Шпаргалка по "Фмнансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 09:15, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы к зачету по "Финансам"

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 458.77 Кб (Скачать файл)

Местные бюджеты обособлены и функционируют  автономно. Доходы местных бюджетов формир-ся за счет закрепления за ними второстепенных налогов(поимуществен.,  промысловый, поземельный, косвенные налоги. Расходы местных бюджетов, помимо затрат, связанных с административной деятельностью местных властей и управлением местным хозяйством, вкл-ют расходы по просвещению и здравоохранению.

 

 

 

 

 

 

 

42. Госуд.бюджет и внебюджетные фонды

Гос. бюджет -  это денеж.  отношения,  возникающие у гос-ва с юрид. и физич. лицами по поводу  перераспределения национ.  дохода  в  связи   с образованием  и  использованием  бюджетн.   фонда,   предназначенного   на финансир-ние народ. хоз-ва, социально-культур.  мероприятий,  нужд обороны и гос. управления. Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит Доходы гос бюджета — денеж. ср-ва, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством. Доходы формируются за счет: налогов, взимаемых как централ., так и местными органами власти; неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономич. деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в гос. собственности; доходов целевых бюджетных фондов.

Расходы гос бюджета — это денеж ср-ва, направленные на финансовое обеспечение задач и функций гос. и местного самоуправления. Все расходы можно подразделить на следующие группы: военные; экономические; на социальные цели; на внешнеполитическую деятельность; на содержание аппарата управления. Внебюджетные фонды гос-ва -совок-ть финанс. средств, находящихся в распоряжении централ или местных органов власти и имеющих целевое назначение. В  завис-ти  от  целевого  назначения  внебюджетные  фонды   делятся   на экономические и социальные,  в соответствии  с уровнем управления  -  на госуд. и регионал.  С пом.  внебюджет  фондов  можно: влиять  на  процесс произв-ва  путем   финансирования,   субсидирования, кредитования отечественных предприятий;  обеспечивать  природоохранительные мероприятия, финансируя их за  счет  специально  определенных  источников  и штрафов за  загрязнение окруж.  среды;  оказывать соц.   услуги населению путем выплаты пособий,  пенсий,  субсидирования  и финанс-ния соц.  инфраструктуры  в целом;  предоставлять займы,  в том   числе зарубеж партнерам, включая иностр гос-ва.Источники  формирования   внебюджетных   фондов   имеют   как   относительно постоянный, так и временный характер. Они могут быть разными на  территории государства, различаясь по административно-территориальным единицам.Доходы внебюджетных фондов включают: -специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; - отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций; - средства бюджета;  - прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом; - займы, полученные от банков;- другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами. Направление  расходования  средств,  поступающих  во   внебюджетные   фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими  условиями  и содержанием   разработанных   и   реализуемых   программ.   Внебюджетные  фонды  могут  выступать  инвесторами  и   участниками финансового рынка в  связи  с  тем,  что  во-первых,  нередко  использование денежных средств не совпадает  со  временем  их  образования,  а  во-вторых, доходы от инвестиций  являются  дополнительными  источниками  финансирования затрат соответствующего фонда.

43.Эволюция государ.финансов.

Предпосылки: 1 предпосылка. В Централ Европе в рез-те первых буржуазных революций власть монархов была значительно урезана и произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосудар. фонд денежных средств — бюджет, к-рым глава государства не мог единолично пользоваться.2 предпосылка. Формир-ние и испол-ние бюджета стало носить системный характер, т. е. возникли системы гос доходов и расходов с определ составом, структурой и законодательным закреплением. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды 3 предпосылка. Налоги в денеж форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы гос-ва формировались гл. образом за счет натуральн податей и трудов. повинностей. Т. о., только на данном этапе развития госуд-ности и денеж отношений стало возможным распределение создан. продукта в стоимост выражении. Финансы имеют выраженное специфич обществен назначение — формир-ние и использование денеж фондов госуд-ва посредством особых форм движения стоимости.  
Можно выделить два основных этапа развития финансов. 1 этап— неразвитая форма финансов. Она харак-тся непроизводительным характером финансов, т. е. основ масса денеж средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Второй характерной чертой этого периода была узость финанс системы, так как она состояла из 1 звена — бюджетного, и количество финанс. отношений было ограничено. Все они были связаны с формир-нием и испол-нием бюджета. 
По мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникала необходимость в новых общегосудар. фондах денеж. средств и соответственно новых группах денеж. отношений по поводу их формирования и использования. 
В настоящ время, независимо от политич и экономич устройства того или иного гос-тва, финансы вступили в новую стадию своего развития. На этой стадии финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений. В зависимости от конкретных экономических и политических условий, природы и роли государства финансы, обладая практически одинаковыми институтами, часто имеют качественно различное содержание.

