Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 07:32, контрольная работа
Государство принимает на себя большую часть финансирования инвестиционных проектов развития производственной и социальной инфраструктуры. В настоящее время государство направляет до 80 процентов инвестиционных ресурсов, централизованных в федеральном бюджете, на удовлетворение неотложных потребностей социальной сферы — жилищного и муниципального строительства, здравоохранения, культуры, науки. Оставшиеся 20 процентов централизованных инвестиционных ресурсов используются на стимулирование частных отечественных и иностранных инвестиций в производственной сфере.
Обычно предприятие имеет ограниченные финансовые средства, направленные на регулирование инвестиционной деятельности. Поэтому необходимо использовать различные инвестиционные возможности. Следует учитывать, что инвестиционная деятельность связана с неопределенностью и риском. Поэтому важно уметь правильно оценивать возможности и эффективность проектов, чтобы проводить своевременное регулирование инвестиционной деятельности.
Вся совокупность связей и отношений по реализации инвестиций в различных формах на всех структурных уровнях экономики образует экономическое содержание понятия инвестиционной сферы.
Структура инвестиционного рынка формируется из относительно самостоятельных рынков:
рынок объектов реального инвестирования: рынок недвижимости; рынок прямых капитальных вложений; рынок рабочей силы; рынок прочих объектов реального инвестирования;
рынок объектов финансового инвестирования: денежный рынок (депозиты; ссуды и кредиты; валютные ценности); фондовый рынок (акции; государственные обязательства; опционы и фьючерсы);
рынок объектов инновационных инвестиций: рынок интеллектуальных инвестиций (лицензии; ноу-хау; патенты); рынок научно-технических инноваций (научно-технические проекты; рационализаторство; новые технологии).
Объекты капитальных вложений (инвестиций). Согласно закону Об инвестиционной деятельности, к ним относятся находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.
Любое имущество (в том числе и деньги), а также имущественные права становятся инвестициями, тогда, когда владелец или пользователь этого имущества (имущественных прав) вкладывает их в какой-либо объект с целью получения прибыли и достижения полезного эффекта, то есть осуществляет инвестиционную деятельность. Под последней понимают вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
При использовании инвестиционной терминологии необходимо выделять понятия:
1. Инвестиции
- любой вид имущества и
2. Инвестиционный объект - любые объекты, в которые вкладываются инвестиции. Принято такие объекты подразделять на четыре группы.
- объекты реального капитала (предприятия, иная недвижимость, станки, оборудование и т.п.);
- финансовые
средства (прежде всего, ценные бумаги,
а также валюта, страховые полисы
и другие финансовые
- нефинансовые средства (драгоценные камни, драгоценные металлы, предметы коллекционирования и др.);
- человеческий капитал (образование, переподготовка кадров, здравоохранение, и т.п.).
3. Инвестирование
- непосредственный процесс
4. Инвестиционная
деятельность - процесс, включающий
как собственно инвестирование,
так и последующее
В последнее время в прессе часто упоминаются инвестиционные фонды. В свете роста инвестиционной деятельности на территории РФ и вовлечения в неё широких масс населения изучение правового положения инвестиционных фондов имеет не только научное, но и практическое значение.
Согласно ст. 118 ГК РФ фондом (для целей ГК РФ) признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
Согласно ст. 1 ФЗ «Об инвестиционных фондах» инвестиционный фонд - это находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляется управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.
Таким образом, инвестиционный фонд - это имущественный комплекс. Но не всякий инвестиционный фонд является имущественным комплексом.
Законом «Об инвестиционных фондах» предусмотрено две формы коллективного инвестирования - акционерный инвестиционный фонд (АИФ) и паевой инвестиционный фонд (ПИФ).
Определяя объект инвестирования, законодатель приводит открытый перечень, не указывая на признаки и свойства объектов.
Согласно ст. 3 Закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» объектами инвестиционной деятельности в РФ являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РФ, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность. Согласно ст. 3 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», объектами капитальных вложений являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.
Законодатель запрещает инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.
В литературе объекты инвестиционной деятельности определяют как любые материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают отношения в процессе руководства и осуществления инвестиционной деятельности.
На основании изложенного можно сделать выводы, что акционерный инвестиционный фонд и управляющая компания являются субъектами инвестиционной деятельности, так как соответствуют признакам инвестора. Представляется, что и акционерный инвестиционный фонд, и управляющая компания относятся к институциональным инвесторам, так как и в том, и в другом случае инвестиционная деятельность является основной профессиональной деятельностью, они привлекают денежные средства других инвесторов и вкладывают их в акции и другие финансовые инструменты.
