Биржапредставляет собой организованный
и регулярно функционирующий рынок по
купле-продаже товаров, ценных бумаг, других
активов.
По характеру организации различают
два типа бирж: частноправовые и публично-правовые.
Современная биржа - это хорошо
оснащенный, организованный рынок, торговля
на котором осуществляется в форме аукциона
или свободного торга, участники которого
связаны со своими конторами и клиентами.
Торги биржевыми активами проводятся
в специально оборудованном помещении
и специально обученным персоналом. Организационно
биржа на финансовом рынке представлена
как хозяйствующий субъект, занимающийся
организацией обращения иностранной валюты
и ценных бумаг в валюте (валютная биржа);
фондовых ценных бумаг (фондовая биржа);
фьючерсами и опционами (фьючерсная биржа);
драгоценными металлами (биржа драгоценных
металлов).
Биржа выполняет две функции:
1) мобилизации временно
свободных денежных средств путем
обмена их на биржевой товар;
2) установления рыночного
курса финансового актива (валюты,
ценной бумаги, золота).
4. Страховой
рынок. Субъектами страхового рынка выступают страхователи
(покупатели, инвесторы), страховщики (должники)
и посредники. Объектом служат страховые полисы.
Страховые компании осуществляют
пассивные и активные операции. Пассивные операции заключаются в продаже страховых полисов.
По характеру пассивных операций
различают следующие типы страховых компаний:
- общего страхования (от
пожаров, транспортного, морского, автомобильного);
- личного страхования (страхования
жизни);
- перестрахования;
- смешанные (страхования
жизни и имущества).
Активные операции аналогичны операциям коммерческих банков.
Приоритетное направление, долгосрочное
финансирование: вложение средств в высокодоходные
ценные бумаги, облигации правительства
и местных органов власти и т.д.
11 Воздействие финансов
на экономику и социальную
сферу. Усиление влияния финансовых рычагов
и стимулов по мере развития рыночных
отношений.
Влияние финансов и их роль
в экономике и социальной сфере
В соответствии с государственным устройством
Российской Федерации в финансовом механизме
выделяют три звена: финансовый механизм
Российской Федерации, финансовый механизм
субъектов РФ и финансовый механизм органов
местного самоуправления. Такое деление
обусловлено компетенцией органов государственной
власти и органов местного самоуправления
в области регулирования финансовых отношений,
регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным
кодексом РФ (БК РФ) и Налоговым кодексом
РФ (НК РФ).
По воздействию на общественное производство
в составе финансового механизма выделяют
следующие функциональные звенья: механизм
мобилизации и использования финансовых
ресурсов, механизм финансового регулирования
общественного производства, механизм
финансового стимулирования общественного
производства.
В составе каждого из перечисленных механизмов
используются различные источники формирования
и методы мобилизации финансовых ресурсов,
их состав, методы распределения, формы
расходования финансовых ресурсов, принципы
организации финансово-хозяйственной
деятельности и построения финансовых
отношений. Учитывая эти особенности,
можно регулировать воздействие отдельных
элементов финансового механизма на общественное
производство и его конкретные сферы,
инициировать ускорение развития соответствующих
отраслей экономики, видов деятельности,
добиваясь в конечном итоге реализации
целей и задач финансовой политики.
Изменение соответствующих элементов
финансового механизма в зависимости
от условий экономического и социального
развития общества предопределяет возможности
его количественного и качественного
воздействия на экономику и социальную
сферу.
Количественное воздействие финансового
механизма выражается через объем и пропорции
мобилизации субъектами хозяйствования
и органами власти финансовых ресурсов
и их распределения между сферами и звеньями
финансовой системы государства. В зависимости
от изменений соотношения объема финансовых
ресурсов на централизованном и децентрализованном
уровнях, величины налоговых поступлений
в бюджет соответствующего уровня, размера
государственных закупок, объемов финансирования
организаций и отраслей экономики регулируется
развитие экономики и деятельность ее
субъектов, осуществляется воздействие
на общественное производство, социально-культурное
развитие общества, его научно-технический
потенциал.
Качественное воздействие финансового
механизма связано с использованием таких
методов формирования и направлений использования
финансовых ресурсов, форм организации
финансовых отношений, которые позволяют
их рассматривать в качестве стимулов
развития как отдельного субъекта хозяйствования,
так и экономики в целом. К таким элементам
финансового механизма можно отнести
снижение налоговых ставок, условия предоставления
налоговых льгот, установление предельного
размера бюджетного дефицита, предельного
объема государственного долга РФ, субъектов
РФ и муниципального долга, условия предоставления
бюджетных кредитов организациям различных
организационно-правовых форм, порядок
применения различных финансовых санкций
и прочие формы и методы организации финансовых
отношений стимулирующего характера.
Эффективность используемого финансового
механизма определяется взаимосвязанным,
согласованным, комплексным функционированием
всех его элементов. Основными условиями
эффективности функционирования финансового
механизма являются:
• объективная обоснованность финансового
механизма, который должен быть сформирован
с учетом объективных закономерностей
развития экономики государства. Только
при таком условии использование элементов
финансового механизма может обеспечить
экономическую стабильность, сбалансированность
бюджетов всех уровней, эффективное ведение
финансово-хозяйственной деятельности
субъектами хозяйствования, социальную
защиту и благосостояние населения;
• соответствие условиям развития экономики
и методам хозяйствования. В условиях
централизованной плановой экономики
использовался только директивный финансовый
механизм, обеспечивающий организацию
финансовых отношений, распределение
и использование финансовых ресурсов
в интересах государства. В настоящее
время с переходом к рыночным основам
функционирования экономики используется
иной механизм организации финансовых
отношений, предполагающий широкое применение
разнообразных инструментов финансового
регулирования и стимулирования экономического
развития: налоговый механизм строится
с учетом не только его фискальной функции,
но также способствует регулированию
и стимулированию отдельных видов деятельности
и отраслей экономики; механизм социального
страхования способствует смягчению негативного
воздействия элементов рыночной экономики
путем финансового обеспечения реализации
государственных социальных гарантий
нетрудоспособным и малоимущим слоям
населения; бюджетный механизм характеризуется
использованием принципиально новых методов
мобилизации и форм использования бюджетных
средств, принципов бюджетного планирования
и финансирования, методов осуществления
финансового контроля;
• связь финансового механизма с факторами
производства и экономическими интересами
субъектов финансовых отношений: использование
элементов финансового механизма должно
способствовать удовлетворению потребностей
всех участников общественного воспроизводства
в финансовых ресурсах, достижению их
устойчивого развития и реального экономического
эффекта от проводимых финансовых операций;
• взаимосвязь составных элементов финансового
механизма, их взаимное регулирование,
которое в конечном итоге определяет последовательность
осуществления финансовых операций, состав
субъектов финансовых отношений, порядок
их организации на практике.
Можно сделать вывод, что финансы является
неотъемлемой частью как экономики, так
и социальной сферы и воздействует на
них качественно и количественно. Количественное
воздействие финансового механизма выражается
через объем и пропорции мобилизации субъектами
хозяйствования и органами власти финансовых
ресурсов и их распределения между сферами
и звеньями финансовой системы государства.
Качественное воздействие финансового
механизма связано с использованием таких
методов формирования и направлений использования
финансовых ресурсов, форм организации
финансовых отношений, которые позволяют
их рассматривать в качестве стимулов
развития как отдельного субъекта хозяйствования,
так и экономики в целом.
Финансовый рычаг – инструмент формирования и использования
финансовых ресурсов в процессе распределения
и перераспределения валового внутреннего
продукта. В их состав входят:
1) прибыль;
2) налог
на прибыль;
3) амортизационные
отчисления;
4) отчисления
на социальное страхование;
5) налоги
с населения.
Роль финансовых рычагов в условиях перехода от административно-командных
к рыночным методам хозяйствования существенно
возросла. Финансовые рычаги стали важнейшим
инструментом стимулирования народного
хозяйства.
С помощью
финансовых рычагов решаются задачи:
1) регулирования
общего уровня финансовых ресурсов
в сфере производства;
2) ограничения
монопольной деятельности;
3) регулирования
внешнеэкономической деятельности
предприятий, пропорции распределения
денежных средств, инвестиционных
и инновационных процессов.
Наибольшую
роль играют налоги. С их помощью регулируется
уровень рентабельности и размер денежных
накоплений, остающихся в распоряжении
предприятия. Изымая часть накоплений,
государство создает у предприятия стимул
к изысканию дополнительных резервов
роста прибыли, прежде всего за счет повышения
эффективности производства. С переходом
к рыночным отношениям преобладают налоговые
методы изъятия доходов предприятий.
Налог на сверхприбыль, применяющийся в ряде стран, способствует
ограничению монополий.
Подоходный налог с населения играет определенную роль
в повышении трудовой активности ра-,ботников.
В условиях
рыночной экономики система финансовых
рычагов воздействует на развитие производства
и через прямое регулирование пропорции
между денежными фондами, участвующими
в производственном процессе. Чтобы не
допустить сбоев в работе, предприятие
широко использует финансовые нормы и
нормативы, резервные фонды и т. д. Через
изменение соотношения между фондами
накопления и потребления финансовые
рычаги непосредственно влияют на экономический
рост.
Финансовый стимул – организационная форма финансовых
отношений, с помощью которой можно влиять
на материальные интересы хозяйствующих
субъектов.
Выделяют:
1) эффективные
направления инвестирования финансовых
ресурсов, благодаря чему расширяются
возможности выпуска продукции
с высокой отдачей, создаются
условия для развития новых
технологий;
2) поощрительные
фонды. Используются на предприятии
с целью повысить заинтересованность
работников в более интенсивном
и эффективном труде;
3) бюджетные
стимулы. Субъектом стимулирования выступает
государство. Это система платежей в бюджет
и система бюджетного финансирования;
4) система
финансовых льгот и санкций. Льготы
расширяют возможности наиболее
эффективного инвестирования денежных
средств в производство и создают благоприятные
условия для его роста. К ним относятся
разрешение на ускоренную амортизацию,
освобождение от налогообложения части
прибыли, направляемой на научно-технические
разработки или природоохранные мероприятия. Санкции усиливают материальную ответственность
субъектов за конечный результат деятельности,
нарушения требований договорной, расчетной
и финансовой дисциплины.
11 роль финансов в
развитии международного сотрудничества.
Финансы и глобализация экономики.
РОЛЬ ФИНАНСОВ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА
Таможенная политика государства. По
действующему законодательству в России
применяются следующие виды пошлин:
1) адвалорные – в процентах к таможенной
стоимости товара;
2) специфические – в абсолютных размерах
на единицу товара;
3) комбинированные – сочетают первые
и вторые;
4) особые:
а) сезонные (вводятся на срок до 6 месяцев);
б) специальные (когда наносится ущерб
отечественным производителям и как ответная
мера на дискриминацию других государств);
в) антидемпинговые (когда цена импортныхтоваров
ниже стоимости);
г) компенсационные (при производстве
или вывозе товара использовались государственные
субсидии).
Россия была почти единственной страной,
где применялись экспортные пошлины. Экспортные
пошлины ухудшают конъюнктуру своих товаров
на международном рынке. Они у нас существовали
в фискальных целях.
Финансовое регулирование импорта и
экспорта. Экспорт капитала в несколько раз превышает
импорт капитала, идет крупномасшабная
утечка капитала.
Основные формы нелегального бегства:
1) недополучение экспортной выручки;
2) невозвращенная предоплата импорта;
3) контрабанда;
4) экспортные кредиты предприятиям.
Финансово-кредитные связи России с СНГ
и дальним зарубежьем. Финансовые отношения строятся в основном
по линии выдачи кредитов странам СНГ.
Основная масса кредитов – технические,
на пополнение рублевой массы. Вся эта
масса переоформлена в государственный
долг. Россия продолжает предоставлять
кредиты. Многие страны должны нам за продукцию,
поставленную различными предприятиями.
Со странами дальнего зарубежья. Россия
– основной преемник кредитора СССР. К
началу 1990 г. было выдано кредитов на 26 млрд
руб., в том числе 18 % должна Куба, по 11 % –
Монголия и Вьетнам, 10 % – Индия, 8 % – Сирия,
6 % – Польша, 4 % – Ирак, 3,5 % – Афганистан
и т. д. Многие кредиты были выданы на приобретение
военной техники. Эти кредиты не способствовали
экономическому процветанию. Возврат
кредитов очень проблематичен. Большинство
стран не выплачивают кредиты, а те, кто
делает это, осуществляют выплату товарами
на очень льготных условиях.