Система бюджетного финансирования государственной инвестиционной деятельности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 07:32, контрольная работа

Описание работы

Государство принимает на себя большую часть финансирования инвестиционных проектов развития производственной и социальной инфраструктуры. В настоящее время государство направляет до 80 процентов инвестиционных ресурсов, централизованных в федеральном бюджете, на удовлетворение неотложных потребностей социальной сферы — жилищного и муниципального строительства, здравоохранения, культуры, науки. Оставшиеся 20 процентов централизованных инвестиционных ресурсов используются на стимулирование частных отечественных и иностранных инвестиций в производственной сфере.

Файлы: 1 файл

контрольная1.docx

— 43.48 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Система бюджетного финансирования государственной инвестиционной деятельности РФ.

 

Государство принимает на себя большую часть финансирования инвестиционных проектов развития производственной и социальной инфраструктуры. В настоящее время государство направляет до 80 процентов инвестиционных ресурсов, централизованных в федеральном бюджете, на удовлетворение неотложных потребностей социальной сферы — жилищного и муниципального строительства, здравоохранения, культуры, науки. Оставшиеся 20 процентов централизованных инвестиционных ресурсов используются на стимулирование частных отечественных и иностранных инвестиций в производственной сфере.

Важным источником финансирования экономики являются средства федерального бюджета и внебюджетных фондов. Расчеты показывают, что для обеспечения перелома в экономической ситуации в последующие годы желательно довести долю государственных инвестиций до 3 процентов от валового внутреннего продукта, из которых на развитие социальной сферы будет направлено около 60—70 процентов, а производственной сферы — 30—40 процентов государственных инвестиций.

Без средств федерального бюджета невозможно эффективное развитие отраслей социального комплекса, а также жизненно важных отраслей производственной сферы, в которых в ближайшие годы намечается сохранить объемы капитальных вложений в части государственной поддержки инвестиционных программ.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, государственная поддержка инвестиционных проектов осуществляются в основном путем направления финансовых ресурсов на выполнение федеральных целевых программ и на другие федеральные государственные нужды, определяемые в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

Бюджетное финансирование инвестиционных проектов осуществляется в формах: •

финансовой поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов на условиях размещения выделенных бюджетных средств на конкурсной основе; •

централизованного финансирования (частичного или полного) федеральных инвестиционных программ.

Государственная поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов

Принципиально новой особенностью инвестиционной политики последнего времени является переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному частичному финансированию конкретных инвестиционных проектов на конкурсной основе.

Переход к оказанию государственной под держки частным инвесторам на конкурсной основе вместо целевого распределения бюджетных средств предусмотрен (1,4). При Министерстве экономики РФ создана Комиссия по инвестиционным конкурсам, организованы рабочая группа и экспертный совет для отбора наиболее эффективных инвестиционных проектов.

Основные требования к инвестиционным проектам предусматривают, что: •

право на участие в конкурсе на получение государственной поддержки имеют инвестиционные проекты, связанные в первую очередь с развитием «точек роста» экономики, по которым инвестор вкладывает не менее 20 процентов собственных средств (акционерный капитал, прибыль, амортизация), необходимых для реализации проекта; •

срок окупаемости указанных проектов не должен, как правило, превышать двух лет; •

государственная поддержка реализации прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, или путем предоставления государственных гарантий по возмещению части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора (далее именуются —государственные гарантии для инвестиционных проектов).

Государственные гарантии для инвестиционных проектов предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на очередной год; •

инвестиционные проекты представляются на конкурс в Министерство экономики Российской Федерации и должны иметь бизнес-план, а также заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.

Представляемые на конкурс инвестиционные проекты классифицируются по следующим категориям: •

категория А — проекты, обеспечивающие производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов, при условии защищенности ее отечественными патентами или аналогичными зарубежными документами; •

категория Б — проекты, обеспечивающие производство экспортных товаров несырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке, на уровне лучших мировых образцов; •

категория В — проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен на нее по сравнению с импортируемой; •

категория Г —проекты, обеспечивающие производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.

Решения об оказании государственной поддержки реализации прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов принимаются Комиссией по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики Российской Федерации.

Размер государственной поддержки, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, вьщеляемых на возвратной основе либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать (в процентах от стоимости проекта): •

для проектов категории А — 50 процентов; •

для проектов категории Б — 40 процентов; •

для проектов категории В — 30 процентов; •

для проектов категории Г — 20 процентов.

Размер государственной поддержки в виде государственных гарантий устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать 60 процентов заемных средств, необходимых для его осуществления.

Решения комиссии направляются в Министерство финансов РФ для их реализации в установленном порядке. Средства на оказание государственной поддержки реализации инвестициональных проектов (в том числе в виде государственных гарантий) предусматриваются в проекте федерального бюджета на очередной год. Инвестор победившего на конкурсе инвестиционного проекта имеет право выбора следующих форм государственной поддержки: •

предоставление средств федерального бюджета на возвратной основе на срок не более 24 месяцев; •

предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые реализуются на рынке по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации инвестиционного проекта.

