Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 22:37, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Первая группа принципов характеризует методологию построения бюджетной системы. Основополагающий принцип – единство бюджетной системы – означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, бюджетной классификации, принципов бюджетной процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, формирования доходов и осуществления расходов, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений.
Принципов разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы заключается в закреплении в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы, а также определении полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
- право
и обязанность органов
- право
и обязанность законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной
-право
органов государственной
самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.
Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований требует четкого законодательного определения бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в соответствии с едиными принципами, установленными Бюджетным кодексом РФ. При этом бюджетные полномочия – это права и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.
Вторая
группа принципов является, по сути,
развитием принципа единства и содержит
необходимые требования по организации
и проведению бюджетного процесса на
стадиях составления и
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы подлежат отражению в бюджетах, в том числе в бюджетах государственных внебюджетных фондов, в обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе. [4]
Принцип сбалансированности бюджета регламентирует требование, согласно которому объем предусмотренных бюджетом расходом должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита (если он предусматривается). При составлении, рассмотрении утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели денежных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов заключается в том, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, которые не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов из целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы.
Принцип гласности означает:
- обязательное
опубликование в открытой
- обязательную
открытость для общества и
средств массовой информации
процедур рассмотрения и
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов доходов и расхода бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирования определенных целей.
Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы. Он предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета с законодательством РФ.
2.2 Формирование доходной части бюджета РФ.
По экономическому
содержанию доходы бюджетов представляют
собой денежные отношения возникающие
между государством (в лице уполномоченных)
органов и юридическими и физическими
лицами в процессе формирования бюджетного
фонда страны, бюджетных фондов административно-
Доходы
бюджетов образуются в результате распределения
стоимости ВВП и являются объектом
дальнейшего распределения
Состав доходов бюджетов (формы их мобилизации) определяется финансовой политикой государства. Бюджетным кодексом РФ установлено, что доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также безвозмездных перечислений. Рыночные преобразования в Российской Федерации еще больше упрочили роль налогов в качестве основного источника доходов бюджетов, что соответствует мировым тенденциям, способствует укреплению правовой основы государства.
Формирование налоговых доходов определяется прежде всего налоговым законодательством РФ. Структура налоговых доходов существенно различается по уровням бюджетов. Среди налоговых доходов федерального бюджета выделяются: налог на добавленную стоимость, налоги на внешнюю торговлю (пошлины), платежи по пользованию природными ресурсами, налог на прибыль организаций и акцизы.
В составе налогов доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов основными источниками являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы на отдельные товары, имущественные налоги, земельный налог.
Неналоговые доходы бюджетов включают:
- доходы
от использования имущества,
-средства,
полученные в результате
Доходы от предпринимательской деятельности и иной приносящий доход деятельности, безусловно, являются частью неналоговых доходов.
В доходы бюджетов поступают безвозмездные перечисления от юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. Согласно бюджетной классификации РФ в составе безвозмездных перечислений учитывается финансовая помощь (межбюджетные трансферты) от других бюджетов бюджетной системы РФ. В большинстве бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов доля финансовой помощи в составе доходов является существенной, что сдерживает развитие их финансовой самостоятельности, однако это объективно обусловлено социально-экономическими различиями в уровне бюджетной обеспеченности регионов, необходимостью централизации в федеральном бюджете для преодоления указанных различий.
В
прил. 2 представлены объем и
По экономическому содержанию расходы бюджета представляют собой денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами, между органами государственной власти и местного самоуправления в связи с распределением и использованием бюджетных фондов различных уровней. По материально-вещественному отношению расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
2.3 Направления расходования
В связи
с многообразием видов и форм
расходов бюджетов необходимо их обоснованная
группировка. В финансовой теории применяется
целый ряд признаков
Согласно экономической классификации расходы бюджетов группируются в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.
Ведомственная классификация расходов бюджетов отражает распределение бюджетных средств по их главным распорядителям. Подобная классификация обеспечивает адресный характер предоставления бюджетных средств, что позволяет контролировать их целевое использование.
Многообразие видов расходов бюджетов обуславливает различные формы предоставления бюджетных средств, к которым согласно Бюджетному кодексу РФ относятся:
В прил. 3 приведены объем и структура расходов федерального бюджета на 2010 г.
Глава 3. Проблемы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения.
3.1 Укрепление доходной базы и реструктуризация расходов бюджетов разных уровней.
Принципиальным
требованием к бюджетной
Крайне
актуальной является проблема расширения
собственной доходной базы бюджетов
регионов и местных органов
Информация о работе Социально – экономическая сущность бюджетного устройства и бюджетной системы