Система платежных балансов и ее использование в оценке финансового состояния страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Финансовое положение страны на международном рынке обычно
оценивают по ее платежному балансу. Он является важным показателем,
позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой
торговле, МЭО, установить ее платежеспособность. Состояние торгового и
платежного баланса оказывает большое влияние на валютный курс.

Файлы: 1 файл

kurs1.docx

— 422.81 Кб (Скачать файл)

В любом случае, если устойчивое положительное сальдо текущего счета возникает в результате искажающих действий, соответствующие меры денежно-кредитной политики уменьшают и постепенно ликвидируют эти искажения. Если после принятых мер устойчивое положительное сальдо отсутствует, а рост чистых требований к остальному миру продолжается, это указывает на склонности к сбережениям и инвестициям в экономике. Если в этом случае положительное сальдо становится проблемой, необходимо определить, являются ли частные и государственные сбережения чрезмерно высокими (вариант Японии) или внутренние инвестиции чрезмерно низкими (вариант России). Сделать такое заключение значительно труднее, чем выявить искажения, связанные с международными операциями.

Положительное сальдо текущего счета, полностью отражающее действие рыночных сил, может привести страну к экономическим проблемам. Например, в стране возникает «голландская болезнь», когда обнаруживаются природные ресурсы или существенно улучшаются условия торговли в сырьевом секторе. Поступления от экспорта сырья увеличивают положительное сальдо текущего счета и повышают курс национальной валюты. Такое развитие подавляет другие секторы экономики и снижает внешнюю конкурентоспособность — как экспорта и отраслей, так и страны в целом. Если открытые ресурсы быстро истощаются, а доходы от улучшения условий торговли носят временный характер, подходящими являются защитные меры других секторов. Одна из таких мер — интервенции на валютном рынке с целью не допустить чрезмерного роста курса национальной валюты. Накопление резервных активов направлено на ограждение реальной экономики от краткосрочных колебаний валютного рынка.

Когда никакие действия правительственной политики не направлены на увеличение положительного сальдо счета текущих операций и финансового счета, трудно определить, инвестирует ли данная страна свои сбережения за рубежом чрезмерно. Однако значительно проще сделать выводы в отношении резервных активов.

В большей степени, чем рост принадлежащих частному сектору чистых иностранных активов, положительное сальдо текущею счета может выражаться в накоплении резервных активов. Это накопление представляет специфические действия денежных властей в форме интервенций на валютном рынке. Интервенции, заключающиеся в продаже внутренней валюты за иностранную, могут поддерживать валютный курс на желаемом уровне уверенней, чем другие способы. Накопление резервных активов ограничивает степень удорожания национальной валюты и препятствует действию самокорректирующею механизма, сокращающего положительное сальдо текущего счета.

Возникает вопрос о необходимых и достаточных объемах валютных резервов, накапливаемых денежными властями. Накопление таких активов является чрезмерным, если они превышают потребности финансирования краткосрочного дефицита платежного баланса. В такой ситуации ресурсы страны целесообразнее инвестировать в формирование внутреннего капитала. Если частный и государственный секторы не наращивают внутренний капитал, остановка накопления резервных активов может привести к росту внутреннего потребления и/или к росту чистых иностранных инвестиций резидентов.

Страны, являющиеся крупными экспортерами невозобновляемых ресурсов (например, нефть), могут иметь ограниченные возможности для внутренних инвестиций. В этом случае накопление иностранных активов может рассматриваться не только для целей финансирования платежного баланса, но в большей степени для диверсификации внутренней экономики и запасов.

Длительное положительное сальдо счета текущих операций в принципе большой проблемой для страны не является: значительно большая проблема — устойчивое отрицательное сальдо, особенно сопровождающееся утратой резервных активов.

Первый шаг в корректировке дефицита платежного баланса — изменение валютного курса. В случае существенной несбалансированности счета текущих операций, когда притока средств явно недостаточно для оплаты импорта, правительство для стимулирования экспорта и сокращения импорта, привлечения дополнительных внешних кредитов использует девальвацию (снижение курса национальной валюты). При фиксированном валютном курсе правительство понижает официальный обменный курс национальной валюты. В случае плавающего курса денежные власти выступают основным покупателем иностранной валюты на внутреннем рынке, вызывая тем самым повышение спроса на иностранную валюту и падение курса национальной валюты.

Если корректировка валютного курса не приносит желаемого результата, используются резервные активы. Резервные активы — это высоколиквидные международные активы страны, находящиеся под контролем се денежных властей или правительства, которые в любой момент могут быть использованы ими для финансирования дефицита платежного баланса и регулирования курса национальной валюты.

В платежный баланс включают только реально существующие активы. Например, кредитная линия между национальным центральным банком и центральным банком страны-контрагента в резервные активы не включается, а отданные нерезидентам под залог национальные активы — включаются. Основной критерий отнесения актива в категорию резервных — возможность правительства или центрального банка осуществлять реальный и прямой контроль над ним.

Резервные активы обычно инвестируются в высоколиквидные и максимально надежные денежные инструменты на мировом финансовом рынке — казначейские векселя, акции крупных компаний, размешаются на депозиты в иностранных банках.

В целом резервные активы (в платежном балансе «под чертой» — их изменение) представляют собой сумму следующих активов:

1. монетарное золото — золото пробы не ниже 995/1000 в хранилищах центрального банка или правительства, которое в любой момент можно продать за иностранную валюту на мировом рынке золота или международным организациям. Немонетарное золото может находиться в распоряжении любого резидента и резервным активом не считается;

2. специальные права заимствования (СДР) — эмитируемый Международным валютным фондом искусственный резервный актив, который можно использовать для приобретения иностранной валюты, предоставления займов и осуществления платежей. Страны могут приобретать СДР друг у друга, использовать их как плату.

Но СДР составляют не более 3% резервных активов мировой экономики и в практических целях большого значения не имеют;

3. резервная позиция страны в МВФ рассчитывается как сумма резервной доли (транши) страны в Международном валютном фонде и долга Фонда этой стране. Резервная доля составляет 25% квоты страны в капитале МВФ и может быть получена страной без каких-либо условий. Покупка иностранной валюты за национальную в пределах резервного транша (что не считается кредитом МВФ) и получение кредита Фонда приводят к увеличению резервных активов покупающей страны;

4. валютные активы — наиболее значимая часть международных активов. Они включают в себя требования к нерезидентам в форме:

  • иностранной валюты;
  • банковских депозитов;
  • правительственных ценных бумаг;
  • финансовых дериватов;
  • акций частных предприятий;
  • требований, возникающих в результате соглашений между национальными и иностранными центральными банками, правительственными органами;

5. прочие требования — все остальные требования в иностранной валюте (наличная валюта или депозиты) или в ценных бумагах, которые могут быть включены в определение международных активов центрального банка.

Во многих странах, и достаточно часто, складываются ситуации, когда предстоящие платежи по поставкам товаров и услуг и по прошлой задолженности оказываются больше текущего притока капитала и имеющихся резервных активов. Это означает, что страна не в состоянии платить по своим внешним обязательствам.

Возникающий кризис называется кризисом платежного баланса. Аналитически он отражается как отрицательное сальдо платежного баланса в целом, которое не может быть перекрыто в текущем году за счет сокращения запасов резервных активов: либо резервных активов просто недостаточно, либо их невозможно использовать на эти цели законодательно. В такой ситуации страны могут прибегать к исключительному финансированию (exeptional financing).

Исключительное финансирование — это операции, проводимые страной в условиях кризиса платежного баланса по согласованию и при поддержке се зарубежных партнеров в целях снижения отрицательного сальдо платежного баланса до уровня, который может быть перекрыт традиционными средствами. Меры исключительного финансирования направлены на восстановление платежеспособности страны и стабилизации курса ее валюты. Операции в рамках исключительного финансирования могут осуществляться по любым статьям платежного баланса и в отдельную группу не выделяются.

