Социально – экономическая сущность бюджетного устройства и бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.33 Кб (Скачать файл)

Укрепление  доходной базы бюджетов всех уровней  возможно только при следующих условиях:

1) при  динамично развивающихся главных  отраслях хозяйственно-экономического  комплекса в целом, в масштабах  всей страны и каждого региона  в отдельности. Как правило,  увеличение валового регионального  продукта приводит к заметному  укреплению доходной базы соответствующих  бюджетов.

2) при  направлении инвестиций в больших  объемах с участием зарубежных  и российских инвесторов в  дотационные регионы. В этом  случае происходит увеличение  налоговых поступлений не только  в данный момент времени, но  и в перспективе. В конечном  итоге заметно укрепляется доходная  база бюджетов местных и региональных, сокращается хронический дефицит  бюджета.

3) При  проведении активной работы контролирующих  органов налоговой службы по  выявлению юридических и физических  лиц, укрывающих истинные размеры  доходов от налогообложения.

Учитывая, что все субъекты РФ и муниципальные  образования в настоящее время  находятся в неравных экономических, географических и демографических  условиях, в них с разной степенью качества и эффективности организован  управленческий менеджмент, что зачастую зависит от субъективного фактора, предлагается все регионы разделить  на категории - сбалансированные, дотационные  и депрессивные, установить критериальный подход, по которому тот или иной субъект бюджетных отношений отнесён к одной из категорий, что позволит дифференцировано подходить к установлению основ формирования доходных частей бюджетов и финансирования субъектов РФ и муниципальных образований, относящихся к той или иной конкретной категории.

Доказывается  целесообразность осуществления планирования финансовой деятельности и построения бюджетов, исходя не из формирования доходной части бюджета, а из необходимости  полного финансирования расходов каждого  конкретного бюджета. То есть, осуществлять финансовую деятельность не на основании  запланированных затрат, (а в дальнейшем пересматривать бюджеты на стадии их исполнения и сокращать ранее установленные объёмы расходов на основании объёмов реально собранных доходов), а, наоборот, установив объёмы необходимых затрат, определять источники и соответствующие объёмы доходов.

Отказ от существующей практики централизации  основных налоговых поступлений  в федеральном бюджете с последующими трансфертами, позволяет предложить в качестве одного из путей расширения доходной части бюджета субъекта РФ изменение порядка распределения  налоговых поступлений между  бюджетами, производить перераспределение  между бюджетами поступления  средств от налога на добавленную  стоимость.

Следует сократить число прямых (главных) получателей средств из федерального бюджета, что позволит создать более  эффективную ведомственную структуру  расходов бюджета, строже спрашивать за его исполнение с ограниченного  круга министерств и ведомств.

Необходимо  выделить приоритеты расходования бюджетных  средств и определить статьи расходов, которые не являются первоочередными  и могут быть сокращены в будущем. [18]

 

 

3.2 Проблемы сбалансированности  бюджетов разных уровней и  перспективы их решения

 

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая  затраты на обслуживание и погашение  государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные  источники финансирования, то для  сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров Дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Одной из проблем современного развития РФ является возрастающая социально-экономическая  асимметрия регионов. Сбалансированность бюджетов по вертикали в первую очередь зависит: от принятого разграничения вопросов ведения и полномочий между федеральным центром, субъектами федерации и органами местного самоуправления, соответствия доходов бюджета расходам, методики определения бюджетных ресурсов, необходимых для реализации каждого расходного обязательства, системы закрепления налоговых доходов за каждым уровнем бюджетов, принятых методик межбюджетного выравнивания.

Решение проблемы установления справедливых и  прозрачных методик и процедур распределения  консолидированных бюджетных средств  бюджетной системы по вертикали  имеет также первостепенное значение для обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов РФ и муниципальных  образований. Критерии выделения трансфертов регионам из федерального бюджета не отражают действительного социально-экономического состояния и потребностей субъектов РФ, не создают стимулов для увеличения доходной базы региональных бюджетов. Государственная политика межбюджетного регулирования приводит к еще большей территориальной дифференциации развития субъектов РФ. Существующий механизм перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы приводит к выравниванию региональных различий в минимальной степени. В целом межбюджетное регулирование не достигает цели и способствует усилению диспропорций регионального развития. [14]

Кроме того, число налогов, закрепленных за бюджетами  субъектов РФ и муниципалитетами, сократилось, а доля межбюджетных трансфертов  увеличилась. В сложившейся ситуации не может быть обеспечена финансовая самостоятельность муниципальных  образований. Не создаются стимулы  для наращивания доходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Основная часть бюджетных ресурсов, которыми располагают органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, направляется на обеспечение обязательств государства и муниципальных образований в социальной сфере. Недостаточность бюджетных ресурсов не позволяет субъектам РФ и муниципалитетам планировать и осуществлять собственную инвестиционную политику, направленную на развитие экономики региона. Немногочисленными инструментами, позволяющими влиять на экономические процессы, являются ограниченные возможности предоставления налоговых преференций и нормативного правового стимулирования экономической деятельности. В таких условиях закрепленная на федеральном уровне практика планирования и осуществления федеральным центром инвестиционных проектов является почти единственным механизмом стимулирования экономических процессов, повышения налогового потенциала регионов и муниципалитетов.

