В управлении финансами, как и в любой
другой управляемой системе, выделяют
объекты и субъекты управления. В качестве
объектов управления выступают разнообразные
виды финансовых отношений, связанные
с формированием денежных доходов, накоплений
и их использованием субъектами хозяйствования
и государством. Субъектами управления
являются те организационные структуры,
которые осуществляют управление.
В соответствии с классификацией финансовых
отношений по их сферам выделяют такие
группы объектов, как: финансы организаций
(предприятий, учреждений), страховые отношения,
государственные финансы и финансы домашнего
хозяйства. Им соответствуют такие субъекты
управления, как финансовые службы (отделы)
предприятий, страховые органы, финансовые
органы и налоговые инспекции. Совокупность
всех организационных структур, осуществляющих
управление финансами, является финансовым
аппаратом.
Субъекты управления используют в каждой
сфере и каждом звене финансовых отношений
специфические методы целенаправленного
воздействия на финансы. В то же время
им присущи и единые приемы и способы управления.
В управлении финансами можно выделить
такие важнейшие функциональные элементы,
как планирование, оперативное управление,
контроль.
Планирование занимает одно из важных
мест в системе управления финансами.
При планировании любой субъект хозяйствования
всесторонне оценивает состояние финансов,
вскрывает возможности увеличения финансовых
ресурсов, определяет направления их более
эффективного использования. Плановые
решения принимаются на основе анализа
финансовой информации, которая базируется
на бухгалтерской, статистической и оперативной
отчетности.
Оперативное управления представляет
собой комплекс мер, вырабатываемых на
основе оперативного анализа складывающейся
текущей финансовой ситуации и преследующих
цель получения максимального эффекта
при минимуме за трат с помощью перераспределения
финансовых ресурсов. Основное содержание
оперативного управления заключается
в рациональном использовании финансовых
ресурсов с целью улучшения хозяйственной
деятельности.
Контроль как элемент управления осуществляется
в процессе планирования и оперативного
управления. Он позволяет сопоставлять
фактические результаты по использованию
финансовых ресурсов с плановыми, выявлять
резервы роста финансовых ресурсов и более
эффективного их использования.
Различают стратегическое, или общее,
управление финансами и оперативное. Стратегическое
управления выражается в определении
финансовых ресурсов через прогнозирование
на перспективу, установлении размера
финансовых ресурсов для реализации целевых
программ и др. Оно осуществляется органами
государственного и хозяйственного управления:
Федеральным Собранием Российской Федерации,
Администрацией Президента РФ, Министерством
финансов РФ, Министерством экономического
развития и торговли РФ и другими. Оперативное
управление является функцией аппарата
финансовой системы: Министерства финансов
РФ, финансовых органов субъектов Российской
Федерации и местных органов власти, руководителей
внебюджетных фондов, страховых организаций,
финансовых служб предприятий.
При выработке управленческих решений
финансового характера, как при стратегическом,
так и при оперативном управлении учитываются
требования экономических и юридических
законов, результаты экономического анализа,
как итогов прошлого хозяйственного периода,
так и перспектив, используются экономико-математические
методы и автоматизированные системы
управления финансами, рациональное сочетание
экономических и административных методов
управления. Управленческие решения по
финансам оформляются в юридических законах,
финансовых прогнозах и планах, постановлениях
и других формах.
В нашей стране в условиях экономических
преобразований неоправданно недооценивается
накопленный ранее опыт управления финансами,
положительно влиявший на экономику в
прошлом. В управлении почти не находят
должного применения такие финансовые
рычаги, как плата за землю, долговременные
нормативы амортизационных отчислений,
удельные капитальные вложения и другие.
Слабо развиваются формы государственного
кредита, применение субвенций, целевых
дотаций из бюджета. Финансово-кредитный
кризис августа 1998 г. потребовал разработки
и осуществления новой финансово-кредитной
политики, перехода на принципиально новые
методы управления финансами. Они должны
обеспечить усиление государственного
воздействия финансов на развитие реального
сектора экономики, способствовать росту
эффективности общественного производства
и социальной сферы.
1.2 Система государственных органов
управления финансами и их
функции
Общее (стратегическое) управление финансами
Российской Федерации в соответствии
с ее Конституцией возложено на высшие
органы государственной власти - Федеральное
Собрание и его две палаты - Государственную
Думу и Совет Федерации, Администрация
Президента РФ и Правительство РФ.
