Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 17:20, шпаргалка

Описание работы

1. Финансы в системе производственных отношений.
Финансы (как эк-ая категория) - специф. форма произв. отношений, возник-их по поводу распределения и перераспр-я части ВВП,гл.обр.чистого дохода и формирования на этой основе централиз.идецентрализ. фондов ден.ср-в,используемых на цели расширения воспроизводства и удовлетвор.общегос.потребностей.

Файлы: 1 файл

shpory_po_finansam.docx

— 73.35 Кб (Скачать файл)

2. Децентрализ рез фонды созд-ся  Sхоз, предст собой фонды самострах-я. Формы создания: -натурал, - денеж образ-ся только за счёт собств ист-ков.

  Назначение: восполнении ущерба на предпр-и, создавшим свой децентр рез фонд.

Преим-ва: -Sхоз самост опр-ют велич дох, прибыли, напр-мые на создание рез фонда;

- доход от инвест-ния рез фонда  принадл самому Sхоз.

Недостатки ден рез фондов: фонды самострах не м.б созданы в таком размере, чтобы обеспечить восполнение от стих бедствий, несч случаев.

Недостатки рез фондов в натур форме: - децентр рез фонды в нат форме выпадают из хоз оборота; - рез, созд-е в нат виде м.погибнуть на равнее с др мат ценностыми при наступлении ЧС и стих событий.

3. Фонды и резервы страх компаний  образ-ся спец страх компаниями, к-ые на Добров или бязат  основе получают от предпр, орг-ции, ФЛ страх взносы, явл-ся исх ист-ком образ-ния данных фондов.

Страх фонды и рез обесп-ют застрах-м реал возмещение мат потерь.

 

 

34. Страховой рынок и его социально-экономическое содержание.Страх рынок (экон позиция) – сфера эконденотн-й, где объект купли-продвжи – страх защита.Страх рынок (институц позиция) – сложная интегрирсист страх и перестраховочных орг-ций. Услфункц-ния страх рынка:- потр-ть в страх усл- наличие страх закон-ва- разработка концепции страх-ния- призвание страх-ния в кач инструмента регул-ния эк-кой- выс страх культура

  Класс-ция страх компаний:1. величина активов:- крупные    - средние        - мелкие. 2. по сфере деят-ти:- универсальные – шир объём операций в разл сегментах рынка- специализир – обслуж-е интересов отдел страх-лей

- объединения  страховщиков – межд, нац, регион общ-вавзаим страх-ния.3. по форме орг-ции:- гос – учрежд-е страховщика гос-вом, нац-цияакцион страх компаний   - акцион-е – централиз сбор ср-в путём продажи акций

- общ-вавзаим  страх-ния – участники одновр  и страх-ки и страх-ли.

   Виды страх орг-ций: - правит-ные      - частные     - негос пенсион фонды     - кэптивные     - страх пул,  - консалтинговые фирмы страх экспертов.  Отн-я м/у страх-лем и стах-ком строятся на основе страх тарифа (цены – страх защиты). Нижняя граница опр-сяпотр-тями страх-ка. Верхн граница опр-ся принципом равенства м/у страх взносами и страх выплатами.  При опр-нии страх тарифа исп-сяактуарные расчёты – систматем и стат законом-тей, регул-щихотн-я м/у страх-ком и страх-лями.Роль страх взносов:- обесп-ют бесперебвып-ниеобяз-в страх-ка по возмещению убытков.- покрывают расходы по ведению дела,- обесп-ют получение прибыли !

  Страх тариф (брутто-тариф) сост из 2 частей:- нетто-тариф для выплат страх-лям, - нагрузка для покрытия затрат на проведение страх-ния.  При осущ-нии страх деят-ти страх орг-циинакапл-ют значит резервы, к-ыенеобх не просто сохр-ть, а капитализ-ть, т.е нарастить. То страх орг-ции размещают свои резервы.Усл размещения страх резервов:- диверсификация – в разл по назнач и срокам окуп-ми объекты, - возвратность – мах надёжность возврата ср-в в полн объёме, - прибыльность – получение пост и выс дохода, - ликвидность – быстрое превращение объектов инвест-ния в ликвидн ср-ва.

 

 

35. Экономическая сущность, значение  социальной защиты населения.Сущностьсоц защиты насел заключ в прим-нии мер по укреплению статуса экон-соц слабых граждан. Сущ-ниесоц защиты насел обусл-сянеобх-тью сдерживание нетрудосп граждан группы обст-в, при к-ых чел не в сост своим трудом обеспечить свои жизнен потреб-ти:- обст-ва, связан с полн, частичн, времен, пост потерйтрудосп-тив следствие болезни или достижопр возраста; - обст-ва, связан с изм-ем соц-экон, полит, междунаробстан-ки; - обст-ва, связан с неблаопр климат, стихийн, прир явлениями.

2 осн группы соц защиты:1. Система Бисмарка. Ур соц защищён-ти граждан зависит от стапени участия в обществ пр-ве. Размер соц выплат прямопропорц страх взносам, к-ые были уплачены на протяж актив, трудосп жизни. Систимеет накопит хар-р, ей присущи элементы защиты солидархар-ра, т.к работающие содержат нетрудосп-х.2. Система Бевериджа. Даёт право намин защиту люб гражданину, потеряв свой доход по люб причинам. На случ болезни устн-но обязат страх-ние. Пристарелвыплачивсоц пенсии. В основе дан сист лежит концепция соцспрвед-ти и принцип солидар-ти.

Общие черты 2-х систем:- принцип самообеспечения, в соотв в к-ым граждане трудосп возраста обязаны обеспечивать себя сами;- гибк система соц гарантий на случ болезни, инвалид-ти, ухода на пенсию и потери кормильца.

Формы соц обеспечения:*Соц страх-ниепроявл в фин-ниисоц выплат, осущ-ся за счёт аккумулир в спец фонде взносов из фонда оплаты труда наним-лей (РБ сост 34%) и из з/пл раб-ков (РБ – 1%). Виды- накопительн (при потререист-ка дохода застрах-й гражданин получ компенсацию раз-р к-ой зависит от прежн з\/пл и выплач-х ранее взносов)- солидарное (раб-щие содержат нетрудосп граждан - смешанное

*Соц помощь оказ-ся тем, кто не в сост заработать сам (т.енетрудосп-н) имеет на иждивении детей. В рамках соц помощи выплач-ся пособия адреснхар-ра, к-ыефин-ся за счёт налогов и не зависят от ранее сделанных взносов.

Механизм оказания соц помощи:- выявлмалообеспеч граждане - в зав-ти от потр-тиопр-ся размер пособия- осущ выплата пособия

*Попечительство  осущ-ся органами опеки за счёт  бюджассигноваций и спонсор помощи.  *Соц обслуживание деят-ть ЮЛ и ФЛ по оказсоц поддержки, мат помощи, предост-ния быт, мед, правов и др услуг, а также создание усл для соц адаптации и реабилитации граждан, оказ-ся в трудн положении. Осн принципы соцобслуж-ния:  - адресность     - соцсправедл-ть         - доступность        - конфедец-ть*Соц услуги оказ-ся в случмалообесп-ти, семейннеблагополуч, бераб-цы, инвалидности.

 

38.Фонд соц защиты населения, его формирование и использование.ФСЗН – государственный целевой внебюджетный фонд социальной защиты населения Министерством труда и социальной защиты РБ, порядок формирования и использования средств которых устанавливается Советом Министров РБ по согласованию с Президентом. ФСЗН формируется за счёт отчислений в размере 34% от ФОТ юр лиц, и 1% отчисления в пенсионный фонд от доходов физлиц.Состав специальных целевых фондов в РБ неоднократно менялся в соответствии с изменением экономической ситуации в стране. Из состава республиканского бюджета создаются так же различные резервные (страховые) фонды, предназначенные для финансирования непредвиденных расходов. Состав резервных фондов:Резервный фонд Президента РБ;Резервный фонд финансовой помощи юр лицам и ИП;

Фонд финансирования расходов, связанных со стихийными бедствиями, авариями;Резервные фонды местного управления и самоуправления.

