Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 22:37, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Укрепление доходной базы бюджетов всех уровней возможно только при следующих условиях:
1) при
динамично развивающихся
2) при
направлении инвестиций в
3) При
проведении активной работы
Учитывая, что все субъекты РФ и муниципальные образования в настоящее время находятся в неравных экономических, географических и демографических условиях, в них с разной степенью качества и эффективности организован управленческий менеджмент, что зачастую зависит от субъективного фактора, предлагается все регионы разделить на категории - сбалансированные, дотационные и депрессивные, установить критериальный подход, по которому тот или иной субъект бюджетных отношений отнесён к одной из категорий, что позволит дифференцировано подходить к установлению основ формирования доходных частей бюджетов и финансирования субъектов РФ и муниципальных образований, относящихся к той или иной конкретной категории.
Доказывается целесообразность осуществления планирования финансовой деятельности и построения бюджетов, исходя не из формирования доходной части бюджета, а из необходимости полного финансирования расходов каждого конкретного бюджета. То есть, осуществлять финансовую деятельность не на основании запланированных затрат, (а в дальнейшем пересматривать бюджеты на стадии их исполнения и сокращать ранее установленные объёмы расходов на основании объёмов реально собранных доходов), а, наоборот, установив объёмы необходимых затрат, определять источники и соответствующие объёмы доходов.
Отказ от
существующей практики централизации
основных налоговых поступлений
в федеральном бюджете с
Следует
сократить число прямых (главных)
получателей средств из федерального
бюджета, что позволит создать более
эффективную ведомственную
Необходимо выделить приоритеты расходования бюджетных средств и определить статьи расходов, которые не являются первоочередными и могут быть сокращены в будущем. [18]
3.2 Проблемы сбалансированности бюджетов разных уровней и перспективы их решения
Наилучший
вариант обеспечения
Одной из проблем современного развития РФ является возрастающая социально-экономическая асимметрия регионов. Сбалансированность бюджетов по вертикали в первую очередь зависит: от принятого разграничения вопросов ведения и полномочий между федеральным центром, субъектами федерации и органами местного самоуправления, соответствия доходов бюджета расходам, методики определения бюджетных ресурсов, необходимых для реализации каждого расходного обязательства, системы закрепления налоговых доходов за каждым уровнем бюджетов, принятых методик межбюджетного выравнивания.
Решение
проблемы установления справедливых и
прозрачных методик и процедур распределения
консолидированных бюджетных
Кроме того,
число налогов, закрепленных за бюджетами
субъектов РФ и муниципалитетами,
сократилось, а доля межбюджетных трансфертов
увеличилась. В сложившейся ситуации
не может быть обеспечена финансовая
самостоятельность
Также необходимо отказаться от финансирования социальных расходов с федерального уровня и передать реальные полномочия по их финансированию на региональный и местный уровень за счет радикального перевода межбюджетных трансфертов (преимущественно субсидий и дотаций) в налоговые доходы региональных и местных бюджетов. [13]
С целью увеличения доходов местных бюджетов в первоочередном порядке необходимо реализовать следующий комплекс законодательных и иных мер: упрощение оформления в собственность физических лиц недвижимости, земельных участков; формирование достоверной базы о плательщиках местных налогов, упрощение и удешевление оформления земель сельскохозяйственного назначения в собственность, наделение органов местного самоуправления муниципальных образований полномочиями по администрированию местных налогов и др. В долгосрочной перспективе, с целью создания долгосрочных и устойчивых стимулов для увеличения доходной базы, необходимо переходить от взимания налога на доходы физических лиц по месту работы к взиманию по месту регистрации гражданина, налога на прибыль не по месту регистрации предприятия, а, по месту его физического нахождения.
Следует так же обратить внимание на проблемы нестабильности федерального законодательства "о полномочиях", нестабильности, усложненности бюджетного законодательства. Одним из принципиальных недостатков Бюджетного кодекса РФ является отсутствие основополагающих критериев межбюджетного выравнивания и критериев установления методик формирования и распределения средств различных фондов. В отсутствие таких критериев, наделение Правительства РФ полномочиям устанавливать методики межбюджетного выравнивания приводит к еще большей нестабильности законодательства и непрозрачности бюджетного процесса. [14]
3.3 Совершенствование бюджетного федерализма как стратегическая цель бюджетной реформы РФ
Все бюджеты
РФ, входящие в бюджетную систему
страны взаимосвязаны между собой
в рамках межбюджетных отношений. Для
формирования организационной системы
управления бюджетным устройством
страны и совершенствования
Бюджетный федерализм - это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере. [19]
Его реализация
осуществляется главным образом
в ходе бюджетного процесса при мобилизации
бюджетных доходов и
В настоящее время процесс создания бюджетного федерализма в России еще продолжается. Предстоит решение ряда проблем:
1) полномочия
всех уровней власти по
2) передача
расходов с бюджетов верхнего
уровня на бюджеты нижнего
уровня должна быть полностью
компенсирована одновременно
3) должны
быть устранены встречные
4) следует
максимально сократить
С этой целью следует:
более четко разграничить бюджетные полномочия между различными уровнями власти;
фиксировать
в федеральных и региональных
законодательных актах
создать более эффективный механизм корректировки диспропорций в формировании территориальных бюджетов;
создать механизм межбюджетных отношений, основанный на принципах прозрачности, гласности, равенстве возможностей получения помощи и льгот для всех территорий;
внедрить
в практику формирования территориальных
бюджетов нормативно-расчетные методы,
основанные на разработке исполнительными
органами власти и утверждении
Таким образом,
актуальной является проблема расширения
собственной доходной базы бюджетов
регионов и местных органов
Централизация
доходов бюджетной системы, достижение
сбалансированности бюджетов РФ и муниципальных
образований не представляется возможным
без постепенной
Для совершенствования межбюджетных отношений необходимо оказывать поддержку субъектам Федерации таким образом, чтобы оставить им стимулы к развитию собственных источников дохода; сделать схему группировки территорий по экономическим районам с учетом их экономического потенциала и природных условий более упорядоченной; совершенствовать механизм оказания финансовой помощи, ориентировав его на решение задачи горизонтальной сбалансированности бюджетов; ввести эффективный механизм предоставления инвестиций для выравнивания уровней социально-экономического развития регионов и т.д. [19]
Заключение
Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная
система представляет собой совокупность
бюджетов государства, его административно-
Бюджетная система государства структурно определяется степенью распределения полномочий между органами власти различных уровней по отношению к концентрации финансовых средств и их распределению.
Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:
Информация о работе Социально – экономическая сущность бюджетного устройства и бюджетной системы