Социально – экономическая сущность бюджетного устройства и бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.33 Кб (Скачать файл)

- классификацию доходов бюджетов Федерации;

- функциональную классификацию расходов бюджетов Федерации;

- экономическую классификацию расходов бюджетов Федерации;

- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

- классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга;

- классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов Федерации;

- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;

- структура расходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

Законодательные (представительные) органы власти субъектов  РФ и органы власти местного самоуправления утверждают бюджетную классификацию  соответствующих бюджетов, основываясь  на единой структуре Бюджетной классификации РФ. Они вправе производить дальнейшую детализацию объектов классификации в соответствии с общими принципами построения Бюджетной классификации РФ.

Таким образом, каждое государство имеет свою организацию  бюджетной системы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство. Бюджетное устройство страны определяется её государственным (административно-территориальным) устройством. Его характер в существенной мере зависит и от социально-экономического устройства. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики. В целях обеспечения единства системы бюджетного учета неотъемлемо важным является его организация в разрезе статей бюджетной классификации.

Глава 2. Бюджетное устройство и  бюджетная система Российской Федерации.

 

 

2.1 Бюджетное устройство и принципы  бюджетной системы Российской  Федерации.

 

Бюджетное система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (прил. 1).

Федеральный бюджет – центральное звено (1 уровень) бюджетной системы, обеспечивающее финансирование общенациональных задач и функций. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом. Именно на федеральном уровне происходит формирование основных направлений проводимой в стране бюджетной политики, обоснование бюджетных приоритетов, определение базовых принципов построения межбюджетных отношений.

Доходы  федерального бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

Главным источником доходов федерального бюджета  являются налоговые доходы. В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:

федеральные налоги и сборы;

таможенные  пошлины и сборы;

пени  и штрафы.

Согласно  статье 51 Бюджетного кодекса РФ, к  неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

доходы  от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

доходы  от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении  соответственно органов государственной  власти Российской Федерации;

часть прибыли  унитарных предприятий, созданных  Российской Федерацией, остающаяся после  уплаты налогов и иных обязательных платежей,

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в  том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в  возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного  изъятия;

доходы  в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной  системы Российской Федерации, за исключением  бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

иные  неналоговые доходы. [8]

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Кодекса, в доходах  федерального бюджета учитываются  также прибыль Банка России и  доходы от внешнеэкономической деятельности. [8]

К безвозмездным  доходам, поступающим в федеральный  бюджет, относят:

безвозмездные перечисления физических и юридических  лиц;

безвозмездные перечисления международных организаций  и правительств иностранных государств;

перечисления  по взаимным расчетам по передаче средств  между бюджетами различных уровней  бюджетной системы, связанные с  изменениями в налоговом и  бюджетном законодательстве. [2]

Расходы бюджета представляют собой распределение  и использование финансовых средств, аккумулированных в доходной части  федерального бюджета на основании  закона о бюджете на очередной  финансовый год.

Расходы федерального бюджета классифицируют:

1. По  экономической роли в процессе  воспроизводства - на затраты,  связанные с финансированием  материального производства и  содержанием непроизводственной  сферы;

2. По  функциональному назначению - на  затраты на содержание аппарата  управления, финансирование народного  хозяйства, социально-культурных  мероприятий, обороны страны, правоохранительную  деятельность, фундаментальные исследования  и др.

В составе  расходов бюджета в зависимости  от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные  расходы.

Капитальные расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную  и инвестиционную деятельность.

Сюда  включаются статьи расходов, предназначенных  для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.

Текущие расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих  на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной  поддержки другим бюджетам и отдельным  отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее  финансирование.

