- Сущность
и функции финансов
Финансы - это денежные отношения,
возникающие в процессе распределения
и перераспределения стоимости ВВП, и
финансовых активов в результате чего
формируются фонды денежных средств
у субъектов хозяйствования, государства
и финансовых посредников, которые используются
на финансирование расширенного производства,
материальное стимулирование работающих,
удовлетворение социальных и других потребностей
общества.
Сущность финансов отражается в тех
процессах, которые происходят в разнообразных
формах в общественной жизни и сопровождаются
движением денежных средств.
Признаки финансов:
- Денежный характер финансовых отношений
(важнейший
признак финансов. Деньги являются
обязательным условием существования
финансов. Следовательно, если нет денег,
то не может быть и финансов)
- Распределительный характер денежных
отношений (важный признак, потому
что областью возникновения и функционирования
финансов является вторая стадия общественного
производства - распределение, на которой
происходит распределение стоимости вновь
созданного продукта по целевому назначению
и субъектам хозяйствования, каждый
из которых должен получить свою долю
в произведенном продукте)
- Перераспределительный характер денежных отношений (существует первичное
распределение и перераспределение. При
первичном распределении сначала выделяют
в составе выручки от реализации фонда
заработной платы, амортизационных
отчислений, ремонтного фонда, прибыли.
При перераспределении происходит перераспределение
стоимости между субъектами хозяйствования:
уплата налогов в бюджет и внебюджетные
фонды, уплата налогов гражданами страны,
формирование страховых фондов)
- Возможность увеличения стоимости финансовых
активов
Функции финансов:
- Распределительная: Сущность заключается
в направлении финансовых ресурсов в те
сферы, где в них существует потребность
в данный момент времени. Объектами этой
функции являются: Стоимость ВВП, накопленная
часть национального богатства, финансовые
активы. Субъекты: юр. и физ. лица, государство
- Создания общественного богатства:
Способность финансовых активов создавать
новую стоимость на финансовых рынках
- Контрольная: Способность финансов
количественно отображать ход распределительного
процесса, позволяет систематически
контролировать складывающиеся в обществе
стоимостные пропорции. Происходит контроль
за распределением и перераспределением
накопленной части национальных финансовых
ресурсов и ВВП
- Регулирующая: Связана с вмешательством
государства через финансы (госрасходы,
налоги, кредиты) в процесс воспроизводства
- Стабилизирующая: Обеспечение для
всех организаций и граждан стабильных
условий в экономических и социальных
процессах посредством Эффективной денежно-кредитной
политики, бюджетно-финансовой политики
и т.д.
- Сущность финансовой системы и управление
финансами
Финансово - кредитная система РБ
- совокупность финансовых институтов,
с помощью
которых осуществляется формирование,
распределение и перераспределение финансовых
активов государства.
Выделяют:
- Бюджетную
система (Регулируемая законодательством
совокупность республиканского бюджета
и местных бюджетов, основанная на экономических
отношениях и государственном устройстве
Республики Беларусь)
- Банковскую
система (национальный банк, иные банки,
кредитно-финансовые организации)
- Финансовые
средства внебюджетных фондов
- Финансовые
средства организаций
- Финансовые
средства граждан
Финансовая система РБ состоит из:
- Государственных
финансов (бюджет и внебюджетные фонды)
- Финансового
рынка
- Финансов
организации (Финансы коммерческих, страховых,
общественных и бюджетных организаций)
- Финансов
граждан
Государственные финансы - совокупность
экономических отношений, возникающих
в процессе образования и использования
централизованных фондов денежных средств
Финансы организаций - совокупность
экономических отношений по поводу формирования
и распределения денежных доходов субъектов
хозяйствования и их использования на
цели расширенного воспроизводства, материальное
обеспечение работающих и выполнение
обязательств перед финансово-кредитной
системой
Финансовый рынок представляет собой
совокупность рыночных институтов и денежных
инструментов, которые направляют потоки
денег от собственников сбережений к заемщикам
Финансы страховых организаций -
совокупность экономических отношений
по поводу формирования и распределения
денежных доходов страховых организаций
формируемых
за счет страховых
взносов
Принципы построения финансовой системы:
- единство;
- сбалансированность
всех звеньев финансовой системы;
- самостоятельность
каждого звена финансовой системы;
- полнота
поступлений в соответствующий фонд финансовой
- системы.
Органы управления фин-й сист.:
- Общего
управления финансами (Президент, Национальное
Собрание, совет министров)
- Оперативного
управления финансами (Минфин, Нацбанк)
- Отраслевого
управления финансами (финансовые управления,
финансовые отделы организаций, министерств,
ведомств)
- Бюджетное устройство Республики Беларусь
и принципы построения бюджетной системы
Бюджет - план формирования и использования
денежных средств для обеспечения
реализации задач и функций государства;
Бюджетная система – регулируемая законодательством совокупность
республиканского бюджета и местных бюджетов
РБ, основанная на экономических отношениях
и государственном устройстве РБ.
Бюджетная система РБ:
- Республиканский бюджет:
- Республ-й
фонд охраны природы
- Республ-й
фонд поддержки производителей сельскохозяйственной
продукции, продовольствия и аграрной
науки
- Фонд
национального развития
- Фонд
универсального обслуживания
- Фонд
организации сбора и использования отходов
в качестве вторичного сырья
- Инновационные
фонды
- Местные
бюджеты
- Бюджеты
областного уровня
- Областные
бюджеты (бюджеты базового уровня: районные
бюджеты; городские: городской бюджет,
районные бюджеты городского подчинения.
