Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 17:20, шпаргалка
1. Финансы в системе производственных отношений.
Финансы (как эк-ая категория) - специф. форма произв. отношений, возник-их по поводу распределения и перераспр-я части ВВП,гл.обр.чистого дохода и формирования на этой основе централиз.идецентрализ. фондов ден.ср-в,используемых на цели расширения воспроизводства и удовлетвор.общегос.потребностей.
2. Децентрализ рез фонды созд-ся Sхоз, предст собой фонды самострах-я. Формы создания: -натурал, - денеж образ-ся только за счёт собств ист-ков.
Назначение: восполнении ущерба на предпр-и, создавшим свой децентр рез фонд.
Преим-ва: -Sхоз самост опр-ют велич дох, прибыли, напр-мые на создание рез фонда;
- доход от инвест-ния рез фонда принадл самому Sхоз.
Недостатки ден рез фондов: фонды самострах не м.б созданы в таком размере, чтобы обеспечить восполнение от стих бедствий, несч случаев.
Недостатки рез фондов в натур форме: - децентр рез фонды в нат форме выпадают из хоз оборота; - рез, созд-е в нат виде м.погибнуть на равнее с др мат ценностыми при наступлении ЧС и стих событий.
3. Фонды и резервы страх
Страх фонды и рез обесп-ют застрах-м реал возмещение мат потерь.
34. Страховой рынок и его социально-экономическое содержание.Страх рынок (экон позиция) – сфера эконденотн-й, где объект купли-продвжи – страх защита.Страх рынок (институц позиция) – сложная интегрирсист страх и перестраховочных орг-ций. Услфункц-ния страх рынка:- потр-ть в страх усл- наличие страх закон-ва- разработка концепции страх-ния- призвание страх-ния в кач инструмента регул-ния эк-кой- выс страх культура
Класс-ция страх компаний:1. величина активов:- крупные - средние - мелкие. 2. по сфере деят-ти:- универсальные – шир объём операций в разл сегментах рынка- специализир – обслуж-е интересов отдел страх-лей
- объединения страховщиков – межд, нац, регион общ-вавзаим страх-ния.3. по форме орг-ции:- гос – учрежд-е страховщика гос-вом, нац-цияакцион страх компаний - акцион-е – централиз сбор ср-в путём продажи акций
- общ-вавзаим страх-ния – участники одновр и страх-ки и страх-ли.
Виды страх орг-ций: - правит-ные - частные - негос пенсион фонды - кэптивные - страх пул, - консалтинговые фирмы страх экспертов. Отн-я м/у страх-лем и стах-ком строятся на основе страх тарифа (цены – страх защиты). Нижняя граница опр-сяпотр-тями страх-ка. Верхн граница опр-ся принципом равенства м/у страх взносами и страх выплатами. При опр-нии страх тарифа исп-сяактуарные расчёты – систматем и стат законом-тей, регул-щихотн-я м/у страх-ком и страх-лями.Роль страх взносов:- обесп-ют бесперебвып-ниеобяз-в страх-ка по возмещению убытков.- покрывают расходы по ведению дела,- обесп-ют получение прибыли !
Страх тариф (брутто-тариф) сост из 2 частей:- нетто-тариф для выплат страх-лям, - нагрузка для покрытия затрат на проведение страх-ния. При осущ-нии страх деят-ти страх орг-циинакапл-ют значит резервы, к-ыенеобх не просто сохр-ть, а капитализ-ть, т.е нарастить. То страх орг-ции размещают свои резервы.Усл размещения страх резервов:- диверсификация – в разл по назнач и срокам окуп-ми объекты, - возвратность – мах надёжность возврата ср-в в полн объёме, - прибыльность – получение пост и выс дохода, - ликвидность – быстрое превращение объектов инвест-ния в ликвидн ср-ва.
35. Экономическая сущность, значение социальной защиты населения.Сущностьсоц защиты насел заключ в прим-нии мер по укреплению статуса экон-соц слабых граждан. Сущ-ниесоц защиты насел обусл-сянеобх-тью сдерживание нетрудосп граждан группы обст-в, при к-ых чел не в сост своим трудом обеспечить свои жизнен потреб-ти:- обст-ва, связан с полн, частичн, времен, пост потерйтрудосп-тив следствие болезни или достижопр возраста; - обст-ва, связан с изм-ем соц-экон, полит, междунаробстан-ки; - обст-ва, связан с неблаопр климат, стихийн, прир явлениями.