Средства  федерального бюджета являются главным  источником финансирования конверсии  предприятий военно-промышленного  комплекса, развитие перспективных  направлений в сфере производства. Большую роль играет федеральный  бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации. [15]

В соответствии с действующим в РФ законодательством  исключительно из федерального бюджета  финансируются следующие виды расходов:

обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной  избирательной комиссии РФ, федеральных  органов исполнительной власти и  их территориальных органов;

функционирование  федеральной судебной системы;

фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

государственная поддержка атомной энергетики;

ликвидация  последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

исследование  и использование космического пространства;

содержание  учреждений, находящихся в федеральной  собственности;

формирование  федеральной собственности;

компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных  пенсий и пособий, др. социальных выплат;

пополнение  государственных запасов драгоценных  металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

проведение  выборов и референдумов РФ;

федеральная инвестиционная программа;

обеспечение осуществления отдельных государственных  полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

финансовая  поддержка субъектов РФ и др. [12]

Кроме того, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий  регионального и местного значения. По согласованию с региональными  и местными органами власти совместно  за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и  средств местных бюджетов финансируются  следующие виды расходов:

государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительства  индустрии, сельского хозяйства, метрополитенов;

обеспечение правоохранительной деятельности;

обеспечение противопожарной безопасности;

обеспечение социальной защиты населения;

развитие  рыночной инфраструктуры;

обеспечение деятельности средств массовой информации;

прочие  расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов РФ и муниципальных  образований.

Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения  общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется  Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам  РФ выделяются дотации и субвенции. [10]

Бюджеты субъектов РФ (2 уровень) включает в себя бюджеты республиканские, областные, краевые, автономных областей (округов), а также городские бюджеты городов федерального назначения. Эти бюджеты предназначены для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъектов РФ.

К налоговым  доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

1) собственные  налоговые доходы: региональные  налоги и сборы, перечень и  ставки которых определяются  налоговым законодательством, а  пропорции их распределения между  бюджетами субъектов РФ и местными  бюджетами определяются законами  о бюджетах субъектов Федерации  на очередной финансовый год;

2) регулирующие  налоговые доходы бюджетов субъектов  РФ, поступающие от федеральных  налогов и сборов, распределенных  к зачислению в бюджеты субъектов  РФ по нормативам, определенным  федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый  год.

Неналоговые доходы бюджета субъекта РФ формируются  за счет различных видов доходов  от собственности и операций с  ней (например, части прибыли унитарных  предприятий, находящихся в ведении  субъектов РФ, остающейся после уплаты налогов, - в размерах, установленных  законами соответствующих субъектов  РФ), сборов на специальные услуги, доходов  от внешнеэкономической деятельности, поступлений из федерального бюджета  и некоторых других. [9]

Из средств  бюджетов субъектов РФ финансируются  следующие функциональные виды расходов субъектов РФ:

  • функционирование органов законодательной, представительной и исполнительной власти;
  • обслуживание и погашение государственного долга;
  • проведение выборов и референдумов;
  • обеспечение реализации региональных целевых программ;
  • формирование государственной собственности;
  • осуществление международных и внешнеэкономических связей;
  • содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти;
  • обеспечение деятельности средств массовой информации;
  • оказание финансовой помощи местным бюджетам;
  • прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации. [15]

Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) составляют 3 уровень бюджетной системы РФ. Они предназначены для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 2006 г.

Предусмотрено разделение местных бюджетов на бюджеты  двух уровней (типов):

    1. Муниципальных районов и городских округов.
    2. Поселений.

К уровню 1 местных бюджетов относятся также  бюджеты внутригородских территорий городов федерального значения. Это  позволит упорядочить бюджетное  устройство на местном уровне, ввести четкое законодательное разделение бюджетно-налоговых полномочий между  различными органами власти.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов являются самостоятельным звеном бюджетной системы и формируется на федеральном и территориальном уровнях.

Принципы  построения и функционирования бюджетной  системы установлены в Бюджетном кодексы РФ. В их составе различают:

  • Принципы построения бюджетной системы (единства бюджетной системы, разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований);
  • Принципы формирования и исполнения бюджетов (полноты отражения доходов расходов бюджетов, сбалансированности бюджета, эффективности и экономности использования бюджетных средств, общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, гласности, достоверности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств, единства кассы).

Информация о работе Социально – экономическая сущность бюджетного устройства и бюджетной системы