Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 17:41, курсовая работа
Финансовое положение страны на международном рынке обычно
оценивают по ее платежному балансу. Он является важным показателем,
позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой
торговле, МЭО, установить ее платежеспособность. Состояние торгового и
платежного баланса оказывает большое влияние на валютный курс.
CAB = X — М+ NY+ NCT = S — I (6.1.)
Таким образом, баланс текущих операций отражает движение сбережений и инвестиций внутренней экономики. При анализе изменений состояния текущего счета страны важно понимать, каким способом эти изменения отражают движение сбережений и инвестиций. Например, опережающий рост внутренних инвестиций относительно внутренних сбережений окажет на счет текущих операций то же воздействие (по крайней мере, в краткосрочном плане), что и падение сбережений относительно инвестиций. Однако в долгосрочном плане последствия для внешней позиции страны могут быть совершенно разными. Более широко — равенство (6.1) показывает, что любое изменение состояния текущего счета страны (например, увеличение профицита или уменьшение дефицита) неизбежно должно соответствовать росту внутренних сбережений относительно инвестиций. Это подчеркивает важность определения того, в какой степени любые меры экономической политики, использованные для прямого изменения баланса текущего счета (например, изменения тарифов, квот, валютных курсов), будут влиять на поведение внутренних сбережений и инвестиций именно так, чтобы получить намеченное воздействие принятых мер на внешний сектор.
Связь между внутренним и внешним секторами экономики можно выразить альтернативно, через разницу между располагаемым валовым национальным доходом ( ) и расходами внутренних резидентов на товары и услуги ( ). Эти две переменные определяются следующим образом:
GNDY = C+ I + G + CAB (6.2.)
Внутреннее потребление — расходы (А) определяются формулой
А = С + I + G (6.3.)
Из равенств (6.2 и 6.3) следует, что баланс товаров, услуг и чистого дохода плюс чистые текущие трансферты равен разности между располагаемым валовым национальным доходом (ВНД к распределению) и использованной частью этого дохода:
CAB = GNDY — А (6.4.)
Суть этой взаимосвязи в том, что для улучшения счета текущих операций страны требуется, чтобы ресурсы высвобождались за счет сокращения внутреннего потребления (т.е. относительное сокращение расходов по сравнению с доходом). С другой стороны, это может означать, что улучшения состояния текущего счета можно добиться за счет увеличения темпов роста национального дохода при относительно более низких темпах роста внутреннего потребления. Для достижения улучшения состояния счета текущих операций необходимо применение структурных мер, которые будут направлены на сокращение диспропорций и повышение эффективности экономики.
Равенство (6.4) само по себе не указывает на факторы, определяющие динамику счета текущих операций. Например, располагаемый доход (GNDY) на общие расходы резидентов на товары и услуги (А) влияет частично — резиденты потребляют дополнительные товары и услуги за счет импорта. Следовательно, при анализе необходимо понимать и учитывать склонность резидентов к расходам.
Взаимосвязь между внутренним и внешним секторами экономики более детально можно увидеть через разделение частного и государственного секторов. Пусть Sp и Iр — частные сбережения и инвестиции, Sg и Ig — государственные сбережения и инвестиции. Тогда
S — I = Sp + Sg — Ip — Ig(6.5)
Используя формулу (6.1), получаем
CAB = (Sp — Ip) + (Sg — Ig) = S — I (6.6)
Равенство (6.6) показывает, что если превышение государственных расходов над доходами не компенсируется чистыми сбережениями частного сектора, счет текущих операций будет иметь дефицит. Конкретнее, из равенства следует, что состояние государственного бюджета (Sg — Ig) может существенно влиять на баланс по текущим операциям. Длительный дефицит текущего счета может отражать устойчивое превышение государственных расходов над доходами, и такие чрезмерные расходы предполагают необходимость усиления налогового администрирования как элемента экономической политики.
