Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:45, курсовая работа
Цель работы - роль муниципальных финансов в развитии местного хозяйства и улучшении социального обслуживания населения муниципального образования на примере города Архангельска. Задачами работы являются:
Муниципальные финансы и правовая база их функционирования.
Финансовые ресурсы муниципалитетов и их состав.
Основные направления использования муниципальных финансовых ресурсов.
Роль муниципальных финансов в развитии местного хозяйства и улучшении социального обслуживания населения
Муниципальный кредит это совокупность кредитных отношений, возникающих между местными органами власти и физическими и юридическими лицами, при которых местный орган власти выступает как кредитор (предоставляет средства другим лицам), как заемщик (привлекает средства физических и юридических лиц) или как гарант (берет на себя ответственность за погашение долговых обязательств других лиц). Чаще всего орган местного самоуправления выступает в роли заемщика средств, однако это право часто ограничивается, вплоть до запрета заимствований, со стороны вышестоящих уровней власти. Введение ограничений в данной сфере отношений вызывается необходимостью предотвращения возникновения структурных дисбалансов местных бюджетов и банкротства муниципалитетов.
Финансы предприятий, находящихся в муниципальной собственности, ¾ неотъемлемое звено муниципальных финансов во всех странах. К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на правах собственности местным органам власти. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Права собственности от имени муниципального образования осуществляет орган местного самоуправления и другие лица.
В муниципальной собственности могут находиться:
Муниципальная собственность является важным элементом экономической основы самостоятельности и независимости органов местного самоуправления и используется как инструмент социальной защиты и финансовой поддержки отдельных социальных групп. Муниципальные предприятия, для которых характерно их общественное назначение, обычно не ставят целью своей деятельности получение прибыли. Тем не менее в ряде случаев может преследоваться и финансовый интерес (например, проникновение в новые сферы коммерческой деятельности), что позволяет привлекать в местные бюджеты дополнительные доходы. Традиционными сферами хозяйственной деятельности местных органов власти являются: жилищное хозяйство; коммерческо-бытовое обслуживание населения; благоустройство территорий; охрана окружающей среды.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам
Субъектов РФ предоставляются выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ; субсидий бюджетам субъектов РФ; субвенций бюджетам субъектов РФ; иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ.
Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ из других бюджетов субъектов РФ предоставляются в форме субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты из местных бюджетов бюджетам субъектов РФ предоставляются в форме субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов РФ для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).
Межбюджетные трансферты местным бюджетам предоставляются из бюджетов субъектов РФ и других местных бюджетов.
Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам предоставляются в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов); субсидий местным бюджетам; субвенций местным бюджетам; иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам.
Межбюджетные трансферты местным бюджетам из других местных бюджетов предоставляются в форме дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений; субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера; иных межбюджетных трансфертов.
В бюджетах всех уровней бюджетной системы Российской Федерации создаются фонды, из которых предоставляются межбюджетные трансферты. Так, в составе федерального бюджета создаются:
Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, который образует совокупность дотаций из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
Федеральный фонд компенсаций, который образует совокупность субвенций из федерального бюджета;
Федеральный фонд софинансирования расходов, который образует совокупность субсидий из федерального бюджета.
Аналогичные фонды создаются в бюджетах субъектов РФ (региональные фонды финансовой поддержки поселений, региональные фонды финансовой поддержки муниципальных районов или городских округов, региональные фонды компенсаций и региональные фонды софинансирования расходов) и в бюджетах муниципальных районов (районные фонды финансовой поддержки поселений). Порядок их образования аналогичен порядку формирования фондов в составе федерального бюджета.
Межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам н формах дотаций, субсидий и субвенций, представляют собой безвозмездные поступления. При этом доходы бюджета, полученные в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций, являются его собственными доходами.
В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010—2012 годах» отмечается, что, несмотря на положительные изменения и системе межбюджетных отношений и в организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, достигнутые в ходе реформы межбюджетных отношений, сохраняются существенные диспропорции доходов и расходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.
Объем принятых на этих уровнях бюджетной системы РФ расходных обязательств зачастую существенно превосходит объем доходов. В условиях снижения доходов и сохранения практически на прежнем уровне расходных обязательств проблема несбалансированности бюджетов усугубляется. Действующая система разграничения расходных обязательств между уровнями власти п управления в отдельных случаях не обеспечивает эффективного предоставления бюджетных услуг.
