Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 22:37, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
- классификацию доходов бюджетов Федерации;
- функциональную классификацию расходов бюджетов Федерации;
- экономическую классификацию расходов бюджетов Федерации;
- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
- классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга;
- классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов Федерации;
- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;
- структура расходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.
Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ и органы власти местного самоуправления утверждают бюджетную классификацию соответствующих бюджетов, основываясь на единой структуре Бюджетной классификации РФ. Они вправе производить дальнейшую детализацию объектов классификации в соответствии с общими принципами построения Бюджетной классификации РФ.
Таким образом,
каждое государство имеет свою организацию
бюджетной системы и принципы
ее построения, т.е. бюджетное устройство.
Бюджетное устройство страны определяется
её государственным (административно-
Глава 2. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.
2.1 Бюджетное устройство и
Бюджетное система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (прил. 1).
Федеральный бюджет – центральное звено (1 уровень) бюджетной системы, обеспечивающее финансирование общенациональных задач и функций. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом. Именно на федеральном уровне происходит формирование основных направлений проводимой в стране бюджетной политики, обоснование бюджетных приоритетов, определение базовых принципов построения межбюджетных отношений.
Доходы федерального бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.
Главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы. В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:
федеральные налоги и сборы;
таможенные пошлины и сборы;
пени и штрафы.
Согласно статье 51 Бюджетного кодекса РФ, к неналоговым доходам федерального бюджета относятся:
доходы
от использования имущества, находящегося
в государственной
доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно органов государственной власти Российской Федерации;
часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей,
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия;
доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
иные неналоговые доходы. [8]
В соответствии
с пунктом 2 статьи 51 Кодекса, в доходах
федерального бюджета учитываются
также прибыль Банка России и
доходы от внешнеэкономической
К безвозмездным доходам, поступающим в федеральный бюджет, относят:
безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;
безвозмездные перечисления международных организаций и правительств иностранных государств;
перечисления
по взаимным расчетам по передаче средств
между бюджетами различных
Расходы бюджета представляют собой распределение и использование финансовых средств, аккумулированных в доходной части федерального бюджета на основании закона о бюджете на очередной финансовый год.
Расходы федерального бюджета классифицируют:
1. По
экономической роли в процессе
воспроизводства - на затраты,
связанные с финансированием
материального производства и
содержанием
2. По
функциональному назначению - на
затраты на содержание
В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.
Капитальные расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность.
Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.
Текущие
расходы бюджета - часть расходов
бюджета, обеспечивающая текущее функционирование
органов государственной
Средства
федерального бюджета являются главным
источником финансирования конверсии
предприятий военно-
В соответствии с действующим в РФ законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
функционирование федеральной судебной системы;
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
государственная поддержка атомной энергетики;
ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
исследование и использование космического пространства;
содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности;
формирование федеральной собственности;
компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, др. социальных выплат;
пополнение
государственных запасов
проведение выборов и референдумов РФ;
федеральная инвестиционная программа;
обеспечение
осуществления отдельных
финансовая поддержка субъектов РФ и др. [12]
Кроме того, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:
государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительства индустрии, сельского хозяйства, метрополитенов;
обеспечение правоохранительной деятельности;
обеспечение противопожарной безопасности;
обеспечение социальной защиты населения;
развитие рыночной инфраструктуры;
обеспечение деятельности средств массовой информации;
прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
Федеральный
бюджет является важным инструментом
межрегионального перераспределения
общегосударственных средств. За счет
федеральных налогов
Бюджеты субъектов РФ (2 уровень) включает в себя бюджеты республиканские, областные, краевые, автономных областей (округов), а также городские бюджеты городов федерального назначения. Эти бюджеты предназначены для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъектов РФ.
К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:
1) собственные
налоговые доходы: региональные
налоги и сборы, перечень и
ставки которых определяются
налоговым законодательством,
2) регулирующие
налоговые доходы бюджетов
Неналоговые
доходы бюджета субъекта РФ формируются
за счет различных видов доходов
от собственности и операций с
ней (например, части прибыли унитарных
предприятий, находящихся в ведении
субъектов РФ, остающейся после уплаты
налогов, - в размерах, установленных
законами соответствующих субъектов
РФ), сборов на специальные услуги, доходов
от внешнеэкономической
Из средств бюджетов субъектов РФ финансируются следующие функциональные виды расходов субъектов РФ:
Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) составляют 3 уровень бюджетной системы РФ. Они предназначены для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 2006 г.
Предусмотрено разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней (типов):
К уровню
1 местных бюджетов относятся также
бюджеты внутригородских
Бюджеты государственных внебюджетных фондов являются самостоятельным звеном бюджетной системы и формируется на федеральном и территориальном уровнях.
Принципы
построения и функционирования бюджетной
системы установлены в
Информация о работе Социально – экономическая сущность бюджетного устройства и бюджетной системы