Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:05, курсовая работа
Анализ ситуации, сложившейся в области жилищной политики, сложный характер жилищных проблем, серьёзная зависимость социально-экономической стабильности от их решения, необходимость принятия неотложных мер, направленных на кардинальное изменение положения с обеспеченностью населения жильём, требуют придания системе ипотечного кредитования статуса президентской программы.
Введение
1 Основы ипотечного кредитования
1.1 Сущность ипотеки
1.2 Нормативное регулирование ипотеки в РФ
2 Проблемы ипотечного кредитования в России
2.1 Проблемы развития ипотечного рынка
2.2 Проблема страхования ипотечных кредитов
3 Перспективы и тенденции развития ипотечного банковского рынка в России
4 Итоги. Рынок жилья и ипотечного кредитования
Заключение
Список использованной литературы
Закладные листы – это долгосрочные залоговые обязательства банка, обеспеченные надежными (или совокупными) ипотечными кредитами, по которым выплачивается твердый процент.
Погашение ипотечного кредита
осуществляется с рассрочкой платежа,
интервал (месяц, квартал, полугодие, ежегодно)
устанавливается кредитным дого
Рисунок 1 - Схема ипотечной ссуды
ФЗ РФ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» № 102-ФЗ от 16 июля 1998 года (в редакции от 17.06.2010 года) дает основное понятие сделки ипотечного кредитования.
По договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона - залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.
Залогодателем может быть сам должник по обязательству, обеспеченному ипотекой, или лицо, не участвующее в этом обязательстве (третье лицо). Имущество, на которое установлена ипотека, остается у залогодателя в его владении и пользовании.
Ипотека может быть установлена в обеспечение обязательства по кредитному договору, по договору займа или иного обязательства, в том числе обязательства, основанного на купле-продаже, аренде, подряде, другом договоре, причинении вреда, если иное не предусмотрено федеральным законом. ( О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 03.02.1996 г. № 17-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003 г. № 52.)
Обязательства, обеспечиваемые
ипотекой, подлежат бухгалтерскому учету
кредитором и должником, если они
являются юридическими лицами, в порядке,
установленном законодательство
Ипотека обеспечивает уплату залогодержателю основной суммы долга по кредитному договору или иному обеспечиваемому ипотекой обязательству полностью либо в части, предусмотренной договором об ипотеке.
Ипотека, установленная в обеспечение исполнения кредитного договора или договора займа с условием выплаты процентов, обеспечивает также уплату кредитору (заимодавцу) причитающихся ему процентов за пользование кредитом (заемными средствами). ( Банковское дело: учебник для вузов / под ред. Г. Белоглазовой, Л. Кроливецкой. СПб.: Питер, 2008.)
2 Проблемы
ипотечного кредитования в
2.1 Проблемы развития ипотечного рынка
В отличие от прежних лет возможность развернуть ипотечное кредитование определяется большей зрелостью рыночных отношений и следующими благоприятными факторами:
1. Население:
- разгосударствление жилого
- возникновение среднего класса
(около 16%), то есть слоя населения,
имеющего высокую
- изменение структуры спроса
населения на жилье,
- повышение подвижности
- рост понимания значимости
недвижимости как объекта
2. Российские предприниматели:
- разгосударствление
- острая заинтересованность в
преодолении спада и
- стремление к модернизации предприятий стройиндустрии и улучшению технологий строительства для обеспечения возросших потребностей покупателей жилья и обеспечения конкурентоспособности с иностранными подрядчиками и поставщиками;
- понимание необходимости
- возникновение сети новых
3. Банки и финансовые инвесторы:
- укрепление законодательной и нормативной базы ипотечного кредитования;
- выполнение ведущими банками
пробных пилотных проектов
- стимулирование со стороны
государства финансирования
- активизация государства и
местных органов в поддержке
ипотечного кредитования
- сокращение сферы
- ограниченность объектов
- повышение привлекательности
в условиях финансового
- рост конкуренции;
- создание структур вторичного
рынка ипотечных кредитов (Агентство
по жилищному ипотечному
4. Органы государственной и местной власти:
- создание новой возможности решения жилищной проблемы;
- укрепление и расширение
- оживление деловой активности
на рынке жилья, в
- рост налоговых поступлений
и расширение финансовой базы
для обеспечения социальным
- выполнение градостроительных планов.
Такое сочетание интересов создает необходимую почву для решения жилищной проблемы на базе развития ипотечного кредитования и преодоления остающихся на его пути проблем (приложение 1):
- устранение имеющихся
- слабое развитие и
- высокие расходы на
- слабое развитие оценочного
и страхового дела для целей
обслуживания ипотечных
- недостаток и дороговизна
- отсутствие вторичного рынка ипотечных кредитов;
- высокие и нестабильные ставки рефинансирования;
- нестабильные темпы инфляции,
изменение курса рубля,
- высокие издержки и риски
банков на ипотечное
- дополнительные риски банков
из-за отсутствия кредитной
- высокие некоммерческие риски банков из-за отсутствия эффективных механизмов их ограничения и покрытия со стороны государства и органов местного самоуправления;
- высокая стоимость кредитов
для заемщика и риски в
- низкие доходы преобладающей части населения в сравнении со стоимостью жилья;
- недостаток средств у
- рост цен на жилье при
относительно медленном
- несовершенство налогообложения
( Соколов В.Н. и др.
Проблемы и перспективы
Учитывая комплексность
2.2 Проблема страхования ипотечных кредитов
При правильном определении
целей и структуры
Страхование кредитов может
сделать возможным повышение
доли ипотечного кредита в общей
стоимости имущества путем
Страхование кредитов требует наличия данных за прошлые периоды по когортам выдачи ипотеки с выделением таких позиций, как частота невозврата кредитов в срок и обращения взыскания на находящееся в залоге имущество, количество случаев исправления ситуации, период времени до обращения взыскания на находящееся в залоге имущества и величина убытков в расчете на один кредит, по которому на находящееся в залоге имущество обращено взыскание. Эти данные формируют базу для анализа в целях правильного и прозрачного назначения цен на страховые продукты и создания достаточных резервов на случай возможных убытков. Подобных данных в России по большому счету еще не существует.
Любая программа страхования кредитов требует трех общих этапов, на первом из которых проводился бы анализ существующих данных и разработка информационных стандартов и стандартов андеррайтинга для сбора данных в будущем. Второй этап включал бы продажу страховых инструментов по тем или иным, в силу необходимости произвольным, ценам и сбор данных, на базе которых будут основаны более надежные цены. Эта база данных, предположительно, сформирует основу для третьего этапа —развития частной индустрии ипотечного кредитования. На первые два этапа может уйти не менее 5 лет. Впоследствии станет возможным уменьшить риск для правительства путем приобретение перестраховочных инструментов на мировых рынках.
Проект страхования ипотечных кредитов — по необходимости федерального уровня ради диверсификации географического риска — является перспективным в смысле содействия развитию ипотечных рынков при условии, что этот проект:
В настоящее время в России создана система внешне очень похожая на немецкую, однако, как и в случае с американской моделью, с принципиально иным содержанием и механизмом работы. В нашей стране пока нет специализированных сберегательно-ипотечных кредитных учреждений (строительно-сберегательных касс). Наше законодательство не предусматривает особой формы кредитных организаций, работающих по контрактной сберегательной схеме. Создать подобную организацию в рамках обычного универсального банка нельзя, т.к. нельзя гарантировать, что он не будет использовать сверхдешевые депозитные средства для неипотечных активных операций.
Информация о работе Системы ипотечного кредитования в России