Неоправданно возросло число субвенций и субсидий, не связанных с реализацией государственных полномочий, что с одной стороны, усложняет их администрирование, а с другой ограничивает самостоятельность и ответственность органов государственной власти субъектов РФ, приводит к дублированию и распылению бюджетных средств. Софинансирования со стороны Российской Федерации, по сути, превращается в финансирование того или иного расходного обязательства субъекта РФ.
Ответственность органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за обеспечение эффективного расходования средств, создание базы для расширения собственного доходного потенциала снижается. Практически отсутствуют стимулы для увеличения собственной доходной базы региональных и местных бюджетов. В ряде субъектов РФ и муниципальных образований управление бюджетным процессом остается на низком уровне, не внедряются в бюджетный процесс принципы бюджетирования, ориентированного на результат, отсутствует система оценки эффективности бюджетных расходов.
1.3 Основные направления использования муниципальных финансовых ресурсов
Согласно основному назначению муниципальных финансов — финансовому обеспечению полномочий органов местного самоуправления, средства местных бюджетов направляются на осуществление расходов', по решению вопросов местного значения, находящихся в компетенции органов местного самоуправления данного муниципального образования; по реализации делегированных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий; по осуществлению полномочий, делегированных другими органами местного самоуправления.
Первая группа расходов — по удовлетворению основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципального образования, включает расходы по:
реализации конституционных прав граждан на обязательное общее образование, социальную защиту, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи в муниципальных учреждениях;
Вторая группа включает расходы по финансовому обеспечснию полномочий, составляющих компетенцию органов государственной власти РФ и субъектов РФ и переданных ими органам местного самоуправления единовременно, на определенный срок либо бессрочно. Традиционно делегирование органам местного самоуправления государственных полномочий рассматривается как инструмент децентрализации государственной власти, способствующий повышению эффективности государственного управления на местном уровне, исходя из интересов населения и с учетом местных традиций.
Финансовое обеспечение
органами местного самоуправлении делегируемых
им отдельных государственных
объем расходов местных бюджетов на осуществление деле гируемых полномочий не может превышать величину среда и полученных от органов государственной власти в счет обеспечения таких полномочий;
условия и порядок дополнительного использования собственных доходов местных бюджетов для финансирования делегируемых государственных полномочий подлежит регламентации II уставе муниципального образования;
порядок расходования органами местного самоуправления средств на осуществление делегируемых государственных полномочий устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов РФ.
Выделение третьей группы расходов обусловлено правом органов местного самоуправления муниципальных районов на делегирование части своих полномочий органам местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав данного муниципального района, и напротив — передачей органами местного самоуправления поселений части своих полномочий в пользу муниципальных районов.
Финансовое обеспечение органами местного самоуправления делегируемых им полномочий по решению вопросов местного значения, находящихся в ведении других муниципальных образований, осуществляется на основе соглашения органов местного самоуправления и в пределах средств, полученных в порядке компенсации дополнительных расходов.
Органы местного самоуправления могут инвестировать средства местных бюджетов в уставные капиталы организаций, предоставлять бюджетные кредиты на финансирование временных кассовых разрывов других бюджетов. Размещение средств местных бюджетов на банковских депозитах федеральным законодательством не допускается.
Наряду с местными бюджетами экономическую основу местного самоуправления могут составлять бюджеты муниципальных внебюджетных фондов, являющиеся самостоятельным звеном муниципальных финансов.
Бюджет муниципального внебюджетного фонда — фонд денежных средств, образуемый вне бюджета муниципального образования и предназначенный для реализации отдельных потребностей местного сообщества (обеспечение природоохранных мероприятий, охраны памятников истории и культуры и др.).
Функционирование бюджетов муниципальных внебюджетных фондов основано на целевой направленности в формировании финансовых ресурсов, когда мобилизация денежных средств осуществляется с учетом заранее обозначенных и конкретизированных направлений их использования.
В Российской Федерации формирование бюджетов муниципальных внебюджетных фондов осуществлялось до 1994 г. Право органов местного самоуправления на образование бюджетом муниципальных внебюджетных фондов было сформулировано и Законе РСФСР от 06.07.1991 №1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР». Необходимость формирования бюджетов муниципальных внебюджетных фондов была продиктована стремлением обеспечить концентрацию финансовых средств на приоритетных для муниципального образования задачах или особо значимых программах; использовать целевую направленность отдельных видов доходов; гарантировать выполнение определенных расходных обязательств независимо от результатов исполнения местных бюджетов; повысить оперативность управления финансовыми ресурсами. Между тем бюджеты муниципальных внебюджетных фондов не позволили органам местного самоуправления добиться эффективного и рационального использования средств, что было обусловлено рядом факторов: