Система органов финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:08, дипломная работа

Описание работы

В своей работе я пыталась раскрыть суть и значение финансового контроля в экономической политике государства. Отметить ее роль в создании условий для финансовой стабилизации.

Содержание работы

Введение
Финансовый контроль - метод управления финансами
Сущность и значение финансового контроля
Виды, формы и методы финансового контроля
Органы, осуществляющие финансовый контроль
Негосударственный контроль
Организация контрольной работы органов Контрольно-ревизионного Управления
Правовая и законодательная основа, порядок взаимодействия с другими органами
Ревизия ассигнований и исполнения смет расходов учреждений, финансируемых за счет средств федерального бюджета
Контроль за бюджетными средствами, классификация нецелевого использования средств
Пути совершенствования контрольной работы
3.1 Проблемы современной системы финансового контроля
3.2 Финансовый контроль в зарубежных странах
Заключение

Файлы: 1 файл

диплом система отранов финансового контроля.rtf

— 841.30 Кб (Скачать файл)

Поэтому считаю необходимым принять все возможные меры к устранению сложившейся ситуации.

В том числе расширение прав контролирующих органов в области возможности применения мер по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности за подобные нарушения.

Проводя параллель с проблемами местного уровня, мы найдем их полное отражение.

Ранее я уже останавливала свое внимание на процентах возмещения ущерба установленного по результатам проверок органов КРУ в г. Бузулуке.

 

                 3,6 %                                        57,2 %                                     97,6 %


           


 

     1996 г.                                     1997 г.                                    1998 г.


            %   возмещение ущерба от общей суммы расходов.

Диаграмма 3.1.  Процент возмещения ущерба по результатам работы КРУ в г. Бузулуке за 1996 - 1998 гг.

 

Мы видим, что процент возмещения не составляет 100 %. В отличие от органов казначейства или налоговой службы, органы КРУ не имеют возможности принятия жестких мер по вопросу устранения выявленных нарушений, что зачастую сводит к нулю всю проделанную работу.

Поэтому сейчас необходимо продолжение работы над проектом федерального закона о государственном финансовым контроле, который образовал бы современную правовую базу контроля, обеспечивающего проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики государства.

При решении данной проблемы нам нельзя отказываться от использования опыта зарубежных стран, с развитой рыночной экономикой, учитывая при этом специфику системы финансового контроля страны и условия развития экономики.

 

 

3.2 Финансовый контроль в зарубежных странах

 

Обращаясь к опыту зарубежных стран, рассмотрим принцип государственного контроля во Франции.

Я уже отметила ранее, что ведущей формой независимого контроля в странах с развитой экономикой является аудиторство.

Что же касается государственного контроля, то здесь основные задачи состоят, во-первых, в установлении соответствия бюджетного прогноза целям общеэкономического развития, т.е. оценка качества и реальности бюджета - концепций, разработок при определении бюджетного выбора, обоснованности решений, во-вторых, - соответствия утвержденного бюджета и его фактического исполнения.

К числу основных факторов, влияющих на эффективность контроля могут быть отнесены:

  • наличие обширной законодательной и нормативной базы;
  • информационное обеспечение, отвечающее аналитическим целям контроля;
  • широкая гласность принятия решений и исполнения бюджета;
  • наличие высокоспециализированного персонала.

Контроль за исполнением бюджета во Франции осуществляется согласно двум принципам: разделение административных и счетных функций во избежание возможности злоупотреблений, т.е. между администраторами - распорядителями кредитов и теми, кто реализует действия по совершению конкретных платежных операций;

обеспечение тройного контроля - системы блокировок неэффективного использования бюджетных средств, включающей финансовый контроль, контроль юридического характера, политический контроль парламента. В соответствии с этими принципами различают контроль административного и счетного исполнения бюджета. Контроль административного исполнения бюджета в свою очередь состоит из административного, судебного и парламентского.

Главная задача административного контроля заключается в осуществлении предварительного контроля проекта по расходам: законности документации, точности процедуры получения кредитов, правильности классификации статей целевого назначения расходов, четкого соблюдения правил государственного учета и отчетности. Контроль ведется независимыми представителями бюджетного управления министерства бюджета, и бухгалтерами - представителями управления национального счетоводства.

Счетный контроль проводится Счетной палатой. Если в ходе контроля аудиторы Счетной палаты установят факты, служащие основанием для уголовного дела, генеральный прокурор счетной палаты информирует об этом соответствующего министра, министра юстиции, министра бюджета.

Парламентский контроль осуществляется через посредство парламентских комиссий по расследованию и контролю.

Контроль исполнения бюджета также делится на административный, судебный, парламентский. Административный контроль ведется по иерархической структуре системы учета, когда бухгалтеры более высокого уровня контролируют более низкий уровень, а сами, в конечном счете, подчиняются главному казначею. Во Франции действует Генеральная инспекция финансов, которая представляет собой корпорацию финансовых инспекторов - контролеров, связанную с кабинетом министра бюджета, но не входящую ни в одно из управлений этого министерства.

Судебный контроль осуществляется счетной палатой, которая проверяет состояние учета и отчетности в той или иной организации, ведущей бюджетные счета и выносит решения о нем. Юрисдикция Счетной палаты распространяется на главные бухгалтерии основных распорядителей кредитов.

Парламентский контроль осуществляется в ходе обсуждения и принятия закона об исполнении бюджета на основании доклада Счетной палаты и общей декларации о соответствии центральных счетов органов учета и отчетности отдельных министерств, исполнявших бюджет.

Во Франции Счетная палата, вопреки распространенному обычаю, является органом исполнительной власти, и при этом пользуется независимостью от правительства.

В пользу использования такого опыта в системе государственного финансового контроля в России, говорит тот факт, что уже давно стоит вопрос о создании органа государственного контроля, обслуживающего исполнительную власть, ее высший орган - Правительство Российской Федерации. Получилось так, что орган государственного финансового контроля, осуществляющий в соответствии с Конституцией контроль за исполнением федерального бюджета - Счетная палата, подотчетен только Федеральному Собранию страны.

Наряду с указанными контрольными органами, во Франции существует ряд других специализированных государственных учреждений с контрольными функциями: Центральная служба кредитного надзора, центр проверки балансовой отчетности, Палата бюджетной дисциплины. Таким образом, во Франции используется целостная система финансового контроля, охватывающая все стороны и стадии бюджетного процесса.

Создание и приспособление подобной системы контроля к условиям России - весьма сложная задача, требующая длительного времени. Однако принципиальная необходимость использования зарубежного опыта не вызывает сомнений.

Весьма своевременным могло бы быть создание специализированных судебных органов для проверки балансовой отчетности административных учреждений, а также предоставление в законодательном порядке широких судебных полномочий. Счетной палате, являющейся не только во Франции, но и во всех развитых странах высшим судебным и независимым органом контроля бюджетных средств.

 

 

Заключение

 

Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование. Заметную роль в совершенствовании финансового контроля призвано сыграть принятию бюджетного кодекса.

В целях наиболее полного выполнения Указа Президента Российской Федерации от 03.03.98 г. «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита. Создание такого органа вызвано необходимостью организации аудиторской деятельности и соединением в единый блок всех подразделений МФ России, выполняющих контрольные функции.

В настоящее время в Минфине активизирована работа по подготовке проектов федеральных законов о государственном контроле в Российской Федерации.

Однако, на сегодня остается еще целый ряд проблем, требующий их скорейшего разрешения.

Для эффективного осуществления государственного финансового контроля требуется не только назвать органы государственного контроля, что теперь сделано в Бюджетном Кодексе, но и законодательно закрепить их задачи, права, сферу действия.

Усилия органов власти, которым поручено выполнять функции контроля, не координируются и осуществляют они его в основном в рамках своего ведомства, что вызывает раздробленность финансовой системы.

Еще одним важным вопросом, на мой взгляд является отсутствие закона, определяющего возможности государственного финансового контроля в отношении нарушителей финансового законодательства. Ведь без административных, материально-финансовых мер воздействия на нарушителей финансового законодательства, невозможно достичь высоких результатов в выполнении поставленных перед органами контроля задач.

Таким образом, считаю, что сегодня, когда вся бюджетная система России находится в стадии становления, вопрос реформирования системы финансового контроля, является одним из наиболее важных.

Для разрешения всех перечисленных вопросов в целях совершенствования системы финансового контроля предлагаю:

  1. Устранить незавершенность в вопросах формирования правовой базы государственного контроля.
  2. Обеспечить скоординированность действий органов финансового контроля. Устранить возможность дублирования и параллелизма в практике органов контроля.
  3. Законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового контроля.
  4. Решить вопрос о создании органа финансового контроля, обеспечивающего исполнительную власть, ее высший орган - Правительство Российской Федерации .
  5. Обеспечить полноценную законодательную и правовую базу финансового контроля. В частности, предоставить органам КРУ МФРФ возможность принятия принудительных мер и санкций, по устранению выявленных нарушений.
  6. Очевидна настоятельность усиления научных исследований в области финансового контроля, прежде всего по вопросам связанным с дальнейшим реформированием экономики и совершенствованием финансовой политики.
  7. Считаю, что при совершенствовании системы финансового контроля, принципиально важно использование зарубежного опыта. Здесь речь может идти о поэтапной частичной или полной апробации отдельных областей данной практики. В стране есть для этого достаточные предпосылки: завершается построение национальных счетов по методологии Европейской системы интегрированных счетов; накоплен опыт применения балансовых методов управления экономикой.

Весьма своевременным могло бы быть создание специализированных судебных органов для проверки балансовой отчетности административных учреждений, а также предоставление в законодательном порядке широких судебных полномочий Счетной палате, являющейся во всех развитых странах высшим судебным и независимым органом контроля за формированием и использованием государственных средств.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Закон «Об основах налоговой системы» от 27.12.91г. № 2118-1 (с изменениями и дополнениями)
  2. Закон «О подоходном налоге» от 07.12.91г. № 1998-1 (с изменениями и дополнениями)
  3. Закон «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.91г. № 2003-1 (с изменениями и дополнениями)
  4. Закон «О плате на землю» от 31.12.097г. № 158-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
  5. Налоговый кодекс РФ: часть I от 31.07.98г. № 146-ФЗ
  6. Инструкция ГНС РФ «О порядке исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» от 30.05.95г. № 32
  7. Инструкция ГНС РФ от 29.06.95г. № 35 по применению Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц»
  8. «Новое о подоходном налоге с физических лиц и декларировании их доходов». Законодательные и нормативные акты, образцы документов, разъяснения. Библиотечка Российской газеты 1999г. № 2-3
  9. Брызгалин А.В. «Налоги и налоговое право» - Москва: «Налоги и финансовое право» 1997 год.
  10. Князев «Тенденции развития налоговых систем в зарубежных странах». Налоговый вестник. 1998 год № 9
  11. Крыханова Л. «Наследование и дарение. О налоге с имущества». Экономика и жизнь 1998г. № 2
  12. Мещарикова О.В. «Налоговые системы развитых стран мира» (справочник): М.: Фонд =Правовая культура=,1995г.
  13. Миронов А.Е. «О налоге с имущества, переходящего при наследовании». Московский юрист. 1997 год № 11-12.
  14. Налоговая система во Франции / Российско-французская серия «Информационные и учебные материалы» - 1992 год № 2
  15. Окунева Л.П. «Налоги и налогообложение в России». Учебное издание - М.: Финстатинформ, 1996 год.
  16. Потапов В.И. «Объекты налогообложения в некоторых зарубежных странах» - Налоговый вестник, №7, 1995 год.
  17. Румянцев А.В. //Налоговое регулирование в зарубежных странах: отраслевой менеджмент //: Менеджмент в России и за рубежом, 1998 год №6
  18. Русакова И.Г. «Налоги и налогообложения»: финансы «Юнити» 1998 год
  19. Сорокин «О расчете налога на имущество»: Бухгалтерское приложение к «Экономика и жизнь»; 1998 год № 11
  20. Тур В.А. «Новое законодательство о подоходном налоге»: Бухгалтерский учет. 1997 год № 3
  21. Ходорович М.И. «Налоги с граждан»: Учебное пособие для вузов. ВЗФЭИ -М.: «Финстатинформ», 1996 год
  22. Черник Д.Г. «Налоги Испании» - Финансы, № 2, 1996 год
  23. Черник Д.Г. «Налоги в рыночной экономике»: - М., Финансы, 1997 год
  24. Шулева Г.Г. «Подоходный налог с физических лиц»: Бухгалтерский учет. 1997 год № 1
  25. Юткина Т.Ф. «Налоги и налогообложение»: Инфра - М., 1998 год

Информация о работе Система органов финансового контроля