Ф-ции ФСЗН: =установление порядка взимания платежей; =контроль за поступление и расходованием ср-в;=координауия работы стр-ры подразделений; = обеспеч  капитализации ср-в с аккумулированных в фонде.

Направление расходования ср-в: выплата пенсии, выплата пособий, оказание матер помощи нуждающимся, пожилым  и нетрудоспособным граждан.

 

 

36.Сущность гос бюджета и его роль в макроэк-ком регулировании. Бюджет (как экон. категория) – совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения, исполнения центр.фондов, предназначенных для решения задач и функций государства и его террит-админ. единиц.

Бюджет (в мат аспекте) – центр.фонд денежных средств который находится в распоряжении соотв. органов власти.

Бюджет (в юр асп) – правов акт, устанавливающий финн.план гос-ва и закрепляющий права и обяз-ти участников бюдж. отношений.

Согласно закону РБ «О бюдж. сист. и госвнебюдж. фондов». Бюджет – осн. финн. план формирования и исп-нияден средств гос-ва для обеспечения функций гос. органов, эк. и соц. развития респ-ки или соотв. админ.-террит. единиц.Факторы, влияющие на величину бюджета:- уровень развития экономики,- тип гос-ва,- приоритеты внешнего и внутреннего развития гос-ва,- осн. каналы распределения нац. дохода через гос. Бюджет =распр-ние между сферами матер.произ-ва и непроизв. Сферами,=распр-ние между трудосп. и нетрудосп. Населением,=распр-ние между отдел.регионами

Функции гос. бюджета: - мобилизация ден. средств в руках гос-ва- контроль за своеврем-тью и полнотой поступления средств в расп-ние гос-в  - исп-ние средств на общегос. нужды и контроль эффективности их использования и целев. характера.

 

 

37. Бюджетное устройство и бюджетная система, принципы построения бюджетной системы.

Бюджетное устройство – организация бюджетной системы, и принципы её построения. Определяется устройством гос-ва и гос. политикой. Бюджетную систему РБ обр-ют республ. бюджет и местные бюджеты, т.е. кол-во звеньев бюджетной системы определяется адм-тер. делением страны. Виды бюджетного устройства:1. унитарное бюджетное устройство:- республ. Бюджет; - местные бюджеты«+»: централизация финн. рес. в руках центр. правит-ва, что позвол. контр-тьден. потоки и операт их перенапр-ть на финансирование гос. и регион порграмм.«-»: ущемление инициативы на местах в регионах.  2. федеративное:- общегос. Бюджет  - бюджеты федераций  - местные бюджеты  «+»: распр-ние полномочий, разделение гос. власти, обесп-ние интересов множеств-тинац суверенитетов. «-»: усложнение контроля за ден. потоками. Бюджетная система – это совокупность отдельных видов и уровней бюджетов, действующих на территории страны на основе экономических норм и законодательства. Бюджетная система РБ делится на :- республиканский бюджет- местный бюджет

Принципы бюджетной системы: - единство – обеспеч-ся единой законод. базой, единой формы бюдж. документации.- полнота отражения доходов – проявл-сявключ. в бюджет всех налогов и поступлений.

- самостоятельность  бюджетов – обеспеч-ся наличием  собственных источников доходов  для бюджетов различных уровней.- гласность – предполагает широкое освещение в СМИ,

- ответственности  участников бюджетного процесса- реальности бюджетов – означ. финансирование расходов исходя  из объёма реально поступающих  деню средств.- эффективности использования бюджетных средств

- адресности  и целевого назначения бюджетных  средств

 

38. Бюджетный процесс, его этапы и их хар-ка

Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной и местной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению соответствующих бюджетов, а также составлению и утверждению отчета об его исполнении.    