 

44.Историч. эволюция  финансов белорус. гос-ва.

4 этапа развития:1)с конца ΙΧ до к. ΧΙΙ ст. Зарождение бюджета в волостях-княжествах Полоцкой Руси, и его развитие в составе Древнерусского гос-ва. 2)с ΧΙΙΙ до конца ΧVIII ст. Развитие РБ в состве ВКЛ и Речи Поспалитой. 3)с конца ΧVIII ст до 1990г . Развитие Бел. в составе России и СССР. 4)Июль 1990г с момента принятия Верховным Советом БССР декларации «О гос. суверенитете РБ»

 

45. Конституционные  основы финансов РБ Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь.Статья 132. Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. Hа территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.Статья 133. Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды. Статья 134. Порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов определяется законом.Статья 135. Отчет об исполнении республиканского бюджета представляется на рассмотрение Парламента не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года. Отчеты об исполнении местных бюджетов подаются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов в определенный законодательством срок. Отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов публикуются.Статья 136. Банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.

 

46. Закон о бюджетной системе и внебюджетных фондах РБ. Бюдетная классификация, бюджетный процесс РБ

Закон О БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДАХ- от 4 июня 1993 г. № 2347-XII

Раздел  I Общие положения

Раздел  II ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА

Раздел III ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

Раздел IV  РЕСПУБЛИКАНСКИЙ  БЮДЖЕТ

 Раздел V МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ

 Раздел VI    ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ  ФОНДЫ

Бюджетная  классификация  Республики  Беларусь  является систематизированной   группировкой  доходов,   расходов   и источников   финансирования  дефицита  республиканского   и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций    с    присвоением   объектам    классификации группировочных   кодов,  основанной  на  их   экономической характеристике,    и    обеспечивает   республиканскую    и международную    сопоставимость    показателей    бюджетов, необходимую   для   соответствующего   анализа    бюджетно-финансовой политики государства. Бюджетная классификация является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении республиканского и   местных   бюджетов, государственных   внебюджетных   и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций.

Бюджетный процесс  - регламентированная Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, настоящим Законом и другими нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составление бюджета  на  очередной  финансовый  (бюджетный) год производится в соответствии с законодательством Республики  Беларусь на  основе отчетных данных об исполнении бюджета за предыдущий год и за определенный период текущего  года,  прогнозных  оценок  доходов, параметров  прогноза  социально-экономического  развития  Республики Беларусь,  государственных  и   региональных   программ   в   сроки, устанавливаемые   Правительством   Республики  Беларусь  и  местными исполнительными и распорядительными органами.     Республиканский бюджет    утверждается    законом    Республики Беларусь, местные бюджеты - решениями местных Советов депутатов.    Финансовый (бюджетный)  год на  территории Республики Беларусь устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года.     Счетный период  включает  финансовый (бюджетный) год и льготный период после его окончания,  составляющий  один  месяц,  в течение которого  завершаются операции по обязательствам,  принятым в период исполнения бюджета за прошедший финансовый (бюджетный) год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47. Бюджетное устройство, государственный бюджет и внебюджетные  фонды

Бюджетное устройство государства  представляет собой организацию  бюджетной системы и принципы ее построения. В бюджетную систему  входят: Республиканский бюджет, областные, районные, городские, районные в городах, поселковые, бюджеты сельских советов. Бюджетная система основывается на принципах: единства; полноты; реальности; гласности; самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему. Госбюджет – основной финансовый баланс государства, состоящий из доходов и расходов.