Размер пакета акций, закрепляемых в государственной собственности, а также год их реализации определяются в соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта; •

предоставление государственных гарантий для инвестиционных проектов по возмещению за счет средств федерального бюджета части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора.

Министерство финансов РФ и Министерство экономики РФ с участием Центрального банка РФ предусматривает следующий порядок предоставления государственных гарантий для инвестиционных проектов: •

инвесторы, по проектам которых комиссия приняла решение о предоставлении государственных гарантий, направляют предложения банкам для оформления кредитных договоров; •

банки, имеющие намерение заключить кредитные договоры с инвесторами указанных проектов, направляют в Министерство финансов РФ заявки на предоставление этим банкам государственных гарантий.

Министерство финансов Российской Федерации при заключении соглашений с банками на предоставление государственных гарантий для инвестиционных проектов выступает от имени Правительства Российской Федерации.

Система централизованного бюджетного финансирования

Финансирование и кредитование инвестиционных проектов в составе федеральных инвестиционных программ, содержащих перечни строек и объектов для федеральных государственных нужд, производится в соответствии с (4). К таким инвестиционным проектам относится новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение действующих предприятий, предпроектные и проектные работы, а также приобретение не требующего монтажа и не входящего в сметы строек оборудования, производственного инвентаря, приспособлений. [1, c. 35-48]


 

 

Субъекты инвестиционной деятельности

 

Понятие субъектов инвестиционной деятельности

Круг инвесторов, которые являются субъектами инвестиционного права, можно определить, основываясь на законах об инвестиционной деятельности, т.е. актах, содержащих нормы, специально предназначенные для регулирования отношений, связанных с вложением капитала, прежде всего - отношений гражданско-правового характера. Субъекты инвестиционного права как собственники обладают наличием автономии воли сторон, однако, в конечном счете, их автономия воли подчинена воле государства как органа управления инвестиционными процессами. Это обусловлено тем, что никакой частный интерес в обществе не может быть правомерно реализован без заинтересованности в нем других частных лиц и общества в целом.

Публично-правовое регулирование направлено на развитие общественно необходимых инвестиционных отношений в нужном направлении. Задача государства состоит в том, чтобы правильно определить общественный и государственный интерес, найти их оптимальное согласование и определить адекватные правовые условия и гарантии реализации.

Понятие субъекта инвестиционного права непосредственно связано с оценкой предмета инвестиционного права. Общетеоретическое определение субъекта права сопряжено с констатацией субъективного права участия в отношениях, регулируемых правовыми нормами. Соответственно, носители прав и обязанностей, установленных правовыми нормами, характеризуются как субъекты права.

 

Свойства субъектов инвестиционной деятельности

Основное свойство субъекта инвестиционного права - юридическая способность к самостоятельным правовым действиям, включая право заключать инвестиционные договоры, нести ответственность за свои поступки. Поскольку физические и юридические лица находятся под властью и юрисдикцией государства, то и их статус определяется органами государства. Однако при этом любой субъект инвестиционного права выступает как носитель установленных нормами инвестиционного права прав и обязанностей, следовательно, с понятием субъекта права связана характеристика его правосубъектности.

Инвестиционная правосубъектность как особое юридическое свойство есть качественная мера характеристики субъекта. Количественная мера - это совокупность прав и обязанностей. Иначе говоря, правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей. Права и обязанности субъектов инвестиционного права неоднородны.

Действительно, права иностранного инвестора не совпадают с объемом прав национального инвестора. Различен у них и объем правоспособности. Также неодинаковы и основания возникновения правоспособности. Для российских инвесторов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, необходимо обязательно пройти процедуру регистрации в органах налоговой службы, и только после этого они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, носящую инвестиционный характер. В то же время в соответствии с требованиями Закона об иностранных инвестициях установлены специфические правила для иностранных инвесторов.

К категории иностранных инвесторов относятся прежде всего иностранные юридические лица. При этом гражданская правоспособность определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено. Тот же критерий установлен и в отношении иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами. Помимо иностранных юридических лиц в качестве иностранных инвесторов могут выступать иностранные физические лица, при этом закон ограничивается отсылкой к праву страны постоянного местожительства для определения гражданской право- и дееспособности, в том числе и для наличия у них полномочий осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. В то же время, в отличие от ранее действовавшего Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР", в Законе об иностранных инвестициях прямо исключаются из круга инвесторов лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации. Дело в том, что по своему правовому положению эти лица приравниваются к российским гражданам, и поэтому рассматривать их как иностранных инвесторов нет оснований Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Закон об иностранных инвестициях позволяет выступать в роли иностранных инвесторов также иностранным государствам и международным организациям.

Таким образом, правосубъектность иностранных инвесторов определяется специальным правовым актом - Законом об иностранных инвестициях.

