Социально – экономическая сущность бюджетного устройства и бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.33 Кб (Скачать файл)

Первая  группа принципов характеризует  методологию построения бюджетной  системы. Основополагающий принцип  – единство бюджетной системы – означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, бюджетной классификации, принципов бюджетной процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, формирования доходов и осуществления расходов, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений.

Принципов разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы заключается в закреплении в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы, а также определении полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

- право  и обязанность органов государственной  власти и органов местного  самоуправления самостоятельно  обеспечивать сбалансированность  соответствующих бюджетов и эффективность  использования бюджетных средств;

- право  и обязанность законодательных  (представительных) и исполнительных  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  на соответствующем уровне бюджетной  системы РФ самостоятельно осуществлять  бюджетный процесс; право органов  государственной власти и органов  местного самоуправления устанавливать  в соответствии с законодательством  РФ налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня РФ;

-право  органов государственной власти  и органов местного самоуправления 

самостоятельно  определять формы и направления  расходования средств бюджетов.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований требует четкого законодательного определения бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в соответствии с едиными принципами, установленными Бюджетным кодексом РФ. При этом бюджетные полномочия – это права и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

Вторая  группа принципов является, по сути, развитием принципа единства и содержит необходимые требования по организации  и проведению бюджетного процесса на стадиях составления и исполнения бюджета, а также осуществления  бюджетного контроля.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы подлежат отражению в бюджетах, в том числе в бюджетах государственных внебюджетных фондов, в обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат  финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе. [4]

Принцип сбалансированности бюджета регламентирует требование, согласно которому объем предусмотренных бюджетом расходом должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита (если он предусматривается). При составлении, рассмотрении утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели денежных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов заключается в том, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, которые не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов из целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы.

Принцип гласности означает:

- обязательное  опубликование в открытой печати  утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения  бюджетов, а также доступность  иных сведений по решениям  законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления  по бюджетным вопросам;

- обязательную  открытость для общества и  средств массовой информации  процедур рассмотрения и принятия  решения по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между ее законодательным и исполнительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов доходов и расхода бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирования определенных целей.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы  РФ исполняются на основе принципа единства кассы. Он предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета с законодательством РФ.

 

 

 

 

 

 2.2 Формирование доходной части бюджета РФ.

 

По экономическому содержанию доходы бюджетов представляют собой денежные отношения возникающие между государством (в лице уполномоченных) органов и юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны, бюджетных фондов административно-территориальных образований различного уровня. По материально-вещественному воплощению доходы бюджетов - это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством РФ, местного самоуправления. [25]

Доходы  бюджетов образуются в результате распределения  стоимости ВВП и являются объектом дальнейшего распределения централизуемой государством стоимости ВВП, направляемой на финансирование расходов бюджетов и предоставление государственных  кредитов. Основной источник доходов  бюджетов – национальный доход, который складывается из доходов хозяйствующих субъектов, образуемых в результате первичного распределения чистого национального продукта. К ним относятся предпринимательская прибыль, заработная плата физических лиц , работающих по найму, природная рента. Источником доходов бюджетов может выступать и национальное богатство: доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности, продажи части золотовалютного запаса, других национальных ценностей, и т. п.

Состав  доходов бюджетов (формы их мобилизации) определяется финансовой политикой  государства. Бюджетным кодексом РФ установлено, что доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также безвозмездных  перечислений. Рыночные преобразования в Российской Федерации еще больше упрочили роль налогов в качестве основного источника доходов бюджетов, что соответствует мировым тенденциям, способствует укреплению правовой основы государства.

Формирование налоговых доходов определяется прежде всего налоговым законодательством РФ. Структура налоговых доходов существенно различается по уровням бюджетов. Среди налоговых доходов федерального бюджета выделяются: налог на добавленную стоимость, налоги на внешнюю торговлю (пошлины), платежи по пользованию природными ресурсами, налог на прибыль организаций и акцизы.

В составе  налогов доходов бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов основными  источниками являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль  организаций, акцизы на отдельные товары, имущественные налоги, земельный  налог.

