Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 15:38, шпаргалка
Ответы на вопросы по дисциплине "Финансы"
Контрольная функция присуща многим экономическим категориям и имеет специфические особенности относительно категории финансов. Она реализуется в сочетании с первой или со второй функцией. По сути, контрольная функция присуща управлению, в том числе государственному. Так как финансы являются категорией, тесно связанной с функционированием государства, то и ей свойственна эта функция. Конкретное проявление содержания контрольной функции осуществляется в ходе деятельности финансовых, налоговых, таможенных и других государственных органов, реализующих на практике финансовую политику государства.
Отсутствие единой точки зрения на общие вопросы теории финансов отрицательно сказывается на практической деятельности общегосударственного органа управления экономикой и хозяйствующих субъектов. Нельзя игнорировать также исходные положения теории в подходе к функциям финансов и их роли в системе денежных отношений. Содержание функции экономической категории должно быть свойственно только этой категории и проявляется оно в экономическом предназначении. Роль экономической категории характеризует конкретные результаты ее использования в реальной экономической и хозяйственной деятельности государства и хозяйствующих субъектов.
Финансы как система экономических отношений занимают одно из важнейших обособленных мест в системе денежных отношений или, по определению некоторых авторов, в «денежном хозяйстве» страны. Экономическая политика в современной России впервые за всю историю существования последней зависит от состояния денежной системы страны и мирового валютного рынка. Классические функции денег в настоящее время выполняются либо слабо, либо вообще не выполняются. В экономической среде уже не говорится о выполнении деньгами функций накопления, мировых денег, средства платежа, меры стоимости и т. д. В отдельных экономических трудах отечественных ученых все денежные отношения сводятся к финансовым, а финансовые отношения считаются синонимом денежных отношений (финансы представляют собой денежное хозяйство страны). Все это связано как с отсутствием четкой экономической и финансовой политики в развитии государства, так и с немалым влиянием зарубежной науки и практики на организацию воспроизводственного процесса с учетом современного рынка труда и капиталов, сдвигов в международном разделении сфер государственного влияния.
Опыт развития экономики России последних лет показывает, что за основу организации невозможно принимать идеалистические модели управления, а тем более переносить ранее применяемые на будущее развитие. Экономика любого государства специфична и не может быть рассчитана по факторным моделям. Если за основу организации принимается одна модель развития, то необходимо учитывать множество факторов, не свойственных ей. Так, принимая монетаристскую модель регулирования экономики и денежной системы со стороны общегосударственного органа управления, необходимо особое внимание уделять таким экономическим категориям, как финансы, финансовый рынок, кредит, капитал, цена, прибыль, заработная плата. Однако следует не забывать при этом, что в основе их развития находится воспроизводственный процесс с его экономическими законами и механизмом выполнения. Существенное влияние на использование моделей оказывают и внешние факторы, связанные с неидеальностью функционирования международных экономических рынков.
Денежные отношения (деньги), являясь важнейшей категорией товарного хозяйства, сегодня становятся в России наиболее значимой и существенной категорией всей экономической системы управления государством по сравнению с такими, как товар, цена, финансы, кредит, прибыль, доход, предпринимательский доход и заработная плата и др. Именно этой экономической категории свойственно функционировать как системе отношений. Каждая из экономических категорий отражает определенную сторону воспроизводственного процесса и оказывает влияние на выполнение функционального предназначения более общей категории. Причем следует учитывать и сильное взаимное влияние категорий между собой. Так, например, невозможно объяснить (или предусмотреть) финансовые кризисы только назначением финансов, валютные кризисы — законами денежного обращения, банковские кризисы — правилами кредитования, государственный долг - политическими решениями и т. п.
Роль финансов в системе денежных отношений, как и некоторых других категорий заключается в полноте выполнения ими своих функций по формированию и использованию централизованных (государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды) и децентрализованных (хозяйствующих субъектов) денежных фондов и сумм денежных средств, а также в возможности осуществления контроля за их рациональностью функционирования в рамках единой системы. К сожалению, в современной России роль финансов во многом зависит от неразработанности законодательства, отсутствия единой и долговременной системы управления и регулирования со стороны общегосударственного органа, организационной разрозненности надзирающих и контролирующих органов и от других факторов.
Итак, финансы - это система экономических денежных отношений, имеющая императивную форму образования по поводу перераспределения совокупного общественного продукта (главным образом, национального дохода), выражающая процессы формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств с целью выполнения государством своих функций и принимающая законодательно закрепленный характер использования.
2. Финансовая политика:
содержание и сущность. Особенность
финансовой политики РФ на
современном этапе
Финансовая политика Российской Федерации на современном этапе
2.1. Особенности разработки финансовой политики в РФ
Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях12 (в соответствии со ст.170 Бюджетного кодекса Российской Федерации) Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. При этом Правительство РФ, как часть исполнительной ветви власти, разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. Если Государственная Дума не принимает закон или принимает его с корректировками, искажающими или изменяющими основное содержание закона, и это не позволяет исполнительной ветви власти осуществлять финансовую политику в предполагаемом направлении, Правительство РФ должно либо добиться принятия нужного ему закона, либо уйти в отставку. Опыт взаимодействия Правительства РФ и Госдумы современной России свидетельствует о постоянном противостоянии, в силу чего до сих пор нет определенности ни в экономической, ни в финансовой политике.
Финансовая политика, как часть системы управления финансами, является прерогативой федеральных органов управления. На уровне субъектов Федерации возможности принятия решений ограничены, и функции органов власти субъектов Федерации в финансовой политике незначительны. Эти функции ограничиваются бюджетом и местными налогами. Руководители субъектов Федерации участвуют в выработке финансовой политики государства как члены Совета Федерации, но это не расширяет их функции в принятии решений в данной области.
Финансовая политика13 – сознательное, целенаправленное использование государством финансовых отношений для реализации экономических и социальных задач или это совокупность по использованию государством финансов.
2.2. Особенности проведения финансовой политики в РФ
2.2.1. Налоговая политика
Интересы государства базируются на принципе достаточности налогообложения. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной и легитимной деятельности участников материального производства. Налоговые отношения, как и всякие другие общественные отношения, должны воспроизводиться, и государство не должно угнетать источники и мотивы такого воспроизводства. Налогообложение не должно носить конфискационного характера. Только рост национального богатства, выраженный, в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы.14
В трехлетней перспективе 2010 - 2012 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.
Однако при этом следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.
Сокращение объемов промышленного производства, негативная тенденция изменения иных макроэкономических показателей может привести к росту задолженности по налогам и сборам перед бюджетной системой Российской Федерации и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. В целях минимизации указанных рисков потребуется повышение качества налогового администрирования, а также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).
Необходимо постоянно анализировать ситуацию в мировой, российской экономике и исходя из имеющихся возможностей изыскивать варианты поддержки участников экономической деятельности, стимулировать темпы роста экономики, в том числе и с помощью механизмов налоговой политики.
В рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2008 году в оперативном порядке были внесены целый ряд уточнений и изменений в законодательство о налогах и сборах. В частности, увеличены размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка налога на прибыль организаций, увеличена "амортизационная премия" по налогу на прибыль организаций, введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, включая снижение его ставки.
В ходе обсуждения мер налоговой политики в период экономического кризиса одним из самых актуальных является вопрос о том, насколько меры в области налогового стимулирования экономики способны создать предпосылки для преодоления кризисных явлений. Необходимо ли создавать стимулы для экономического роста с помощью мер налогового стимулирования (т.е. снижения налогов для всей экономики или отдельных ее секторов), либо приоритетными являются меры бюджетной поддержки, а налоговая нагрузка, являющаяся источником ресурсов для бюджетных расходов, должна оставаться неизменной? Различные страны по-разному отвечают на этот вопрос, однако представляется, что подобный выбор в Российской Федерации уже сделан - основной "антикризисный налоговый пакет" был принят в конце 2008 года. В ближайшие годы антикризисные меры будут реализовываться путем осуществления бюджетной политики.15
2.2.2 Бюджетная политика
В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические цели развития страны, определенные в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации.16
Основная задача бюджетной политики на 2008 год и период до 2010 года – сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государства. (график 1 в Приложениях)
Федеральный бюджет на 2008 год и период до 2010 года соответствует этому требованию, обеспечивая:
достойную жизнь для граждан, достижение которой будет проявляться в:
• сокращении доли населения с доходами ниже прожиточного минимума с 16 до 10,7%;
• повышении соотношения средней заработной платой в бюджетной сфере
и прожиточным минимумом трудоспособного населения с 1,7 до 2,6;
• повышении соотношения между трудовой пенсией и прожиточным минимумом пенсионера с 1,01 до 1,32;
• увеличении объема вводимого жилья с 50,8 до 80,0 млн. кв. метров в год
устойчивый рост для экономики, характеризующийся:
• сохранением темпов экономического роста на уровне 6% ВВП;
• снижением уровня инфляции до 5,0 – 6,0%;
• увеличением инвестиций в основной капитал более чем в два раза;
• ростом прямых иностранных инвестиций в долларовом выражении в полтора раза;
уверенность в будущем для страны, выражающуюся в:
• увеличении средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 68,5 лет;
• повышении коэффициента рождаемости с 10,4 до 11,6 на тысячу человек в год;
• снижении смертности с 15,2 до 12,6–12,8 на тысячу человек;
• поддержании высокого научного потенциала и развитии приоритетных отраслей науки и технологий;
• диверсификации промышленности и повышении доли инновационной продукции в объеме экспорта и продаж на внутреннем рынке;
• обеспечении национальной безопасности и готовности к отражению внешних и внутренних угроз.
2.2.3 Денежно-кредитная политика
В "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов" отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период, в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.