уровень расходов, а после
этого решают задачу обеспечить доходы
путем введения новых налогов.
Структурно бюджет строится
по балансовому принципу и имеет 2 части:
а) доходную, в которой перечисляют
все поступления в бюджет и их источники
б) Расходная часть, в которой
перечисляют расходы бюджета и потребители
бюджетных средств.
Доходная часть бюджета пополняется
за счет:
налогов и пошлин
доходов от государственной собственности
внутренних и внешних займов
продажи и залог государственной собственности
в процессе приватизации.
Средства расходной части направляются
на:
финансирование народного хозяйства
финансирование соц-культурных мероприятий
укрепление обороны
содержание органов государственной
власти
Соц. Гос. И материальных и финансовых резервов
Финансовая поддержка субъектов РФ
Погашение и обслуживание гос.долга.
Если расходы бюджета превышают
его доходы, то говорят о его дефиците.
Он может покрываться :
инфляционный, т.е. печатание необеспеченных денег
безинфляционный – за счет выпуска и размещения на внутреннем и внешнем рынках ценных бумаг. Этот путь имеет одно отрицательное следствие, которое состоит в том, что временно свободные средства предприятий и физ.лиц не попадают в реальный сектор экономики
с соответствующими последствиями.
Основные задачи бюджетной политики
государства следующие:
обеспечить финансовую стабилизацию
Стимулировать инвестиционную активность
Сокращать непроизводительные расхода
Укреплять доходную базу бюджета
Усилить контроль за величиной гос.долга
В процессе бюджетного планирования
устанавливается соотношение между фин.фондами,
определ.размеры финансовых ресурсов.
Государственный кредит – часть государственных
финансов, это совокупность экономических
отношений между государством в лице его
органов власти и физ. И юр.лицами., где государство выступает в качестве
заемщика, кредитора и гаранта. Гарантом
государство является тогда, когда оно
берет на себя ответственность за погашение
займов или других обязательств, взятых
на себя физическими и юридическими лицами.
В социальном плане гос.кредит – это инструмент перераспределения финансовых ресурсов, а в общеэкономическом плане – этот инструмент перестройки экономики.
Функции гос.кредита:
фискальная
регулирующая.
внебюджетные фонды – это совокупность
финансовых средств, которые находятся
у центральных и местных органов власти
и имеют целевое назначение, они часть
государственных финансов.
Территориальные
финансы.
В конце 20 века во всем мире ускорился
процесс развития демократических принципов
в гос.устройстве. Во многих странах обязательным
компонентом гос.строя стало местное самоуправление,
суть которого : его осуществляет само
население через свободно выбранные представительные
органы. Для выполнения функций, возложенных
на территориальные представительные
и исполнительные органы, они наделяются
имущественными и финансово-бюджетными
правами.
В РФ существуют республиканские,
краевые, окружные бюджеты, бюджеты районов,
городов, поселков, сельских поселений.
Территориальные финансы обеспечивают
финансирование мероприятий, связанных
с социально-культурным и коммунально-бытовым
обслуживанием населения.
Территориальные финансы –
это система отношений, посредством которых
распределяется и перераспределяется
национальный доход на экономическое
и социальное развитие территорий.
Через эти финансы государство
проводит социальную политику, осуществляет
финансирование муниципального народного
образования, здравоохранения, коммунального
обслуживания, строительство и содержание
дорог. В настоящее время круг финансовых
мероприятий расширяется.
С помощью территориальных финансов
государство выравнивает уровни развития
территорий.
Главная часть территориальных
финансов – это региональные бюджеты.
Средства субъектов хозяйствования:
финансовые ресурсы предприятий муниципальной
собственности, а также финансовые ресурсы
предприятий, используемых для финансирования
социально-культурных и жилищно-коммунальных
объектов.
7. Государственный и
муниципальный кредит.
Государственный кредит – одна из форм кредитных отношений,
имеющая следующиепризнаки кредита:
наличие кредитора и заемщика как юридически
самостоятельных субъектов кредитной
сделки;
аккумуляция свободных денежных средств
населения, предприятий и организаций
на принципах возвратности, срочности
и платности (в исключительных случаях
допускается беспроцентный заем ресурсов);
возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях. Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой системы Российской Федерации, как кредит (другую его часть составляет банковский кредит).
Государственный кредит – основная форма
государственного заимствования, представляет
собой совокупность кредитных отношений,
в которых заемщиком выступает государство
в лице его органов, а кредиторами – физические
и юридические лица.
Принципы срочности, возвратности и возмездности,
лежащие в основе отношений по государственному
кредиту, характерны для любых кредитных
отношений. Однако между государственным
и банковским кредитами имеются существенные
различия. Аккумулируемые посредством
государственного кредита дополнительные
финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте
производительного капитала, в производстве
материальных ценностей, а используются
для покрытия бюджетных диффицитов.
Государственный кредит представляет
отношения вторичного распределения стоимости
валового внутреннего продукта и части
национального богатства, при которых
государство выступает преимущественно
в качестве заемщика, а также кредитора
и гаранта.
Муниципальный кредит – это экономические отношения, по которым
муниципальное образование выступает
в роли кредитора или заемщика.
Муниципальный кредит является компонентом
территориальных финансов, представляющих
собой совокупность денежных средств,
направленных на экономическое и социальное
развитие территорий.
Функции муниципального кредита:
Перераспределительная – выражается в перераспределении с помощью кредитных инструментов денежных средств между бюджетами, юридическими и физическими лицами.
Регулирующая – заключается в стимулировании экономических процессов, в обеспечении более эффективного использования средств, предоставляемых заемщику на платной основе, и т.д.