Оперативное управление финансами осуществляет
финансовый аппарат. С его помощью государство
руководит финансовой деятельностью во
всех структурных подразделениях экономики.
Финансовый аппарат выполняет работу
по оперативному финансовому планированию,
учету, анализу, контролю и исполнению
финансовых планов.
Управление финансами на предприятиях
и отраслях народного хозяйства осуществляют
финансовые отделы и службы предприятий,
а также финансовые подразделения министерств
и ведомств. Сферой страховых отношений
управляют специальные страховые структуры.
Работу по управлению государственными
финансами осуществляют Министерство
финансов РФ и его органы на местах.
Государственная Дума и Совет Федерации
рассматривают и утверждают федеральный
бюджет России и отчет о его исполнении.
Федеральное Собрание рассматривает также
законы о налогах, сборах и обязательных
платежах. Кроме того, оно устанавливает
предельный размер государственного внутреннего
и внешнего долга.
Важнейшим органом, осуществляющим управление
финансами, выступает Министерство финансов
Российской Федерации и его органы на
местах.
Его основными задачами в области управления
финансами является выработка единой
государственной финансовой (включая
бюджетную, налоговую, страховую, валютную
сферу, сферу государственного долга),
кредитной, денежной политики, а также
политики в сфере аудиторской деятельности,
бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности, таможенных платежей (в части
исчисления и порядка оплаты), включая
определения таможенной стоимости товаров
и транспортных средств.
Министерство финансов РФ выполняет
следующие основные функции:
1. Разрабатывает и представляет
в Правительство РФ проекты
федеральных конституционных законов,
федеральных законов и актов
Президента РФ и Правительства
РФ по вопросам:
• организации и функционирования бюджетной
системы РФ, определения основ бюджетного
процесса;
• федерального бюджета на очередной
финансовый год, порядка его исполнения
в очередном финансовом году и отчетность
о его исполнении;
• разграничения бюджетных полномочий
между РФ, субъектами РФ и органами местного
самоуправления;
• финансовых взаимоотношений федерального
бюджета с бюджетами субъектов РФ и местными
бюджетами;
• налоговой, валютной политики и политики
в сфере таможенных платежей;
• регулирования деятельности субъектов
и участников страхового рынка;
• эмиссии и обращения государственных
и муниципальных ценных бумаг, предоставления
государственных гарантий, РФ;
• управления государственным долгом
и финансовыми активами РФ;
• регулирования в сфере формирования
и инвестирования средств пенсионных
накоплений;
• контроля и надзора в финансово-бюджетной
сфере и др.
2. Разрабатывает и утверждает:
• порядок составления и исполнения
федерального бюджета, бюджетов государственных
внебюджетных фондов;
• порядок ведения бюджетной росписи
федерального бюджета;
• порядок составления и представления
бюджетной отчетности об исполнении бюджетов
бюджетной системы;
• формы налоговых деклараций, расчетов
по налогам, методические рекомендации
и другие нормативно-правовые акты по
вопросам применения законодательства
о налогах и сборах;
• условия лицензирования, аттестации,
деятельности и представления отчетности
в отношении субъектов страхового дела;
• методологию эмиссии и обращения государственных
и муниципальных ценных бумаг, предоставления
государственных гарантий РФ;
• порядок организации и осуществления
контроля и надзора в финансово-бюджетной
сфере и др.
3. Осуществляет:
• составление проекта федерального
бюджета на очередной финансовый год,
обеспечение его исполнения;
• прогнозирование и кассовое планирование
исполнения федерального бюджета;
• ведение учета операций по исполнению
федерального бюджета, составление и представление
в Правительство РФ отчетов об исполнении
федерального бюджета и консолидированного
бюджета РФ;
• экспертизу проектов Финансово-экономических
обоснований к законопроектам и проектов
заключений Правительства РФ по законопроектам,
предусматривающим расходы, покрываемые
за счет федерального бюджета;
• управление государственным внутренним
и внешним долгом РФ;
•функции эмитента государственных
ценных бумаг РФ;
•координацию бюджетно-кредитной политики
в соответствии с задачами макроэкономической
политики;
• участие от имени Правительства РФ
в деятельности Парижского клуба и других
клубов и форумов, подписание от имени
Правительства РФ многосторонних соглашений
с должниками в рамках указанных клубов
и форумов.