 Бюджетный процесс включает в себя стадии:

1) составление проекта бюджета (этому предшествует разработка  планов и прогнозов развития  территорий и целевых программ):   
2) рассмотрение (проект бюджета рассматривает представительный орган власти соответствующего субъекта бюджетного права, порядок и сроки рассмотрения проекта бюджета устанавливаются конкретно на каждый финансовый год) и утверждение бюджета (бюджет утверждается после четырех чтений);   
3) исполнение бюджета (совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря, заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и в финансировании соответствующих расходов);   
4) составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Участниками бюджетного процесса являются: Президент РБ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного (муниципального) финансового контроля; иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

 

 

43 Управление гос. долгом

Гос долг – сов-тьмеропр-й по подготовке к выпуску и размещ долг обяз-в гос-ва. По регул-нию рынка гос цен бум, по обслуж и погашен гос долга, меропр-я по предост-нию кредита и гарантий.

   К гос органам по упр-ниюгос  долгом отн-ся сов мин-ров, в  некотслуч эту ф-циюм.выполнять мин-во фин-в.

Осн задача упр-ния ГД – ограничение темпа роста ГД, своеврем его погашение и выплата доходов по займу за счёт бюдж ср-в. (внешн; внутр).

   Методы упр-ния  ГД:

- рефин-ние – нов займы покрывают займы

- конверсия – изм-ниепервоначусл  займа

- консолидация – изм-ние сроков  погашен займов

- отсрочка

- аннулир-ние – отказ от обяз-в  на рынке выпущен займам

- унификация – нескстарыхоблигацприравн  к 1-й новой

- новация – замена однобяз-ва  другим.

   Принципы упр-ния  ГД:

- безусловнвып-ниеобяз-в     - единство учёта всех видов  обяз-в

- уменьш рисков мир валют рынков    - оптималстр-ры долгов обяз-в

- финнезав-ть.

   В наст время наиб актуал  вопросом явлупр-ниевнешн ГД. Для  этого треб-сяразл звеньев правит-в. Цель упр-ниявнеш ГД: создание  усл для исп-нияимеющвозм-тейвнешфункц-ния. Для этих целей созд-сяопр мех-мы выраб-ки стратегии по упр-нию ГД и контролем заеёосущ-ем.

Фиктивнупр-ние ГД вкл 3 взаимосвяз задачи:

- опр-ние срока по обяз-вам  в рамках обслуж-ниявнеш долга.

- прогнозир-ние ожидаем фиксир  поступлений. Возм-ти поступления  нов внеш займов.

- прог-ниевнутр налог поступлений. Сложности со сбором налогов  м.сирьёзно ограничить возм-ти гос-ва по обслуж-ю внеш долга.

  Этапы упр-ниявнеш  долгом:

  1. Выбор подходящ вида фин-ния.
  2. Принятие реш-я о разм-х займа в соотв с приоритетами. Для этого оценив след аспекты:
  3. Ист-кифин-ния и объём, к-ыйобеспечкажд из них
  4. Валют стр-равнеш займов, обесп-щая мин-цию рисков, связ-х с колеб валют курсов.
  5. Мин-ция рисков, связ-х с изм-ем % ставки в пер выплаты долга.
  6. Анализ и оценка влияния нов займов на стр-ру уже сущ-го долга
  7. Оценка перспектив доступа к внешнитс-камфин-ния.

Ключев роль в обслужвнешн долга играет сист статистики ВД. Предст собой ведение полн и своеврем отчётности по сущ-му долгу гос-ва. Стат данные по ВД предст-ют подробн инфо о кажд кредит соглаш-е и графике платежей каждсоглаш-я.

  На основании этих данных  форм-ся инфо для подготовки  проекта бюджета и проекта  платёж баланса страны.

 

 

44. Понятие, структура и функции фин. рынка

Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) – это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. На практике он представляет собой совокупность кредитных организаций (финансово-кредитных институтов), направляющих поток денежных средств от собственников к заемщикам и обратно. Финансовый рынок разделяется на денежный рынок и рынок капиталов. Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь денежный рынок подразделяется обычно на учетный, межбанковский и валютный рынки.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"