Паевой инвестиционный фонд является объектом инвестиционной деятельности, также как и акции акционерного инвестиционного фонда. Некоторые авторы относят паевые инвестиционные фонды не только к объектам инвестирования, но и к субъектам инвестиционной деятельности, в частности, к коллективным инвесторам. Паевой инвестиционный фонд не может относиться к коллективным инвесторам, в связи с тем, что не является юридическим лицом. Коллективным инвестором является управляющая компания паевого инвестиционного фонда.
Обычно выделяют финансовые, материальные и нематериальные объекты инвестирования. Финансовые объекты - это, прежде всего, ценные бумаги как на первичном, как и на вторичном рынке. К материальным объектам относится недвижимость, производственное или иное оборудование, оборотные средства. Представляется, что паевой инвестиционный фонд не является особым объектом инвестировании, так как он соответствует признакам финансового объекта инвестиционной деятельности. Передавая денежные средства в открытый и интервальный паевые инвестиционные фонды, и денежные средства и иное имущество (если это предусмотрено правилами доверительного управления) в закрытый инвестиционный фонд, инвестор получает инвестиционный пай, который является именной ценой бумагой. [3, c. 55-78]
Рациональное по результатам и сбалансированное по степени гибкости регулирование инвестиционной деятельности в рыночной экономике невозможно вне создания определенных правовых форм.
Право - совокупность установленных или санкционированных государством обязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. Право воздействует на инвестиционные процессы следующим образом:
устанавливает нормативную базу;
определяет
статус субъекта
устанавливает юридическую ответственность (гражданско-правовую, административную, уголовную, дисциплинарную, материальную) субъекта инвестиционной деятельности;
определяет
возможности использования
регулирует
отношения субъекта с другими
участниками инвестиционной
С точки зрения воздействия на согласование интересов в процессе инвестиционной деятельности правовые нормы могут иметь запрещающий, дозволяющий, обязывающий и стимулирующий характер. Если в административно-командной экономике основная роль экономико-правовых регуляторов - предписывать, то в рыночной экономике соответствующие регуляторы экономического и правового характера призваны стимулировать и направлять инвестиционный процесс в интересах сбалансированного развития национальной экономики. Именно правовое регулирование налоговых льгот, преференций, льготных кредитов, банковских и бюджетных гарантий, уровней таможенных пошлин, квот, дотаций и субсидий, мер по поддержанию экспорта придает необходимую действенность соответствующим экономическим регуляторам. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляется, во-первых, общим гражданским и хозяйственным (предпринимательским) законодательством и, во-вторых, специальным инвестиционным законодательством, регулирующим порядок привлечения отечественных и иностранных капиталовложений.
К числу основных правовых актов общего регулирования относятся:
Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994;
Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001;
Налоговый Кодекс РФ 2009-2011 НК РФ;
Закон о недрах;
Закон о Центральном банке Российской Федерации;
Закон о банках и банковской деятельности;
Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий;
законодательные акты о налогообложении, внешнеторговой деятельности и другие.
Основополагающими правовыми актами специального регулирования в системе привлечения и осуществления инвестиций являются:
Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;
Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;
Федеральный закон от 25 февраля 1998 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 112-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции»;
Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».
Специальное правовое регулирование инвестиционной деятельности носит комплексный характер, так как оно представлено нормативно-правовыми актами различного уровня и ряда отраслей законодательства.
Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности содержит в себе нормативные акты трех уровней:
законодательные, включающие акты:
высшей юридической силы - федеральные конституционные и федеральные законы;
международные договоры;
законодательство субъектов Федерации;
подзаконные акты:
указы Президента Российской Федерации;
межправительственные постановления;
правительственные постановления;
внешнеэкономические соглашения субъектов Российской Федерации;
ведомственные акты - приказы и постановления министерств и ведомств Российской Федерации;
постановления и решения органов местного самоуправления;
локальные, представленные системой актов индивидуального характера:
административные акты участников инвестиционной деятельности;
нормативно-правовые договоры (на основе международного публичного и частного права, гражданского и трудового права Российской Федерации).
Специалисты в области инвестиционной деятельности должны тщательно соотносить инвестиционную деятельность на национальном рынке с совокупностью действующих прав и норм правового регулирования предпринимательской деятельности в целом. Инвестору крайне важно знать основные положения законодательства и особенности действующих в стране методик для недопущения грубых ошибок в своей деятельности. ремонт и калибровка балансировочного станка.
Высокие инвестиционные риски, дефицит накоплений у предприятий, высокая стоимость кредитных ресурсов предопределяют необходимость стимулирования инвестиционной деятельности. Действующая система стимулов в инвестиционной сфере российской экономики носит в основном фискальный характер, реализуясь, как правило, в форме налоговых и таможенных льгот.
Информация о работе Система бюджетного финансирования государственной инвестиционной деятельности РФ