Также необходимо отказаться от финансирования социальных расходов с федерального уровня и  передать реальные полномочия по их финансированию на региональный и местный уровень  за счет радикального перевода межбюджетных трансфертов (преимущественно субсидий и дотаций) в налоговые доходы региональных и местных бюджетов. [13]

С целью  увеличения доходов местных бюджетов в первоочередном порядке необходимо реализовать следующий комплекс законодательных и иных мер: упрощение  оформления в собственность физических лиц недвижимости, земельных участков; формирование достоверной базы о плательщиках местных налогов, упрощение и удешевление оформления земель сельскохозяйственного назначения в собственность, наделение органов местного самоуправления муниципальных образований полномочиями по администрированию местных налогов и др. В долгосрочной перспективе, с целью создания долгосрочных и устойчивых стимулов для увеличения доходной базы, необходимо переходить от взимания налога на доходы физических лиц по месту работы к взиманию по месту регистрации гражданина, налога на прибыль не по месту регистрации предприятия, а, по месту его физического нахождения.

Следует так же обратить внимание на проблемы нестабильности федерального законодательства "о полномочиях", нестабильности, усложненности бюджетного законодательства. Одним из принципиальных недостатков Бюджетного кодекса РФ является отсутствие основополагающих критериев межбюджетного выравнивания и критериев установления методик формирования и распределения средств различных фондов. В отсутствие таких критериев, наделение Правительства РФ полномочиям устанавливать методики межбюджетного выравнивания приводит к еще большей нестабильности законодательства и непрозрачности бюджетного процесса. [14]

 

 

3.3 Совершенствование бюджетного федерализма как стратегическая цель бюджетной реформы РФ

 

Все бюджеты  РФ, входящие в бюджетную систему  страны взаимосвязаны между собой  в рамках межбюджетных отношений. Для  формирования организационной системы  управления бюджетным устройством  страны и совершенствования межбюджетных отношений используется бюджетное  регулирование. Большое значение для  регулирования бюджетных отношений  имеет бюджетный федерализм.

Бюджетный федерализм - это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и  органами местного самоуправления в  области финансов, в частности, в бюджетной сфере. [19]

Его реализация осуществляется главным образом  в ходе бюджетного процесса при мобилизации  бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств. [16]

В настоящее  время процесс создания бюджетного федерализма в России еще продолжается. Предстоит решение ряда проблем:

1) полномочия  всех уровней власти по расходам  должны полностью соответствовать  имеющимся у них полномочиям  по доходам;

2) передача  расходов с бюджетов верхнего  уровня на бюджеты нижнего  уровня должна быть полностью  компенсирована одновременно передаваемыми  доходами;

3) должны  быть устранены встречные финансовые  потоки, когда доходы, создаваемые  на территории, изымаются в бюджет  вышестоящего уровня, а затем  в виде финансовой помощи, дотаций  и субвенций передаются вниз;

4) следует  максимально сократить использование  такой формы межбюджетных отношений,  как средства, передаваемые по  взаимным расчетам.

С этой целью  следует:

более четко  разграничить бюджетные полномочия между различными уровнями власти;

фиксировать в федеральных и региональных законодательных актах согласованные  пропорции в совместных налогах;

создать более эффективный механизм корректировки  диспропорций в формировании территориальных  бюджетов;

создать механизм межбюджетных отношений, основанный на принципах прозрачности, гласности, равенстве возможностей получения  помощи и льгот для всех территорий;

внедрить  в практику формирования территориальных  бюджетов нормативно-расчетные методы, основанные на разработке исполнительными  органами власти и утверждении представительными  органами власти минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм. [15]

Таким образом, актуальной является проблема расширения собственной доходной базы бюджетов регионов и местных органов исполнительной власти, что возможно при динамично  развивающихся главных отраслях хозяйственно-экономического комплекса, при направлении инвестиций в  больших объемах с участием зарубежных и российских инвесторов в дотационные  регионы, при проведении активной работы контролирующих органов налоговой  службы. Необходимо выделить приоритеты расходования бюджетных средств и определить статьи расходов, которые не являются первоочередными и могут быть сокращены в будущем.

Централизация доходов бюджетной системы, достижение сбалансированности бюджетов РФ и муниципальных  образований не представляется возможным  без постепенной децентрализации  бюджетных средств через закрепление  дополнительных налоговых источников за бюджетами субъектов РФ и муниципальных  образований. Требуемые бюджетные  ресурсы должны рассчитываться на основе сопоставимых критериев и единых методик оценки расходных обязательств.

Для совершенствования  межбюджетных отношений необходимо оказывать поддержку субъектам  Федерации таким образом, чтобы  оставить им стимулы к развитию собственных  источников дохода; сделать схему  группировки территорий по экономическим  районам с учетом их экономического потенциала и природных условий  более упорядоченной; совершенствовать механизм оказания финансовой помощи, ориентировав его на решение задачи горизонтальной сбалансированности бюджетов; ввести эффективный механизм предоставления инвестиций для выравнивания уровней  социально-экономического развития регионов и т.д. [19]

 

Заключение

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов государства, его административно-территориальных  образований, самостоятельных в  бюджетном отношении государственных  учреждений и фондов, основанных на экономических отношениях, государственном  устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система государства структурно определяется степенью распределения  полномочий между органами власти различных  уровней по отношению к концентрации финансовых средств и их распределению.

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

  1. федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  2. региональных бюджетов, или бюджетов субъектов Федерации. Это формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ;
  3. местных бюджетов, или бюджетов муниципальных образований. Это формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к ведению органов местного самоуправления.

Информация о работе Социально – экономическая сущность бюджетного устройства и бюджетной системы