2 осн группы соц защиты:1. Система Бисмарка. Ур соц защищён-ти граждан зависит от стапени участия в обществ пр-ве. Размер соц выплат прямопропорц страх взносам, к-ые были уплачены на протяж актив, трудосп жизни. Систимеет накопит хар-р, ей присущи элементы защиты солидархар-ра, т.к работающие содержат нетрудосп-х.2. Система Бевериджа. Даёт право намин защиту люб гражданину, потеряв свой доход по люб причинам. На случ болезни устн-но обязат страх-ние. Пристарелвыплачивсоц пенсии. В основе дан сист лежит концепция соцспрвед-ти и принцип солидар-ти.
Общие черты 2-х систем:- принцип самообеспечения, в соотв в к-ым граждане трудосп возраста обязаны обеспечивать себя сами;- гибк система соц гарантий на случ болезни, инвалид-ти, ухода на пенсию и потери кормильца.
Формы соц обеспечения:*Соц страх-ниепроявл в фин-ниисоц выплат, осущ-ся за счёт аккумулир в спец фонде взносов из фонда оплаты труда наним-лей (РБ сост 34%) и из з/пл раб-ков (РБ – 1%). Виды- накопительн (при потререист-ка дохода застрах-й гражданин получ компенсацию раз-р к-ой зависит от прежн з\/пл и выплач-х ранее взносов)- солидарное (раб-щие содержат нетрудосп граждан - смешанное
*Соц помощь оказ-ся тем, кто не в сост заработать сам (т.енетрудосп-н) имеет на иждивении детей. В рамках соц помощи выплач-ся пособия адреснхар-ра, к-ыефин-ся за счёт налогов и не зависят от ранее сделанных взносов.
Механизм оказания соц помощи:- выявлмалообеспеч граждане - в зав-ти от потр-тиопр-ся размер пособия- осущ выплата пособия
*Попечительство
осущ-ся органами опеки за
38.Фонд соц защиты населения, его формирование и использование.ФСЗН – государственный целевой внебюджетный фонд социальной защиты населения Министерством труда и социальной защиты РБ, порядок формирования и использования средств которых устанавливается Советом Министров РБ по согласованию с Президентом. ФСЗН формируется за счёт отчислений в размере 34% от ФОТ юр лиц, и 1% отчисления в пенсионный фонд от доходов физлиц.Состав специальных целевых фондов в РБ неоднократно менялся в соответствии с изменением экономической ситуации в стране. Из состава республиканского бюджета создаются так же различные резервные (страховые) фонды, предназначенные для финансирования непредвиденных расходов. Состав резервных фондов:Резервный фонд Президента РБ;Резервный фонд финансовой помощи юр лицам и ИП;
Фонд финансирования расходов, связанных со стихийными бедствиями, авариями;Резервные фонды местного управления и самоуправления.
Ф-ции ФСЗН: =установление порядка взимания платежей; =контроль за поступление и расходованием ср-в;=координауия работы стр-ры подразделений; = обеспеч капитализации ср-в с аккумулированных в фонде.
Направление расходования ср-в: выплата пенсии, выплата пособий, оказание матер помощи нуждающимся, пожилым и нетрудоспособным граждан.
36.Сущность гос бюджета и его роль в макроэк-ком регулировании. Бюджет (как экон. категория) – совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения, исполнения центр.фондов, предназначенных для решения задач и функций государства и его террит-админ. единиц.
Бюджет (в мат аспекте) – центр.фонд денежных средств который находится в распоряжении соотв. органов власти.
Бюджет (в юр асп) – правов акт, устанавливающий финн.план гос-ва и закрепляющий права и обяз-ти участников бюдж. отношений.
Согласно закону РБ «О бюдж. сист. и госвнебюдж. фондов». Бюджет – осн. финн. план формирования и исп-нияден средств гос-ва для обеспечения функций гос. органов, эк. и соц. развития респ-ки или соотв. админ.-террит. единиц.Факторы, влияющие на величину бюджета:- уровень развития экономики,- тип гос-ва,- приоритеты внешнего и внутреннего развития гос-ва,- осн. каналы распределения нац. дохода через гос. Бюджет =распр-ние между сферами матер.произ-ва и непроизв. Сферами,=распр-ние между трудосп. и нетрудосп. Населением,=распр-ние между отдел.регионами
Функции гос. бюджета: - мобилизация ден. средств в руках гос-ва- контроль за своеврем-тью и полнотой поступления средств в расп-ние гос-в - исп-ние средств на общегос. нужды и контроль эффективности их использования и целев. характера.
37. Бюджетное устройство и бюджетная система, принципы построения бюджетной системы.
Бюджетное устройство – организация бюджетной системы, и принципы её построения. Определяется устройством гос-ва и гос. политикой. Бюджетную систему РБ обр-ют республ. бюджет и местные бюджеты, т.е. кол-во звеньев бюджетной системы определяется адм-тер. делением страны. Виды бюджетного устройства:1. унитарное бюджетное устройство:- республ. Бюджет; - местные бюджеты«+»: централизация финн. рес. в руках центр. правит-ва, что позвол. контр-тьден. потоки и операт их перенапр-ть на финансирование гос. и регион порграмм.«-»: ущемление инициативы на местах в регионах. 2. федеративное:- общегос. Бюджет - бюджеты федераций - местные бюджеты «+»: распр-ние полномочий, разделение гос. власти, обесп-ние интересов множеств-тинац суверенитетов. «-»: усложнение контроля за ден. потоками. Бюджетная система – это совокупность отдельных видов и уровней бюджетов, действующих на территории страны на основе экономических норм и законодательства. Бюджетная система РБ делится на :- республиканский бюджет- местный бюджет
Принципы бюджетной системы: - единство – обеспеч-ся единой законод. базой, единой формы бюдж. документации.- полнота отражения доходов – проявл-сявключ. в бюджет всех налогов и поступлений.
- самостоятельность
бюджетов – обеспеч-ся
- ответственности
участников бюджетного
- адресности
и целевого назначения
38. Бюджетный процесс, его этапы и их хар-ка
Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной и местной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению соответствующих бюджетов, а также составлению и утверждению отчета об его исполнении.
Бюджетный процесс включает в себя стадии:
1) составление проекта бюджета
(этому предшествует
2) рассмотрение (проект бюджета рассматривает
представительный орган власти соответствующего
субъекта бюджетного права, порядок и
сроки рассмотрения проекта бюджета устанавливаются
конкретно на каждый финансовый год) и
утверждение бюджета (бюджет утверждается
после четырех чтений);
3) исполнение бюджета (совпадает с бюджетным
годом и длится с 1 января по 31 декабря,
заключается в обеспечении полного и своевременного
поступления предусмотренных в бюджетах
доходов и в финансировании соответствующих
расходов);
4) составление и утверждение отчета об
исполнении бюджета.
Участниками бюджетного процесса являются: Президент РБ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного (муниципального) финансового контроля; иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
43 Управление гос. долгом
Гос долг – сов-тьмеропр-й по подготовке к выпуску и размещ долг обяз-в гос-ва. По регул-нию рынка гос цен бум, по обслуж и погашен гос долга, меропр-я по предост-нию кредита и гарантий.
К гос органам по упр-ниюгос долгом отн-ся сов мин-ров, в некотслуч эту ф-циюм.выполнять мин-во фин-в.
Осн задача упр-ния ГД – ограничение темпа роста ГД, своеврем его погашение и выплата доходов по займу за счёт бюдж ср-в. (внешн; внутр).
Методы упр-ния ГД:
- рефин-ние – нов займы покрывают займы
- конверсия – изм-
- консолидация – изм-ние сроков погашен займов
- отсрочка
- аннулир-ние – отказ от обяз-в на рынке выпущен займам
- унификация –
- новация – замена однобяз-ва другим.
Принципы упр-ния ГД:
- безусловнвып-ниеобяз-в - единство учёта всех видов обяз-в
- уменьш рисков мир валют рынков - оптималстр-ры долгов обяз-в
- финнезав-ть.
В наст время наиб актуал
вопросом явлупр-ниевнешн ГД. Для
этого треб-сяразл звеньев
Фиктивнупр-ние ГД вкл 3 взаимосвяз задачи:
- опр-ние срока по обяз-вам в рамках обслуж-ниявнеш долга.
- прогнозир-ние ожидаем фиксир поступлений. Возм-ти поступления нов внеш займов.
- прог-ниевнутр налог
Этапы упр-ниявнеш долгом:
Ключев роль в обслужвнешн долга играет сист статистики ВД. Предст собой ведение полн и своеврем отчётности по сущ-му долгу гос-ва. Стат данные по ВД предст-ют подробн инфо о кажд кредит соглаш-е и графике платежей каждсоглаш-я.
На основании этих данных форм-ся инфо для подготовки проекта бюджета и проекта платёж баланса страны.
44. Понятие, структура и функции фин. рынка
Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) – это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. На практике он представляет собой совокупность кредитных организаций (финансово-кредитных институтов), направляющих поток денежных средств от собственников к заемщикам и обратно. Финансовый рынок разделяется на денежный рынок и рынок капиталов. Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь денежный рынок подразделяется обычно на учетный, межбанковский и валютный рынки.