Однако только равенство (6.6) нельзя использовать для анализа тенденций развития иностранного сектора в части инвестиций и сбережений частного и государственного секторов, так как эти переменные связаны между собой. Например, повышение налогов могло бы рассматриваться и как мера экономической политики, повышающая государственные сбережения (сокращающая дефицит), и как улучшающая состояние текущего счета страны. Однако столь радужные надежды правительства должны учитывать ответную реакцию инвестиций и сбережений частного сектора. Повышение налогов может влиять на частные инвестиции и положительно, и отрицательно. 'Эффект будет зависеть от того, что будет облагаться налогом — потребление или доход на капитал. Если усиливается налогообложение потребления, внутреннее потребление сокращается, высвобождаются внутренние ресурсы и увеличиваются внутренние инвестиции. Кроме того, частные сбережения имеют тенденцию к сокращению из-за падения располагаемого дохода, вызванного налогообложением потребления. Для того чтобы делать выводы относительно будущего воздействия тех или иных мер денежно-кредитной политики на состояние счета текущих операций, надо обладать информацией относительно факторов, определяющих поведение и частного сектора, и правительства.
В дополнение к текущим операциям (т.е. операциям, включающим изменение товаров, предоставления услуг, получения и выплат дохода и переводов) необходимо рассматривать потоки финансовых операций (т.е. операций, включающих изменение финансовых требований и обязательств к остальному миру). Эти one- рации состоят из двух основных составляющих: 1) строго определенные финансовые операции в категориях прямые инвестиции, портфельные инвестиции и прочие инвестиции (включая торговые кредиты, ссуды и депозиты); 2) операции с резервными активами. Между этими компонентами международных операций страны существует прямая связь. Так, импорт товаров часто финансируется поставщиками-нерезидентами (в форме кредита — отсрочки платежа), так что рост импорта будет обычно выравниваться притоком финансовых ресурсов. Вдень исполнения (окончания срока коммерческого кредита) платеж поставщику-нерезиденту будет представлять собой или сокращение иностранных активов (например, иностранных депозитов внутренних банков за границей), или замену обязательства перед поставщиком-нерезидентом другим обязательством перед нерезидентами. Имеется и много других тесных взаимосвязей между счетами финансовых операций. Например, доход от продажи облигаций на иностранных рынках капитала (приток средств) может быть временно инвестирован в краткосрочные финансовые активы за границей (отток средств).
Основной принцип построения платежного баланса — принцип равенства нулю, т.е. сумма всех операций по дебету равна сумме всех операций по кредиту. Однако из-за того, что статьи платежного баланса часто заполняются независимо друг от друга из различных источников, система двойной записи остается несовершенной. В результате возникает или чистый дебет, или чистый кредит. Однако если предположить, что ошибок при составлении платежного баланса нет, то сальдо счета текущих операций равно сумме сальдо счета движения капитала и финансовых операций и сумме изменения резервных активов:
САВ= NKA + RT (6.7)
Из равенства (6.7) следует, что чистые запасы, измеряемые сальдо баланса по текущим операциям, равны изменению чистых требований к остальному миру, если изменение резервных активов равно нулю. Например, положительное сальдо счета текущих операций отражается в росте чистых требований, которые могут быть в форме официальных или частных требований к нерезидентам или в форме увеличения резервных активов денежных властей. Напротив, дефицит текущего счета подразумевает, что чистое поступление ресурсов от остального мира должно быть оплачено или сокращением иностранных активов, или ростом обязательств перед нерезидентами. С этой точки зрения тождество платежного баланса создает бюджетное ограничение экономики в целом.
Данная схема анализа взаимосвязей платежного баланса применяется безотносительно режима валютного курса, принятого страной. Например, если в стране фиксированный валютный курс (привязанный к какой-либо иностранной валюте), то операции с резервными активами будут определяться чистым спросом или предложением иностранной валюты приданном валютном курсе (RT= CAB — NKA). Если используется свободно плавающий валютный курс, когда отсутствуют какие-либо валютные интервенции, то CAB = NKA. В промежуточных вариантах управляемого плавания покупки и продажи резервных активов обычно используются для достижения желаемого курса национальной валюты к одной или нескольким иностранным валютам. Валютный курс является важным инструментом регулирования платежного баланса.
Счет операций с капиталом и финансовых операций оценивает чистые иностранные инвестиции или чистое кредитование/заимствование данной страны против остального мира. Этот счет — первый канал, через который страна инвестирует свои чистые накопления. другой канал — это преимущественно реальный внутренний капитал. Поскольку счет текущих операций представляет собой разность совокупных внутренних сбережений и инвестиций (равенство 6.6), то функцию учета накопленного богатства страны на счете операций с капиталом и финансовых операций можно более четко увидеть, если представить равенство (6.7) в следующем виде:
S — I = NKA + RT (6.8)
Следовательно, в той степени, в какой внутренние сбережения не покрываются соответствующим накоплением внутреннего капитала, увеличиваются внешние частные или официальные активы данной страны.
Равенство (6.8) описывает потоки ресурсов и капитала во времени. Сумма сбережений страны за определенный период времени показывает запасы ее общего богатства (ресурсов). Национальные запасы состоят из нефинансовых и финансовых активов. Поскольку внутренние финансовые активы и обязательства нейтрализуют друг друга, баланс страны включает в себя запасы внутренних нефинансовых активов и ее чистую инвестиционную позицию (запасы внешних финансовых активов за минусом запасов внешних финансовых обязательств). Чистая инвестиционная позиция страны на конец определенного периода отражает не только финансовые потоки, представленные в правой части равенства (6.8), но и переоценку, и другие корректировки за тот же период, влияющие на текущую стоимость ее общих требований (частных и официальных) к нерезидентам и ее общих обязательств перед нерезидентами.
Есть и другая взаимосвязь между счетом операций с капиталом и финансовых операций и счетом текущих операций. Финансовые потоки приводят к изменениям в иностранных требованиях и обязательствах. Практически во всех случаях финансовые запасы приносят доход (проценты, дивиденды, прибыль), который отражается по счету текущих операций как инвестиционный доход. Эта связь между счетами особенно важна в том случае, когда страна имеет постоянный дефицит текущего счета: текущий дефицит связан с будущим состоянием текущего счета. Дефицит счета текущих операций должен финансироваться таким сочетанием роста обязательств перед нерезидентами и сокращением требовании к нерезидентам, чтобы чистый результат сокращал чистые иностранные активы. Как следствие, произойдет сокращение чистого инвестиционного дохода, и это сокращение увеличит дефицит счета текущих операций. Такое взаимное влияние счета текущих операций и счета операций с капиталом и финансовых операций может привести к дестабилизации, при которой ухудшение состояния текущего счета будет нарастать до тех пор, пока это ухудшение не будет блокировано изменениями экономической политики или регулированием определенных переменных (например, валютного курса).
На финансовые потоки, определяющие состояние счета текущих операций, влияют процентные ставки, доходность прямых и прочих инвестиций, ожидаемые изменения валютных курсов, налоговые различия. Эти факторы объединяются в ожидаемый реальный (с учетом изменений валютных курсов и инфляции) доход после налогообложения на запасы иностранных активов, принадлежащих резидентам, и на запасы требований, принадлежащих нерезидентам. Резиденты и нерезиденты являются объектами различного юридического и налогового учета, что влияет на доход от принадлежащих им активов. Однако и на резидентов, и на нерезидентов влияют экономические условия, внешние для страны, в которой они являются резидентами. Более того, эти внешние условия являются внешними для отдельной страны. На внутренних и внешних инвесторов влияет одинаковый набор факторов, воздействующих на доходность внутренних инвестиций. Это означает следующее. Независимо оттого, является ли инвестор резидентом данной страны или какой-то другой, принятие решения об инвестировании зависит от ожидаемого дохода на внутренние активы.
Платежный баланс является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами:
Материальной основой регулирования платежного баланса служат:
Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо.
Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономичсского положения и состояния международных расчетов страны.