В то же время правовой статус национальных инвесторов определяется другими нормативно-правовыми актами: ГК РФ, Законом об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, Законом об инвестиционной деятельности.

Согласно ст. 1 частично действующего Закона об инвестиционной деятельности, инвестициями являются денежные средства, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли. Поэтому определение инвесторов, предложенное Е.Н. Мысловским (инвесторы - это "лица и организации, имеющие свободные средства и заинтересованные в их приумножении"), представляется вполне логичным и соответствующим сложившемуся пониманию этого явления в обществе.

Если некоторое время в качестве инвесторов в Российской Федерации выступали крупные предприятия, то процесс приватизации положил начало инвестициям частных лиц. Речь идет, прежде всего, о приватизационных чеках, которые многие граждане вкладывали в те или иные компании в надежде в дальнейшем получить определенную прибыль от своих вложений. В Российской Федерации в настоящее время получило развитие и частное инвестирование как вложение свободных денежных средств для получения прибыли простыми физическими лицами, не зарегистрированными в качестве предпринимателей.

Особый правовой статус у инвесторов при инвестировании в строительстве. В данной ситуации инвестор - физическое лицо, заключая договор долевого участия в строительстве, пользуется дополнительным режимом защиты на основе законодательства о защите прав потребителей. В данных отношениях в силу прямого указания закона деятельность инвестора по направлению средств в строительство будет подпадать под регулирование Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей". Таким образом, граждане-инвесторы, осуществляющие вложение в строительство в непредпринимательских целях, получают дополнительные механизмы защиты своих прав. Особый правовой статус инвестора наблюдается и при осуществлении портфельных инвестиций.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что основным субъектом инвестиционного права является инвестор во всех его законных проявлениях. Однако правовой статус данного субъекта инвестиционного права различен в зависимости от его национально-государственной принадлежности, организационно-правовой формы и сферы осуществления инвестиций.

Субъектами инвестиционной деятельности выступают инвестор, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности и др. Субъектами могут быть юридические и физические лица, иностранные и отечественные, индивидуальные, коллективные и институциональные инвесторы, инвестиционные институты, профессиональные участники рынка ценных бумаг, другие государства, а также международные организации. Инвесторы могут быть государственными и частными, индивидуальными и коллективными. Существуют также следующие типы инвесторов: консервативный, агрессивный и умеренный.

Инвестор-консерватор - лицо, которое ограничивает инвестиционные риски определенной величиной, осуществляет вложения обычно на длительный срок, ориентируется на стабильный, непрерывный поток доходов от инвестиций. Для агрессивного типа характерно ограничение сроков инвестирования, максимизация доходности вложений, более высокие инвестиционные риски. Умеренный инвестор, как и агрессивный инвестор, также ориентируется на доход, но избегает высокорисковых, спекулятивных источников его получения и жестких временных рамок вложений. Выделяют также институциональных инвесторов. Это финансовые посредники, основной функцией которых является инвестирование средств в финансовые активы и финансовые инструменты.

В инвестиционной деятельности принимают участие следующие субъекты:

инвесторы;

заказчики;

подрядчики;

пользователи объектов капитальных вложений.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения с использованием собственных и (или) привлеченных средств. Инвесторами могут быть:

- физические  лица;

- юридические  лица;

- создаваемые  на основе договора о совместной  деятельности и не имеющие  статуса юридического лица объединения  юридических лиц;

- государственные  органы;

- органы  местного самоуправления;

- иностранные  субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы).

Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность иных субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.

Подрядчики - физические или юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым в соответствии с ГК РФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.

Пользователи объектов капитальных вложений - физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются объекты капитальных вложений. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы. [2, c. 64 – 73] 
Объекты инвестиционной деятельности

Объектами инвестиционной деятельности выступают: недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс; ценные бумаги; интеллектуальная собственность.

При долгосрочных капитальных вложениях объектом, на которые направлена инвестиционная деятельность, становятся земля, здания, оборудование и другие основные средства. Инвестиционная деятельность проводится в разных сферах: вложения в финансы - в ценные бумаги, в валюту, страховые полисы и т.д. Инвестиции, адресованные на приобретение драгоценных камней, металлов, предметов коллекционирования, являются нефинансовыми. Такие нематериальные ценности как образование, подготовка кадров, научные разработки тоже становятся объектом инвестирования.

Инвестор, инвестиционная деятельность которого направлена на вложение в развитие своего предприятия, может использовать только собственные средства. Инвестиционная деятельность предприятия позволяет за счет собственных накоплений решить задачи расширения производства, приобретения новых производственных структур или провести диверсификацию, то есть перераспределить инвестиции между разными объектами, чтобы снизить возможные риски потерь. Инвестиционная деятельность предприятия адресована не только на начальные инвестиции, но и на расширение производства, на реинвестиции, то есть на приобретение новых основных средств, за счет оборотных, на диверсификацию производства и замену основных фондов.

Информация о работе Система бюджетного финансирования государственной инвестиционной деятельности РФ