Основными департаментами Министерства
Финансов РФ являются: департамент бюджетной
политики, который составляет проект федерального
бюджета и организует его исполнение;
департамент отраслевого финансирования,
осуществляющий финансирование промышленности,
строительства и строительной индустрии,
транспортных систем и связи, сельского
хозяйства, пищевой промышленности и охраны
природы; департамент оборонного комплекса
и правоохранительных органов; департамент
управления государственным внутренним
и внешним долгом, определяющий эмиссию
государственных внутренних и внешних
займов, выплату по ним процентов и их
погашение и др.
Важным структурным органом в управлении
финансами выступает Федеральное казначейство,
отвечающее за кассовое исполнение бюджета.
Контроль за правильным исчислением,
полнотой и своевременностью взносов
в бюджет всех обязательных платежей возложен
на Федеральную налоговую службу и ее
органы на местах - налоговые инспекции.
Налоговые инспекции обязаны:
• действовать в строгом соответствии
с законодательством;
• осуществлять контроль за соблюдением
налогового законодательства по вопросам
правильного исчисления, полноты и своевременности
внесения налогов в бюджет и во внебюджетные
фонды;
• вести в установленном порядке учет
налогоплательщиков;
•проводить проверки налогоплательщиков;
•ежемесячно представлять финансовым
органам и органам Федерального казначейства
сведения о фактически поступивших суммах
налогов и других платежей в бюджет;
• информировать Министерство финансов
РФ обо всех случаях неуплаты предприятиями
налогов;
• осуществлять возврат излишне уплаченных
налоговых сумм и неправильно изъятых
с налогоплательщиков штрафов и пеней.
За поступление таможенных пошлин ответственность
несет Федеральная таможенная служба,
которая обязана:
• проводить проверки по налогам, взимаемым
таможенными органами;
• проверять все документы, связанные
с исчислением и уплатой налогов, взимаемых
таможенными органами;
• приостанавливать операции налогоплательщиков
по счетам в банках при неисполнении или
ненадлежащем исполнении ими налогового
законодательства;
• взыскивать недоимки по налогам, а
также штрафы, предусмотренные налоговым
законодательством.
В целом таможенные органы осуществляют
контроль за соблюдением налогового законодательства
при пересечении товарами границы РФ,
правильностью исчисления и уплаты таможенных
пошлин.
На современном этапе развития остается
острой необходимость дальнейшего совершенствования
структуры аппарата управления финансами,
которая связана с изменением проводимого
до августа 1998 г. экономического курса
в стране, повышением роли финансовой
системы в экономическом и социальном
развитии. В основе совершенствования
управления финансовыми отношениями должна
быть активизация финансовой политики.
В частности, это связано с улучшением
системы налогообложения, повышением
ее влияния на развитие экономики, внедрением
долговременных финансовых нормативов,
экономических методов управления.
Совершенствование управления финансами
вызвано также расширением финансовой
самостоятельности субъектов Российской
Федерации, возрастанием значения территориальных
и местных финансовых органов в реализации
финансовой политики.
4. Финансовый контроль,
понятие, цели, нормы, виды и методы
проведения финансового контроля
В современных условиях создания основ
рыночного хозяйства особое значение
приобретает финансовый контроль.
Финансовый контроль - это контроль за
законностью и целесообразностью действий
в области образования, распределения
и использования денежных фондов государства
и муниципальных образований в целях эффективного
социально-экономического развития страны
и ее регионов.
В результате финансового контроля различные
уровни управления должны получить информацию
о фактическом состоянии бизнеса, финансах
организации, выполнении обязательств
по налогам, внебюджетным платежам, а так
же использовании бюджетных средств. При
этом экономические интересы государственных
органов управления, налоговых служб,
администрации организации, его коллектива,
учредителей и акционеров не совпадают.
Каждая из сторон «тянет одеяло в свою
сторону», т.е. стремится получить максимальную
выгоду для себя.
Государство заинтересовано в получении
максимума налогов и различных сборов
для покрытия бюджетных расходов.