Бюджеты первичного уровня: сельские,
поселковые, городские)
- Бюджет
г. Минска (городской бюджет, районные
бюджеты городского подчинения)
Принципы построения бюджетной
системы:
- Единства (означает, что единство бюджетной системы РБ обеспечивается единой правовой базой,
денежной системой, бюджетной классификацией,
единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета
и отчетности);
- полноты отражения доходов и расходов
бюджетов (означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме);
- сбалансированности бюджетов (означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита);
- гласности (означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения, принятия, исполнения закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год);
- самостоятельности бюджетов (обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы РБ собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета);
- эффективности использования бюджетных
средств (означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из использования минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств);
- общего (совокупного) покрытия расходов
бюджетов (означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за некоторыми исключениями);
- достоверности бюджетов (означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития РБ, соответствующей административно-территориальной единицы РБ);
- адресности и целевого назначения бюджетных
средств (означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей);
- ответственности участников бюджетного
процесса (заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса)
4.Сущность
и значение бюджета
Бюджет - план формирования и использования
денежных средств для обеспечения реализации
задач и функций государства;
Признаки бюджета:
- сфера
действия денежных отношений, которые
ограничены рамками бюджетного процесса,
так как отношения возникают лишь при
формировании, распределении и использовании
бюджетных средств
- участники
отношений, один из которых всегда государство,
которое для выполнения своих функций
аккумулирует денежные средства в бюджете
и распределяет их, а вторым субъектом
этих отношений выступают организации,
индивидуальные предприниматели и граждане
при уплате платежей или использовании
бюджетных ресурсов
- безвозмездность
движения стоимости в виде взимаемых налогов,
сборов, неналоговых доходов а также
бюджетного финансирования, не сопровождающихся
обязательным, немедленным возвратом
средств, их возмещением
Основными характеристиками бюджета
являются:
- экономическая
сущность
- Бюджетная
классификация (это систематизированная
группировка доходов, расходов и источников
финансирования дефицита республиканского
и местных бюджетов, государственных целевых
бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных
средств бюджетных организаций, основанная
на их экономической характеристике и
обеспечивающая республиканскую и международную
сопоставимость показателей бюджетов)
- материальное
содержание (объемы доходов и расходов
бюджета)
Существуют факторы,
которые определяют материальное содержание
бюджета:
- объективные
(уровень развития производительных сил,
экономический потенциал страны, характер
производственных отношений, экономические,
природные и социальные особенности)
- субъективные
(тип государства, приоритеты развития,
уровень развития экономической науки,
экономическая политика правительства)
- Внебюджетные и целевые
бюджетные фонды Республики Беларусь
государственный внебюджетный
фонд - составная часть государственных
финансовых средств и представляет собой
совокупность финансовых ресурсов, используемых
по целевому назначению;
целевой бюджетный фонд
- фонд денежных средств, образуемый
в соответствии с действующим законодательством
в составе бюджета за счет доходов
целевого назначения или в порядке целевых
отчислений от конкретных видов
доходов или иных поступлений
и используемый по целевому назначению
Государственные внебюджетные
фонды являются составной частью государственных
финансовых средств и представляют собой
совокупность финансовых ресурсов, используемых
по целевому назначению. Средства государственных
внебюджетных фондов не являются частью
бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию.
ЦФ
– это фонды, создаваемые в республиканском
бюджете для обеспечения целевого финансирования
тех функций белорусского государства,
которым отдается приоритет в текущем
финансовом году: дорожный, экологический,
борьбы с преступностью, развития таможенной
системы, продовольствия и аграрной науки,
республиканский фонд охраны природы,
фонд национального развития и др.
В РБ определены следующие целевые
бюджетные фонды:
- государственный фонд содействия
занятости;
- республиканский фонд поддержки
производителей сельскохозяйственной
продукции, продовольствия и аграрной
науки;
- республиканский и местные
фонды охраны природы;
- республиканский и местные
дорожные фоны;
- республиканский фонд «Энергосбережение»;
- местные жилищно – инвестиционные
фонды;
- фонд социальной защиты населения.
- Доходы республиканского
и местных бюджетов
Доходы республиканского
и местных бюджетов формируются за счет:
- налоговых доходов (республиканские
налоги, сборы (пошлины), местные налоги
и сборы и другие налоговые доходы; пени, начисленные за несвоевременную
уплату налогов)
- безвозмездных поступлений(Поступления от иностранных
государств, международных организаций,
от другого бюджета в форме межбюджетных
трансфертов)
- взносы на государственное
социальное страхование
- неналоговые доходы(доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; штрафы и другие неналоговые
доходы)
Доходы республиканского
и местных бюджетов бывают:
- Закрепленные (доходы, поступающие
в республиканский или местные бюджеты
в полном объеме)
- Регулирующие (доходы, которые
могут частично или полностью передаваться
в другие бюджеты и по которым установлен
норматив в виде верхнего уровня отчисления
от налогового дохода, а также местные
налоги и сборы по нормативам, определяемым
местными Советами депутатов)
Доходы республиканского
и местных бюджетов формируются за счет:
- Собственных доходов (акцизы,
патентные пошлины, экологический налог налог на доходы от осуществления
лотерейной деятельности по республиканским
и международным лотереям.)
- Регулирующие доходы, часть
которых не передается по установленным
нормативам отчислений нижестоящим бюджетам,
и межбюджетных трансфертов (налог на
прибыль, налог на доходы, налог на добавленную
стоимость и др.)