Функции госбюджета: распределительная, контрольная, регулирующая. Доходы госбюджета формируются за счет: 1. текущие налоговые доходы: прямые налоги на доходы и на прибыль; налоги, взимаемые с фонда з/пл; внутренние налоги на товары и услуги, доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций. 2. текущие неналоговые доходы: доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности. 3. капит. неналоговые доходы: прибыль национального банка 4. доходы свободных экономических зон 5. доходы республиканских целевых +бюджетных фондов и фондов местных советов. Расходы госбюджета формируются: 1.на содержание государственного управления и местного самоуправления; 2.на правоохранительные органы и обеспечение безопасности страны; 3.наука; 4. промышленность, энергетика и строит комплекс; 5. сельское хозяйство; 6. охрана окружающей среды; 7. транспорт и дорожное хозяйство; 8. ЖКХ; 9.образование; 10. здравоохранение; 11.культура, искусство, кино; 12. СМИ; 13. социальная политика; 14. обслуживание государственного долга; 15. расходы государственных целевых бюджетных фондов; 16.резервный фонд (президентский) и др. Финансирование расходов по республиканскому бюджету осуществляется через систему органов государственного казначейства: главные государственные казначейства Министерства финансов РБ и его территориальные органы (управления государственного казначейства по областям и г.Минску). В городах и районах – отделения и представительства. Структура бюджета: Республиканский бюджет, областные, районные, городские, районные в городах, поселковые, бюджеты сельских советов. Ведущая роль принадлежит республиканскому бюджету, в котором аккумулируется значительная часть финансовых ресурсов государства. Бюджетный дефицит – та сумма, на которую в данном году расходы госбюджета превышают его доходы. Причины его: 1. Осуществление крупных государственных программ развития экономики (напр, структурная перестройка), 2. Спад экономики (уменьшение объемов пр-ва и доходов ведет к уменьшению налоговых поступлений в казну, и при фиксированных расходах – дефицит), 3. Милитаризация экономики, война, стихийные бедствия, ЧС, 4. Увеличение государственных расходов в связи со сверх инфляцией, 5. Расширение трансфертных платежей, введение налоговых льгот и принятие других мер в предвыборные годы. Для покрытия бюджетного дефицита м.б. использованы средства, полученные от приватизации государственной собственности. Государственные внебюджетные фонды основываются на принципах бюджетной системы Республики Беларусь.ёСоздание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования, порядка формирования и использования осуществляются Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Распорядителем средств государственного внебюджетного фонда является государственный орган, на который возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы государственного внебюджетного фонда, а также по управлению средствами бюджета государственного внебюджетного фонда и их использованию.Средства государственных внебюджетных фондов находятся в республиканской собственности.

48. Государственный  долг и методы управления им.

Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит»Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа госдолга:Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций) как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.Методами управления государственным долгом является конверсия, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов.Конверсия – это замена доходности займов. Государство, как правило, уменьшает размер процентов, которые должны быть выплачены по займу. Увеличение сроков действия выпущенных займов называется консолидацией. Консолидация и конверсия может проводится также одновременно. Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных нескольких займов обмениваются на облигации нового займа. В некоторых случаях может осуществляться обмен облигаций по регрессивному соотношению, то есть когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Этот метод экономических обоснований не имеет. Отсрочка погашения займа, как правило, проводится тогда, когда выпуск новых займов используется для обслуживания ранее выпущенных займов. Все указанные методы применяются по отношению к внутреннему долгу. Отсрочка погашения долговых обязательств, а также аннулирование долга может применяться как к внутреннему, так и внешнему долгу. Аннулирование долгов может быть обусловлено финансовой неспособностью государства, то есть банкротством, или политическими мотивами

49. Муниципальные  (местные) финансы

Муниципальные финансы - форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования. Муниципальные финансы составляют основу экономической самостоятельности муниципальных образований. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который принимает орган представительной власти, избираемый гражданами, проживающих на территории муниципального образования .К доходам местного бюджета относятся: доходы от местных налогов и сборов отчисления в местный бюджет от некоторых региональных налогов и сборов отчисления от некоторых федеральных налогов и сборов безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления добровольные пожертвования иные законные поступления. Экономическую основу неналоговых доходов муниципальных образований составляет находящееся в муниципальной собственности имущество, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения. Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений. Муниципальные финансы предполагают возможность осуществлять заимствования, в т.ч. путем выпуска муниципальных облигаций.

Информация о работе Шпаргалка по "Фмнансам"