К числу наиболее существенных операций в рамках исключительного финансирования относятся:

  • аннулирование долга (debt forgiveness) — добровольный отказ кредитора от всей суммы долга или ее части, зафиксированный в соответствующем межгосударственном двустороннем соглашении. В платежном балансе аннулирование долга отражается как капитальный трансферт по счету движения капитала (финансовому счету);
  • переоформление задолженности (debt resheduling) — изменение условий действующего договора или заключение нового соглашения с изменением первоначальных сроков и условий платежей;
  • обмен задолженности на акции (debt/equity swap) — обмен просроченных долгов на акции компаний страны-должника. Такой обмен производится обычно по заниженным ценам. Поскольку обмен задолженности производится между двумя государствами, к такому обмену могут предлагаться только пакеты акций государственных предприятий или доли государства в приватизированных (бывших государственных) компаниях;
  • заимствования для урегулирования платежного баланса (credits for balance of payment needs) — займы, получаемые денежными властями от других стран для финансирования платежного баланса в исключительных случаях. К этой группе относятся и кредиты Международного валютного фонда. Все эти займы отражаются «под чертой»;
  • привлечение средств из-за рубежа другими секторами экономики (кроме правительства и центрального банка). Такое привлечение поощряется государством путем субсидирования процентных ставок или регулирования валютного курса;
  • просрочка платежей по долгам (arrears). Это крайняя мера, способ, при котором страна, с согласия или без согласия кредиторов, просто не платит по внешним обязательствам. Подобные действия правительства подрывают доверие к стране и ее резидентам и имеют чрезвычайно тяжелые последствия для се экономики.

Платежный баланс Российской Федерации на протяжении 1991 — 1996 гг. всегда сводился с дефицитом, который покрывался внешними займами. Однако в 1997-1998 гг. состояние платежного баланса России резко ухудшилось, что было вызвано ухудшением мировой конъюнктуры сырьевых рынков, прежде всего нефти и нефтепродуктов, значительно сократившим приток валюты в страну, а также азиатским валютным кризисом. На состояние баланса оказало негативное влияние и изменение инвесторами оценок инвестиционных рисков российской экономики. Это привело к увеличению процентных выплат нерезидентам, росту спроса на иностранную валюту и ее отток из России. Кроме того, произошел отток иностранных портфельных инвестиций, которые в 1998 г. перестали быть фактором балансирования текущею платежного баланса.

Во II и III кварталах 1997 г. и в первом полугодии 1998 г. сальдо по счету текущих операций платежного баланса было отрицательным. В целом по итогам 1998 г. дефицит по счету текущих операций составил около 0,8 млрд долл. Это вызвало сокращение золотовалютных резервов Банка России. При этом сальдо по счету операций с капиталом и финансовыми инструментами оставалось положительным, что определялось масштабным получением кредитов. Однако приток кредитов в условиях невозможности обслуживания внешнего долга окончательно подорвал доверие инвесторов к Российской Федерации, и процесс развития кризиса стал необратимым.

Рост цен на энергоносители в 1999-2001 гг. наряду со значительным палением курса национальной валюты способствовал выходу экономики России из кризиса, быстрому росту валютных резервов и решению проблем платежного баланса. Уже через несколько лет проблемой Российской Федерации стал не дефицит, а положительное сальдо платежного баланса. Возрастающие поступления экспортной выручки (преимущественно в долларах) национальная экономика была не в состоянии использовать. Постоянный профицит платежного баланса позволил накопить огромные официальные валютные резервы, однако и вызвал значительный рост денежной массы, так как основным покупателем экспортной выручки был Банк России. В ответ на избыток иностранной валюты началось укрепление реального и номинального курса рубля.

Макроэкономические показатели, воздействующие на платежный баланс

Из числа основных макроэкономических показателей, воздействующих на платежный баланс, можно выделить следующие:

  • национальный доход;
  • уровень процентных ставок;
  • объем денежной массы.

Информация о работе Система платежных балансов и ее использование в оценке финансового состояния страны