Неналоговые доходы бюджетов включают:

- доходы  от использования имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности (прежде всего плату  за сдачу названного имущества  в аренду);

-средства, полученные в результате применения  мер гражданско-правовой, административной  и уголовной ответственности,  в том числе штрафы, конфискации,  компенсации; средства, полученные  за возмещение вреда, приченненого Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованием.

Доходы от предпринимательской  деятельности и иной приносящий доход  деятельности, безусловно, являются частью неналоговых доходов.

В доходы бюджетов поступают безвозмездные перечисления от юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. Согласно бюджетной классификации РФ в составе безвозмездных перечислений учитывается финансовая помощь (межбюджетные трансферты) от других бюджетов бюджетной системы РФ. В большинстве бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов доля финансовой помощи в составе доходов является существенной, что сдерживает развитие их финансовой самостоятельности, однако это объективно обусловлено социально-экономическими различиями в уровне бюджетной обеспеченности регионов, необходимостью централизации в федеральном бюджете для преодоления указанных различий.

 В  прил. 2 представлены объем и структура  доходов федерального бюджета на 2010 г.

По экономическому содержанию расходы бюджета представляют собой денежные отношения, возникающие у государства с юридическими  и физическими лицами, между органами государственной власти и местного самоуправления в связи с распределением и использованием бюджетных фондов различных уровней. По материально-вещественному отношению расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

 

 

2.3 Направления расходования федерального  бюджета РФ.

 

В связи  с многообразием видов и форм расходов бюджетов необходимо их обоснованная группировка. В финансовой теории применяется  целый ряд признаков классификации. Важнейшей является функциональная классификация, согласно которой расходы бюджетов группируются по выполнению основных функций государства (оборонной, социальной, экономической и др.) при этом функциональная структура расходов бюджета того или иного уровня позволяет охарактеризовать приоритеты бюджетной политики, обусловленные уровнем социально-экономического развития территории и важностью решаемых задач.

Согласно экономической классификации расходы бюджетов группируются в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.

Ведомственная классификация расходов бюджетов отражает распределение бюджетных средств по их главным распорядителям. Подобная классификация обеспечивает адресный характер предоставления бюджетных средств, что позволяет контролировать их целевое использование.

Многообразие  видов расходов бюджетов обуславливает различные формы предоставления бюджетных средств, к которым согласно Бюджетному кодексу РФ относятся:

  • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
  • средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
  • трансферты населению;
  • бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей, других обязательств);
  • субвенции и субсидии юридическим, физическим лицам;
  • инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
  • межбюджетные трансферты;
  • кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
  • кредиты иностранным государствам;
  • средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственные или муниципальные гарантии.

В прил. 3 приведены объем и структура  расходов федерального бюджета на 2010 г.

 

Глава 3. Проблемы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения.

 

 

3.1 Укрепление доходной базы  и реструктуризация расходов  бюджетов разных уровней.

 

Принципиальным  требованием к бюджетной политике является обеспечение реальной бездефицитности государственного бюджета, как на кассовой основе, так и на основе обязательств. Бездефицитный бюджет является залогом общей финансовой устойчивости государства. [3]

Крайне  актуальной является проблема расширения собственной доходной базы бюджетов регионов и местных органов исполнительной власти. Перекладывание федеральным  правительством на местные бюджеты  дополнительных расходов по финансированию социальной сферы и ряда других расходов не сопровождается расширением их доходной базы. В тоже время существует необходимость снижения роли перераспределительных процессов, осуществляемых федеральным правительством. Дотации, субсидии, субвенции как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов - несовершенны. Они не стимулируют у территориальных органов власти развитие хозяйственной инициативы. Такая практика передачи средств ослабляет и возможности финансового контроля. Главным направлением использования финансовых ресурсов для территорий должно стать финансирование местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных бюджетных доходов. Другой острейшей проблемой бюджетной политики является размер государственного долга, его нарастание, необходимость повышения эффективности управления этим долгом. [14]

Информация о работе Социально – экономическая сущность бюджетного устройства и бюджетной системы