Шпаргалка по "Фмнансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 09:15, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы к зачету по "Финансам"

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 458.77 Кб (Скачать файл)

-способствовать превращению  потребностей в реальные блага.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Объекты, субъекты, принципы построения фин. с-мы

Финансовую систему можно  рассматривать с позиции ее функций  или ее институтов. Финансовая система  государства – это совокупность денежных отношений, функционирующих  в государстве. Такова функциональная точка зрения. С институциональной  же точки зрения финансовая система  представляет собой совокупность финансовых учреждений (банков, бирж и т.п.).

В экономических отношениях участвуют четыре субъекта:1 государство; 2 регион; 3 хозяйствующий субъект; 4 гражданин.

У каждого из этих субъектов  свои права и обязанности, цели и  задачи. Вступая в отношения между  собой, эти субъекты участвуют в  товарно-денежных отношениях, что приводит к созданию финансовой системы.

Обычно выделяют пять основных звеньев финансовой системы: государственная  бюджетная система, внебюджетные специальные  фонды, денежно-кредитная система, фонды  страхования, финансы предприятий  различных форм собственности. Некоторые  авторы учебников по финансам добавляют  финансы домашних хозяйств.

Ведущим звеном финансовой системы  выступает государственный бюджет, который представляет собой форму образования и расходования централизованного фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов территориального  (регионального и местного) самоуправления.

Внебюджетные  специальные фонды образуются за счет страховых взносов работников, самозанятых лиц, предпринимателей, а также дотаций из государственного бюджета. Главная причина возникновения внебюджетных фондов – необходимость выделения особо важных для общества расходов в специальную группу и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Средства этих фондов используются для выплаты пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери  кормильца, по временной нетрудоспособности,  по безработице, беременности и родам и др.

Денежно-кредитная  система включает в себя финансовые ресурсы коммерческих банков и прочих депозитных организаций. Они формируются за счет вкладов населения и предприятий и предназначены для кредитования экономических агентов. К этой системе можно отнести финансовые ресурсы, чье движение опосредовано рынками ценных бумаг, а также государственный кредит.

Фонды страхования формируются за счет страховых взносов населения и предприятий и предназначены для возмещения причиненного виновной стороной материального ущерба и покрытия страховых рисков

Финансы предприятий является основой финансовой системы. На предприятиях формируется основная часть финансовых ресурсов страны.

Известны два основных принципа построения финансовых систем: демократический централизм и фискальный федерализм. Первый был положен в  основу финансовых систем СССР и ряда стран Восточной Европы. Принцип  демократического централизма заключался в том, что значительная часть  финансовых ресурсов (более 50 %) сосредоточивалась  в руках государства, а оставшаяся часть была децентрализована, т.е. находилась в распоряжении предприятий, учреждений. Фискального федерализма предполагает разделение полномочий в финансовой сфере между разными уровнями власти. Доходы федерального правительства, штатов, местных органов власти здесь формируются за счет разных источников. Штаты, муниципальные власти имеют Право вводить новые виды налогов, которые поступают в их бюджеты в разных штатах существуют значительные расхождения в видах используемых налогов. Кроме того, правительство, штаты, местные власти независимы в своих расходах.

16. Сущность и  виды осн. налогов и сборов

Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также  принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

Все налоги подразделяются на несколько видов:

В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются  с экономических агентов за доходы от факторов производствa и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Прямыми налогами можно назвать такие, как личный подоходный налог, налог на прибыль и подобные. К косвенным налогам относятся налог с продаж, налог на добавленную стоимость и другие.

Аккордные и подоходные

Также принято различать  аккордные и подоходные налоги. Первые государство устанавливает вне  зависимости от уровня дохода экономического агента. Под последними же подразумевают налоги, составляющие какой-то определенный процент от дохода (Y). Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога (t), которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога (q): просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода: Tx= Y*t, Tx =Y*q.

Подоходные налоги сами делятся  на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая  ставка зависима прямо пропорционально  от уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растет и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так  же падает.

Регрессивные налоги —  налоги, чья средняя ставка налога обратно пропорциональна уровню дохода. Это означает, что при  увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растет, если доход уменьшается.

Пропорциональные налоги — налоги, которые не зависят  от величины облагаемого дохода.

17. Налог. с-мы и налог. закон-во

Налоговая система — совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных  государством и взимаемых с целью  создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также  совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Основой налоговой системы  являются налоги. С помощью налоговой  системы государство реализует  свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве  и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Основные функции налоговой  системы государства и, соответственно, установленных в государстве  налогов являются:

Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Налоговое законодательство определяет возможные формы  и  методы налогового контроля, предусматривает  и достаточно  подробно регламентирует процедуры осуществления контрольных  действий, в том числе и таких, которые ранее не применялись  в отечественной практике – возможность  создавать в целях налогового контроля налоговые  посты, применять  способы обеспечения налоговых  обязательств, уплаты пеней, проводить  контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг.

 

18. Ответст-ть налогоплательщиков за нарушение налог. законод-ва

Ответственность за нарушение  налогового законодательства можно  определить как    обязанность  лица,    нарушившего налоговое  законодательство, претерпеть лишения  имущественного  характера  в  результате применения к нему государством в лице налоговых органов в  установленном порядке  санкций  в виде взыскания  недоимок, пени и штрафов.

В настоящее время нормы  об ответственности за   нарушение  налогового   законодательства содержатся в трех  законодательных актах -  Указе Президента Республики Беларусь от 22 января 2004 г. №  36 «О  дополнительных мерах по регулированию налоговых  отношений» (далее - Указ), Кодексе Республики  Беларусь  об административных правонарушениях (далее - КоАП) и Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее - УК).

Можно выделить следующие  виды ответственности, применяемой  за совершение налоговых правонарушений: уголовную, экономическую, административную. Последние изменения законодательства об ответственности (принятие Указа) были вызваны назревшей необходимостью установления ответственности за налоговые  правонарушения ввиду вступления в  силу НК, содержащего, в том  числе  и новые обязанности  плательщиков (иных  обязанных лиц), и, как следствие, отсылочные нормы об ответственности  за их неисполнение.

 

19. Сущность, объекты  и субъекты управления финансами.

Управление финансами – это деятельность по обеспечению развития финансовой системы государства или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.

Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.

Управление финансами  осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления. В новых условиях хозяйствования и становлении рыночных отношений в России особое значение имеет финансовый менеджмент, призванный обеспечить эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.

Упр. финансами-составная часть системы управления с-э процессами в обществе. Оно должно быть основано на знании объективных закономерностей развития общества. Объект упр. финансами-фин. отношения и фин. потоки. Финансовые отношения представляют собой неотъемлемую часть объективно обусловл. рыночных отношений и важный инструмент реализации финансовой политики государства. Субъекты упр.-упр. органы хоз. субъектов, фин. аппарат как сов-сть всех организационных структур, обеспеч. процесс упр. (гос-во, предприятие, д/х).

 

 

 

 

 

 

20. Сущность, цели  и задачи финансовой политики.

ФП-это программа действий хоз. cубъекта (гос. организации, физ. лица) в сфере фин. отношений. ФП явл. составной частью экон. политики. По своей сути ФП – это сов-сть мер-тий, связ. с материальным обеспечением воспроизводственных процессов в об-ве, регул. этих  процессов и контроль за их оптимальным развитием. Субъект ФП: хоз. субъект. Объект ФП: фин. отношения по поводу форм-ния и исп. фондов ден. средств. ФП — сов-сть целенаправленных действий с использ. фин.отношений (финансов). ФП предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. ФП — сов-сть гос. мер-тий по использ. финн. отношений для выполнения гос. своих функций. Содержание ФП: разраб-ка общей концепции ФП, опред. ее основных направлений, целей, главных задач; создание адекватного фин. мех-зма; упр. фин. деят-стью гос-ва и др. субъектов эк-ки. Основа ФП — стратегические направления, кот. опред. долгосрочную и среднесрочную перспективу использ. финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особ-стей функ-ния эк-ки и соц. сферы страны. Одновр-но с этим гос-во осущ-ет выбор текущих тактических целей и задач использ. фин. отношений Задачами ФП явл.: 1.обеспечение условий для форм-ния макс. возможных фин. ресурсов; 2.устан-ние рационального распределения и использ. фин. ресурсов; 3.организация регулирования и стимулирования экон. и соц. процессов фин. методами; 4.выраб-ка фин. мех-зма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии; 5.создание эффек-ной и макс-но деловой системы упр. финансами. Цели ФП:1)полит. цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики; 2)экон. цели, т.е достижение целей в области экономики на различном уровне; 3)соц. цели, т.е достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, соц. блага, распределение соц. благ).

 

21. Фискальная политика, основы управления налогами.

Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика— правительственная политика, один из основных методов вмешательства гос-ва в эк-ку с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспеч. стабильной экон. системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами ФП явл. доходы и расходы гос. бюджета, т.е: налоги, трансферты и гос. закупки товаров и услуг. ФП в стране проводит правительство гос-ва. ФП явл. искл. важной составляющей работы гос-ва как распределителя в эк-ке. Цели ФП: 1) стабилизация уровня ВВП и совокупного спроса; 2) поддержка гос-вом макроэкон.  равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в эк-ке эффективно использ.; 3)сглаживание параметров гос. бюджета, стабилизация и общий уровень цен. След-но, есть необх-сть соверш-ния планирования и распределения балансовой прибыли, а также применения новых методов налогового планирования. Оно предусматривает мин-цию налоговых обяз-ств. Налог. планирование основано на праве каждого налогопл-ка использ. допустимые законом средства, приемы и способы для макс. сокращения своих налог. обяз-ств перед гос-вом. Процесс налог. планирования вкл.след. этапы упр. и фин. деят-сти:1) принятие реш. о созд. нового предприятия соответствующей организационно-правовой формы; 2) выбор и обоснование наиболее выгодного места расположения создаваемого предприятия; 3) обеспечение текущего налог.планирования на основе использ. налог. льгот и передовых методов хозяйствования и мех-зма фин-ния; 4) рациональное размещение активов и прибыли предприятия. Стимулирующая политика - если страна переживает депрессию или находится в стадии экон.кризиса, то гос-во может принять реш. о проведении стимулирующей ФП. В данном случае правительству необходимо стим-вать или сов. спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого гос-во повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Сдерживающая политика-власти проводят сдерживающую ФП в случае краткосрочного «перегрева экономики». Гос-во сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как сов. спроса, так и, возможно, сов.  предложения. Автоматическая или дискреционная- Дискреционная политика официально объявляется гос-вом. При этом гос-во изменяет значения параметров ФП: увеличиваются или уменьшаются гос. закупки, измен. налог. ставка, размеры трансфертных выплат. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов»: процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия.

Информация о работе Шпаргалка по "Фмнансам"