Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 17:41, курсовая работа
Финансовое положение страны на международном рынке обычно
оценивают по ее платежному балансу. Он является важным показателем,
позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой
торговле, МЭО, установить ее платежеспособность. Состояние торгового и
платежного баланса оказывает большое влияние на валютный курс.
Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и сферу производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.
В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры:
При активном платежном балансе государственное регулирование направлено на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью финансовые, кредитные, валютные и другие методы, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов. Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса.
Потоки финансовых ресурсов, отражающиеся в платежном балансе, никогда не балансируются полностью: импорт товаров и услуг и отток финансовых ресурсов никогда не бывают в точности равны экспорту товаров и услуг и притоку финансовых ресурсов. Возникающее при этом сальдо платежного баланса может быть положительное или отрицательное. И профицит, если он длительный, и дефицит платежного баланса, если он не носит случайного характера, отрицательно влияют на валютный курс и экономику в целом. Поэтому государство стремится обеспечить равновесие платежного баланса с помощью специальных мер денежно-кредитной политики. Однако если дефицит платежного баланса является следствием внутреннею неравновесия, необходимы структурные изменения в экономике и изменение экономической политики страны.
Структура платежного баланса, соотношение разделов и статей прямо зависят от структуры внутренней экономики страны, уровня ее развития. Существует множество ситуаций, когда для финансирования дефицита счета текущих операций нереально постоянно использовать частные и официальные ресурсы. Следовательно, для достижения устойчивой внешней платежеспособности страны (состояния, при котором дефицит товаров и услуг может финансироваться частными и официальными трансфертами, притоком частного капитала и резервными активами) важно рассчитать возможные регулирующие меры. К таким мерам относятся изменения валютного курса, налоговые меры и денежно-кредитная политика. Представим равенство (6.8) в следующем виде:
S — I = CAB = ТВ + SIB + TRANB = NKA + RT (6.9)
Масштабы необходимого регулирования платежного баланса в определенной степени зависят от структуры баланса по текущим операциям. Например, страна имеет устойчивый торговый дефицит, который частично финансируется займами из частных и официальных источников. В такой ситуации наиболее вероятен и дефицит по балансу услуг и дохода, в котором отражается обслуживание этого долга. Часть дефицита, возникающего по торговым операциям, услугам и перечислению доходов, может быть покрыта положительным сальдо по счету текущих трансфертов, на котором учитываются частные и официальные переводы средств. Если предполагается, что такие поступающие переводы носят устойчивый характер и могут с уверенностью покрыть часть или весь дефицит других составляющих счета текущих операций, степень необходимого регулирования платежного баланса может быть существенно меньшей.
Однако даже при незначительном вмешательстве необходимо иметь полную информацию относительно тою, что внешний долг должен быть оплачен в будущем. Таким образом, график погашения задолженности страны является важным фактором суждения относительно устойчивости состояния платежного баланса. Если в ближайшем будущем предстоят крупные выплаты в погашение долга, а ожидаемого притока финансовых средств недостаточно для покрытия обязательств, чтобы избежать кризиса платежного баланса, потребуется принять превентивные регулирующие меры.
Если дефицит счета текущих операций не является устойчивым, одной из регулирующих мер может быть понижение обменного курса национальной валюты. Такое обесценение может быть необходимым для компенсации роста внутренних цен относительно внешних, что удорожает экспорт и поощряет импорт, ухудшая торговый баланс. В той степени, в какой обесценение национальной валюты повышает цены торгуемых товаров (т.е. экспорта и импорта) по сравнению с неторгуемыми товарами и услугами, обесценение будет создавать благоприятные условия для замены импортных товаров внутренним производством и стимулировать внешний спрос на внутреннюю продукцию. Однако улучшение конкурентоспособности страны, вызванное изменением валютного курса, будет полностью или частично размыто, поскольку обесценение будет сопровождаться ростом внутренних цен в ответ на рост цен импортных товаров и услуг, рост экспорта и производства внутренних заменителей импорта. Такое развитие ситуации подчеркивает важность того, что регулирование валютного курса необходимо дополнить рестриктивной денежно-кредитной и налоговой политикой, чтобы усилить сдвиг в относительных ценах.
Необходимость таких действий можно увидеть из равенства (6.9), показывающего, что любое улучшение состояния текущего счета должно быть уравнено соответствующим позитивным изменением в разности внутренних сбережений и инвестиций. Снижение валютного курса само по себе может вызвать такое изменение в желаемом направлении. В частности, если денежно-кредитная политика не изменяется, вызванный обесценением рост спроса увеличит спрос на деньги. При неизменном денежном предложении повышение спроса на деньги приведет к повышению номинальной и реальной внутренней процентной ставки. В результате чувствительные к процентной ставке расходы будут подавлены, и это будет позитивный импульс к внутренним сбережениям. Однако только такого воздействия на разрыв между сбережениями и инвестициями недостаточно для достижения желаемого улучшения текущего счета, особенно в условиях полной занятости. Следовательно, регулирование валютного курса будет необходимо дополнить мерами по сокращению уровня внутренних расходов через ужесточение денежно-кредитной и налоговой политики с тем, чтобы высвободить ресурсы для расширения экспортных и импортозамещающих производств.
Дефицит налоговых поступлений является одной из возможных причин внешнего неравновесия. Изменения в государственных расходах и налогообложении можно использовать для достижения необходимого сокращения разрыва между сбережениями и инвестициями в той части, в какой снижение валютного курса не вызвало достаточной реакции со стороны общих внутренних сбережений и инвестиций. Однако здесь важно, чтобы фискальные меры достигли нужных результатов и не усугубили проблем регулирования. Например, урезание инвестиций в инфраструктуру может оказать на платежный баланс положительное краткосрочное влияние. Однако в долгосрочном плане, особенно если расходы сокращаются в таких сферах, как транспортировка, такое сокращение будет иметь обратный результат, ухудшая поставки в страну и энергообеспечение. Более того, увеличение налоговых ставок может иметь нежелательный побочный эффект в виде сокращения частных сбережений и снижения намерений вообще инвестировать в данной стране. Таких нежелательных последствий можно избежать, если сокращать или отменять субсидии неэффективным государственным и частным предприятиям.
Важную роль в регулировании платежного баланса играет денежно-кредитная политика. Имеющийся внешний дисбаланс может отражать превышение внутренних инвестиций над сбережениями (или, что то же самое, превышение внутренних расходов над доходом), что может быть следствием чрезмерно экспансионистской денежно-кредитной политики. Прежде всего это важно для корректировки самой денежно-кредитной политики, с тем чтобы реальные процентные ставки были положительными и стимулировали рост сбережений, а внутренние экономические условия были достаточно стабильными для поощрения инвестиций. С точки зрения совокупного спроса и предложения из равенства (6.4) можно увидеть, что денежно-кредитная политика должна давать уверенность в том, что уровень внутренних расходов согласуется с производительностью экономики. Таким образом, с позиции платежного баланса денежно-кредитная и фискальная политика должна ограничивать внутренние расходы до уровня, обеспеченного внутренними ресурсами и возможностями реального внешнего финансирования.
Один из важных аспектов денежно-кредитной политики в отношении регулирования платежного баланса заключается в связи между операциями с резервными активами и внутренними монетарными условиями. Сокращение резервных активов может быть связано с отрицательным сальдо счета текущих операций и/или с чистым оттоком финансовых ресурсов, вызванным экспансионистской денежно-кредитной политикой. Сокращение резервных активов может привести к сокращению денежной базы, а следовательно, к ужесточению денежно-кредитной политики. Более рест- риктивная денежно-кредитная политика направлена на корректировку дисбаланса платежей путем повышения процентной ставки, которое подавляет внутренний спрос и делает внутренние активы более привлекательными для инвесторов. Однако этот встроенный регулирующий механизм может не дать необходимою результата, если денежные власти компенсируют сокращение резервных активов ростом внутреннего компонента денежной базы (например, через выкуп у банковской системы ценных бумаг на открытом рынке). Такое компенсаторное действие, направленное на предотвращение роста внутренней процентной ставки, способствует сохранению дефицита платежного баланса.
Положительное сальдо счета текущих операций отражает рост чистых требований частного или государственного сектора к нерезидентам (NKA) и/или увеличение официальных резервных активов (RT). Изменение чистой позиции по иностранным активам может происходить за счет сокращения обязательств перед нерезидентами в большей степени, чем рост совокупных требований. Если до того страна имела значительный рост обязательств и тяжелое бремя обслуживания долга, то такое сокращение может быть желаемым направлением развития: положительное сальдо текущего счета будет первым шагом к стабилизации платежног о баланса.
Если рассматривать мировую экономику в целом, то совокупный платежный баланс всех стран равен нулю. Однако сумма зарегистрированных балансовых позиций всех стран нулю не равна. Это связано с проблемами учета операций платежного баланса в странах.
Когда экономика не имеет дефицита счета текущих операций и ее частные требования к остальному миру растут, это свидетельствует о превышении совокупных внутренних сбережений над внутренними инвестициями. Если бюджетные расходы превышают поступление налогов (бюджетный дефицит), сбережения частного сектора превышают инвестиции. Размещение части внутренних сбережений в иностранные активы отражает, по-видимому, тот факт, что доходность этих активов для инвесторов более привлекательна, чем инвестиционные возможности внутренней экономики. Запасы ресурсов за пределами страны в форме увеличившихся чистых требований к нерезидентам будут в значительной части результатом эффективного размещения сбережений внутренней экономики до тех пор. пока увеличение чистых требований отражает действие рыночных сил.
Положительное сальдо счета текущих операций и финансового счета может быть следствием того, что политика правительства искажает решения в отношении сбережений и инвестиций и, следовательно, сдвигает платежную позицию в сторону положительного сальдо. Такие искажения могут принимать разные формы. Например, меры, прямо нацеленные на корректировку текущего счета: ограничивающие импорт тарифы и квоты; ограничения на платежи за границу; экспортные субсидии; создающие преференции внутренним производителям государственные закупки. Далее, политика интервенций на валютном рынке может быть сознательно направлена на поддержание заниженного курса национальной валюты, что также способствует росту положительного сальдо текущего счета. Наконец, могут приниматься меры, ограничивающие приобретение нерезидентами внутренних активов — ограничения, направленные на сдвиг счета финансовых операций к чистому оттоку, а следовательно, увеличивающие положительное сальдо текущего счета.